ВЫПУСКНИК МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О ДИСТАНТЕ: ГОТОВНОСТЬ К НОВОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ФОРМАТУ

Резюме

В статье представлены результаты исследования, посвященного оценке сформированности некоторых профессиональных навыков у выпускников лечебного факультета медицинского вуза. Необходимость внесения научно обоснованных предложений по корректировке учебного плана подготовки будущих врачей в режиме дистанционного обучения определила цель данной работы. В добровольном анонимном опросе, проведенном весной 2020 г., приняли участие 252 выпускника лечебного факультета ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. Респонденты оценивали собственную уверенность владением профессиональных навыков. Самую низкую оценку получил навык, связанный с правильным оформлением медицинской документации. Группа респондентов с более высокой самооценкой полагает, что в дистанционном режиме можно отработать все анализируемые навыки, за исключением навыка соблюдения временных рамок при приеме пациента. Таким образом, проблемы дистанционного формата обучения в медицинском вузе сохранили свою актуальность и в 2021/2022 учебном году. Система онлайн-образования претерпела существенные изменения, оставив, в частности, приоритетным положение о необходимости эффективной обратной связи, позволяющей студенту получать необходимую информацию, в том числе по корректировке образовательного маршрута и критериев усвоения.

Ключевые слова:дистанционное образование; профессиональный навык; медицинское образование; выпускник; лечебный факультет

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Голосова А.Н., Гацура С.В. Выпускник медицинского вуза о дистанте: готовность к новому образовательному формату // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 62-69. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-62-69

Весной 2020 г. во время дебюта пандемии коронавирусной инфекции тема вынужденного перехода на электронное обучение с применением дистанционных технологий (дистант) стала доминирующей в средствах массовой и профессиональной информации. Период самоизоляции и вынужденный переход на онлайн-обучение отчетливо показали не только технологическое несовершенство интернет-коммуникаций, но и выявили педагогические и психологические проблемы онлайн-образования.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 27 мая 2020 г. представил результаты опроса выпускников школ, колледжей, техникумов и вузов. Респонденты отвечали на вопросы об уровне учебной нагрузки и о возможных последствиях для качества образования из-за перехода на удаленный формат обучения. Результаты показали, что более половины опрошенных студентов оценили организацию и качество преподавания в дистанционном формате как высокие, несмотря на возросшую нагрузку на всех участников образовательного процесса [1].

Широкомасштабный опрос, проведенный Минобрнауки России совместно с Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС среди 33 987 преподавателей вузов (15% генеральной совокупности профессорско-преподавательского состава) показал, что преподаватели скептически относятся к дистанционному формату обучения. "Результаты исследования показали, что преподаватели организационно готовы к переходу на дистанционные форматы обучения, однако психологически не принимают столь резкий разрыв с традиционным очным обучением. Скептический настрой к происходящему обусловлен как особенностями преподаваемых дисциплин, так и консервативными взглядами на природу обучения", - ​говорится в сообщении, опубликованном на сайте Минобрнауки [2].

В соответствии с приказом Минздрава России медицинские вузы также перешли на дистанционное обучение, что привело к исключению личных контактов студентов с преподавателями и пациентами. Дистант стал вынужденной временной мерой организации учебного процесса и, по мнению абсолютного большинства преподавателей медицинских вузов, не смог полноценно заменить традиционных форм обучения [3, 4].

Следует отметить, что на протяжении последних 10 лет дистанционные образовательные технологии успешно внедрялись и хорошо зарекомендовали себя на факультетах последипломного образования медицинских вузов. Вместе с тем на факультетах высшего медицинского образования предпочтение обоснованно оставалось за очным форматом преподавания.

Вынужденный радикальный переход на дистанционные технологии предсказуемо вызвал неприятие преподавателей предложенными формами реализации педагогического процесса. Недовольство в значительной степени связывалось не столько с потерями в эффективности подготовки студентов, сколько с разрушением привычного уклада профессиональной жизни и необходимостью искать новые подходы к преподаванию в дистанте. В условиях спада мотивации студентов к обучению, дефицита технологической оснащенности, эмоциональных стрессов была проведена работа по переформатированию занятий, внедрению методик по управлению вниманием виртуальной аудитории, организации эффективной обратной связи, в том числе онлайн-оценивания в рамках промежуточной и итоговой аттестации.

В настоящее время можно смело утверждать, что дистант, поначалу казавшийся нереализуемым форматом учебно-педагогического процесса не только для профессорско-преподавательского состава, но и для студентов, при всех его недостатках, несомненно, спас учебный год в вузах.

По мере освоения технологий дистанта мнение преподавателей и студентов менялось от полного неприятия с яркой эмоциональной окраской до спокойной сосредоточенности и уверенности в неизбежности закончить учебный год в таком формате.

В самом сложном положении оказались студенты выпускных курсов медицинских вузов, к которым в сложившихся обстоятельствах, вызванных пандемией коронавирусной инфекции, было как никогда приковано внимание профессионального сообщества.

Добровольный анонимный опрос выпускников VI курса лечебного факультета ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, стоящих в шаге от самостоятельной профессиональной деятельности, показал их техническую, моральную и познавательную готовность работать в дистанте и завершить освоение компетенций, предусмотренных программой специалитета ФГОС ВО [5].

Результаты исследования авторы планировали использовать для внесения научно обоснованных предложений с целью корректировки учебного плана подготовки выпускников лечебного факультета в условиях продолжающейся пандемии COVID‑19.

Материал и методы

В исследовании, которое проводилось в мае-июне 2020 г. в режиме онлайн, приняли участие 252 студента VI курса лечебного факультета ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России. В 1-й части исследования респондентам предлагалось ответить на вопросы об уровне овладения определенными навыками, которые формируются в рамках освоения дисциплины "общественное здоровье и здравоохранение", во второй части студенты оценивали возможность приобретения данного навыка в режиме дистанционного обучения. Социально-демографическая характеристика участников исследования ограничивалась пунктами о возрасте, половой принадлежности и планируемой врачебной специальности респондентов.

Для оценки ответов на вопросы об уверенности в овладении тем или иным навыком использовали лайкертоподобную 7-балльную шкалу, где 1 балл означал "абсолютно не уверен", 7 баллов - ​"абсолютно уверен".

Респондентам предлагалось оценить свою уверенность в овладении конкретными врачебными компетенциями, а именно: (1) укладываться во временные рамки приема пациента в амбулаторных условиях; (2) правильно оформлять первичную медицинскую документацию (ПМД); (3) проводить экспертизу временной нетрудоспособности (ЭВН); (4) критически оценивать статистические показатели в научных статьях и отчетах медицинских организаций (МО); (5) организовывать работу среднего медицинского персонала; (6) эффективно взаимодействовать с руководителями, коллегами, врачами-консультантами; (7) предотвращать и разрешать возможные конфликтные ситуации с пациентами и их родственниками.

Версия опросника не вызвала затруднений у респондентов и показала высокую внутреннюю согласованность (α Крон­баха = 0,84).

Критерий Колмогорова-Смирнова показал неправильное распределение ответов респондентов. Для дальнейшего анализа использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Средние величины выражали в виде медианы (Me) с межквартильным размахом. Различия считали статистически достоверными при р<0,05. Для статистической обработки данных использовали пакет программного обеспечения Statistica 13.0.

Результаты и обсуждение

Из 252 опрошенных студентов VI курса женщин было 194 (77,0%), мужчин - ​58 (23,0%). Средний возраст выпускников - ​23,1±3,5 года. За несколько недель до завершения обучения в вузе 182 (72,2%) выпускника выбрали терапевтические специальности, 53 (21,0%) - ​хирургические, трое (1,2%) студентов хотели бы посвятить свою профессиональную жизнь проблемам общественного здоровья и здравоохранения, в то время как оставшиеся 14 (5,6%) респондентов еще не определились в выборе специальности.

Данные, полученные в ходе исследования, показали невысокую уверенность выпускников в овладении перечисленными выше навыками. Сравнивая ответы студентов, выбравших хирургические специальности, с ответами их однокурсников, ориентированных на терапевтический профиль будущей деятельности, удалось выявить статистически достоверные различия (р=0,05) в пользу будущих хирургов по 2 навыкам:

правильно оформлять медицинскую документацию - ​5 (3) против 4 (2);

критически анализировать статистические данные - ​4 (2) против 3 (2).

По остальным пунктам анкеты показатели собственной уверенности респондентов в овладении соответствующим навыком статистически не различались.

С целью более дифференцированной оценки уверенности респондентов в возможности приобретения изучаемых навыков в дистанционном режиме результаты опроса были отдельно проанализированы для выпускников, высоко (от 5 до 7 баллов) оценивших свою готовность к применению каждого из рассматриваемых навыков (1-я группа) в сравнении с показателями респондентов, оценивших свою готовность в диапазоне от 1 до 3 баллов (2-я группа). Лица с медианным 4-балльным ответом из дальнейшего анализа были исключены. Результаты проведенного сравнения представлены в таблице.

Оценка собственной уверенности респондентов в возможности формирования отдельных профессиональных навыков в дистанте

* р<0,000

В частности, респонденты, составившие 1-ю группу, достоверно чаще (р=0,000) считают, что можно отработать в дистанционном режиме навыки по оформлению ПМД, проведению ЭВН, оценке статистических данных профессиональной литературы. По их мнению, дистант не является помехой для приобретения навыков по организации работы среднего медицинского персонала, эффективному взаимодействию с администрацией медицинской организации, коллегами, консультантами, а также по предотвращению и разрешению возможных конфликтных ситуаций с пациентами и их родственниками.

Выпускники, составившие 2-й группу, характеризуются достоверно более низкими баллами в оценке возможности дистантного освоения целого ряда ключевых для практикующего врача навыков в сравнении с их более уверенными товарищами.

Исключение составляет умение укладываться во временные рамки приема пациента - ​по солидарному мнению всех респондентов, приобрести этот навык в дистанционном режиме практически невозможно (см. таблицу).

Отдельно остановимся на принципиальном для успешного функционирования в системе практического здравоохранения навыке оформления ПМД.

К обязательному минимуму ПМД были отнесены следующие учетные формы: "Медицинская карта стационарного больного № 003/у"; "Статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому № 066/у‑02"; "Медицинская карта больного, получающего помощь в амбулаторных условиях, 025/у"; "Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов 025-2/у"; "Медицинское свидетельство о смерти по форме № 106/у"; "Рецептурные бланки"; "Извещение о нежелательной реакции или отсутствии терапевтического эффекта лекарственного препарата"; "Экстренные извещения об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку 058/у".

Полученные данные показали невысокую степень уверенности респондентов в собственной готовности правильно оформить ПМД. По каждой форме ПМД медиана составила 4 балла из 7 возможных. Ниже всего была оценена уверенность в правильном заполнении Протокола установления смерти человека № 950, которую выпускники в среднем оценили всего в 3 балла. Авторы полагают, что этот провал обусловлен отсутствием практического навыка и/или негативным эмоциональным контекстом оформления подобной документации [6].

Таким образом, респонденты, продемонстрировавшие высокую самооценку по рассматриваемым компетенциям (1-я группа), уверены, что в дистанте можно отработать все анализируемые навыки, за исключением навыка соблюдения временных рамок при приеме пациента в амбулаторных условиях. Авторы полагают, что эту группу составили студенты, которые научились эффективно использовать разнообразные источники информации и критически ее анализировать. Обращает на себя внимание, что самую низкую оценку респонденты поставили собственной уверенности в компетенции правильного оформления ПМД, практически не делая различий в конкретных учетных формах.

Вместе с тем выпускники, выбравшие хирургические специальности, как правило, оценивают свою готовность к правильному оформлению ПМД, равно как и анализировать статистические данные выше, чем студенты, выбравшие терапевтические специальности. Эта находка, несколько неожиданная для авторов, несомненно, заслуживает дальнейшего изучения.

Не может не настораживать тот факт, что каждый 20-й выпускник за месяц до завершения обучения в вузе не определился со своей будущей врачебной специальностью, что является плохим прогностическим признаком в части сохранения кадрового потенциала системы здравоохранения.

Заключение

В конце 2020 г. на Ежегодном совещании кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья, проводимом под эгидой Минздрава России, авторами был представлен доклад, посвященный проблемам дистанта в медицинском вузе с точки зрения преподавателей. Кроме хорошо известных положительных и отрицательных сторон дистанта обсуждались в том числе вопросы технического оснащения и методологии преподавания, включая формат аттестации студентов [7].

Участники совещания отмечали, что основу дистанта составляет самостоятельная работа студентов. На этом концептуальном положении была отстроена и откалибрована в сложившихся условиях вся система дистанционного образования, приоритетными положениями которой стали:

детальное планирование и организация учебного процесса, четкие цели и задачи каждого занятия или курса;

качественные учебные материалы и их адекватный объем;

наличие эффективной обратной связи, позволяющей студенту получать необходимую информацию, в том числе по корректировке образовательного маршрута и критериев усвоения [8].

Текущий 2021/2022 учебный год не избавил медицинские вузы от необходимости проведения части занятий в дистанте (гибридный формат) и по-прежнему воспринимается всеми участниками образовательного процесса как вынужденная мера.

С течением времени и получением неутешительных результатов по итогам онлайн-образования стало очевидным, что назрела необходимость вернуться к очному обучению, а единое мнение профессорско-преподавательского состава о том, что только очные аудиторные занятия позволят повысить качество подготовки врачей, ждет своего подтверждения [9].

Литература

1. Выпускники школ и студенты высказали мнение о дистанционном образовании // ВЦИОМ. [Электронный ресурс]: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vypuskniki-shkol-i-studenty-vyskazali-mnenie-o-distanczionnom-obrazovanii (дата обращения 02.03.2022).

2. Большинство педагогов не приобрели достаточных навыков для "удаленки" // Вести образования. [Электронный ресурс]: https://vogazeta.ru/articles/2020/7/3/distant/13748-bolshinstvo_pedagogov_ne_priobreli_dostatochnyh_navykov_dlya_udalenki (дата обращения 02.03.2022).

3. Об организации начала 2020/21 учебного года в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID‑19) на территории Российской Федерации // Приказ Минздрава РФ от 31.08.2020 N 922. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362156/ (дата обращения 22.03.2022).

4. Методические рекомендации. МР 3.1/2.1.0205-20. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID‑19) в образовательных организациях высшего образования // утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2020. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358801/ (дата обращения 22.03.2022).

5. Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Гацура С.В. Начинающий врач на пороге клинической ординатуры: ожидания и вызовы // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 64-71. DOI: https://www.doi.org/10.24411/2220-8453-2019-13007

6. Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Гацура С.В. О проблеме правовой грамотности практикующих врачей // Здравоохранение Российской Федерации. 2019. Т. 63, № 3. С. 159-165. DOI: https://www.doi.org/10.18821/0044-197X‑2019-63-3-159-165

7. Кочеткова И.О., Гацура О.А., Дерюшкин В.Г. Дистант 2020. Вынужденный и спасительный // Совещание кафедр общественного здоровья и здравоохранения 2020. Москва, 2020. [Электронный ресурс]: https://kafedroziz.ru/news/conference_2020 (дата обращения 28.03.2022).

8. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А., Карпатский И.В., Гавщук М.В. Возможности дистанционного обучения практическим навыкам в условиях пандемии COVID‑19 // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 1, № 1. С. 54-65. DOI: https://www.doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-54-65

9. Зверкова А.Ю., Омельченко Е.А. Отношение студентов вуза к процессам цифровизации профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2021. № 7. С. 45-61. [Электронный ресурс]: http://e-koncept.ru/2021/211050.htm (дата обращения 02.04.2022). DOI: https://www.doi.org/10.24412/2304-120X‑2021-11050





Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»