ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА EDUSCRUM В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ У АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Резюме

Актуальность данного исследования обусловлена проблемой значительных изменений медицинского образования в период пандемии, необходимостью сочетания классических и инновационных практико-ориентированных технологий.

Цель данной статьи - ​анализ опыта использования метода eduScrum в образовательном процессе у аспирантов медицинского вуза.

Ведущий метод исследования - ​психолого-педагогический эксперимент по применению eduScrum, а также методы тестирования, анкетирования, статистической обработки количественных результатов исследования.

Исследование доказало эффективность методики eduScrum у аспирантов. Происходит успешное освоение универсальных, профессиональных, метапредметных компетенций. ЕduScrum способствует формированию профессионально значимых личностных качеств и "мягких" навыков (коммуникативная компетентность, умение работать в команде, креативность, критическое мышление и др.), повышению мотивации, заинтересованности, вовлеченности в педагогический процесс.

Материалы статьи могут быть полезны профессорско-преподавательскому составу для повышения эффективности обучения и качества подготовки будущих медицинских преподавателей и специалистов здравоохранения.

Ключевые слова:eduScrum; "мягкие" навыки; медицинское образование; аспиранты; инновационные методы обучения

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Рябова Т.В., Утеева Э.Н. Опыт использования метода eduScrum в образовательном процессе у аспирантов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 1. С. 71-79. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-71-79

Актуальность данной статьи обусловлена значительными изменениями медицинского образования в период пандемии COVID‑19 [1]. По мнению Р.М. Хардена и Д.М. Лейдлоу, медицинский преподаватель "должен реагировать на происходящие в образовании изменения и быть восприимчивым к постоянным переменам" [2]. Еще в доковидный период, до форс-мажорного перехода в дистанционный, а затем гибридный/смешанный формат обучения, в медицинском образовании внедрялись инновационные технологии, методы и формы обучения [3-5]. В настоящий момент своевременная трансформация образования с преобладанием практико-ориентированного и конкурентоспособного обучения на основе agile-принципов, выпуск специалистов с актуальными компетенциями в полной мере отвечают вызовам современности [6].

Одним из подходов agile-практик является метод Scrum, и его разновидность еduScrum активно используется в сфере образования как способ организации процесса обучения, активной формы сотрудничества [7]. Преподаватель определяет задания, направляет, корректирует, а обучающиеся планируют и определяют собственную деятельность, следят за прогрессом, становятся ответственными за учебный процесс [8]. C помощью еduScrum в педагогическом процессе можно адаптировать работу с каждым конкретным студентом [9]. Это особенно важно при обучении студентов - ​представителей поколения Z, которые предпочитают активные, творческие методы обучения [10]. Кроме того, система обучения eduScrum "предполагает организацию учебного процесса таким образом, что ответственность за сам образовательный процесс передается от преподавателя к слушателям" [11, 12]. Возможности Scrum как метода управления созданием образовательных продуктов имеют некоторые ограничения [13]. Однако анализ зарубежной литературы по использованию гибких методологий agile в современном образовании при изучении различных предметов показывает преобладание преимуществ метода [14].

Перечисленные многоаспектные исследования послужили теоретической основой для разработки и использования нами метода eduScrum в образовательном процессе у аспирантов медицинского вуза. Анализ полученного опыта использования этого инновационного метода стал целью статьи.

Для достижения данной цели были сформулированы задачи: проанализировать опыт отечественных и зарубежных вузов по внедрению eduScrum; провести сравнительный анализ надпрофессиональных "мягких" навыков до и после применения методики eduScrum; выявить положительные и отрицательные стороны применения технологии eduScrum в образовательном процессе аспирантов медицинского вуза.

Материал и методы

Ведущий метод исследования - ​психо­лого-педагогической эксперимент по применению eduScrum в рамках изучения дисциплины "психология и педагогика высшей школы", а также методы тестирования, анкетирования, статистической обработки количественных результатов исследования.

Исследование опиралось на анализ педагогических и психологических источников, периодических профессиональных изданий, общенаучные идеи системного и деятельностного подходов.

На I этапе проводили изучение научной литературы по проблеме.

На II этапе осуществляли проведение методики eduScrum, анкетирование, беседы, психодиагностическое тестирование, итоговое тестирование знаний аспирантов по курсу.

На III этапе проводили интерпретацию полученных результатов исследования, оформление и статистическую обработку результатов исследования, уточняли выводы.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Казанском государственном медицинском университете (Казанский ГМУ) на базе кафедры психиатрии и медицинской психологии при методическом сопровождении учебно-методического управления. В исследовании приняли участие 30 аспирантов первого года обучения (квалификация "Исследователь. Преподаватель-исследователь") различных направлений подготовки. Использовали психодиагностические методики (до и после проведения методики eduScrum):

  • тест "Самооценка профессионально-педагогической мотивации Н.П. Фетискина (в модификации Т.В. Рябовой) с целью определения готовности к преподавательской деятельности [15];
  • тест "Эмоциональный интеллект" Д.В. Люсина [16];
  • тест К. Томаса-Р. Килманна [17];
  • оригинальный, разработанный Т.В. Рябовой чек-лист на определение надпрофессиональных, "мягких" навыков (soft-skills).

Выбор методик обусловливался осваиваемыми при изучении курса компетенциями:

  • универсальной компетенцией УК‑1 (способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях);
  • универсальной компетенцией УК‑5 (способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития);
  • общепрофессиональной компетенцией ОПК‑2 (готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования);
  • профессиональной компетенцией ПК‑3 (способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности в целях саморазвития и профессионального роста).

Для успешного формирования компетенций и освоения материала обучающимся предлагалось осуществить образовательный проект eduScrum (в течение 2 нед). Для его создания от аспирантов требовалось прослушивание лекций, изучение литературы, тренинговые упражнения на командообразование, проведение спринтов, подготовка командного продукта, его презентация, ретроспектива. Аспиранты самостоятельно сформировали 5 команд, сформулировали темы, касающиеся актуальных проблем психологии и педагогики медицинского образования. В нашей работе были выбраны следующие темы: "Применение современных (инновационных) технологий в медицинском образовании"; комплексная модель "Университет современного доктора"; проект "MedEdu4*"; "Современный преподаватель/педагог"; "Этапы становления медицинского специалиста". Преимуществом гибкой методики eduScrum является работа с вопросами, проблемами и вызовами быстро меняющегося мира [18], что подтверждается выбором предложенных аспирантами тем.

Результаты и обсуждение

По окончании проведения методики аспиранты анализировали результаты собственной деятельности в целях саморазвития и профессионального роста (ПК‑3). Обучение по методике eduScrum понравилось 90% опрошенных, 6% опрошенных данный метод не понравился, так как они привыкли получать "готовые" знания от преподавателя.

По мнению 87% опрошенных, методика способствует командообразованию, сплоченности и вовлеченности. Проведение методики способствовало пониманию ролей в команде, а также развитию лидерства участников процесса (отметили 63% участников). Интересно отметить, что аспиранты, которые вначале выбрали позицию "лидер команды", в процессе eduScrum меняли свою роль (например, на "генератора идей"), и наоборот. Трансформация ролей в кросс-функциональных командах позволяет эффективно реализовывать личностный, профессиональный, творческий потенциал в соответствии со стратегическими целями команды [19].

До проведения технологии eduScrum аспиранты не считали себя способными генерировать оригинальные идеи, значения по шкале "креативность" были ниже остальных (рис. 1).

Рис. 1. Результаты анализа чек-листа soft-skills до и после применения технологии eduScrum

После окончания курса средние значения по шкале "Креативность" повысились, раскрылся творческий потенциал аспирантов, что способствовало освоению УК‑1 (способность к генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач). В реальных условиях врачу, особенно в период пандемии, приходится действовать "не по плану", спонтанно, поэтому креативность является когнитивным ресурсом в лечебной деятельности, особенно начинающих врачей [21]. В процессе освоения еduScrum у аспирантов формируется творческое отношение как к профессии врача, так и к преподавательской деятельности.

Повышение показателей по шкале "Критическое мышление" свидетельствует о развитии критического анализа, составляющего УК‑1 (рис. 2). После проведения методики аспиранты склонны признавать и оценивать другие точки зрения, отделять информацию от фактов, проверять все идеи на наличие недостатков.

Рис. 2. Результаты анализа чек-листа по шкале "Критическое мышление" до и после применения технологии eduScrum

Самооценка профессионально-педагогической мотивации (тест Н.П. Фетискина) до проведения eduScrum показала, что у будущих медицинских преподавателей невысокая потребность овладевать основами педагогического мастерства (составляющая компетенции ОПК‑2). Однако после окончания спринтов показатели средних величин по шкале "Профессиональная потребность" оказались высокими у 93%, по шкале "Функциональный интерес" у 86%, что свидетельствует о повышении готовности к преподавательской деятельности.

Анализ результатов теста Д.В. Люсина (в начале эксперимента) показал, что средние показатели по шкале "Внутриличностный эмоциональный интеллект" ниже, чем показатели по шкале "Межличностный эмоциональный интеллект" (15,1 и 24,2 балла соответственно, различия достоверны при р>0,05). Другими словами, аспиранты считали, что они лучше понимают и управляют эмоциями других людей, чем собственными. После окончания эксперимента показатели внутри- и межличностного интеллекта повысились до уровня выше среднего (23,2 и 28,4 балла соответственно). Методика способствовала развитию УК‑5.

До проведения методики eduScrum у аспирантов наиболее высокие средние значения были у стратегий "Компромисс" (7,5 балла) и "Избегание" (6,3 балла), средние значения были у стратегии "Сотрудничество" (6,4 балла) (по результатам теста К. Томаса-Р. Киллмана). После использования техники eduScrum аспиранты чаще стали использовать стратегии "Сотрудничество" (8 баллов). Незначительно повысились значения по шкале "Соперничество" (от 5,2 до 6,3 балла), скорее всего это связано с конкуренцией с другими командами.

Проведенное с целью оценивания результатов обучения в виде знаний в конце курса итоговое тестирование показало, что 70% аспирантов освоили и углубили знания по предмету, получили оценку "отлично" (продемонстрировали 90-100% правильных ответов), у 17% оценка "хорошо" и 13% дали 70-79% правильных ответов. Аспиранты продемонстрировали устойчивые систематизированные теоретические знания по дисциплине.

Таким образом, по окончании проведения eduScrum у аспирантов повысились профессиональная потребность и готовность к преподавательской деятельности. Методика способствовала развитию эмоционального интеллекта, творческих способностей, использованию различных стратегий поведения в конфликтах, освоению компетенций, необходимых для достижения конкурентоспособности современному медицинскому специалисту [21].

Несмотря на положительную оценку результатов внедрения технологии eduScrum, половина аспирантов-участников эксперимента сомневаются, будет ли возможность внедрить eduScrum на занятиях, особенно по клиническим дисциплинам, так как для этого потребуется разрешение администрации вуза, заведующих кафедрами; нужна помощь опытных наставников. Внедрение инновационного метода в процесс обучения осложняется отсутствием учебно-методического обеспечения [22].

В медицинском вузе методика еduScrum может особенно успешно использоваться при изучении теоретических дисциплин, при фронтальном расписании, когда курс длится один или два семестра. А при проведении цикловых занятий в течение нескольких дней возможно применять модификацию, использовать некоторые элементы и приемы еduScrum, которые повысят вовлеченность студентов и эффективность усвоения компетенций.

Заключение

Проведенный психолого-педагогический эксперимент демонстрирует положительный опыт внедрения инновационной технологии eduScrum. Будучи моделью практико-ориентированного обучения, eduScrum делает акцент на развитие метапредметных компетенций, что позволяет обучающимся осваивать будущую специальность с точки зрения решения практических задач.

Использование методики еduScrum не вступает в противоречие с рабочими программами, происходит успешное освоение универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. ЕduScrum формирует у аспирантов не только компетенции, обозначенные в ФГОС ВО, но и профессионально значимые личностные качества: коммуникативную компетентность, умение работать в команде, креативность, критическое мышление, конструктивное поведение в конфликтах и др.

Аgile-технологии внедряются во многие отрасли экономики (в том числе и в здраво­охранение), а благодаря раннему погружению обучающихся в философию agile ускоряется адаптация к профессиональной деятельности на основе гибких подходов после трудоустройства.

Литература

1. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11. № 2. С. 8-24. DOI: https://www.doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001

2. Харден Р.М., Лейдлоу Д.М. Ключевые навыки медицинского преподавателя: введение в преподавание и изучение медицины. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. 376 с.

3. Кулакова Е.Н., Кондратьева И.В. "Перевернутое обучение" в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2015. № 2. С. 39-46.

4. Перепелица С.А. Интеллект-карта - один из методов формирования компетенций // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11. № 4. С. 98-107. DOI: https://www.doi.org/10.24411/2220-8453-2020-14007

5. Orshanskyi L., Krasnopolskyi V., Fednova I., Vysochan L., Novalska T., Ivantsiv O. Interactive teaching methods as a change in the purpose of modern education // Systematic Reviews in Pharmacy. 2020. Vol. 11, N 10. P. 549-555. DOI: https://www.doi.org/10.31838/srp.2020.10.82

6. Молодчик Н.А., Нагибина Н.И. Формирование и внедрение модели практико-ориентированного обучения в университете на основе agile-принципов // Вестник ПНИПУ "Социально-экономические науки". 2019. № 1. С. 44-54.

7. Сайт eduScrum Россия - представители автора eduScrum в России. URL: https://eduscrum.com.ru/

8. Дроженко Г.Г. Особенности применения образовательной методики eduScrum // Педагогическая наука и практика. 2020. № 1 (27). С. 65-69.

9. Старкова Д.А., Рогова Е.А. Гибкие методы формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов // Педагогическое образование в России. 2019. № 1. С. 24-30.

10. Eckleberry-Hunt J., Lick D., Hunt R. Is Medical Education Ready for Generation Z? // Journal of Graduate Medical Education. 2018, N 10 (4). Р. 378-381. DOI: https://www.doi.org/10.4300/JGME-D-18-00466.1

11. Яшина М.Н. Формирование системы непрерывного образования на основе гибких технологий // Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74). С. 127-130.

12. Duvall S., Hutchings D., Kleckner M. Changing Perceptions of Discrete Mathematics Through Scrum-Based Course Management Practices // Journal of Computing Sciences in Colleges. 2017, N 33 (2). Р. 182-189.

13. Лукашенко М.А., Телегина Т.В. Управление созданием образовательных продуктов с помощью метода Scrum // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 223-226.

14. Афзалова А.Н. Использование гибких методологий Аgil в современном образовании. Анализ зарубежной литературы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 36-39.

15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва : Институт психотерапии, 2002. 362 с.

16. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект. Москва : Когито-Центр, 2009. 350 с.

17. Кардашина С.В., Шаньгина Н.В. Психометрические характеристики русскоязычной версии Опросника К. Томаса - Р. Килманна // Педагогическое образование в России. 2016, № 11. С. 216-228.

18. Neumann M., Baumann L. Agile Methods in Higher Education: Adapting and Using eduScrum with Real World Projects // IEEE Frontiers in Education Conference (FIE). 2021. DOI: https://www.doi.org/10.1109/FIE 49875.2021.9637344

19. Давыдова А.П. Основные характеристики трансформации кросс-функциональных команд // Вестник науки и образования. 2020, № 8-1 (86). С. 114-116.

20. Кашапов М.М., Скакунова О.А. Креативность как когнитивный ресурс в лечебной деятельности начинающих врачей // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 27. С. 16-31.

21. Таптыгина Е.В. Процесс формирования soft-skills в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018, № 2. С. 68-74. DOI: https://www.doi.org/10.24411/22208453-2018-12005

22. Лукашенко М.А., Телегина Т.В. Научить студента думать: SCRUM как метод продуктивного обучения в учебном заведении // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 138-142.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»