ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Резюме

Высокие учебные нагрузки, характерные для профессионального медицин­ского образования в сочетании с профессиональной занятостью, могут создавать предпосылки для формирования синдрома эмоционального выгорания. Исследование, проведенное среди 1055 студентов-медиков, показало, что каждый десятый студент совмещает работу с учебной деятельностью. Профессиональная занятость у студентов растет с курсом обучения в 3,6 раза, а также повышается количество профессионально занятых студентов в медицинской сфере в 2,1 раза. Выраженность синдрома эмоционального выгорания у работающих студентов старших курсов выше и ниже у неработающих студентов. В формировании синдрома эмоционального выгорания, а именно фазы резистенции и истощения у неработающих студентов, существенную роль, предположительно, играет организация учебного процесса, а у работающих студентов прогрессирование фазы напряжения обусловлено профессиональным стажем работы. Полученные данные позволяют определиться с возможными путями профилактики развития синдрома эмоционального выгорания у студентов-меди­ков.

Ключевые слова:профессиональная занятость; студенты-медики; работающие студенты; синдром эмоционального выгорания; учебные нагрузки; профессиональный стресс; качества личности

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Булычева Е.В., Бакунович М.П. Особенности формирования синдрома эмоционального выгорания студентов с учетом их профессио­нальной занятости // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 49-61. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-49-61

Трудовая занятость студентов высшей медицинской школы является актуальной проблемой, так как в свете практикоориентированного подхода в медицинском образовании может оказывать двойной эффект: с одной стороны, негативно сказываться на успеваемости студента, с другой - ​оказывать положительный эффект в развитии карьерной траектории в будущем. В научных публикациях имеются данные, что по мере роста трудовой занятости студентов у преподавателей медицинских высших учебных заведений возникает озабоченность относительно успеваемости студентов, их отношения к избранной профессии, мотивов сочетания учебы с трудовой деятельностью [1-3]. Н.К. Михайлова, Т.А. Яркова (2019) показали, что профессиональная занятость студента положительно влияет на успеваемость, что выражается в получении профессиональных навыков [4]. Преимуществом совмещения учебной и профессиональной деятельности считается формирование способности повышения профессиональной коммуникации, эффективной самоорганизации и стремления к самообразованию у студентов [5]. Другие авторы считают, что профессиональная деятельность ухудшает академическую успеваемость студентов вследствие дефицита времени [6]. Зарубежные исследования свидетельствуют о том, что у работающих студентов снижен средний балл из-за формирования эмоционального выгорания вследствие хронических стрессовых состояний на работе [7]. Раннее вовлечение в профессиональную медицинскую деятельность и отсутствие опыта формируют более высокие риски развития профессионального выгорания [8]. В современном обучении студентов-медиков большее внимание уделяется академической успеваемости в аспекте освоения профессиональных навыков. Однако согласно современным представлениям, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, важно развитие метакомпетенций. К ним относятся умение коммуницировать - ​договариваться и сотрудничать, эмпатия, психофизиологическая регуляция. Подобные "мягкие" навыки (soft skills) приобретают все большее значение для получения работы, построения успешной карьеры, профессиональной самореализации, повышения качества жизни и реализации активной гражданской позиции [9]. Можно предположить, что формирование данных компетенций связано с психоэмоциональным благополучием студентов, которое, в свою очередь, может зависеть от формирования у них синдрома эмоционального выгорания [10]. Кроме того, в медицинской практике все активнее развивается тенденция рассматривать состояние здоровья персонала как один из важных факторов оценки качества работы учреждения, что, в свою очередь, создает необходимость исследования проблемы эмоционального выгорания медицинских работников, возникающих у них профессиональных деформаций, а также разработки специальных программ по их профилактике и коррекции [11]. В этой связи важно четкое понимание степени сформированности синдрома эмоционального выгорания среди студентов-медиков для возможности разработки научно обоснованных профилактических мероприятий. Это актуально, так как профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания медицинских работников повышает риск врачебных ошибок и влияет на эффективность оказываемой помощи [12].

Цель исследования - определить профессиональную занятость студентов-медиков и ее влияние на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 1055 студентов медицинского университета лечебного факультета I-VI курсов в возрасте от 17 до 25 лет. Сбор информации проводили в течение 2 лет. Для выявления особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания с учетом профессиональной занятости студентов в Google-формы был загружен 1-й блок вопросов, уточняющих факультет, курс обучения, пол, профессиональную занятость (сфера работы, стаж работы). Анкетирование было анонимным, но перед началом заполнения 1-го блока во всплывающем окне студенту представлялась информация о цели опроса, данных исследователей, которым можно направить в случае необходимости уточняющие вопросы. Отметка студентами в строке "Я даю свое согласие на участие в исследовании и принимаю условия его проведения" позволяла ему перейти к анкетированию 2-го блока, содержащего вопросы по оценке синдрома эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания исследован у студентов-медиков по опроснику В.В. Бойко, по балльной оценке которого установлена сформированность фаз и выраженность 12 симптомов, характерных для каждой фазы синдрома эмоционального выгорания.

Поэтому нами проведена оценка качества личности студентов-медиков: их личностные качества изучали с помощью многофакторного личностного опросника 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF), загруженного в Google-формы.

После анкетирования были сформированы 2 группы. 1-ю группу составили студенты, которые работали (n=570), 2-ю группу - ​неработающие студенты (n=115). Для выравнивания в количественном плане исследуемых групп и возможности разделения каждой группы на 2 подгруппы: студенты I-III курсов и IV-VI курсов; было проведено повторное анкетирование с добором во 2-ю группу студентов до 485 человек. В итоге в каждой группе количество студентов составило 570 человек в 1-й группе (270 студентов-медиков I-III курсов и 300 - ​IV-VI курсов) и 485 человек во 2-й группе (250 студентов-медиков I-III курсов и 235 - ​IV-VI курсов).

Сравнительный анализ полученных данных проводили с использованием методов медицинской статистики. Все абсолютные значения переведены в относительные числа с расчетом доли (P) и среднеквадратического отклонения (р). Достоверность полученных данных рассчитывалась на основании t-критерия Стьюдента. Различия считались достоверными р≤0,05 при значении коэффициента ≥2,0. Расчеты осуществляли с использованием пакета прикладных программ Microsoft Office 2010 и "Статистика". Для уточнения взаимосвязи формирования выраженности синдрома эмоционального выгорания от стажа профессиональной деятельности в рамках исследования проведен корреляционный анализ. Для этого был рассчитан коэффициент корреляции по методу Пирсона между балльной оценкой симптомов фаз синдрома эмоционального выгорания и профессиональным стажем студентов-медиков.

Результаты

Профессиональная занятость студентов медицинских университетов не является достаточно распространенным явлением. Так, 83,1% опрошенных студентов не работали и лишь 16,9% студентов были профессионально заняты, из них 10,4% студентов выбрали медицинскую сферу, у 6,5% студентов - ​работа не была связана с медицинской деятельностью. Вероятно, низкая профессиональная занятость студентов-медиков связана с дефицитом времени, обусловленным значительной долей его расходования на обучение в медицинском университете. Однако от I к VI курсу обучения отмечено увеличение количества профессионально занятых студентов с 8,1±4,8 до 29,6±3,0% (p≤0,05) (рис. 1). При этом отмечается увеличение доли студентов, работающих в медицинской сфере, с 33,3±4,7 до 61,5±1,6% (p≤0,05).

Рис. 1. Структура занятости студентов в зависимости от курса обучения

Сравнительный анализ данных сформированности синдрома эмоционального выгорания у студентов-медиков с учетом их профессиональной занятости показал, что среди работающих студентов фаза истощения была выше, чем у неработающих студентов, на 5,3% (табл. 1). Выраженность двух других предшествующих фаз была практически одинаковой как у работающих, так и у неработающих студентов. Общей тенденцией среди неработающих и работающих студентов было увеличение выраженности фазы напряжения и резистентности у студентов IV-VI курсов по сравнению с данными студентов I-III курсов и снижение выраженности фазы истощения. Однако стоит отметить, что установленные изменения не имели достоверных различий.

Таблица 1. Показатели выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания студентов-медиков с учетом их профессиональной занятости и курса обучения

Достоверность не выявлена.

Синдром эмоционального выгорания имеет 3 фазы формирования. Фаза напряжения - ​это начальная фаза, которая характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Следующая фаза - ​фаза резистенции, характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновение защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Фаза истощения характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений [13]. Существенных различий среди работающих и неработающих студентов по количеству лиц с формирующейся фазой напряжения синдрома эмоционального выгорания не выявлено (рис. 2). При этом удельный вес студентов, имеющих в стадии формирования фазу резистенции и истощения, было больше соответственно на 21 и 8,9% среди неработающих студентов, чем среди работающих. Вероятно, данная ситуация связана с тем, что среди работающих студентов, в отличие от неработающих, выявлено больше обследуемых с этими уже сформированными фазами: на 10,8% с фазой резистентности и на 8,3% с фазой истощения (рис. 3).

Рис. 2. Распределение студентов-медиков с формирующимися фазами синдрома эмоционального выгорания

Рис. 3. Распределение студентов-медиков со сформированными фазами синдрома эмоционального выгорания

Обращает на себя внимание тот факт, что среди работающих студентов IV-VI курсов по сравнению со студентами I-III курсов больше доля лиц со сформировавшейся фазой напряжения (в 1,4 раза) и с фазой резистентности (в 1,7 раза). Среди неработающих студентов IV-VI курсов в сравнении с данными студентов I-III курсов больше лиц со сформированной фазой напряжения (в 1,3 раза). Кроме того, среди неработающих студентов IV-VI курсов в сравнении со студентами I-III курсов меньше лиц со сформированной фазой истощения (в 2,9 раза) и больше (в 1,5 раза) лиц с этой фазой в стадии формирования, что, вероятно, является признаком редукции данной фазы у неработающих студентов от I к VI курсу обучения.

Уточнение выраженности симптомов в каждой фазе синдрома эмоционального выгорания позволило определить паттерны формирования исследуемого состояния (табл. 2). Так, в фазе напряжения максимальная балльная оценка установлена по симптому "переживание психотравмирующих ситуаций" у студентов I-III курсов обучения (15,0±0,91 балла) и "неудовлетворенность собой" у студентов IV-VI курсов обучения (19,0±0,78 балла). В фазе резистент­ности максимальная оценка установлена по симптому "эмоционально-нравственная дезориентация" (16,3±1,12 балла) у студентов I-III курсов и по симптому "расширение экономии эмоций" (15,7±0,86 балла) у студентов IV-VI курсов. В фазе истощения максимальная выраженность установлена по симптому "эмоциональный дефицит" на уровне 18,0±0,89 балла у студентов I-III курсов и 14,7±0,65 балла у студентов IV-VI курсов.

Таблица 2. Показатели выраженности симптомов фаз синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у работающих студентов-медиков с учетом курса обучения и профессиональной занятости

* - р≤0,05 - ​при сравнении данных студентов, работающих и неработающих; ** - р≤0,05 - ​при сравнении данных внутри одной подгруппы студентов I-III курсов с данными студентов IV-VI курсов.

Как и в случае сравнительного анализа выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания у работающих и неработающих студентов, достоверных отличий не выявлено (см. табл. 2), но установлены достоверные изменения по выраженности некоторых симптомов при сравнении данных студентов I-III и IV-VI курсов. Так, среди работающих студентов установлено достоверное увеличение выраженности симптома "переживание психотравмирующих ситуаций" - с 13,8±1,24 балла среди студентов I-III курсов до 17,1±0,99 балла среди студентов IV-VI курсов (р≤0,05), а также по симптому "неудовлетворенность собой" с 10,5±2,45 до 17,9±1,29 балла (р≤0,05). Среди неработающих студентов, напротив, установлено достоверное снижение выраженности симптома "эмоциональный дефицит" - с 17,9±0,99 до 15,3±0,87 балла (р≤0,05) и по симптому "психосоциальные и психовегетативные нарушения" - с 14,8±0,96 до 10,6±0,84 балла (р≤0,05).

Известно, что скорость формирования синдрома эмоционального выгорания зависит от качеств личности специалиста, которые определяют субъективность отношения к профессиональной среде и возникающих в ней ситуаций [14]. Показано, что характерными качествами личности студентов-медиков, которые усугубляют субъективное восприятие стрессоров, являются тревожность, зависимость от группы, а также жесткость, определяющая ригидность поведения и принятия решений (рис. 4). Предварительный анализ показал идентичность паттернов студентов-медиков с учетом курса обучения и профессиональной занятости, и в этой связи в данной статье мы приводим общий паттерн качеств личности студентов-медиков.

Рис. 4. Паттерн качеств личности студентов-медиков (баллы)

Проведенный корреляционный анализ выраженности симптомов эмоционального выгорания от профессионального стажа студентов-медиков позволил выявить достоверную сильную степень зависимости с симптомами фазы напряжения; корреляционная связь с симптомами других фаз была слабой и в пределах 0,26-0,30 ед. для фазы резистентности и 0,24-0,29 ед. для фазы истощения (рис. 5).

Рис. 5. Показатели корреляционных связей выраженности симптомов фаз синдрома эмоционального выгорания от профессионального стажа студентов

Примечание к рис. 5:

Обсуждение

Установленный факт о количестве профессионально занятых 16,9% студентов-медиков несколько ниже литературных данных, согласно которым до 30% студентов совмещают работу с обучением [15]. Несмотря на риски, сопряженные с профессиональной занятостью студентов, исследования показывают, что около 70% работающих студентов успешно сочетают профессиональную деятельность с обучением [16].

Полученные данные о росте количества студентов от I к VI курсу, занятых в профессиональной медицинской сфере, согласуются с опубликованными данными, которые указывают на то, что студенты старших курсов склонны к работе, близкой к выбранной специальности, в отличие от студентов начальных курсов, выбирающих для заработка неквалифицированный труд [4]. Однако некоторые авторы акцентируют внимание на том факте, что 10,9% работающих студентов под конец обучения задумываются о смене врачебной специальности, что может быть объяснено наличием нескольких вариантов дальнейшего трудоустройства, в отличие от неработающих студентов [16].

В последние годы внимание исследователей и практикующих врачей беспокоит проблема довольно широкого распространения синдрома эмоционального выгорания среди студенческой молодежи [17]. Полученные нами данные, что от 44,0 до 52,9% студентов имеют синдром эмоционального выгорания, согласуются с литературными данными и подтверждают установленную в настоящем исследования динамику прогрессирования синдрома эмоционального выгорания от младших к старшим курсам [18].

Несмотря на общепринятое мнение, что выгорание связано с профессиональной деятельностью [19-21], проводимые исследования свидетельствуют, что данное состояние может формироваться и у студентов-медиков и рассматривается как проявление дистресса, индуцированного неоптимальными условиями обучения [22]. Известно, что подготовка будущих специалистов-медиков к профессиональной деятельности предъявляет повышенные требования к их психофизиологическим возможностям. Обучение студента-медика относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда [23, 24]. Это обусловлено высокой интенсивностью учебных нагрузок, монотонией, частыми стрессогенными ситуациями, связанными с зачетами и экзаменами [25-28]. Вероятно, поэтому в настоящем исследовании не установлено достоверных отличий в выраженности балльной оценки фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания у работающих и неработающих студентов-медиков. Однако от младших к старшим курсам обучения установлено прогрессирование данного состояния по симптомам фазы напряжения у работающих студентов, а у неработающих студентов, напротив, - ​редукция по симптомам фазы истощения. В целом анализ данных свидетельствует о том, что у неработающих студентов выраженность синдрома эмоционального выгорания от младших к старшим курсам уменьшалась, тогда как среди работающих студентов от младших к старшим курсам, напротив, его выраженность увеличивалась.

Учитывая тот факт, что проявление и развитие синдрома эмоционального выгорания зависят от индивидуальных черт личности, а, согласно нашим данным, личностный портрет студентов-медиков с учетом их курса обучения и профессиональной занятости был идентичным, становится очевидным роль факторов учебного процесса в формировании синдрома эмоционального выгорания. Однако данное предположение требует дальнейших исследований для своего подтверждения.

На основании полученных данных в настоящем исследовании и анализе опубликованных результатов по изучаемой проблеме необходимо указать на практическую ценность рекомендаций по коррекции организации учебного процесса, изложенных в работе О.С. Глазачева [17]. В разработке этих рекомендаций авторы считают целесообразным опираться на основные принципы андрагогической модели обучения, а также приоритетной теории функциональных систем П.К. Анохина.

Заключение

Установлено, что каждый десятый студент совмещает работу с учебной деятельностью, актуальность профессиональной деятельности у студентов возрастает с курсом обучения в 3,6 раза, количество профессионально занятых студентов в медицинской сфере повышается в 2,1 раза.

Выраженность синдрома эмоционального выгорания от начальных к старшим курсам прогрессирует у работающих студентов и снижается у неработающих. При этом достоверных различий в балльной оценке выраженности фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания у работающих и неработающих студентов-медиков не выявлено.

В формировании синдрома эмоционального выгорания, а именно фазы резистенции и истощения, у неработающих студентов существенную роль, предположительно, играет организация учебного процесса, а у работающих студентов прогрессирование фазы напряжения обусловлено профессиональным стажем работы.

Литература

1. Мылтасова О.В., Константинова А.Ю. Совмещение работы и учебы: всегда ли средства оправдывают цели? // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/68231 (дата обращения: 25.02.2020).

2. Мылтасова О.В. Современный студент: работа или учеба? // Значение образования в социально-экономическом развитии общества. Современные методы формирования приоритетов научных исследований и разработок. Материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2017. С. 59-60.

3. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Трудовая занятость студентов-медиков как фактор, влияющий на формирование будущего врача // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29589 (дата обращения: 12.02.2022)

4. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой - путь к профессии? // Экономика труда. 2019. Том 6. № 2. С. 763-774.

5. Годунова А.Д., Грицков В.Л. Мотивационные особенности работающих и не работающих студентов (на примере студентов-психологов санкт-петербургского государственного университета) // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2015. Том 3. С. 41-47.

6. Ofei-Dodoo S., Moser S.E., Kellerman R., Wipperman J., Paolo A. Burnout and Other Types of Emotional Distress Among Medical Students // Med Sci Educ. 2019. Vol. 29, N 4. P. 1061-1069.

7. Хайрушева Д.А., Белтенова А.Г. Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских работников (обзор) // Вестник АГИУВ. 2017. № 3. С. 77-85.

8. Educational Ecosystems for Societal Transformation. Global Education Futures Report, 2018. Retrieved from. URL: https://globaledufutures.org/educationecosystems

9. Федотов И.А., Дегтярева А.С., Озоль С.Н. Синдром эмоционального выгорания и учебный стресс // Омский психиатрический журнал. 2015. № 3 (5). С. 25-31.

10. Жевелик О.Д., Дзюман Е.М., Михеева Г.Ф. Эмоциональное "Выгорание" среди медицинских работников сферы психического здоровья // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. 2017. № 1. C. 34-37.

11. Погодаева М.В., Чепурко Ю.В., Молокова О.А. Факторы профессионального стресса врачей и возможности повышения адаптивности к ним на этапе обучения в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21, № 4. C. 1005-1013. DOI: https://doi.org/10/21603/2078-8975-2019-21-4-1005-1013

12. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб, 2009. 278 с.

13. Багрий М.А., Леонова А.Б. Синдромы профессионального стресса у врачей различных специализаций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 3. С. 44-53.

14. Короткова М.C. Вторичная занятость как фактор оценки социального статуса студенчества // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 4.

15. Мясникова Н.И. Жизненные стратегии поведения работающих студентов-медиков // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2018. № 2.

16. Мясникова Н.И., Дорофеева А.Д., Закирова А.Б. Феномен вторичной занятости студентов медицинского вуза // Электронная библиотека ПГНИУ. 2018

17. Глазачев О.С. Психосоматическое здоровье студентов-медиков: возможности коррекции на основе оптимизации образовательных технологий // Социально-экономические технологии. 2011. № 1. С. 63-78.

18. Jacobs S.R., Dodd D.K. Student burnout as a function of personality, social support, and workload // Journal of college student development. 2003. N 2. P. 23-28.

19. Горшкова В.В., Аборина М.В. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников // Universum: психология и образование. 2022. № 2 (92). С.13-15.

20. Захарова Д.А., Гребешкова Е.В., Гуляева А.А., Кравцива А.В., Митрохина Р.В., Новожеева О.С., Процкая А.П. Синдром эмоционального выгорания в медицине и принципы его коррекции // Смоленский медицинский альманах. 2020. № 1. С. 122-126.

21. Мурашкин М.С., Шаршакова Т.М. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности врачей // Проблемы здоровья и экологии. 2020. № 2 (64). C. 119-123.

22. Dyrbye L.N., Thomas M.R., Huntington J.L., Lawson K.L., Novotny P.J., Sloan J.A., Shanafelt T.D. Personal life events and medical student burnout: a multicenter study // Acad. med. 2006. N 81 (4). P. 374-384.

23. Агаджанян Н.А., Пономарева В.В., Ермакова Н.В. Проблема здоровья студентов и перспективы развития // материалы 1-й Всероссийской научн. конференции "Образ жизни и здоровье студентов". Москва, 1995. С.5-9.

24. Vaez M. Health and quality of life during years at university. Studies on their development and determinants: Phd. Thesis. Karolinska Institutet. 2004

25. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса и способы его коррекции: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. СПб., 2001.

26. Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физио­логия человека. 2000. Т. 26.

27. Firth-Cozens J. Stress in medical undergraduates and house officers // Br.J. Hosp. Med. 1989. N 41. P. 161-164.

28. Tyssen R., Vaglum P., Gronvold N.T., Ekeberg O. Factors in medical school that predict postgraduate mental health problems in need of treatment. A nationwide and longitudinal study // Med. Educ. 2001. N 35. P. 110-120.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»