ОЦЕНКА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "БИОТЕХНОЛОГИЯ" В ТЮМЕНСКОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАТАХ ОБУЧЕНИЯ

Резюме

Цель - ​оценить степень удовлетворенности учебным процессом при освоении дисциплины "биотехнология" в ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России при применении различных форматов обучения.

Материал и методы. Анонимное анкетирование 56 студентов V курса фармацевтического факультета (выборка сплошная), проходивших обучение как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий в 2020/2021 учебном году.

Результаты и обсуждение. Высокие оценки, поставленные обучающимися дистанционным формам проведения лекций, обосновываются в первую очередь тем, что студенты при работе с записью лекций находятся в комфортной обстановке, не ограничены по времени, как при традиционной аудиторной работе, и могут неоднократно возвращаться к слайдам. Вместе с тем при дистанционном формате обучения преподавателям сложнее получать обратную связь от студентов и контролировать образовательный процесс. Также при организации учебного процесса необходимо учитывать специфику методики и технологии преподавания дисциплины "биотехнология", где для успешного освоения дисциплины важно непосредственное взаимодействие преподавателей и студентов при выполнении лабораторных работ и моделировании ситуационных заданий.

Заключение. Мнение студентов о дистанционной форме обучения, в целом, положительное. Подача лекционного материала с использованием дистанционных образовательных технологий показала определенные преимущества в сравнении с традиционной аудиторной работой, но степень удовлетворенности студентов практическими занятиями, проводимыми в очном формате, оказалась все-таки выше, чем в дистанционной форме.

Ключевые слова:дистанционное образование; интерактивные формы образования; традиционные формы образования

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Васева Е.М., Малишевская О.И., Кныш О.И., Борисенок А.И. Оценка степени удовлетворенности учебным процессом при освоении дисциплины "биотехнология" в Тюменском медицинском университете при различных форматах обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 1. С. 103-109. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-1-103-109

Впервые дистанционное образование применено на практике в 1836 г. в Великобритании, а в России развивается с 1997 г. В связи с пандемией коронавирусной инфекции темпы внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс значительно возросли. Согласно опросу университетов, проведенному компанией QS, об уровне внедрения онлайн-обучения в связи с пандемией, 58% студентов согласны на перевод традиционных курсов в онлайн-формат, 50% курсов было переведено университетами в онлайн-формат, а часть просто отложена [1]. В то же время эксперты прогнозируют возвращение традиционной среды обучения в форме контактных часов после исчезновения глобальной чрезвычайной ситуации [2].

В отношении удовлетворенности обучающихся и преподавателей онлайн-образованием мнения расходятся. Из общих положительных моментов многие авторы отмечают доступность, в том числе для маломобильных граждан, более низкую стоимость по сравнению с аудиторными формами. К отрицательным моментам относят отсутствие прямого контакта с обучающимися, невозможность достаточного уровня контроля освоения знаний и навыков, сложности с проведением контрольных точек, недостаточную готовность преподавателей к проведению занятий в онлайн-форматах, недостаточную оснащенность обучающихся персональными компьютерами, ноутбуками, планшетами [3-8].

Не последнюю роль сыграл и уровень подготовленности образовательного процесса к переходу на онлайн-формы обучения. Наличие у вузов платформы для электронного дистанционного обучения (ЭДО), заранее составленный учебный контент, размещенный в соответствующих курсах в ЭДО, включая рабочую программу дисциплины, лекционный материал, учебные задания к практическим занятиям и методические рекомендации для их выполнения, презентации, соответствующие тематическому плану и синхронизированному с рабочим учебным планом; учебные видеосюжеты, размещенные в свободном доступе на канале YouTube; контрольно-измерительные материалы (тесты, ситуационные задания, кейсы и др.), позволяющие визуализировать результаты опроса и работать над ошибками непосредственно в ходе занятий, - ​все это значительно облегчило переход на дистанционные формы обучения в связи с пандемией коронавирусной инфекции.

Цель настоящего исследования - ​оценить степень удовлетворенности учебным процессом при освоении дисциплины "био­технология" в ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России при применении различных форматов обучения.

Материал и методы

На кафедре фармацевтических дисциплин ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России был проведен социологический опрос среди обучающихся, направленный на выявление удовлетворенности учебным процессом при реализации различных подходов к проведению аудиторной работы при освоении дисциплины "биотехнология". Опрошены 56 студентов V курса фармацевтического факультета (выборка сплошная), проходивших обучение как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий в 2020/2021 учебном году. Анонимная анкета была сформирована с помощью онлайн-сервиса Google Forms и включала базовую часть для выявления портрета респондента и специальные вопросы, предлагающие дать ответ по 10-балльной шкале, где 1 балл отражал "негативную оценку", а 10 баллов - ​в "высшей степени положительную". Полученные результаты опросов обработаны статистически с вычислением t-критерия Стьюдента (р≤0,05).

Результаты и обсуждение

Проведенный социологический опрос позволил определить портрет респондента: преобладающее большинство обучающихся женского пола (85,7%); основной возраст опрошенных - ​от 21 до 24 лет; среди них преобладают лица 22 лет (66,1%); за счет средств федерального бюджета обучается 64,3% студентов, остальные - ​на платной основе; средний балл успеваемости студентов по 5-балльной шкале составил 3,73±0,78.

2-й блок вопросов был направлен на выявление степени удовлетворенности респондентов лекциями, проводимыми при различных формах обучения. Опрос показал, что лекции в традиционном формате нравятся/интересны большинству обучающихся; средняя оценка по 10-балльной шкале составила 7,43±1,97 балла, медиана - 7. При проведении лекций в данном формате полноту знаний и качество полученной информации студенты оценили в 7,96±1,55, медиана - 8. Предложения студентов по улучшению качества лекций касались в основном применения структурированных методов визуализации материала (например, оформления презентаций с применением инфографики вместо текста, включения тематических видеолекций, видеороликов).

Оценка лекций, проводимых в дистанционном формате (в форме вебинара), составила 8,29±1,96, медиана - 9. Полнота знаний и качество информации при проведении вебинаров и традиционных лекций оценены респондентами практически одинаково - ​7,93±2,09, медиана - 8.

На вопрос "Какая платформа для проведения вебинаров кажется вам наиболее удобной?", преобладающее большинство - ​92,8% - ​указали Zoom; 7,2% предпочитают Discord. При просмотре лекций в онлайн-формате студенты высказывали желание не ограничиваться рисунками (фото), а видеть в качестве визуального сопровождения лекционного материала короткие видеоролики в качестве дополнительных примеров, когда это возможно.

Помимо проведения вебинаров на различных платформах рабочие программы дисциплин предусматривают выкладывание лекционных материалов в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России. Запись лекций/презентаций Power Point набрали высокие оценки среди опрошенных. Данные лекции были интересны и устраивали студентов по полноте и качеству знаний; средняя оценка составила 8,25±1,71 балла. Предложений по улучшению качества лекций, выложенных на платформе ЭИОС, не поступало.

3-й блок вопросов был составлен для оценки практических занятий, проводимых в разных форматах с использованием различных методов. Традиционный формат проведения практических занятий предполагает входной контроль (тесты, опрос), разбор и обсуждение материала, выполнение ситуационных заданий (решение кейс-задач), индивидуальных заданий, выходной контроль. Данный формат оказался более предпочтителен для обучающихся в сравнении с занятиями с использованием дистанционных образовательных технологий. Оценки качества освоения знаний и отработки навыков на практических занятиях, проводимых в традиционном формате, составили 8,43±1,37, медиана - 9. Эти же показатели при проведении занятий в дистанционном формате в ЭИОС опрошенные оценили в 6,54±1,95, медиана - 7.

Кроме того, интересным для обучающихся представляется использование на практических занятиях интерактивных форм и методов обучения, таких как деловая игра, кейсы, исследовательские проекты и пр. (оценка 7,32±2,47). Оценка качества освоения знаний и навыков при интерактивном формате обучения составила 7,86±2,27, медиана - 8. Работа в малых группах над общим проектом (исследованием) положительно влияет на мотивацию обучающихся к изучению дисциплины (оценка 8,00±2,00, медиана - 8). Также респонденты отметили, что работа в малых группах над проектом (исследованием), деловая игра и другие интерактивные методы помогают в изучении и закреплении теоретических знаний и практических навыков по дисциплине (оценка 8,00±2,37, медиана - 8,5). На вопрос "Хотите ли вы увеличения количества практических занятий, проводимых в интерактивных формах?", большинство опрошенных (76,8%) ответили утвердительно, 12,5% затруднились ответить и лишь 10,7% ответили отрицательно. Предложений по улучшению качества практических занятий, проводимых в традиционном формате, не поступало, что касается выполнения заданий в дистанционном формате, пожеланием было ​увеличение времени на выполнение ситуационных заданий и тестов.

Интересен тот факт, что 64,3% респондентов предпочтительным для себя считают очно-дистанционный (гибридный) формат обучения; 25% выбирают очный формат и 10,7% считают оптимальным обучение полностью в дистанционном формате.

В заключение студентам предлагалось оценить удовлетворенность качеством образовательного процесса при использовании традиционных форм обучения и с применением дистанционных образовательных технологий по 10-балльной шкале, где 1 - ​"однозначно лучше традиционные формы", 10 - ​"однозначно лучше дистанционные формы", 5 -​"качество примерно одинаковое". Был получен результат в 6,32±2,78, медиана - 6. Это свидетельствует о том, что качество материала, предлагаемое на дистанционном обучении, обучающиеся оценивают не ниже, чем при очном формате. Это указывает на то, что кафедра фармацевтических дисциплин, впервые столкнувшись с проблемой организации образования в дистанционном формате, достойно справилась с поставленным вызовом и смогла в короткий срок достаточно эффективно обеспечить процесс получения знаний и удовлетворить студентов в необходимом и доступном объеме знаний по дисциплине "биотехнология". Также данные оценки указывают на высокую степень осознанности студентами в получении необходимых знаний по дисциплине и на их способность к самоорганизации и самообразованию.

На вопрос "Хотите ли вы увеличения количества практических занятий, проводимых в дистанционной форме (с применением ЭИОС)?" более половины (57,1%) студентов ответили отрицательно. Ответ обучающихся на вопрос "Могут ли дистанционные занятия по дисциплине "биотехнология" заменить очные занятия, при этом не утратив качества преподавания?" получил оценку 4,23±0,78, т.е. в большей степени студенты заинтересованы в традиционном формате проведения практических занятий.

Заключение

Таким образом, согласно проведенному исследованию, мнение студентов о дистанционной форме обучении в целом положительное. Подача лекционного материала с использованием дистанционных образовательных технологий показала определенные преимущества в сравнении с традиционной аудиторной работой. Плюсами данного формата являются возможность обучения без очного присутствия студентов, что актуально в сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановке, а также ряд послаблений некоторых организационных моментов, связанных с поиском/согласованием учебных аудиторий. Высокие оценки, поставленные обучающимися дистанционным формам проведения лекций, обосновываются в первую очередь тем, что студенты при работе с записью лекций находятся в комфортной обстановке, не ограничены по времени, как при традиционной аудиторной работе, и могут неоднократно возвращаться к слайдам. Согласно полученным данным, степень удовлетворенности студентов практическими занятиями, проводимыми в очном формате, оказалась все-таки выше, чем в дистанционной форме. Кроме того, при дистанционном формате обучения преподавателям сложнее получать обратную связь от студентов и контролировать образовательный процесс. Также при организации учебного процесса необходимо учитывать специфику методики и технологии преподавания дисциплины "биотехнология", где для успешного освоения дисциплины важно непосредственное взаимодействие преподавателей и студентов при выполнении лабораторных работ и моделировании ситуационных заданий.

Несомненен тот факт, что внедрение интерактивных технологий в педагогический процесс является неотъемлемым инструментом повышения эффективности образовательного процесса. Несмотря на это, реализация дисциплин в дистанционном формате в настоящее время неизбежна в сложившейся эпидемиологической обстановке и на пути к цифровизации образования, поэтому мониторинг мнения студентов о преподавании дисциплин в подобном формате и совершенствование дистанционных образовательных технологий важны и своевременны.

Литература

1. How Universities are Embracing Online Learning During the Coronavirus Outbreak [Электронный ресурс]. URL: https://www.qs.com/how-universitiesare-embracing-online-learning-during-the-coronavirus-outbreak/

2. Кущева Н.Б. Дистанционное обучение в вузах России: цифровые технологии в период пандемии 20.09.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finexg.ru

3. Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М., Ветрова И.Н. и др. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176-185. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13015

4. Балашова Е.С., Мальцева С.М. К вопросу о преимуществах и последствиях массового введения дистанционного образования в высшей школе // Инновации в образовании. 2020. № 6. С. 126-135.

5. Игнатьев В.П., Архангельская Е.А. Дистанционное образование глазами студентов (анализ результатов опроса студентов федерального университета) // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 6-1. С. 138-142.

6. Корба О.А. Дистанционное обучение в условиях пандемии: проблемы и перспективы // Образование и педагогика: теория и практика: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2020 г.). Чебоксары: ИД "Среда", 2020. С. 37-40. ISBN 978-5-907313-97-2.

7. Мезенцева Д.А., Джавлах Е.С., Елисеева О.В., Багаутдинова А.Ш. К вопросу о цифровой компетенции преподавателя // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 11. С. 88-97. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-88-97

8. Носкова А.В., Голоухова Д.В., Проскурина А.С., Нгуен Т.Х. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 156-167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
РОСМЕДОБР 2021
Вскрытие
Медицина сегодня
XXIII Всероссийский научно-образовательный форум "Мать и Дитя − 2022"

XXIII Всероссийский научно-образовательный форум "Мать и Дитя − 2022" 28 - 30 сентября 2022 года в очном формате состоится XXIII Всероссийский научно-образовательный форум "Мать и Дитя − 2022" - самое значимое мероприятие для акушеров-гинекологов и смежных...

"Бронхоэктазы: муковисцидоз и не только..."

Уважаемые коллеги, приглашаем принять участие в конференции "Бронхоэктазы: муковисцидоз и не только..." в Воронеже, которая состоится с 23 по 24 июня Организаторы: · Общероссийская общественная организация "Российское общество медицинских генетиков"; · НМИЦ...

7-8 июня 2022 года "Фёдоровские чтения" объединили молодых талантливых офтальмологов

7-8 июня 2022 года "Фёдоровские чтения" объединили молодых талантливых офтальмологов Летний сезон Общество офтальмологов России открыло Всероссийской научно-практической конференцией с международным участием "Фёдоровские чтения"! Это одно из немногих российских...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»