ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СИМУЛЯЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ КОЖНОГО ШВА

Резюме

Цель исследования - ​анализ современной литературы для сравнения симуляторов кожного шва различного уровня реалистичности с точки зрения экономической целесообразности применения и влияния стоимости на качество обучения.

Материал и методы. Поиск литературы в базах данных PubMed, MEDLINE, а также в соответствующих журналах и списках литературы был проведен в сентябре 2021 г.

Для поиска актуальной информации о видах симуляционных тренажеров для отработки кожного шва использовали следующие запросы: "симулятор кожного шва", "тренинг в пластической хирургии", "базовые хирургические навыки", "симуляционное обучение", "обучение хирургическим навыкам". Период включения статей - 2000-2021 гг. По итогам поиска 257 полнотекстовых статей были проанализированы и 60 из них включены в текущий обзор.

Результаты рандомизированных контролируемых исследований подтверждают отсутствие влияния реалистичности симулятора кожного шва на приобретение моторных навыков. Преимуществами обладают модели с низкой стоимостью и возможностью многократного использования. Отсутствие санитарно-эпидемиологических ограничений при работе с тренажерами повышает доступность обучения. Учитывая эти требования, в настоящее время синтетические модели обладают преимуществом перед органическими тренажерами или кадавер-курсами. Функциональные возможности тренажера должны быть рассчитаны на отработку навыков пластической хирургии.

Ключевые слова:симуляционное обучение в хирургии; симуляционная модель кожного шва; пластическая хирургия; базовые хирургические навыки

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ожерельев А.В., Стегний К.В., Двойникова Е.Р., Крекотень А.А., Холодкова Н.М., Серебрякова А.П., Гончарук Р.А. Литературный обзор симуляционных моделей для обучения навыкам кожного шва // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 20-32. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-20-32

Кожный шов является базовым хирургическим навыком, которым необходимо овладеть ординатору любой хирургической специальности, а также студентам IV-VI курсов в рамках хирургической практики [1]. Долгое время модель Холстеда "Смотри и делай, как я" была "золотым стандартом" хирургического образования [2, 3]. Однако с учетом современных требований образования реализация этой модели сталкивается с трудностями этического, практического и юридического характера, так как в рамках российского законодательства студенты и ординаторы не имеют права самостоятельно выполнять хирургические вмешательства [3]. Нередко это приводит к отсутствию опыта у молодых специалистов в начале карьеры [4]. Выполнение различных инвазивных манипуляций молодыми специалистами без опыта повышает риск ятрогении [5]. Симуляционные технологии предполагают альтернативные варианты обучения хирургическим навыкам. Данная модель обучения позволяет изучать и отрабатывать хирургические навыки не в операционной, а в контролируемой среде, безопасной для пациента [6-8]. В последующем эти навыки успешно транслируются в клиническую практику [9-12]. Навык кожного шва можно эффективно освоить с помощью симуляционных технологий.

В настоящее время существует большой выбор симуляторов для обучения навыкам кожного шва. Они делятся на органические (высокореалистичные), материалом для которых являются ткани животного или человека, и неорганические (низкореалистичные) модели, за основу которых берется искусственно воссозданный кожный покров из синтетического материала [16-18]. Чем выше реалистичность симуляционного тренажера, тем значительнее возрастает его стоимость [12]. Однако целесообразность использования высокореалистичных моделей для обучения навыкам кожного шва остается под вопросом.

Цель исследования - ​анализ современной литературы для сравнения симуляторов кожного шва различного уровня реалистичности с оценкой экономической целесообразности применения и взаимосвязи с качеством обучения.

Материал и методы

Поиск литературы в базах данных PubMed, MEDLINE, а также в соответствующих журналах и списках литературы был проведен в сентябре 2021 г.

Для поиска актуальной информации о видах симуляционных тренажеров для отработки кожного шва использовались следующие запросы: "симулятор кожного шва", "тренинг в пластической хирургии", "базовые хирургические навыки", "симуляционное обучение", "обучение хирургическим навыкам". Период включения статей - 2000-2021 гг. По итогам поиска 257 полнотекстовых статей были проанализированы и 60 из них включены в текущий обзор.

Использование кадавера

Использование трупного материала в качестве симуляционной модели для отработки хирургических навыков широко применяется в странах с соответствующей законодательной базой [19]. В Российской Федерации закон позволяет использовать трупный материал для научно-исследовательских и учебных целей [20]. Трупная модель отличается высоким уровнем реалистичности [21, 22]. В табл. 1 представлены исследования, в которых кадаверы использовались в качестве симуляционной модели.

Таблица 1. Использование трупной кожи в качестве симуляционной модели

* - ​информация не отражена в тексте статьи.

При анализе литературы необходимо учесть разницу между симулятором и симуляцией [23]. Симулятор - ​это тренажер для отработки моторных навыков [24]. Для отработки навыков кожного шва используется стендовая модель, которая представляет собой участок кожи, зафиксированный на твердой поверхности и имитирующий реальное операционное поле [25]. J. Rothenberger и соавт. предлагают использовать человеческий кожный лоскут, резецируемый при абдоминопластике [26]. Схожий способ разработали S.Y. Song и соавт., который предполагает использование замороженного участка человеческой кожи, резецируемого во время операций по реконструкции молочной железы. Заморозка кожи при температуре -30 °С обеспечивает длительное хранение материала. Гистологическое исследование размороженной ткани показало, что воздействие низких температур незначительно сказывается на структуре и эластических свойствах [27].

Кожа кадавера также используется для полноценной симуляции клинического случая с отработкой всех этапов кожной пластики [28]. S. Dominik и соавт. разработали курс практической хирургической подготовки "Почувствуй себя хирургом". В качестве симулятора используется кадавер, не зафиксированный в формальдегиде [29]. J. Paul и соавт. использовали комбинированную стендовую модель для ушивания раневого дефекта на основе свиной кожи и кадавера [30]. Использование кадавера для симуляций несовершенно, так как отсутствие сердечной деятельности не позволяет имитировать крово­течение и исключает возможность отработки методик гемостаза. Для решения этой проблемы N. Joseph и соавт. разработали подключаемую систему кровоснабжения тканей для моделирования хирургических процедур. Артериальная перфузия имитировалась путем подключения специального насоса к бедренным сосудам с постоянным контролем давления, венозная перфузия выполнялась через гравитационную систему с подкрашенным раствором хлорида натрия. Это позволило обеспечить высокий уровень реалистичности [28].

Стоимость кадавер-курса варьирует от 750 до 2500$, в зависимости от количества обучающихся и сложности отрабатываемых методик [27, 28, 30]. Разница в дизайне исследований и отсутствие объективных методов оценки не позволяют сравнить эффективность моделей.

Одним из условий использования кадавера является добровольное прижизненное согласие на использование тела после смерти в образовательных целях.

Таким образом, использование кадаверов наиболее рационально для симуляции клинических случаев с последующей отработкой всех этапов моделируемой процедуры. Применение стендовых моделей из трупной кожи более выгодно в связи с перспективой консервации и возможности повторного использования. Недостатки данной мо­дели - ​необходимость наличия специально оборудованного симуляционного центра и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.

Использование органических моделей

Использование лабораторных животных в качестве симуляционных моделей для отработки хирургических навыков распространено в симуляционных центрах стран Европы и США [8]. Данная модель обладает высоким уровнем реалистичности [31]. Ткань животных может применяться в качестве стендовых моделей, девитализированные животные (модель in vivo) используются для создания полноценных симуляций, что позволяет отработать все этапы оперативного вмешательства [32, 33]. В РФ использование животных в научных и учебных целях возможно с соблюдением международных и отечественных законов и стандартов. В табл. 2 отражены исследования, в которых оценивались различные варианты органических моделей для отработки навыка кожного шва.

Таблица 2. Использование органических моделей для отработки навыка кожного шва

*- информация не отражена в тексте статьи.

H.C. Altinyazar и соавт. в качестве модели предложили использование крысиной кожи, которая иссекается с дорзальной поверхности девитализированных крыс, задействованных в лабораторных опытах [34]. F. Bauer и соавт. в своем исследовании показали эффективность стендовой модели из свиной кожи [35]. R. Denadai и соавт. использовали стендовую модель на основе куриной кожи для тренинга по пластической хирургии [14]. Z. Shen и соавт. предложили использовать стендовую модель на основе свиной кожи, закрепленную на руке стандартизированного пациента. Данная симуляция создает дополнительный стрессовый фактор и позволяет развивать коммуникационные навыки у обучающихся [36].

В качестве полноценных симуляций для отработки распространенных оперативных вмешательств J. Drosdeck и соавт. предлагают использование специально выведенной породы свиней [37]. Курс ориентирован на студентов младших курсов во время реализации хирургической практики. Все манипуляции выполняются командой студентов под наблюдением хирурга. S. DeMasi и соавт. показали эффективность крыс в качестве симуляционной модели для отработки мастэктомии и кожного шва [38].

R. Denadai и соавт. в качестве органических моделей предложили использовать фрукты и овощи с твердой кожурой, однако сравнения с животными моделями не проводились [39].

Согласно международным стандартам, модели in vivo могут быть заменены на неодушевленные, если это не влияет на качество обучения [40, 41]. По субъективной оценке студентов, работа с моделями in vivo улучшает их стрессоустойчивость в реальной операционной [42]. Таким образом, применение модели in vivo эффективно для имитации клинических условий, но это более затратно в сравнении со стендовыми моделями, и существует риск возникновения и распространения эпизоотических заболеваний [32, 43, 44].

Использование синтетических моделей

Синтетические симуляторы - ​это модели, изготовленные из резины, пластика, силикона, латекса и прочих материалов [45]. Такие тренажеры признаны эффективными для отработки базовых хирургических навыков и официально включены в программу обучения Королевского колледжа хирургов в Великобритании [46]. Синтетические модели низкореалистичные, но обладают низкой стоимостью и возможностью повторного использования [47]. Однако цена за синтетический тренажер не всегда оправдывает его стоимость [48]. В табл. 3 представлены исследования, в которых оценены различные варианты симуляторов.

Таблица 3. Использование синтетических тренажеров для отработки навыков кожного шва

* - ​информация не отражена в тексте статьи.

D. Gutiérrez-Mendoza и соавт. предложили использовать этилен-винилацетат в качестве основного материала для создания синтетической кожи. Этот дешевый и легкодоступный материал имеет хорошие эластические свойства, что делает его альтернативой силикону [49]. A.C. Kite и соавт. и М. Meyer-Marcotty и соавт. разработали синтетические модели для отработки различных методик ротационного лоскута. Модели представлены в виде планшета для имитации операций на теле и трехмерной лицевой части головы для отработки манипуляций на шейно-головном отделе [50, 51].

У всех исследований отсутствовала объективная оценка уровня хирургических навыков, что потребует дальнейшего изучения эффективности представленных моделей. Другие авторы также сообщают об эффективном применении силикона, этилен-вини­лацетата, полиуретана для стендовых моделей кожного шва [52, 53]. Однако ни одна из моделей не признана стандартной или универсальной [13, 54]. Следует отметить, что в большинстве исследований участников обучают в том числе основам пластической хирургии.

Сравнение кадаверных, органических и синтетических моделей

Внедрение симуляционных технологий в хирургию позволило создать множество симуляторов разной сложности [55]. Однако высокореалистичный симулятор не гарантирует улучшение качества обучения, но обязательно увеличит его стоимость [16, 56]. Развитие технологий без должной интеграции в образовательный процесс может привести к созданию тренажеров лишь ради коммерческой выгоды без значительного повышения качества образования. Несмотря на интуитивно верное умозаключение, что "чем реалистичнее, тем лучше", оно далеко не всегда оправдано [17]. Мы провели анализ исследований, в которых оценивалось влияние реалистичности на качество обучения.

R. Denadai и соавт. провели рандомизированное контролируемое исследование, в котором оценивались навыки кожного шва у 36 студентов до и после обучения. Участники не имели опыта хирургических манипуляций. В качестве задания студентам необходимо было ушить два эллиптических разреза (8×2 см). Все студенты были разделены на 3 группы с помощью рандомизатора: 1-й группе было предложено теоретическое обучение; 2-я группа использовала низкореалистичный этил-винилацетат; в 3-й группе студенты отрабатывали навыки на свиной ноге.

Процедуру ушивания фиксировали на видео, которое оценивали 2 практикующих хирурга с помощью глобальной рейтинговой шкалы (Global Rating Scale), они не участвовали в предыдущих этапах исследования и не знали о принципах распределения участников на группы. По результатам исследования не было статистически значимой разницы между участниками 2-й и 3-й групп по уровню практических навыков, однако обе группы имели статистически более высокую оценку, чем студенты 1-й группы [13].

Тот же коллектив авторов провел рандомизированные контролируемые испытания по обучению студентов навыку ромбовидного лоскута и эллиптической эксцизии. Студенты были разделены на 5 групп: 1-й группе было предложено теоретическое обучение; 2-я группа использовала резиновую кожу для тренировок; 3-я группа проходила обучение на низкореалистичной модели из этил-винилацетата; 4-я группа тренировалась на куриной ноге; 5-я группа - ​на свиной ноге.

По результатам исследования обучающиеся показали значительное увеличение уровня практических навыков, однако между группами не было никакой статистически значимой разницы [57, 58]. Эти результаты подтверждаются авторами других исследований с различными дизайнами и симуляторами [59, 60].

Заключение

Таким образом, результаты рандомизированных контролируемых исследований не обнаружили убедительных доказательств о влиянии вида симулятора кожного шва на качество приобретаемых моторных навыков.

Тем не менее эффективность, доступность и экономическая выгода синтетических моделей подтверждается результатами множества исследований, что делает их применение наиболее обоснованным. Однако большое количество различных вариантов синтетических симуляторов обосновывает необходимость дополнительных исследований для формирования заключительных выводов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Dubrowski A., MacRae H. Randomised, controlled study investigating the optimal instructor: student ratios for teaching suturing skills // Medical Education. 2006. Vol. 40. N 1. P. 59-63.

2. Cameron J.L. William Stewart Halsted. Our surgical heritage // Annals of Surgery. 1997. Vol. 225. N 5. P. 445-458.

3. Rohrich R.J. "See one, do one, teach one": an old adage with a new twist // Plastic and Reconstructive Surgery. 2006. Vol. 118. N 1. P. 257-258.

4. Мяконький Р.В. Профессиональное становление начинающего хирурга в аспектах андрагогики и социологии медицины. Рига : LAP LAMBERT, 2020. 202 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42788561& (дата обращения: 18.01.2022). Текст : электронный.

5. Duncan D.R., Morgenthaler T.I., Ryu J.H., Daniels C.E. Reducing iatrogenic risk in thoracentesis: establishing best practice via experiential training in a zero-risk environment // Chest. 2009. Vol. 135. N 5. P. 1315-1320.

6. Anastakis D.J., Wanzel K.R., Brown M.H. et al. Evaluating the effectiveness of a 2-year curriculum in a surgical skills center // American Journal of Surgery. 2003. Vol. 185. N 4. P. 378-385.

7. Klingensmith M.E., Brunt L.M. Focused surgical skills training for senior medical students and interns // The Surgical Clinics of North America. 2010. Vol. 90. N 3. P. 505-518.

8. Windsor J.A. Role of simulation in surgical education and training // ANZ journal of surgery. 2009. Vol. 79. N 3. P. 127-132.

9. Kopta J.A. The development of motor skills in orthopaedic education // Clinical orthopaedics and related research. 1971. Vol. 75. P. 80-85.

10. Naik V.N., Matsumoto E.D., Houston P.L. et al. Fiberoptic orotracheal intubation on anesthetized patients: do manipulation skills learned on a simple model transfer into the operating room? // Anesthesiology. 2001. Vol. 95. N 2. P. 343-348.

11. Reznick R.K. Teaching and testing technical skills // American Journal of Surgery. 1993. Vol. 165. N 3. P. 358-361.

12. Scott D.J., Bergen P.C., Rege R.V. et al. Laparoscopic training on bench models: better and more cost effective than operating room experience? // Journal of the American College of Surgeons. 2000. Vol. 191. N 3. P. 272-283.

13. Denadai R., Oshiiwa M., Saad-Hossne R. Does bench model fidelity interfere in the acquisition of suture skills by novice medical students? // Revista Da Associacao Medica Brasileira (1992). 2012. Vol. 58. N 5. N. 600-606.

14. Denadai R., Saad-Hossne R., Martinhão Souto L.R. Simulation-based cutaneous surgical-skill training on a chicken-skin bench model in a medical undergraduate program // Indian Journal of Dermatology. 2013. Vol. 58. N 3. P. 200-207.

15. Denadai R., Toledo A.P., Martinhão Souto L.R. Basic Plastic Surgery Skills Training Program on Inanimate Bench Models during Medical Graduation // Plastic Surgery International. 2012. Vol. 2012. P. 651863.

16. Горшков М.Д., Федоров А.В. Классификация симуляционного оборудования // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 2. С. 21-30.

17. Grober E.D., Hamstra S.J., Wanzel K.R. et al. The educational impact of bench model fidelity on the acquisition of technical skill: the use of clinically relevant outcome measures // Annals of Surgery. 2004. Vol. 240. N 2. P. 374-381.

18. Maran N.J., Glavin R.J. Low- to high-fidelity simulation - a continuum of medical education? // Medical Education. 2003. Vol. 37 (Suppl 1). P. 22-28.

19. Garrett H.E. A human cadaveric circulation model // Journal of vascular surgery. 2001. Vol. 33. N 5. P. 1128-1130.

20. Белая О.В. Правовые принципы использования генетического материала трупа человека. Текст : электронный // Юридические Исследования. 2019. № 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41376023 (дата обращения: 18.01.2022).

21. LeBlanc F., Champagne B.J., Augestad K.M. et al. A comparison of human cadaver and augmented reality simulator models for straight laparoscopic colorectal skills acquisition training // Journal of the american college of surgeons. 2010. Vol. 211. N 2. P. 250-255.

22. Jacobson S., Epstein S.K., Albright S. et al. Creation of virtual patients from CT images of cadavers to enhance integration of clinical and basic science student learning in anatomy // Medical Teacher. 2009. Vol. 31. N 8. P. 749-751.

23. Evgeniou E., Loizou P. Simulation-based surgical education // ANZ journal of surgery. 2013. Vol. 83. N 9. P. 619-623.

24. Kneebone R., Arora S., King D. et al. Distributed simulation - accessible immersive training // Medical Teacher. 2010. Vol. 32. N 1. P. 65-70.

25. Kneebone R., Nestel D., Wetzel C. et al. The human face of simulation: patient-focused simulation training // Academic medicine: journal of the association of American medical colleges. 2006. Vol. 81, N 10. P. 919-924.

26. Rothenberger J., Seyed Jafari S.M., Schnabel K.P. et al. Evaluation of Medical Students’ attitudes and performance of basic surgery skills in a training program using fresh human skin, excised during body contouring surgeries // Journal of surgical education. 2015. Vol. 72, N 5. P. 868-874.

27. Song S.Y., Kang M.K., Kim E.K. et al. Frozen-thawed Abdominal Flap Remnant as an education material for a Medium Group Surgical Skills Education Workshop // Annals of surgical treatment and research. 2019. Vol. 96. N 2. P. 53-57.

28. Carey J.N., Minneti M., Leland H.A. et al. Perfused fresh cadavers: method for application to surgical simulation // American journal of surgery. 2015. Vol. 210. N 1. P. 179-187.

29. Schoeb D.S., Brennecke E., Andert A. et al. Assessment of a course of realistic surgical training during medical education as a tool for pre-residential surgical training // BMC medical education. 2016. Vol. 16. P. 45.

30. DiMaggio P.J., Waer A.L., Desmarais T.J. The use of a lightly preserved cadaver and full thickness pig skin to teach technical skills on the surgery clerkship - a response to the economic pressures facing academic medicine today // American journal of surgery. 2010. Vol. 200, N 1. P. 162-166.

31. Wagh M.S., Waxman I. Animal models for endoscopic simulation // Gastrointestinal endoscopy clinics of North America. 2006. Vol. 16, N 3. P. 451-456.

32. Watson D.I. Treacy P.J., Williams J.A. Developing a training model for laparoscopic common bile duct surgery // Surgical Endoscopy. 1995. Vol. 9, N 10. P. 1116-1118.

33. Бондарева Е.Д., Макарова М.Н., Ковалева М.А. и др. Нормативно-правовое регулирование деятельности питомников и экспериментально-биологических клиник (вивариев). Текст : электронный // Лабораторные животные для научных исследований. 2018. № 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37188361 (дата обращения: 18.01.2022).

34. Altinyazar H.C., Hosnuter M., Unalacak M. et al. A training model for cutaneous surgery // Dermatologic surgery: official publication for American society for dermatologic surgery. 2003. Vol. 29, N 11. P. 1122-1124.

35. Bauer F., Rommel N., Kreutzer K. et al. A novel approach to teaching surgical skills to medical students using an ex vivo animal training model // Journal of surgical education. 2014. Vol. 71, N 4. P. 459-465.

36. Shen Z., Yang F., Gao P. et al. A Novel Clinical-Simulated Suture Education for Basic Surgical Skill: Suture on the Biological Tissue Fixed on Standardized Patient Evaluated with Objective Structured Assessment of Technical Skill (OSATS) Tools // Journal of investigative surgery: the official journal of the academy of surgical research. 2018. Vol. 31, N 4. P. 333-339.

37. Drosdeck J., Carraro E., Arnold M. Porcine wet lab improves surgical skills in third year medical students // The journal of surgical research. 2013. Vol. 184, N 1. P. 19-25.

38. DeMasi S.C., Katsuta E., Takabe K. Live animals for preclinical medical student surgical training // Edorium journal of surgery. 2016. Vol. 3, N 2. P. 24-31.

39. Denadai R., Souto L.R.M. Organic bench model to complement the teaching and learning on basic surgical skills // Acta Cirurgica Brasileira. 2012. Vol. 27, N 1. P. 88-94.

40. Loh C.Y.Y., Wang A.Y.L., Tiong V.T.Y. et al. Animal models in plastic and reconstructive surgery simulation-a review // The journal of surgical research. 2018. Vol. 221. P. 232-245.

41. Mutter D., Dallemagne B., Perretta S. et al. Innovations in minimally invasive surgery: lessons learned from translational animal models // Langenbeck’s archives of surgery. 2013. Vol. 398, N 7. P. 919-923.

42. Daly S.C., Wilson N.A., Rinewalt D.E. et al. A subjective assessment of medical student perceptions on animal models in medical education // Journal of surgical education. 2014. Vol. 71, N 1. P. 61-64.

43. Anastakis D.J., Wanzel K.R., Brown M.H. et al. Evaluating the effectiveness of a 2-year curriculum in a surgical skills center // American journal of surgery. 2003. Vol. 185, N 4. P. 378-385.

44. Wanzel K.R., Ward M., Reznick R.K. Teaching the surgical craft: From selection to certification // Current problems in surgery. 2002. Vol. 39, N 6. P. 573-659.

45. Tan S.S.Y., Sarker S.K. Simulation in surgery: a review // Scottish medical journal. 2011. Vol. 56, N 2. P. 104-109.

46. Thomas W.E., Lee P.W., Sunderland G.T., Day R.P. A preliminary evaluation of an innovative synthetic soft tissue simulation module (‘Skilltray’) for use in basic surgical skills workshops // Annals of the royal college of surgeons of England. 1996. Vol. 78, 6 (Suppl). P. 268-271.

47. Hammoud M.M., Nuthalapaty F.S., Goepfert A.R. To the point: medical education review of the role of simulators in surgical training // American journal of obstetrics and gynecology. 2008. Vol. 199, N 4. P. 338-343.

48. Stobbs N., Kumar B.N. The role of simulation in surgical training // Otorhinolaryngologist. 2014. Vol. 7. P. 169-172.

49. Gutiérrez-Mendoza D., Narro-Llorente R., Contreras-Barrera M.E. et al. Ethylene vinyl acetate (foam): an inexpensive and useful tool for teaching suture techniques in dermatologic surgery // Dermatologic surgery: official publication for American society for dermatologic surgery. 2011. Vol. 37, N 9. P. 1353-1357.

50. Kite A.C., Yacoe M., Rhodes J.L. The use of a novel local flap trainer in plastic surgery education // Plastic and reconstructive surgery. Global Open. 2018. Vol. 6, N 6. P. e1786.

51. Meyer-Marcotty M.V., Redeker J., Herold C. et al. A flap simulator for training in local defect coverage // Der chirurg; zeitschrift fur alle gebiete der operativen medizen. 2008. Vol. 79, N 12. P. 1141-1144.

52. Bastos E.M., Silva R.D.P. Proposal of a synthetic ethylene-vinyl acetate bench model for surgical foundations learning: suture training // Acta Cirurgica Brasileira. 2011. Vol. 26, N 2. P. 149-152.

53. Bjellerup M. et al. Novel method for training skin flap surgery: polyurethane foam dressing used as a skin equivalent // Dermatologic surgery: official publication for American society for dermatologic surgery. 2005. Vol. 31, N 9 (Pt 1). P. 1107-1111.

54. MacFie C.C., Colville R.J.I., Reid C.A. Back to basics: a new suturing model // British Journal of Plastic Surgery. 2004. Vol. 57, N 6. P. 591-592.

55. Alinier G. A typology of educationally focused medical simulation tools // Medical Teacher. 2007. Vol. 29, N 8. P. e243-250.

56. Kneebone R. Simulation in surgical training: educational issues and practical implications // Medical Education. 2003. Vol. 37, N 3. P. 267-277.

57. Denadai R., Oshiiwa M., Saad-Hossne R. Teaching elliptical excision skills to novice medical students: a randomized controlled study comparing low- and high-fidelity bench models // Indian journal of dermatology. 2014. Vol. 59, N 2. P. 169-175.

58. Denadai R., Saad-Hossne R., Raposo-Amaral C.E. Simulation-based rhomboid flap skills training during medical education: comparing low- and high-fidelity bench models // The Journal of craniofacial surgery. 2014. Vol. 25, N 6. P. 2134-2138.

59. Baillie S., Christopher R., Catterall A.J. et al. Comparison of a Silicon Skin Pad and a Tea Towel as Models for Learning a Simple Interrupted Suture // Journal of veterinary medical education. 2020. Vol. 47, N 4. P. 516-522.

60. Adams C.C., Marquart J.D., Nicholas L.L. et al. Survey of medical student preference for simulation models for basic dermatologic surgery skills: simulation platforms in medical education // Dermatologic surgery: official publication for American society for dermatologic surgery. 2014. Vol. 40, N 4. P. 427-435.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»