РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Резюме

В статье описана российская отраслевая проблематика трансформации дополнительного медицинского образования и связанная с ней ценовая конкуренция, которые приводят к изменению структуры спроса и снижению качества образовательных программ на рынке. Рассмотрены возможности реализации роли университетов не только как разработчиков образовательных программ и провайдеров образовательных услуг, но и как гаранта качественного медицинского образования. Обсуждаются возможности практической реализации концепции предпринимательского университета в непрерывном медицинском образовании. Авторы предлагают стратегии, позволяющие медицинским вузам поддерживать качественно высокий уровень образовательных услуг для медицинских работников, достигая при этом финансовых результатов университета. Цели и задачи - ​провести анализ рынка непрерывного медицинского образования, оценить возможности реализации концепции предпринимательского университета в среде, разработать стратегии повышения конкурентоспособности университетского непрерывного медицинского образования.

Материал и методы. В ходе исследования использовались методы системного анализа, анализа документов, наблюдения, глубинного интервью. Проведен анализ нормативно-правовых актов, данных единого медицинского портала https://edu.rosminzdrav.ru/. Анализ и сегментацию целевой аудитории проводили на основании данных внутренней статистики учащихся факультета.

Результаты. Рассмотрены типовые стратегии провайдеров образовательных услуг и возможности их совершенствования в разрезе эталонных стратегий маркетинга. Предложена матрица продуктового предложения, позволяющая обосновать стоимость услуг и расширяющая границы развития. Показано, какую роль могут играть "предпринимательские университеты" в развитии и совершенствовании медицинского образования. Роль университета и его главное отличие от коммерческих структур заключаются в работе с разными аудиториями с целью последующего влияния на структуру спроса и формирование приверженности у медицинских работников к более качественным образовательным программам.

Заключение. Эффективность внедряемых изменений зависит не только от сознательности и ответственности всех участников процесса, но и от своевременности обратной связи, а также от быстрого реагирования на новые вызовы современности. Поддержание высоких стандартов качества образования требует стратегии устойчивого роста. Стратегия предпринимательского университета актуальна для дополнительного медицинского университетского образования.

Ключевые слова:предпринимательский университет; непрерывное медицинское образование; дополнительное образование; университет 3.0; стратегия; университетский менеджмент

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Зуенкова Ю.А., Кича Д.И. Реализация концепции предпринимательского университета в непрерывном медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 81-88. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-81-88

Качество медицинского образования - ​один из национальных приоритетов, так как он напрямую влияет на качество и безопасность медицинской помощи. В рамках федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здраво­охранения квалифицированными кадрами" разработаны показатели и план мероприятий по их достижению в части внедрения системы непрерывного образования (НМО) медицинских работников 1. Трансформация системы традиционного медицинского образования в непрерывное берет начало в странах Западной Европы и США, где система Continuous Medical Education (CME) считается эталоном [1].

1 Приказ Минздрава России от 21.11.2017 № 926.

К особенностями рынка дополнительного медицинского образования можно отнести: вынужденность приобретения программ; низкую осведомленность медицинских специалистов о порядке прохождения аккредитации; дисбаланс между высокими требованиями к качеству подготовки медицинских работников и неквалифицированным спросом на образовательные услуги; высокую зарегулированность отрасли здравоохранения, обусловливающую низкую гибкость всех академических игроков данного рынка при высокой скорости обновления медицинских знаний и технологий; высокую рассегментированность аудитории.

Переход на модель НМО и необходимость набора баллов (зачетных единиц, ЗЕТ) согласно установленным требованиям легли тяжелым финансовым бременем на медицинских работников, что заставило их искать более простые и дешевые способы исполнения требуемых показателей. В качестве наиболее предпочитаемых медицинскими специалистами становятся короткие программы с высокими баллами (кредитами), которые не требует очного присутствия и не подразумевают сложную систему контроля и отчетности.

Создавшийся на рынке спрос на недорогие и легкие для прохождения образовательные продукты, а также большое количество провайдеров данных услуг привели к ценовому демпингу и снижению качества образования на рынке в целом. Агрессивная ценовая политика со стороны неакадемических провайдеров образовательных услуг вынудили традиционные университеты искать пути решения выхода из сложившейся ситуации в борьбе за конечного потребителя, а главное - ​за сохранение статуса надежного провайдера качественных образовательных услуг для медицинских специалистов.

Одним из методов, способным справиться с проблемами современного высшего образования, обусловленными переходом к "обществу знания", является концепция предпринимательского университета.

Со времени создания В. Гумбольдтом современной модели университета его основными функциями считались создание и распространение знаний. Идеология "Universitas litterarum" (Гумбольдт В., 1809) предполагала, что профессора параллельно с преподаванием должны заниматься научными исследованиями и что студенты должны обучаться на практике, помогая реализовывать основную миссию университета - ​получение нового научного знания.

Однако характер знаний, востребованных обществом, постепенно менялся. Видя такие изменения, Бертон Кларк в 1998 г. после длительного изучения работы разных университетов предложил концепцию "предпринимательского университета" [2]. Исторически концепция предпринимательского университета пришла на смену концепции исследовательского университета. Существенное отличие предпринимательского университета (Entrepreneurial university) заключается в том, что университет должен не только реализовывать свою общественно значимую функцию, но и отвечать конкретным запросам бизнеса, общества и государства [2]. Традиционные университеты рассматривают ресурсную проблему как задачу, которую должны решать не они, а инфраструктурная среда, в которой они функционируют [3]. Однако замечено, что связь между инфраструктурой университета и его предпринимательским потенциалом скорее обратная [3].

В настоящее время существуют разные подходы к интерпретации понятия "предпринимательский университет". Под этим термином понимают "высшее учебное заведение, способное привлечь дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения своей деятельности", "университет, использующий инновационные методы обучения", "вуз, тесно взаимодействующий с индустрией и бизнесом" [4, 5]. Такое разнообразие формулировок и дефиниций затрудняет операционализацию понятия "предпринимательский университет".

Термин "предпринимательство", введенный в научный оборот Й. Шумпетером [6], включал такие понятия, как "изобретательность", "настойчивость в достижении целей", "готовность рисковать". Наиболее емкую формулировку предпринимательства дал профессор Гарвардской школы бизнеса Говард Стивенсон: "Предпринимательство - ​это поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов" [7, 8].

Ранее решение проблематики сочетания научной, коммерческой и административной деятельности в системе образования предлагалось авторами [9-11]. Однако адаптация этих и других инструментов менеджмента еще не была затронута применительно к медицинскому образованию.

Цели и задачи. На основании анализа тенденций рынка оценить возможности реализации концепции предпринимательского университета в непрерывном медицинском образовании и разработать стратегии повышения конкурентоспособности университетов.

Материал и методы

В ходе исследования использовались методы системного анализа, анализа документов, наблюдения, глубинного интервью. Проведен анализ нормативно-правовых актов, данных единого медицинского портала https://edu.rosminzdrav.ru/. Анализ и сегментация целевой аудитории проводились на основании данных внутренней статистики учащихся факультета.

Результаты и обсуждение

Решение проблемы практического внедрения культуры предпринимательства в деятельности университета предлагалось ранее в виде матрицы, позволяющей зафиксировать те области, в которых университет концентрирует предпринимательскую активность - ​генерации знаний, преподавания (распространения) и внедрения в практику [3]. Однако данную ролевую матрицу можно дополнить на основании 8 типов менеджмента (табл. 1).

Таблица 1. Основные типы менеджмента и их ключевая роль в управлении медицинским образованием

Создание и поддержание инфраструктуры для клиентоцентричного распространения знаний - ​важный элемент развития приверженности слушателей провайдеру образовательных услуг (университету, институту, кафедре). Помимо стремления сохранить высокие стандарты качества образования, университетам необходимо параллельно искать пути повышения удобства распространения знаний. Разнообразие имеющихся у университета кафедр позволяет университету предложить слушателям более широкие возможности достижения необходимых для отчетности кредитов (баллов НМО) за счет синергии своих структурных подразделений.

Другим существенным преимуществом университетов перед прочими провайдерами образовательных услуг являются различные стратегические альянсы - ​широкий выбор клинических баз, межвузовские партнерские связи с другими, в том числе зарубежными, университетами, формируемые в том числе ассоциациями выпускников.

Большая область для повышения эффективности работы университетов - ​создание предложений на основе четкой сегментации целевой аудитории. Целевая аудитория университета (ЦАУ) - ​это группа слушателей, которым интересен определенный образовательный продукт, включая формат его подачи. Идеальный слушатель - ​это заказчик, которому данный образовательный продукт приносит максимальную пользу. Неправильное представление о своем слушателе ведет к перерасходу рекламного бюджета, усилий преподавателей, несоответствию между качеством предложения и требованиями к образовательному курсу.

Нацеленность медицинского персонала исключительно на получение кредитов привела к росту сегмента слушателей, требования которых к качеству образования невысоки и их платежеспособный спрос сосредоточен исключительно на получение зачетных единиц. Очевидно, такую потребность невозможно игнорировать в силу массовости потребителей. Однако ее прибыльность с учетом разнообразия предложений рынка невысока и будет иметь тенденцию к снижению в будущем. Чтобы удовлетворить потребности данного сегмента, университетам необходимо придерживаться стратегии операционного совершенства - ​создать условия для максимально быстрого и удобного получения баллов НМО, при этом с наименьшими затратами собственных ресурсов, т.е. максимально автоматизировав процесс (табл. 2).

Таблица 2. Сегментация целевой аудитории - потребителей образовательных продуктов университета

Другие более перспективные для университетов сегменты - ​избирательные потребители (врачи, стремящиеся максимально повысить собственную квалификацию) и корпоративные потребители (сетевые и частные клиники). Для этих сегментов необходимо придерживаться стратегии развития рынка и развития продукта соответственно (см. табл. 2).

Роль университета как ключевой образовательной структуры состоит не только в генерации, распространении и внедрении знаний, но и во влиянии на структуру спроса с целью формирования приверженности медицинского персонала к более качественным образовательным продуктам.

На основании целевой аудитории необходимо выстраивать продуктовое предложение университета, института, структурного подразделения (кафедры). Анализ деятельности любой организации, в том числе образовательной, начинается с описания видов этой деятельности, которые делятся на основную проектную и поддерживающую. В рамках каждого вида2 происходят ее конкретизация и выделение стратегических зон, на которых построена бизнес-модель организации.

2 Приказ Росстандарта "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" от 31.01.2014 № 14-ст // Российская газета, с изменениями и дополнениями в ред. от 01.09.2016.

Важный аспект формирования продуктового предложения - ​учет стадии жизненного цикла каждого образовательного продукта, который позволяет управлять прибыльностью образовательной деятельности и финансовым потоком структурного подразделения. Каждый "продукт" (образовательная услуга) проходит 4 этапа: создание, рост, зрелость и спад.

Так, обучение технологии "бережливой медицины" было популярно в период активного развития одноименного проекта с 2016 по 2019 г. На смену интереса к бережливым технологиям пришли ценностно-ориентированное здравоохранение, подготовка к аккредитации JCI (Joint Commission International). Очевидно, что наиболее маржинальным и прибыльным будет образовательный продукт на стадии своего роста и зрелости. Одна из ключевых задач руководителей состоит в постоянном поиске новых трендовых инноваций, их быструю адаптацию к российским реалиям, получению опыта в контексте российского здравоохранения и вывод новых образовательных продуктов на рынок с возможностью генерации финансового потока на ранних стадиях интереса аудитории.

Глобальным трендом развития системы здравоохранения является использование технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в медицине и медицинском образовании. Цифровизация медицины и образования сильно и в короткие сроки изменила подход к распространению знаний, сделав их более доступными. Образовательные платформы оказались очень серьезными конкурентами, с которыми университетам необходимо входить в симбиозы. Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности обладают значительным потенциалом внедрения в систему медицинского образования. Для их реализации необходимы консолидированные усилия организаторов здравоохранения, врачей и медицинских работников, разработчиков решений и технологий, профессорско-преподавательского состава ведущих медицинских университетов и научного сообщества [12].

Несмотря на то что концепция предпринимательского университета ранее поднималась в российском образовании [3, 9, 11], ее применение в медицинском образовании - ​это новое направление, призванное аккумулировать внутренние ресурсы университета в целях поддержания высоких стандартов качества образования. На основании аналогичного опыта имеющейся отраслевой практики в области высшего образования [10] представлен авторский взгляд на возможности практической реализации концепции, обсуждаются различные стратегии управления образовательными услугами, а также делается предположение о компетентностных характеристиках новых лидеров медицинского образования.

Заключение

Старая парадигма "Образование на всю жизнь" изменена на новую - ​"Образование через всю жизнь". Реализация концепции предпринимательского университета требует серьезных преобразований во внутренней среде университета, в частности изменения его корпоративной культуры, а также применения инструментов внешнего и внутреннего маркетинга. Эффективное коллективное предпринимательство не выводит университет за границы академической легитимности и не ведет к ухудшению репутации. Скорее, оно помогает приобрести ресурсы и инфраструктуру, что может реализоваться посредством использования всех 8 типов менеджмента, ориентации на потребности аудитории, ее сегментацию, стратегического управления портфелем образовательных продуктов.

Литература

1. Доготарь О.А., Ерусланова К.А. Особенности системы медицинского образования в США: за и против // Вестник последипломного медицинского образования. 2017. № 3. С. 6-13.

2. Clark B. Sustaining Change in Universities: Continuities in Case Studies and Concepts. 2003. URL: http://lst-iiep.iiep-unesco.org/cgi-bin/wwwi32.exe/[in=epidoc1.in]/?t2000=021272/(100).9.10.1023/A:1023538118918.

3. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 49.

4. Cowen R. The Management and Evaluation of the Entrepreneurial University: The Case of England. Higher Education Policy. 1991. Vol. 4, N 3. P. 9 -13.

5. Meira Soares V.A., Amaral M.S.C. The Entrepreneurial University: a Fine Answer to a Difficult Problem? // Higher Education in Europe. 1999. Vol. 24, N 1. P. 11-21.

6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Москва : Прогресс, 1982.

7. Stevenson H.H. Why entrepreneurship has won! Coleman White Paper, USASBE Plenary Address, February 17, 2000.

8. Stevenson H.H., Gumpert D.E. The heart of entrepreneurship. Harvard Business Review. March-April, 1985.

9. Штефан А.Н., Киселев В.Д. Есть ли возможность у факультета зарабатывать на образовательных программах для магистров? // Вестник МИРБИС. 2017. № 2 (10). С. 56-63.

10. Глебова Г.В., Киселев В.Д. О сочетании научной и административной деятельности в системе образования (анализ практического опыта) // Вестник МИРБИС. 2017. № 1 (9). С. 53-59.

11. Киселев В.Д., Стрйкова Ж.Д. Возможные образовательные траектории в России и Болгарии. Системное описание полей проблематик // Вестник МИРБИС. 2020. № 2 (22). С. 195-223. DOI: https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2020.2.23

12. Николаев В.А., Николаев А.А. Опыт и перспективы использования технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в условиях цифровой трансформации системы здравоохранения // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020. Т. 40, № 2. С. 35-42. DOI: https://doi.org/10.17116/medtech20204002135

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»