СОЗДАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУЧНОЙ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА

Резюме

В данной работе рассматривается опыт создания междисциплинарной научной группы обучающихся ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России в рамках реализации проекта "Изучение соединений с предполагаемой противоопухолевой фармакологической активностью на основе оловоорганических соединений" на базе молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии.

Цель -проанализировать опыт создания и результаты работы междисциплинарной научной группы обучающихся (I-VI курсов образовательных программ 31.05.01 "Лечебное дело", ординатуры и аспирантуры) с целью оптимизации критериев отбора обучающихся в междисциплинарную научную группу.

Материал и методы. Отображены основные методы формирования междисциплинарной научной группы обучающихся и результаты заочного анкетирования членов молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии. Результатом обработки анкет является вычисление процентных соотношений между различными вариантами ответов. Оценку силы связи между фактором риска и исходом определяли с помощью таблиц сопряженности.

Результаты. Опыт создания и результаты работы междисциплинарной научной группы на базе молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии показал, что социально-профессиональные планы обучающихся тесно связаны с интенсивностью работы в составе продуктивного научного коллектива. Обучение в аспирантуре, докторантуре и последующая работа в профессорско-преподавательском составе в вузе рассматриваются как желаемая перспектива для большинства членов малой исследовательской группы. Формирование междисциплинарных научных групп позволит в долгосрочной перспективе покрыть возрастающие потребности в омоложении профессионального кадрового состава вуза.

Заключение. Сформулированы алгоритм отбора обучающихся в междисциплинарную научную группу и преимущества комплексной долгосрочной подготовки обучающихся в качестве кадрового резерва профессорско-преподавательского коллектива вуза.

Ключевые слова:образовательный процесс; высшее медицинское образование; междисциплинарная научная группа; кадровый потенциал вуза

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Сафроненко А.В., Овсянникова Е.Г., Котиева И.М., Додохова М.А., Ганцгорн Е.В., Куделина О.М., Алхусейн-Кулягинова М.С., Котиева Е.М., Котиева В.М. Создание междисциплинарной научной группы обучающихся как путь развития кадрового потенциала вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 105-113. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-105-113

Модернизация и совершенствование образовательной деятельности для наращивания конкурентоспособного кадрового потенциала сотрудников вуза является приоритетной задачей для планирования стратегического развития университета. Именно кадры в настоящее время становятся основным преимуществом любой образовательной организации. Подготовка в аспирантуре остается основным институтом для получения ученой степени и формирования коллектива для последующей работы в вузе [1]. При обсуждении состояния и перспектив развития российской аспирантуры многие авторы отмечают низкую публикационную активность аспирантов 1-го и 2-го года обучения, а также снижение доли выпускников, защитивших диссертацию в срок [2, 3]. На уровне университета это может привести к потере специалистов высокого уровня на завершающей стадии обучения. Большое количество федеральных, региональных и внутривузовских проектов направлены на поддержку инициатив талантливой молодежи, в том числе в области науки. На наш взгляд, реализация крупномасштабных научных проектов в России должна быть основана на применении инновационных подходов модернизации системы работы обучающихся в научном молодежном кружке. Только при комплексном подходе можно успешно подготовить будущих "высокоресурсных" аспирантов в качестве кадрового резерва профессорско-преподавательского коллектива вуза, мотивированных на научную деятельность.

В условиях неблагоприятной эпидемио­логической обстановки, вызванной распространением вируса SARS-CoV‑2 [4], для успешной реализации образовательных программ и стратегий развития сотрудники ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России успешно апробировали инновационные подходы во время обучения по профилю многих дисциплин [5-9]. Последовательное развитие элементов дистанционного обучения в вузе позволило внедрить наиболее эффективные приемы и во внеаудиторную работу обучающихся, а также обеспечить междисциплинарность научного направления. Над большим экспериментальным проектом "Изучение соединений с предполагаемой противоопухолевой фармакологической активностью на основе оловоорганических соединений" работают специалисты в области следующих специальностей: "фармакология и клиническая фармакология", "организация здравоохранения", "патологическая физиология" и "биологическая химия". Преимущества такого комплексного подхода неоспоримы: работа над проектом расширяет возможности изучения с применением специфических методов каждой области знаний, увеличивает профессиональную подготовку сотрудников и обучающихся в области экспериментальных исследований, значительно повышает практическую значимость работы и т. д.

Опыт создания и результаты работы междисциплинарного коллектива преподавателей и обучающихся на базе кафедры фармакологии и клинической фармакологии описан в данной работе.

Цель - ​проанализировать опыт создания и результаты работы междисциплинарной научной группы обучающихся (I-VI курсов образовательных программ 31.05.01 "Лечебное дело", ординатуры и аспирантуры) с целью оптимизации критериев отбора обучающихся в междисциплинарную научную группу.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Мы разработали алгоритм отбора обучающихся в междисциплинарную рабочую группу. Данная методика осуществляется поэтапно с применением элементов дистанционных технологий (табл. 1).

Таблица 1. Этапы формирования исследовательской группы обучающихся*

* По такому алгоритму отбор обучающихся производится в течение 2 лет (2020-2021).

При подведении итогов работы научно-исследовательского кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии за 2020-2021 гг. обучающимся был предложен авторский опросник. Анкетирование было добровольным и анонимным с соблюдением принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции. От каждого участника опроса было получено информированное согласие. 42 обучающихся различной степени вовлеченности в научно-исследовательскую работу и курса обучения прошли данное анкетирование. Респонденты были разделены на 2 группы по принципу полноценного вхождения в малую междисциплинарную исследовательскую группу (10 человек). К концу 2021 г. остальные обучающиеся находились на разных этапах отбора (32 человека).

Сравнение результатов анкетирования проводили с использованием методов первичной описательной обработки с вычислением процентных соотношений между различными вариантами ответов. Оценку силы связи между фактором риска и исходом определяли с помощью 4-польных таблиц сопряженности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование исследовательской группы - ​это динамический, не останавливающийся процесс. В данном разделе коллектив авторов приведет результаты, полученные за 2 года работы малой междисциплинарной группы обучающихся (табл. 2).

Таблица 2. Результаты работы междисциплинарной научно-исследовательской группы за 2020-2021 гг.*

* Приведены только те работы, в которых соавторами являются обучающиеся.

Кроме продуктивной исследовательской и публикационной деятельности в малой междисциплинарной группе отмечается повышение успеваемости, а также формирование сообщества с совпадающими личностными целями и задачами. Яркими примерами формирования общности в группе можно, на наш взгляд, считать низкую вариабельность ответов при анкетировании (табл. 3, 4).

Таблица 3. Результаты анкетирования обучающихся по вопросу мотивации работы в научно-исследовательском кружке*

* Показатели в процентах даны с применением математического округления.

Таблица 4. Результаты анкетирования обучающихся по вопросу выбора будущей деятельности*

* Показатели в процентах даны с применением математического округления.

Ответы респондентов на вопрос анкеты "Причина вашего активного участия в работе молодежного научного кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии" отображены в табл. 3.

Ответы респондентов на вопрос анкеты "Наиболее предпочтительное направление вашей деятельности после окончания университета?" отображены в табл. 4.

По результатам статистической обработки материала анкетирования обучающихся (табл. 3, 4) выявлена достоверная сильная связь (р≤0,001, коэффициент сопряженности Пирсона от 0,767 до 0,811) между успешной работой в малой исследовательской группе и мотивационными побуждениями, перспективными личностными планами.

ОБСУЖДЕНИЕ

Вместо традиционной и обособленной работы кафедральных научно-исследовательских кружков, направленных на решение научных задач в рамках одной дисциплины, мы предлагаем создание временных (в рамках одного проекта) или постоянно действующих междисциплинарных научных коллективов обучающихся. Как показал отчет нашей научной группы, эффективность работы такого коллектива очень высока (см. табл. 2). Для сравнения приведем результаты работы научно-исследовательского кружка кафедры фармакологии и клинической фармакологии за 2019 г. При непосредственном участии обучающихся было опубликовано 12 тезисов докладов на студенческих конференциях регионального и федерального масштаба, 2 статьи в журналах из перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

К моменту окончания вуза кружковец междисциплинарной группы будет иметь навыки самостоятельного применения различных методов исследования, их интерпретации и статистической обработки в зависимости от цели и задач экспериментальной работы, а также опыт написания научной статьи.

При анализе результатов опроса необходимо обратить внимание на желание обучающихся малой исследовательской междисциплинарной группы овладеть практическими навыками, что, безусловно, даст им конкурентное преимущество при дальнейшем трудоустройстве. Немаловажным является выявленное в процессе создания группы совпадение стимулов обучения и перспективных личностных планов для реализации постдипломной деятельности. Знания, навыки и умения обучающихся в большой мере определяют выбор желаемой деятельности после окончания университета.

Организация междисциплинарных научных групп - ​это постепенная, поэтапная, кропотливая работа профессорско-преподавательского состава по отбору наиболее мотивированного и талантливого контингента обучающихся для развития молодежной научной деятельности в вузе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение описанной схемы отбора обучающихся в практической деятельности кафедр медицинского вуза может способствовать увеличению результативности научно-исследовательских кружков, а также повысить результативность и компетентность будущих аспирантов. Применение сформулированного алгоритма отбора обучающихся в междисциплинарную научную группу и преимущества комплексной долгосрочной подготовки обучающихся в качестве кадрового резерва профессорско-преподавательского коллектива вуза позволят в долгосрочной перспективе покрыть возрастающие потребности в омоложении профессионального кадрового состава вуза квалифицированными, активными и конкурентоспособными сотрудниками. На наш взгляд, описанные этапы формирования исследовательской группы обучающихся являются универсальными и могут быть использованы в работе кафедр медицинского вуза как теоретической, так и практической направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 44-54. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54

2. Бекова С.К. Благополучие аспирантов: обзор исследований и практик // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 422-442. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1635.

3. Гусев А.Б., Юревич М.А. Научная политика России - 2021. Москва, 2021.

4. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001

5. Минаенко Ю.В., Сазонов Н.С., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Изучение дисциплины "Общая и неорганическая химия" на фармацевтическом факультете РостГМУ в рамках очной формы обучения по индивидуальному плану // Материалы научно-практической конференции: Химия: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, 2016. С. 242-243.

6. Горбунова М.О., Распопова Е.А., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Инновационная форма изучения дисциплины "Физическая и коллоидная химия" на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции: Физическая и коллоидная химия - основа новых технологий и современных методов анализа в химической и пищевой отраслях промышленности. Воронеж, 2016. С. 392-396.

7. Ишихов Ю.А., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Инновационная форма изучения дисциплины "Биологическая химия" на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции: Химия: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, 2017. С. 320-322.

8. Щербакова Е.Ю., Сазонов Н.С., Горбунова М.О., Додохова М.А., Метелица И.А. Использование современных информационных технологий в изучении дисциплины "Аналитическая химия" на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции: Химия: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, 2018. С. 363-366.

9. Комарова Е.Ф., Сафроненко А.В., Додохова М.А. Опыт проведения дисциплины "Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии" в условиях дистанционного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4. С. 93-99. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-93-99

10. Федулаев Ю.Н., Орлова Н.В., Каминер Д.Д., Чупракова А.Ю., Савина Д.В., Ломайчиков В.В., Пинчук Т.В. Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 26-39. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12002

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»