ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Резюме

Высокие учебные нагрузки, характерные для профессионального медицин­ского образования в сочетании с профессиональной занятостью, могут создавать предпосылки для формирования синдрома эмоционального выгорания. Исследование, проведенное среди 1055 студентов-медиков, показало, что каждый десятый студент совмещает работу с учебной деятельностью. Профессиональная занятость у студентов растет с курсом обучения в 3,6 раза, а также повышается количество профессионально занятых студентов в медицинской сфере в 2,1 раза. Выраженность синдрома эмоционального выгорания у работающих студентов старших курсов выше и ниже у неработающих студентов. В формировании синдрома эмоционального выгорания, а именно фазы резистенции и истощения у неработающих студентов, существенную роль, предположительно, играет организация учебного процесса, а у работающих студентов прогрессирование фазы напряжения обусловлено профессиональным стажем работы. Полученные данные позволяют определиться с возможными путями профилактики развития синдрома эмоционального выгорания у студентов-меди­ков.

Ключевые слова:профессиональная занятость; студенты-медики; работающие студенты; синдром эмоционального выгорания; учебные нагрузки; профессиональный стресс; качества личности

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Булычева Е.В., Бакунович М.П. Особенности формирования синдрома эмоционального выгорания студентов с учетом их профессио­нальной занятости // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 49-61. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-49-61

Трудовая занятость студентов высшей медицинской школы является актуальной проблемой, так как в свете практикоориентированного подхода в медицинском образовании может оказывать двойной эффект: с одной стороны, негативно сказываться на успеваемости студента, с другой - ​оказывать положительный эффект в развитии карьерной траектории в будущем. В научных публикациях имеются данные, что по мере роста трудовой занятости студентов у преподавателей медицинских высших учебных заведений возникает озабоченность относительно успеваемости студентов, их отношения к избранной профессии, мотивов сочетания учебы с трудовой деятельностью [1-3]. Н.К. Михайлова, Т.А. Яркова (2019) показали, что профессиональная занятость студента положительно влияет на успеваемость, что выражается в получении профессиональных навыков [4]. Преимуществом совмещения учебной и профессиональной деятельности считается формирование способности повышения профессиональной коммуникации, эффективной самоорганизации и стремления к самообразованию у студентов [5]. Другие авторы считают, что профессиональная деятельность ухудшает академическую успеваемость студентов вследствие дефицита времени [6]. Зарубежные исследования свидетельствуют о том, что у работающих студентов снижен средний балл из-за формирования эмоционального выгорания вследствие хронических стрессовых состояний на работе [7]. Раннее вовлечение в профессиональную медицинскую деятельность и отсутствие опыта формируют более высокие риски развития профессионального выгорания [8]. В современном обучении студентов-медиков большее внимание уделяется академической успеваемости в аспекте освоения профессиональных навыков. Однако согласно современным представлениям, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, важно развитие метакомпетенций. К ним относятся умение коммуницировать - ​договариваться и сотрудничать, эмпатия, психофизиологическая регуляция. Подобные "мягкие" навыки (soft skills) приобретают все большее значение для получения работы, построения успешной карьеры, профессиональной самореализации, повышения качества жизни и реализации активной гражданской позиции [9]. Можно предположить, что формирование данных компетенций связано с психоэмоциональным благополучием студентов, которое, в свою очередь, может зависеть от формирования у них синдрома эмоционального выгорания [10]. Кроме того, в медицинской практике все активнее развивается тенденция рассматривать состояние здоровья персонала как один из важных факторов оценки качества работы учреждения, что, в свою очередь, создает необходимость исследования проблемы эмоционального выгорания медицинских работников, возникающих у них профессиональных деформаций, а также разработки специальных программ по их профилактике и коррекции [11]. В этой связи важно четкое понимание степени сформированности синдрома эмоционального выгорания среди студентов-медиков для возможности разработки научно обоснованных профилактических мероприятий. Это актуально, так как профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания медицинских работников повышает риск врачебных ошибок и влияет на эффективность оказываемой помощи [12].

Цель исследования - определить профессиональную занятость студентов-медиков и ее влияние на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 1055 студентов медицинского университета лечебного факультета I-VI курсов в возрасте от 17 до 25 лет. Сбор информации проводили в течение 2 лет. Для выявления особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания с учетом профессиональной занятости студентов в Google-формы был загружен 1-й блок вопросов, уточняющих факультет, курс обучения, пол, профессиональную занятость (сфера работы, стаж работы). Анкетирование было анонимным, но перед началом заполнения 1-го блока во всплывающем окне студенту представлялась информация о цели опроса, данных исследователей, которым можно направить в случае необходимости уточняющие вопросы. Отметка студентами в строке "Я даю свое согласие на участие в исследовании и принимаю условия его проведения" позволяла ему перейти к анкетированию 2-го блока, содержащего вопросы по оценке синдрома эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания исследован у студентов-медиков по опроснику В.В. Бойко, по балльной оценке которого установлена сформированность фаз и выраженность 12 симптомов, характерных для каждой фазы синдрома эмоционального выгорания.

Поэтому нами проведена оценка качества личности студентов-медиков: их личностные качества изучали с помощью многофакторного личностного опросника 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF), загруженного в Google-формы.

После анкетирования были сформированы 2 группы. 1-ю группу составили студенты, которые работали (n=570), 2-ю группу - ​неработающие студенты (n=115). Для выравнивания в количественном плане исследуемых групп и возможности разделения каждой группы на 2 подгруппы: студенты I-III курсов и IV-VI курсов; было проведено повторное анкетирование с добором во 2-ю группу студентов до 485 человек. В итоге в каждой группе количество студентов составило 570 человек в 1-й группе (270 студентов-медиков I-III курсов и 300 - ​IV-VI курсов) и 485 человек во 2-й группе (250 студентов-медиков I-III курсов и 235 - ​IV-VI курсов).

Сравнительный анализ полученных данных проводили с использованием методов медицинской статистики. Все абсолютные значения переведены в относительные числа с расчетом доли (P) и среднеквадратического отклонения (р). Достоверность полученных данных рассчитывалась на основании t-критерия Стьюдента. Различия считались достоверными р≤0,05 при значении коэффициента ≥2,0. Расчеты осуществляли с использованием пакета прикладных программ Microsoft Office 2010 и "Статистика". Для уточнения взаимосвязи формирования выраженности синдрома эмоционального выгорания от стажа профессиональной деятельности в рамках исследования проведен корреляционный анализ. Для этого был рассчитан коэффициент корреляции по методу Пирсона между балльной оценкой симптомов фаз синдрома эмоционального выгорания и профессиональным стажем студентов-медиков.

Результаты

Профессиональная занятость студентов медицинских университетов не является достаточно распространенным явлением. Так, 83,1% опрошенных студентов не работали и лишь 16,9% студентов были профессионально заняты, из них 10,4% студентов выбрали медицинскую сферу, у 6,5% студентов - ​работа не была связана с медицинской деятельностью. Вероятно, низкая профессиональная занятость студентов-медиков связана с дефицитом времени, обусловленным значительной долей его расходования на обучение в медицинском университете. Однако от I к VI курсу обучения отмечено увеличение количества профессионально занятых студентов с 8,1±4,8 до 29,6±3,0% (p≤0,05) (рис. 1). При этом отмечается увеличение доли студентов, работающих в медицинской сфере, с 33,3±4,7 до 61,5±1,6% (p≤0,05).

Рис. 1. Структура занятости студентов в зависимости от курса обучения

Сравнительный анализ данных сформированности синдрома эмоционального выгорания у студентов-медиков с учетом их профессиональной занятости показал, что среди работающих студентов фаза истощения была выше, чем у неработающих студентов, на 5,3% (табл. 1). Выраженность двух других предшествующих фаз была практически одинаковой как у работающих, так и у неработающих студентов. Общей тенденцией среди неработающих и работающих студентов было увеличение выраженности фазы напряжения и резистентности у студентов IV-VI курсов по сравнению с данными студентов I-III курсов и снижение выраженности фазы истощения. Однако стоит отметить, что установленные изменения не имели достоверных различий.

Таблица 1. Показатели выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания студентов-медиков с учетом их профессиональной занятости и курса обучения

Достоверность не выявлена.

Синдром эмоционального выгорания имеет 3 фазы формирования. Фаза напряжения - ​это начальная фаза, которая характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Следующая фаза - ​фаза резистенции, характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновение защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Фаза истощения характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений [13]. Существенных различий среди работающих и неработающих студентов по количеству лиц с формирующейся фазой напряжения синдрома эмоционального выгорания не выявлено (рис. 2). При этом удельный вес студентов, имеющих в стадии формирования фазу резистенции и истощения, было больше соответственно на 21 и 8,9% среди неработающих студентов, чем среди работающих. Вероятно, данная ситуация связана с тем, что среди работающих студентов, в отличие от неработающих, выявлено больше обследуемых с этими уже сформированными фазами: на 10,8% с фазой резистентности и на 8,3% с фазой истощения (рис. 3).

Рис. 2. Распределение студентов-медиков с формирующимися фазами синдрома эмоционального выгорания

Рис. 3. Распределение студентов-медиков со сформированными фазами синдрома эмоционального выгорания

Обращает на себя внимание тот факт, что среди работающих студентов IV-VI курсов по сравнению со студентами I-III курсов больше доля лиц со сформировавшейся фазой напряжения (в 1,4 раза) и с фазой резистентности (в 1,7 раза). Среди неработающих студентов IV-VI курсов в сравнении с данными студентов I-III курсов больше лиц со сформированной фазой напряжения (в 1,3 раза). Кроме того, среди неработающих студентов IV-VI курсов в сравнении со студентами I-III курсов меньше лиц со сформированной фазой истощения (в 2,9 раза) и больше (в 1,5 раза) лиц с этой фазой в стадии формирования, что, вероятно, является признаком редукции данной фазы у неработающих студентов от I к VI курсу обучения.

Уточнение выраженности симптомов в каждой фазе синдрома эмоционального выгорания позволило определить паттерны формирования исследуемого состояния (табл. 2). Так, в фазе напряжения максимальная балльная оценка установлена по симптому "переживание психотравмирующих ситуаций" у студентов I-III курсов обучения (15,0±0,91 балла) и "неудовлетворенность собой" у студентов IV-VI курсов обучения (19,0±0,78 балла). В фазе резистент­ности максимальная оценка установлена по симптому "эмоционально-нравственная дезориентация" (16,3±1,12 балла) у студентов I-III курсов и по симптому "расширение экономии эмоций" (15,7±0,86 балла) у студентов IV-VI курсов. В фазе истощения максимальная выраженность установлена по симптому "эмоциональный дефицит" на уровне 18,0±0,89 балла у студентов I-III курсов и 14,7±0,65 балла у студентов IV-VI курсов.

Таблица 2. Показатели выраженности симптомов фаз синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у работающих студентов-медиков с учетом курса обучения и профессиональной занятости

* - р≤0,05 - ​при сравнении данных студентов, работающих и неработающих; ** - р≤0,05 - ​при сравнении данных внутри одной подгруппы студентов I-III курсов с данными студентов IV-VI курсов.

Как и в случае сравнительного анализа выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания у работающих и неработающих студентов, достоверных отличий не выявлено (см. табл. 2), но установлены достоверные изменения по выраженности некоторых симптомов при сравнении данных студентов I-III и IV-VI курсов. Так, среди работающих студентов установлено достоверное увеличение выраженности симптома "переживание психотравмирующих ситуаций" - с 13,8±1,24 балла среди студентов I-III курсов до 17,1±0,99 балла среди студентов IV-VI курсов (р≤0,05), а также по симптому "неудовлетворенность собой" с 10,5±2,45 до 17,9±1,29 балла (р≤0,05). Среди неработающих студентов, напротив, установлено достоверное снижение выраженности симптома "эмоциональный дефицит" - с 17,9±0,99 до 15,3±0,87 балла (р≤0,05) и по симптому "психосоциальные и психовегетативные нарушения" - с 14,8±0,96 до 10,6±0,84 балла (р≤0,05).

Известно, что скорость формирования синдрома эмоционального выгорания зависит от качеств личности специалиста, которые определяют субъективность отношения к профессиональной среде и возникающих в ней ситуаций [14]. Показано, что характерными качествами личности студентов-медиков, которые усугубляют субъективное восприятие стрессоров, являются тревожность, зависимость от группы, а также жесткость, определяющая ригидность поведения и принятия решений (рис. 4). Предварительный анализ показал идентичность паттернов студентов-медиков с учетом курса обучения и профессиональной занятости, и в этой связи в данной статье мы приводим общий паттерн качеств личности студентов-медиков.

Рис. 4. Паттерн качеств личности студентов-медиков (баллы)

Проведенный корреляционный анализ выраженности симптомов эмоционального выгорания от профессионального стажа студентов-медиков позволил выявить достоверную сильную степень зависимости с симптомами фазы напряжения; корреляционная связь с симптомами других фаз была слабой и в пределах 0,26-0,30 ед. для фазы резистентности и 0,24-0,29 ед. для фазы истощения (рис. 5).

Рис. 5. Показатели корреляционных связей выраженности симптомов фаз синдрома эмоционального выгорания от профессионального стажа студентов

Примечание к рис. 5:

Обсуждение

Установленный факт о количестве профессионально занятых 16,9% студентов-медиков несколько ниже литературных данных, согласно которым до 30% студентов совмещают работу с обучением [15]. Несмотря на риски, сопряженные с профессиональной занятостью студентов, исследования показывают, что около 70% работающих студентов успешно сочетают профессиональную деятельность с обучением [16].

Полученные данные о росте количества студентов от I к VI курсу, занятых в профессиональной медицинской сфере, согласуются с опубликованными данными, которые указывают на то, что студенты старших курсов склонны к работе, близкой к выбранной специальности, в отличие от студентов начальных курсов, выбирающих для заработка неквалифицированный труд [4]. Однако некоторые авторы акцентируют внимание на том факте, что 10,9% работающих студентов под конец обучения задумываются о смене врачебной специальности, что может быть объяснено наличием нескольких вариантов дальнейшего трудоустройства, в отличие от неработающих студентов [16].

В последние годы внимание исследователей и практикующих врачей беспокоит проблема довольно широкого распространения синдрома эмоционального выгорания среди студенческой молодежи [17]. Полученные нами данные, что от 44,0 до 52,9% студентов имеют синдром эмоционального выгорания, согласуются с литературными данными и подтверждают установленную в настоящем исследования динамику прогрессирования синдрома эмоционального выгорания от младших к старшим курсам [18].

Несмотря на общепринятое мнение, что выгорание связано с профессиональной деятельностью [19-21], проводимые исследования свидетельствуют, что данное состояние может формироваться и у студентов-медиков и рассматривается как проявление дистресса, индуцированного неоптимальными условиями обучения [22]. Известно, что подготовка будущих специалистов-медиков к профессиональной деятельности предъявляет повышенные требования к их психофизиологическим возможностям. Обучение студента-медика относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда [23, 24]. Это обусловлено высокой интенсивностью учебных нагрузок, монотонией, частыми стрессогенными ситуациями, связанными с зачетами и экзаменами [25-28]. Вероятно, поэтому в настоящем исследовании не установлено достоверных отличий в выраженности балльной оценки фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания у работающих и неработающих студентов-медиков. Однако от младших к старшим курсам обучения установлено прогрессирование данного состояния по симптомам фазы напряжения у работающих студентов, а у неработающих студентов, напротив, - ​редукция по симптомам фазы истощения. В целом анализ данных свидетельствует о том, что у неработающих студентов выраженность синдрома эмоционального выгорания от младших к старшим курсам уменьшалась, тогда как среди работающих студентов от младших к старшим курсам, напротив, его выраженность увеличивалась.

Учитывая тот факт, что проявление и развитие синдрома эмоционального выгорания зависят от индивидуальных черт личности, а, согласно нашим данным, личностный портрет студентов-медиков с учетом их курса обучения и профессиональной занятости был идентичным, становится очевидным роль факторов учебного процесса в формировании синдрома эмоционального выгорания. Однако данное предположение требует дальнейших исследований для своего подтверждения.

На основании полученных данных в настоящем исследовании и анализе опубликованных результатов по изучаемой проблеме необходимо указать на практическую ценность рекомендаций по коррекции организации учебного процесса, изложенных в работе О.С. Глазачева [17]. В разработке этих рекомендаций авторы считают целесообразным опираться на основные принципы андрагогической модели обучения, а также приоритетной теории функциональных систем П.К. Анохина.

Заключение

Установлено, что каждый десятый студент совмещает работу с учебной деятельностью, актуальность профессиональной деятельности у студентов возрастает с курсом обучения в 3,6 раза, количество профессионально занятых студентов в медицинской сфере повышается в 2,1 раза.

Выраженность синдрома эмоционального выгорания от начальных к старшим курсам прогрессирует у работающих студентов и снижается у неработающих. При этом достоверных различий в балльной оценке выраженности фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания у работающих и неработающих студентов-медиков не выявлено.

В формировании синдрома эмоционального выгорания, а именно фазы резистенции и истощения, у неработающих студентов существенную роль, предположительно, играет организация учебного процесса, а у работающих студентов прогрессирование фазы напряжения обусловлено профессиональным стажем работы.

Литература

1. Мылтасова О.В., Константинова А.Ю. Совмещение работы и учебы: всегда ли средства оправдывают цели? // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68231 (дата обращения: 25.02.2020).

2. Мылтасова О.В. Современный студент: работа или учеба? // Значение образования в социально-экономическом развитии общества. Современные методы формирования приоритетов научных исследований и разработок. Материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2017. С. 59-60.

3. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Трудовая занятость студентов-медиков как фактор, влияющий на формирование будущего врача // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29589 (дата обращения: 12.02.2022)

4. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой - путь к профессии? // Экономика труда. 2019. Том 6. № 2. С. 763-774.

5. Годунова А.Д., Грицков В.Л. Мотивационные особенности работающих и не работающих студентов (на примере студентов-психологов санкт-петербургского государственного университета) // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2015. Том 3. С. 41-47.

6. Ofei-Dodoo S., Moser S.E., Kellerman R., Wipperman J., Paolo A. Burnout and Other Types of Emotional Distress Among Medical Students // Med Sci Educ. 2019. Vol. 29, N 4. P. 1061-1069.

7. Хайрушева Д.А., Белтенова А.Г. Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских работников (обзор) // Вестник АГИУВ. 2017. № 3. С. 77-85.

8. Educational Ecosystems for Societal Transformation. Global Education Futures Report, 2018. Retrieved from. URL: https://globaledufutures.org/educationecosystems

9. Федотов И.А., Дегтярева А.С., Озоль С.Н. Синдром эмоционального выгорания и учебный стресс // Омский психиатрический журнал. 2015. № 3 (5). С. 25-31.

10. Жевелик О.Д., Дзюман Е.М., Михеева Г.Ф. Эмоциональное "Выгорание" среди медицинских работников сферы психического здоровья // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2017. № 1. C. 34-37.

11. Погодаева М.В., Чепурко Ю.В., Молокова О.А. Факторы профессионального стресса врачей и возможности повышения адаптивности к ним на этапе обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21, № 4. C. 1005-1013. DOI: https://doi.org/10/21603/2078-8975-2019-21-4-1005-1013

12. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб, 2009. 278 с.

13. Багрий М.А., Леонова А.Б. Синдромы профессионального стресса у врачей различных специализаций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 3. С. 44-53.

14. Короткова М.C. Вторичная занятость как фактор оценки социального статуса студенчества // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 4.

15. Мясникова Н.И. Жизненные стратегии поведения работающих студентов-медиков // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2018. № 2.

16. Мясникова Н.И., Дорофеева А.Д., Закирова А.Б. Феномен вторичной занятости студентов медицинского вуза // Электронная библиотека ПГНИУ. 2018

17. Глазачев О.С. Психосоматическое здоровье студентов-медиков: возможности коррекции на основе оптимизации образовательных технологий // Социально-экономические технологии. 2011. № 1. С. 63-78.

18. Jacobs S.R., Dodd D.K. Student burnout as a function of personality, social support, and workload // Journal of college student development. 2003. N 2. P. 23-28.

19. Горшкова В.В., Аборина М.В. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников // Universum: психология и образование. 2022. № 2 (92). С.13-15.

20. Захарова Д.А., Гребешкова Е.В., Гуляева А.А., Кравцива А.В., Митрохина Р.В., Новожеева О.С., Процкая А.П. Синдром эмоционального выгорания в медицине и принципы его коррекции // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 1. С. 122-126.

21. Мурашкин М.С., Шаршакова Т.М. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности врачей // Проблемы здоровья и экологии. 2020. № 2 (64). C. 119-123.

22. Dyrbye L.N., Thomas M.R., Huntington J.L., Lawson K.L., Novotny P.J., Sloan J.A., Shanafelt T.D. Personal life events and medical student burnout: a multicenter study // Acad. med. 2006. N 81 (4). P. 374-384.

23. Агаджанян Н.А., Пономарева В.В., Ермакова Н.В. Проблема здоровья студентов и перспективы развития // материалы 1-й Всероссийской научн. конференции "Образ жизни и здоровье студентов". Москва, 1995. С.5-9.

24. Vaez M. Health and quality of life during years at university. Studies on their development and determinants: Phd. Thesis. Karolinska Institutet. 2004

25. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса и способы его коррекции: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. СПб., 2001.

26. Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физио­логия человека. 2000. Т. 26.

27. Firth-Cozens J. Stress in medical undergraduates and house officers // Br.J. Hosp. Med. 1989. N 41. P. 161-164.

28. Tyssen R., Vaglum P., Gronvold N.T., Ekeberg O. Factors in medical school that predict postgraduate mental health problems in need of treatment. A nationwide and longitudinal study // Med. Educ. 2001. N 35. P. 110-120.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
РОСМЕДОБР 2021
Вскрытие
Медицина сегодня
XIII международный форум "Росмедобр-2022

15-17 сентября на площадке "Рэдиссон Славянская Отель и Бизнес-центр" в Москве состоится XIII международный форум "Росмедобр-2022. Инновационные обучающие технологии в медицине" - крупнейшее ежегодное событие в сфере медицинского образования в русскоязычном пространстве....

RHINOLOGY WORLD CONGRESS 2022 IRS-ISIAN

RHINOLOGY WORLD CONGRESS 2022 IRS - ISIAN объединил мировое ринологическое сообщество в городе на Неве В разгар лета Россия впервые приняла гостей и участников RHINOLOGY WORLD CONGRESS 2022 IRS-ISIAN. Ежегодно это событие, местом проведения которого в разное время были...

XXI РОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС "Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии" с международным участием

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! 21-23 сентября 2022 года в Гостиничном комплексе "Космос" ( 129366, г. Москва, проспект Мира, д. 150) состоится XXI РОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС "Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии" с международным участием XXI МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»