ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ В СВЯЗИ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19

Резюме

Пандемия COVID‑19 создала серьезные проблемы для медицинского образования, которое на законодательном уровне в РФ было возможно только в очной форме. В весеннем семестре 2019/2020 учебного года обучение анатомии человека в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России было практически полностью переведено в дистанционную форму. Начиная с осеннего семестра 2020/2021 учебного года и по настоящее время обучение проводится в смешанной (очной и дистанционной) форме. Кафедрой были разработаны и внедрены дистанционные образовательные курсы лекций и практических занятий для студентов всех факультетов, активно применяются занятия в онлайн-режиме в приложении Zoom. Анкетирование студентов показало, что 92% студентов оценивают разработанные кафедрой дистанционные образовательные курсы "очень полезными" либо "полезными". Анализ творческих эссе обучающихся и экспертный опрос преподавателей выявили преимущества и недостатки дистанционного обучения предмета "анатомия человека". Наши результаты указывают на то, что дистанционные лекционные курсы могут эффективно заменить очные лекции. Однако практические навыки, получаемые студентами в ходе контактного обучения с естественными анатомическими препаратами, заменить дистанционным обучением гораздо сложнее. Таким образом, преподавание практических занятий по дисциплине "анатомия человека" с применением дистанционных методов является вынужденной, временной мерой.

Ключевые слова:COVID 19; анатомия; методы преподавания; е-образование; пандемия

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Газизов И.М., Еремеева О.Н., Файзрахманова А.Н. Опыт преподавания анатомии человека в Казанском государственном медицинском университете в условиях противоэпидемических ограничений в связи с пандемией COVID-19 // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 123-133. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-123-133

Пандемия COVID‑19 создала серьезные проблемы для медицинского образования, которое на законодательном уровне, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), в РФ было возможно только в очной форме. В связи с пандемией во всем мире наблюдался беспрецедентный переход на онлайн-обу­чение медицинского образования [1]. Преподавание в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России не стало исключением. В весеннем семестре 2019/2020 учебного года студенты I-II курса (более 800 обучающихся), изучающие анатомию человека, в связи с проводимыми противоэпидемическими мерами были полностью переведены на дистанционное обучение. К началу пандемии COVID‑19 кафедра нормальной анатомии имела функционирующие электронные ресурсы в виде образовательных курсов для отработки лекций студентами, обучающимися на всех факультетах на внутренней онлайн-платформе университета на базе Moodle с ограниченным доступом. Ограниченный доступ обеспечивался IT-отделом, выдающим логины и пароли для входа на онлайн-платформу только обучающимся и преподавателям университета. Практические занятия до пандемии проводились только в очной форме и не имели электронных форм сопровождения. Таким образом, перед кафедрой нормальной анатомии стояла задача по организации дистанционного образовательного процесса в условиях противоэпидемических ограничений в связи с пандемией COVID-19.

Ключом к решению проблемы преподавания в медицинских университетах во время пандемии COVID‑19 стали образовательные платформы и программы для проведения онлайн-видеоконференций на основе IT-технологий [2]. Набор выбранных методов в преподавании дисциплины "анатомия человека" во время пандемии в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России в общих чертах соответствовал мировой практике. Нами были использованы образовательные курсы на базе Moodle. База Moodle также была успешно применена во время пандемии в медицинском факультете университета Магдебурга им. Отто фон Герике (Германия) [3] и в медицинском факультете Лейпцигского университета (Германия) [4]. Применение нами приложений Zoom либо Microsoft Teams для проведения практических занятий и лекций также являлось универсальным. Так, в Университете Виттена/Хердекке (Германия) [5] на кафедре анатомии Национального университета Сингапура [6], в медицинском факультете Иорданского университета науки и технологий [7] занятия преимущественно проходили в приложении Zoom. В университете им. Бен Гуриона (Израиль) курс патологии применял приложение Zoom для лекций и части практических занятий [8]. В Медицинском университете Ганновера только практические занятия проходили в виде вебинаров, лекции предоставлялись в виде видеофайлов [9]. В медицинском колледже Университета им. Мухаммеда бин Рашида (ОАЭ) практические занятия проводили в программе Microsoft Teams и WhatsApp [10].

В 2020/2021 и 2021/2022 учебных годах преподавание анатомии человека на кафедре нормальной анатомии Иорданского университета науки и технологий осуществляется в режиме смешанного - ​очного и дистанционного - ​обучения. Все лекции читаются дистанционно, практические занятия проводятся ​очно либо дистанционно. Дистанционное преподавание практических занятий проводится в следующих случаях: 1) у части иностранных студентов, которые не могут въехать на территорию РФ из-за закрытых границ; 2) фактическое подтверждение COVID у преподавателя либо у студентов; 3) соответствующий приказ ректора Иорданского университета науки и технологий.

Цель данной статьи - ​представление профессиональному сообществу преподавателей медицинских университетов опыта преподавания "анатомии человека" в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России в условиях противоэпидемических ограничений в связи с пандемией COVID-19.

Материал и методы

Учебно-методический отдел ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России с самого начала пандемии COVID‑19 направлял всем подразделениям вуза рекомендации по реализации дистанционных занятий. Рекомендации еженедельно обновлялись и совершенствовались. При этом рекомендации сохраняли определенную степень свободы в выборе подходов преподавания, что позволяло кафедрам определить свой индивидуальный набор методов преподавания.

Организация дистанционного образования

Кафедра нормальной анатомии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России при организации дистанционного образования актуализировала и дополнила образовательные лекционные курсы на внутренней онлайн-платформе университета на базе Moodle, которые до пандемии использовались для отработки пропущенных лекций, и создала новые образовательные курсы практических занятий.

Лекции

Образовательные лекционные курсы к началу пандемии имели прикрепленный файл презентации лекции и тестовые вопросы для оценки усвоения материалов лекции. В условиях дистанционного образования все лекции проводились в приложении Zoom, лекторы осуществляли запись, сохраняли ее в облачных хранилищах и добавляли гиперссылку к лекции на образовательном лекционном курсе на образовательном портале.

Практические занятия

Быстрое и эффективное введение дистанционного образования для практических занятий оказалось невозможно. Практические занятия первые 2 нед локдауна проводились в виде индивидуальных заданий от преподавателя, которые студенты после выполнения пересылали по электронной почте преподавателям и в виде видеосвязи/сотовой связи на базе приложений Skype и WhatsApp.

К 3-й неделе локдауна кафедра нормальной анатомии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России запустила образовательные курсы на внутренней онлайн-платформе университета на базе Moodle, которые дорабатывались каждую неделю к предстоящим занятиям. Образовательные курсы практических занятий к каждой теме содержали файлы с текстовой информацией - ​учебно-методические пособия кафедры, собственные видеофайлы - ​записи разбора анатомических органов, выполненных на кафедре нормальной анатомии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, и ссылки на видеофайлы сторонних источников (другие медицинские вузы), тестовые задания для самоконтроля по теме текущего занятия, индивидуальные задания для каждой академической группы.

Практические занятия проводились в приложении Zoom либо в виде "задания" на образовательном курсе. При обучении через приложение Zoom проводились все этапы занятия, анатомические препараты заменялись схемами, рисунками из атласов по анатомии человека, презентациями по теме занятия. При обучении в виде "задания" на образовательном курсе на базе Moodle студенты получали индивидуальное задание на занятие, на которое они составляли развернутый ответ с применением анатомической терминологии на латинском языке в пределах времени практического занятия академической группы по расписанию. Ответ каждого студента оценивался преподавателем от 0 до 100 баллов, для обеспечения обратной связи преподаватель оставлял комментарии с разъяснением ошибок и недочетов в ответе.

Модульное занятие организовывалось в образовательном курсе в виде тестов "с коротким ответом", требующих написания студентами ответов, - ​анатомических терминов на латинском языке в режиме онлайн. В виду наличия различий в анатомической терминологии для ряда терминов, зависящих от года издания и автора учебника, при создании тестовых вопросов было необходимо указать все возможные верные варианты ответов для каждого отдельно взятого вопроса. Сотрудниками кафедры были разработаны от 300 до 1000 тестовых вопросов для каждого из 6 модулей по дисциплине "анатомия человека".

Преподавание "анатомии человека" у иностранных студентов, обучающихся на языке-носителе (английский язык) проводилось по тем же принципам, что и у русскоязычных студентов. Для них к имеющимся 2 образовательным лекционным курсам были созданы отдельные 3 образовательных курса практических занятий: для студентов I курса лечебного факультета [Distant education of Human Anatomy Locomotion Apparatus (coronavirus)], II курса лечебного факультета [Distant education of Human Anatomy 2nd term dentistry (coronovirus)] и I курса стоматологического факультета [Distant education of Human Anatomy 2nd term dentistry (coronovirus)]. В осеннем семестре 2020/2021 учебного года 2 образовательных курса по анатомии человека для студентов лечебного факультета, обучающихся на английском языке, были объединены в один курс, а семестровый курс для студентов стоматологического факультета был расширен до полного курса дисциплины.

Подготовка видеоматериала

Запись видеоматериала проводилась камерой Fujifilm XT‑30 со стабилизатором Zhiyun Crane plus и микрофоном boya by m1. Видеоматериал загружали на облачные хранилища, ссылку к которым размещали на образовательных курсах дисциплины.

Социологические исследования

С целью оценки преимуществ и недостатков дистанционного образования со стороны обучающихся и со стороны преподавателей нами был проведен количественный социологический метод исследования - ​анкетирование на основе анкеты "Кафедра глазами студента", ежегодно предоставляемой отделом менеджмента качества ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, дополненной вопросами о дистанционных образовательных курсах. Результаты анкетирования подвергали статистической обработке с помощью программы Microsoft Excel. Также нами были проведены качественные социологические исследования: экспертный опрос среди преподавателей кафедры нормальной анатомии и творческое эссе среди студентов ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России.

Результаты и обсуждение

В результате учебно-методической работы коллективом кафедры нормальной анатомии человека ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России были актуализированы дистанционные лекционные образовательные курсы (табл. 1) и созданы дистанционные образовательные курсы практических занятий (табл. 2) по дисциплине "анатомия человека" для студентов, обучающихся по всем специальностям. Таким образом, образовательные курсы на данный момент содержат созданные на кафедре обучающие видеоматериалы по различным темам, тестовый контроль знаний по каждой теме дисциплины, ссылки на внешние источники, содержащие видеоматериалы, ссылки к учебно-методическим пособиям кафедры.

Таблица 1. Лекционные курсы по анатомии человека на образовательном портале ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России

Таблица 2. Образовательные курсы практических занятий по анатомии человека, согласно рабочей программе дисциплины, на образовательном портале ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России

Анкетирование студентов показало, что для 92% студентов разработанные кафедрой дистанционные образовательные курсы лекций и практических занятий были "очень полезными" либо "полезными". Для стимуляции создания дистанционных образовательных курсов ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России весной 2020 г. объявил внутренний конкурс на лучший дистанционный курс. В результате конкурса кафедра нормальной анатомии заняла 2-е место в конкурсе "Лучшая практика дистанционного обучения в условиях распространения коронавирусной инфекции". При этом мы считаем, что переход на дистанционное образование в 2019/2020 учебном году и на смешанное образование (очное и дистанционное) в 2020/2021, 2021/2022 учебных годах не снизил эффективность усвоения знаний по дисциплине "анатомия человека" на кафедре нормальной анатомии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России. Данное предположение мы делаем на основе показателей успеваемости студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов по результатам основной сессии в период с 2014/2015 по 2021/2022 учебный год (неопубликованные данные, материал для будущей публикации).

Анализ творческих эссе обучающихся на тему "Преимущества и недостатки дистанционного образования анатомии человека" выявил результаты, представленные в табл. 3. Экспертный опрос преподавателей кафедры нормальной анатомии показал результаты, представленные в табл. 4.

Таблица 3. Преимущества и недостатки дистанционного образования анатомии человека, по мнению обучающихся

Таблица 4. Преимущества и недостатки дистанционного образования анатомии человека, по мнению преподавателей кафедры нормальной анатомии человека ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России

В целом, обращает на себя внимание факт достаточно объективной оценки дистанционного обучения "анатомии человека" преподавателями и студентами. Обе группы респондентов указали на то, что проведение онлайн-лекций является эффективным образовательным процессом. Данное обстоятельство, хоть и ретроспективно, может являться дополнительным аргументом в пользу правильности решения ученого совета ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России о проведении всех потоковых лекций в 2021/2022 учебном году в онлайн-режиме. Таким образом, мы сделали вывод, что онлайн-лекции по дисциплине "анатомия человека" практически осуществимы, эффективны и могут быть рекомендованы и после окончания пандемии COVID‑19. Респонденты также сошлись во мнении, что к преимуществам дистанционного образования стоит отнести экономию времени и денег на транспорт, отмеченные в других исследованиях [5, 7]. Следует отметить, что экономический эффект от внедрения дистанционного образования на снижение стоимости обучения был ранее опубликован в ряде статей [11, 12] и косвенно согласуется с наблюдениями наших респондентов. И студенты, и преподаватели указали, что дистанционное обучение в качестве противоэпидемической меры против COVID‑19 является значимой и действенной мерой, что согласуется с результатами схожего опроса, проведенного после дистанционного курса "анатомии человека" в университете Магдебурга [3]. Другим преимуществом дистанционного образования, с которым согласились респонденты, является комфорт домашних условий, что, по мнению некоторых авторов, может улучшать внимание обучающихся и результаты учебы [13]. Однако комфорт домашних условий мы не рассматриваем в качестве весомого фактора, влияющего на эффективность обучения. Мы разделяем с другими исследованиями убежденность в том, что на эффективность онлайн-обучения больше влияют такие параметры, как возраст, отношение, удовлетворенность и уровень вовлеченности [14]. Онлайн-обучение можно также рассматривать как элемент подготовки к будущей профессии, которая все больше и больше подвергается цифровой трансформации [15].

Обе группы респондентов также сошлись по многим пунктам во мнениях о недостатках дистанционного обучения. Самым важным и объективным недостатком является отсутствие естественных анатомических препаратов, позволяющих формировать практические навыки на основе визуального, тактильного, пространственного восприятия и инструментального подхода. Подобные недостатки дистанционного обучения были отмечены многими авторами [3, 7, 16]. Вторым по значимости недостатком дистанционного обучения, по нашему мнению, являются технические проблемы, связанные с подключением к Интернету, наличием компьютера либо смартфона и установкой приложений, выявленные и в других исследованиях [1, 7-9]. Третью группу недостатков дистанционного обучения мы характеризуем как "коммуникативные" недостатки, в основе которых лежит отсутствие личного социального, психологического контакта между участниками образовательного процесса, отмеченное и в других исследованиях [3, 7, 9]. К третьей группе также можно отнести следующие отмеченные респондентами недостатки: отсутствие живого контакта с преподавателем; отсутствие взаимодействия с одногруппниками; отсутствие полного погружения в занятие; невозможность оценить степень заинтересованности и уровень понимания материала студентами, проблемы с концентрацией внимания студентов на преподавателе.

Выводы

Наши результаты указывают на то, что дистанционные лекционные курсы могут эффективно заменить очные лекции. Однако практические навыки, получаемые студентами в ходе контактного обучения с естественными анатомическими препаратами, заменить дистанционным обучением гораздо сложнее. Таким образом, преподавание практических занятий по дисциплине "анатомия человека" с применением дистанционных методов является вынужденной, временной мерой.

Кафедра анатомии ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России получила большой опыт преподавания в условиях пандемии COVID‑19 и продолжит работу по разработке новых подходов и оптимизации существующих методов преподавания анатомии в условиях продолжающегося смешанного (очного и дистанционного) режима обучения.

Литература/References

1. Gill D., Whitehead C., Wondimagegn D. Challenges to medical education at a time of physical distancing. Lancet. 2020; 396 (10 244): 77-9.

2. Bruns C., Herrmann T., Böckmann-Barthel M., Rothkötter H.J., Bernarding J., Plaumann M. IT support in emergency remote teaching in response to COVID-19. GMS J Med Educ. 2021; 38 (1): Doc16. DOI: https://www.doi.org/10.3205/zma001412. PMID: 33659621; PMCID: PMC7899103.

3. Wolniczak E., Roskoden T., Rothkötter H.J., Storsberg S.D. Course of macroscopic anatomy in Magdeburg under pandemic conditions. GMS J Med Educ. 2020; 37 (7): Doc65. DOI: https://www.doi.org/10.3205/zma001358. PMID: 33364344; PMCID: PMC7740037.

4. Röhle A., Horneff H., Willemer M.C. Practical teaching in undergraduate human and dental medical training during the COVID-19 crisis. Report on the COVID-19-related transformation of peer-based teaching in the Skills Lab using an Inverted Classroom Model. GMS J Med Educ. 2021; 38 (1): Doc2. DOI: https://www.doi.org/10.3205/zma001398. PMID: 33659607; PMCID: PMC7899122.

5. Knie K., Schwarz L., Frehle C., Schulte H., Taetz-Harrer A., Kiessling C. To zoom or not to zoom - the training of communicative competencies in times of COVID-19 at Witten/Herdecke University illustrated by the example of "sharing information". GMS J Med Educ. 2020; 37 (7): Doc83. DOI: https://www.doi.org/10.3205/zma001376. PMID: 33364362; PMCID: PMC7740036.

6. Srinivasan D.K. Medical Students’ Perceptions and an Anatomy Teacher’s Personal Experience Using an e-Learning Platform for Tutorials During the Covid-19 Crisis. Anat Sci Educ. 2020; 13 (3): 318-9. DOI: https://www.doi.org/10.1002/ase.1970. Epub 2020 May 13. PMID: 32374937.

7. Sindiani A.M., Obeidat N., Alshdaifat E., Elsalem L., Alwani M.M., Rawashdeh H., Fares A.S., Alalawne T., Tawalbeh L.I. Distance education during the COVID-19 outbreak: A cross-sectional study among medical students in North of Jordan. Ann Med Surg (Lond). 2020; 59: 186-94. DOI: https://www.doi.org/10.1016/j.amsu.2020.09.036. Epub 2020 Oct 2. PMID: 33042535; PMCID: PMC7531436.

8. Samueli B., Sror N., Jotkowitz A., Taragin B. Remote pathology education during the COVID-19 era: Crisis converted to opportunity. Ann Diagn Pathol. 2020; 49: 151612. DOI: https://www.doi.org/10.1016/j.anndiagpath.2020.151612. Epub 2020 Aug 29. PMID: 32891922; PMCID: PMC7455795.

9. Mikuteit M., Steffens S., Grigull L., Kühnle L., Behrends M., Schmidt R., Mücke U. Rapid development of a digital module during the COVID-19 pandemic in undergraduate medical education of pediatrics by teachers and students. GMS J Med Educ. 2020; 37 (7): Doc66. DOI: https://www.doi.org/10.3205/zma001359. PMID: 33364345; PMCID: PMC7740020.

10. Naidoo N., Akhras A., Banerjee Y. Confronting the Challenges of Anatomy Education in a Competency-Based Medical Curriculum During Normal and Unprecedented Times (COVID-19 Pandemic): Pedagogical Framework Development and Implementation. JMIR Med Educ. 2020; 6 (2): e21701. Published 2020 Oct 7. DOI: https://www.doi.org/10.2196/21701

11. Deming D., Goldin C., Katz L., et al. Can online learning bend the higher education cost curve? Am. Econ. Rev. 2015; 105 (5): 496-501. DOI: https://doi.org/10.1257/aer. p20151024

12. 100 Essential E-Learning Statistics for 2020, E-student.org. URL: https://e-student.org/e-learning-statistics/. (Accessed 22 June 2020). Published 2020.

13. Kay D., Pasarica M. Using technology to increase student (and faculty satisfaction with) engagement in medical education, Adv. Physiol. Educ. 2019; 43 (3): 408-13. DOI: https://doi.org/10.1152/advan.00033.2019

14. Pei L., Wu H. Does online learning work better than offline learning in undergraduate medical education? A systematic review and meta-analysis, Med. Educ. Online 24. 2019 (1): 1666538. DOI: https://doi.org/10.1080/

15. Friedman C.P., Donaldson K.M., Vantsevich A.V. Educating medical students in the era of ubiquitous information, Med. Teach. 2016; 38 (5): 504-9. DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2016.1150990

16. Dosher B., Lu Z.-L. Visual perceptual learning and models. Annu Rev Vis Sci 2017; 3: 343-63. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-vision-102016-061249

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
РОСМЕДОБР 2021
Вскрытие
Медицина сегодня
XIII международный форум "Росмедобр-2022

15-17 сентября на площадке "Рэдиссон Славянская Отель и Бизнес-центр" в Москве состоится XIII международный форум "Росмедобр-2022. Инновационные обучающие технологии в медицине" - крупнейшее ежегодное событие в сфере медицинского образования в русскоязычном пространстве....

RHINOLOGY WORLD CONGRESS 2022 IRS-ISIAN

RHINOLOGY WORLD CONGRESS 2022 IRS - ISIAN объединил мировое ринологическое сообщество в городе на Неве В разгар лета Россия впервые приняла гостей и участников RHINOLOGY WORLD CONGRESS 2022 IRS-ISIAN. Ежегодно это событие, местом проведения которого в разное время были...

XXI РОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС "Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии" с международным участием

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! 21-23 сентября 2022 года в Гостиничном комплексе "Космос" ( 129366, г. Москва, проспект Мира, д. 150) состоится XXI РОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС "Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии" с международным участием XXI МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»