ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

Резюме

Данная статья является отражением опыта дистанционного обучения базовым медицинским дисциплинам с использованием активных методов обучения.

Цель работы - ​ознакомить с принципами проблемно-ориентированного обучения и его применением в качестве нового метода на дистанционных обучающих платформах.

Высокое качество образования, желание достижения поставленных целей, креативность, готовность решать коммуникативные задачи - ​это реальные требования в современной жизни. Поэтому медицинский университет несет ответственность за качество подготовки и формирование общеобразовательных, базовых, профессиональных компетенций у молодых специалистов.

Поскольку дистанционное образование становится неотъемлемой частью высшего образования, информационно-коммуникационные и компьютерные технологии расширяют возможности для получения качественных знаний и компетенций.

Ключевые слова:проблемно-ориентированное обучение; дистанционное образование; образовательные платформы; методика проведения; рефлексия

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Барышникова И.А., Абикенова Ф.С., Жиенбаева К.М., Сулейменова Б.М., Карипова А.М. Преимущества использования дистанционных платформ в проблемно-ориентированном обучении // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 115-122. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-115-122

Наиболее перспективные пути подготовки будущего специалиста интегрируют принципы проблемности и моделирования профессиональной деятельности.

Новое поколение - ​новое восприятие информации, а значит, есть необходимость практичного метода обучения, развивающего критическое мышление у современного студента. Этому соответствуют новые образовательные технологии: проблемно-ориентированное обучение (problem-based learning, PBL), командно-ориентированное обучение, обучение на основе клинического случая и базированное на симуляционных технологиях [1, 2].

PBL дает обучающимся возможность решать сложные задачи, искать, анализировать, синтезировать и применять информацию, чтобы решить проблемы, поставленные перед ними в самом начале.

Материал и методы

Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая способствует развитию навыка самостоятельной деятельности, креативному мышлению и самостоятельному решению проблем.

На кафедре патологии на III курсе специальности "медицина" изучаютcя следующие дисциплины: механизмы болезни дыхательной, сердечно-сосудистой, крове­творной, эндокринной, опорно-двигательной, нервной, пищеварительной и мочевыделительной системы. Кейсы (сценарии клинических ситуаций) составлены согласно разработанным методическим указаниям и загружены в интернет-платформу Open Labyrinth. Каждый кейс включает разные сценарии возникновения, течения, возможных исходов, лечения и профилактики того или иного клинического случая.

Для дистанционного обучения имеется большой выбор современных платформ. Мы используем рекомендованные университетом платформы Webex и McTeams.

Cisco WebEx - ​это платформа для проведения любых web-конференций, позволяющая участникам иметь совместный доступ к рабочему столу, клавиатуре и мыши, документам MS Office и другим программным приложениям, видео, чатам и обмену личными сообщениями, запись web-сессии, голосование, средства аннотации и многое другое [3].

Teams-платформа также позволяет организовывать текстовые и голосовые чаты и видеосвязь. К этим мероприятиям можно присоединять как отдельных сотрудников, так и всю команду целиком. Ресурсами Teams можно делать видеоролики и обучающие вебинары без помощи внешних программ. Имеется доступ к файловому хранилищу OneDrive, сервису Sharepoint, почтовому ящику Outlook и т. д. Это дает возможность практически в реальном времени реагировать на любые запросы студентов, коллег или руководства [3].

Методика проведения занятия

1. Студенты подключаются к дистанционной платформе и автоматически распределяются по виртуальным классам (не более 6-8 человек).

2. Студентам поясняют, как они будут дистанционно работать по клиническому случаю (кейсу), знакомят с требованиями, расписанием и оценочными листами.

3. Лидер руководит командой в течение всего процесса, управляет динамикой группы, регулирует последовательность работы на виртуальной доске, умеет организовывать и дисциплинировать команду при обсуждении.

4. В командной работе студенты анализируют конкретную информацию, выделяют ключевые факты, определяют и обосновывают проблемы, формулируют рабочие гипотезы и вопросы для самостоятельного изучения, прослеживают причинно-следственные связи.

5. Тьютор в дистанционном ведении занятий по методу PBL решает вопросы подключения, мониторит дисскусию, способствует самонаправленному приобретению знаний студентов, помогает правильно сформулировать вопросы для изучения; прослеживает причинно-следственную связь и при необходимости направляет студентов в нужное русло; помогает сформулировать сфокусированные четкие проблемные вопросы с акцентом на механизм развития патологии; указывает источники информации. Вся информация фиксируется на онлайн-доске, минимум в 4 позициях:

  • правила работы (для плодотворной и результативной работы в команде);
  • ключевая информация (краткое представление пациентa, дополняется с каждым слайдом);
  • гипотезы (изменение по системам и органам, клинические синдромы);
  • вопросы для домашнего изучения.

Обсуждение кейса начинается демонстрацией слайдов с предоставлением общего доступа к контенту. Студенты рассматривают проблему, дискутируют, делятся идеями, выдвигают гипотезы. В конце 1-го занятия PBL проводится обратная связь со студентами, анализируется их командная и индивидуальная работа, выслушивается мнение каждого участника. Тьютор предлагает поиск материала для изучения возникших вопросов в мультимедийной библиотеке вуза и в других электронных ресурсах. Вся информация по работе студентов по клиническому случаю, рабочие записи сохраняются в папках (файлах) обучающей платформы (каждая папка подписывается группой и доступна), что позволяет в следующую встречу быстро найти информацию по виртуальному пациенту и продолжить дальнейший разбор кейса.

Следующее занятие PBL начинается с напоминания ключевой информации по кейсу.

Подготовленные студентами вопросы для изучения представляются в виде презентаций, таблиц, схем с выводом на экран. Дальнейшее обсуждение клинического случая (кейса) фокусируется на проблеме пациента и уже имеющихся рабочих гипотезах, которые в процессе обсуждения и в свете новой информации могут изменяться.

По завершению клинического случая проводится брифинг с практикующими специалистами в данной области, которые приглашаются на конференцию по ссылке обучающей платформы Webex и McTeams. В итоге каждый студент узнает что-то новое, получает опыт решения профессиональной проблемы и учится работать в команде и самостоятельно, что помогает подготовиться к будущей карьере.

Оценивание

По окончании изучения проблемы (кейса) проводится тестирование по оценке приобретенных знаний на дистанционных платформах Webex и McTeams или же на платформе MOODLE. В тестировании принимали участие 211 студентов III курса по специальности "медицина", в том числе обучающиеся на казахском языке - ​128 студентов, на русском языке - ​83 студента. В результате итоговых заданий, которые включают мини-задачи с интегрированными тестовыми вопросами по смежным дисциплинам, было выявлено следующее: средняя оценка по дисциплине "морфология и физиология" (анатомия, гистология, физиология) - ​90 (34,2%); средняя оценка по дисциплине "патология" (патологическая физиология, патологическая анатомия, биохимия) - ​85 (32,3%); средняя оценка по дисциплине "введение в клинику" (пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика, фармакология) - ​88 (33,5%) (рис. 1).

Рис. 1. Результаты итогового тестирования студентов в процентах (n=211)

По этим данным определяется тесная взаимосвязь между базовыми и клиническими дисциплинами, что, следовательно, стимулирует студентов к изучению клинических компетенций.

Для этапа рефлексии были разработаны анкеты для мониторинга элементов технологии PBL в сравнении с традиционными методами проведения практических занятий.

При анкетировании по выявлению мнения студентов по шкале Лайкерта о проведении PBL-занятий приняли участие 211 человек. Получены следующие результаты: "очень нравится" - ​74 человека (35,07%); "нравится" - ​121 человек (57,3%), "затрудняюсь ответить" - ​14 человек (6,6%), "не нравится" - ​2 человека (0,9%), "совсем не нравится" - ​0 человек (рис. 2).

Рис. 2. Результаты анкетирования студентов в процентах (n=211)

Преобладающему количеству студентов - ​195 из 211, что составило 92,4±3,3%, обучение PBL на дистанционных платформах понравилось. Ответ "совсем не нравится" не встретился ни разу; при этом "Не нравится" - ​только у 2 студентов. Эти результаты можно объяснить скептическим отношением респондентов, что является неотъемлемой частью инновационных идей. Помимо этого, на оценивание повлияли плохой Интернет, недостаточное техническое обеспечение, информационная неграмотность.

Обсуждение

PBL как метод обучения изучается для качественной усвояемости информации, повышения уровня и глубины овладения студентами знаний и навыков и применения их на практике.

В своей статье мы опирались на работы S.A. Seibert (проблемно-ориентированное обучение как путь развития критического мышления) [4], Е.Е. Virtue, B.N. Hinnant-Crawford (эффективные подходы к проблемно-ориентированному обучению с междисциплинарной точки зрения и реализация полученных знаний в реальных условиях) [5], D. Mahmood, Н. Jacobo (эффективные методы оценивания в проблемно-ориентированном обучении) [6], В.Т. Culclasure, К.С. Longest, Т.М. Terry (проблемное обучение - ​одно из средств развития ключевых знаний и навыков у студентов при построении карьеры) [7]; L.T. Car; B.M. Kyaw (использование цифровых технологий в проблемно-ориентированном обучении и применение в медицинском образовании) [8].

Наиболее сложной задачей в процессе ведения проблемно-ориентированного обучения PBL на дистанционных платформах является обучение преподавателей, так как многие специалисты нуждаются в повышении квалификации или переквалификации. По результатам было установлено, что проведение PBL на дистанционных платформах требует огромных усилий со стороны преподавателей в плане подготовки клинических случаев и их сопровождения (видеоролики, публикации, интернет-ресурсы). Справиться с трудностями такого перехода преподавателям вуза помогают обучающие тренинги. Также к недостаткам можно отнести отсутствие личного контакта между студентами и тьютором, в результате наблюдается слабая управляемость деятельностью обучающихся. Отсутствие непосредственного общения с другими студентами, конечно, не мешает проводить дискуссии, но все-таки влияет на мотивацию и самовыражение.

Современные условия глобализации приводят к необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс и должны затронуть как содержание, так и структуру медицинского образования. В Государственных программах развития здравоохранения и медицинского образования Республики Казахстан эти вопросы определены как приоритетные [9, 10].

Технический прогресс и растущий динамизм жизни требуют от человека повышения уровня мобильности, адаптивности к постоянно изменяющимся условиям. Современному студенту необходимо за короткий период находить, получать и усваивать необходимую ему информацию, а также использовать полученные знания в конкретной ситуации после окончания учебы [11]. Он должен научиться выдвигать гипотезы, проверять их, анализировать и обобщать результаты своей деятельности, используя современные информационные технологии. Когда в нашу жизнь плотно вошло дистанционное обучение, эти навыки должны быть пересмотрены и расширены: к ним надо добавить умение учиться и самостоятельно разрешать проблемные ситуации, возникающие в процессе обучения [3].

В настоящее время в Медицинском университете Караганды проводится большая организационная работа по подготовке специалистов для успешного внедрения PBL на дистанционных платформах: проведение семинаров и тренингов для преподавателей, составление подробных методических указаний для тьюторов и студентов, оснащение учебных аудиторий необходимым оборудованием, подготовка качественных кейсов по дисциплинам.

Выводы

Преимущества PBL-обучения:

  • самостоятельное приобретение знаний путем собственной исследовательской деятельности, так как для решения проблемы студентам требуется гораздо большее количество информации, а следовательно, увеличивается объем работы по поиску необходимого материала;
  • у студентов формируются способность ориентироваться в междисциплинарных ситуациях, умение находить и перерабатывать необходимый материал посредством использования различных информационных источников;
  • заинтересованность в конечных результатах, а значит, высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления;
  • с первых курсов приходят понимание практических аспектов своей будущей профессии и подготовка студентов к решению реальных задач;
  • коммуникативные навыки у обучающихся совершенствуются эффективнее, при этом раскрываются и развиваются личные качества каждого студента.

Таким образом, кафедра патологической физиологии пришла к выводу, что дистанционное обучение и умение правильно использовать платформы для проблемно-ориентированного обучения - ​это один из самых удобных способов визуализировать стандартизированного пациента, что позволяет качественно усвоить и закрепить материал, расширить знания, а это является необходимым фактором качественного образования в медицинском университете.

Литература

1. Нуртазин С.Т., Базарбаева Ж.М., Есимсиитова З.Б. Инновационный метод "проблемно-ориентированного обучения" (problem-based learning-PBL) // Успехи современного естествознания. 2013. № 5. С. 112-114.

2. Панина О.А. Роль инновационных образовательных технологий в обучении студентов медицинских вузов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 3. С. 96-97.

3. Таласпекова Ю.П., Абдикадирова Х.Р., Чергизова Б.Т. Дистанционное обучение студентов медицинского ВУЗа с использованием платформ MСTEAMS и CISCO WEBEX // Архивариус. 2020. № 8 (53). С. 14-15.

4. Seibert S.A. Problem-based learning: A strategy to foster generation Z’s critical thinking and perseverance [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1557308720301049

5. Virtue E.E., Hinnant-Crawford B.N. We’re doing things that are meaningful: Student Perspectives of Project-based Learning Across the Disciplines. [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1809&context=ijpbl

6. Mahmood D. Grading for Growth: Using Sliding Scale Rubrics to Motivate Struggling Learners. [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1844&context=ijpbl

7. Culclasure B.T. Project-Based Learning (Pjbl) in Three Southeastern Public Schools: Academic, Behavioral, and Social-Emotional Outcomes. [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1842&context=ijpbl

8. Car L.T. Digital Problem-Based Learning in Health Professions: Systematic Review and Meta-Analysis by the Digital Health Education Collaboration. [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://www.jmir.org/2019/2/e12945/PDF

9. Поздеева С.И. Проблемное и проблемно-ориентированное обучение (Problem-based learning): сравнительный анализ // Ciberian pedagogical Journal. Cер. Comparative Pedagogics 2016. № 2. С. 95-99.

10. Жаутикова С.Б., Медведева И.В., Жиенбаева К.М., Аринова С.М., Барышникова И.А. Преимущества использования проблемно-ориентированного обучения (PBL) в учебном процессе // Образование и наука в современном мире. Инновации. Пенза. 2020. № 4 (29). С. 7-15. ISSN 2414-3448

11. Kek M.Y.C.A., Huijser H. Problem-based Learning into the Future: Imagining an Agile PBL Ecology for Learning. [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://www.pdfdrive.com/problem-based-learning-into-the-future-imagining-an-agile-pbl-ecology-for-learning-d188789896.html

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»