ОЦЕНКА СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ "БИОТЕХНОЛОГИЯ" В ТЮМЕНСКОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАТАХ ОБУЧЕНИЯ

Резюме

Цель - ​оценить степень удовлетворенности учебным процессом при освоении дисциплины "биотехнология" в ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России при применении различных форматов обучения.

Материал и методы. Анонимное анкетирование 56 студентов V курса фармацевтического факультета (выборка сплошная), проходивших обучение как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий в 2020/2021 учебном году.

Результаты и обсуждение. Высокие оценки, поставленные обучающимися дистанционным формам проведения лекций, обосновываются в первую очередь тем, что студенты при работе с записью лекций находятся в комфортной обстановке, не ограничены по времени, как при традиционной аудиторной работе, и могут неоднократно возвращаться к слайдам. Вместе с тем при дистанционном формате обучения преподавателям сложнее получать обратную связь от студентов и контролировать образовательный процесс. Также при организации учебного процесса необходимо учитывать специфику методики и технологии преподавания дисциплины "биотехнология", где для успешного освоения дисциплины важно непосредственное взаимодействие преподавателей и студентов при выполнении лабораторных работ и моделировании ситуационных заданий.

Заключение. Мнение студентов о дистанционной форме обучения, в целом, положительное. Подача лекционного материала с использованием дистанционных образовательных технологий показала определенные преимущества в сравнении с традиционной аудиторной работой, но степень удовлетворенности студентов практическими занятиями, проводимыми в очном формате, оказалась все-таки выше, чем в дистанционной форме.

Ключевые слова:дистанционное образование; интерактивные формы образования; традиционные формы образования

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Васева Е.М., Малишевская О.И., Кныш О.И., Борисенок А.И. Оценка степени удовлетворенности учебным процессом при освоении дисциплины "биотехнология" в Тюменском медицинском университете при различных форматах обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 1. С. 103-109. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-1-103-109

Впервые дистанционное образование применено на практике в 1836 г. в Великобритании, а в России развивается с 1997 г. В связи с пандемией коронавирусной инфекции темпы внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс значительно возросли. Согласно опросу университетов, проведенному компанией QS, об уровне внедрения онлайн-обучения в связи с пандемией, 58% студентов согласны на перевод традиционных курсов в онлайн-формат, 50% курсов было переведено университетами в онлайн-формат, а часть просто отложена [1]. В то же время эксперты прогнозируют возвращение традиционной среды обучения в форме контактных часов после исчезновения глобальной чрезвычайной ситуации [2].

В отношении удовлетворенности обучающихся и преподавателей онлайн-образованием мнения расходятся. Из общих положительных моментов многие авторы отмечают доступность, в том числе для маломобильных граждан, более низкую стоимость по сравнению с аудиторными формами. К отрицательным моментам относят отсутствие прямого контакта с обучающимися, невозможность достаточного уровня контроля освоения знаний и навыков, сложности с проведением контрольных точек, недостаточную готовность преподавателей к проведению занятий в онлайн-форматах, недостаточную оснащенность обучающихся персональными компьютерами, ноутбуками, планшетами [3-8].

Не последнюю роль сыграл и уровень подготовленности образовательного процесса к переходу на онлайн-формы обучения. Наличие у вузов платформы для электронного дистанционного обучения (ЭДО), заранее составленный учебный контент, размещенный в соответствующих курсах в ЭДО, включая рабочую программу дисциплины, лекционный материал, учебные задания к практическим занятиям и методические рекомендации для их выполнения, презентации, соответствующие тематическому плану и синхронизированному с рабочим учебным планом; учебные видеосюжеты, размещенные в свободном доступе на канале YouTube; контрольно-измерительные материалы (тесты, ситуационные задания, кейсы и др.), позволяющие визуализировать результаты опроса и работать над ошибками непосредственно в ходе занятий, - ​все это значительно облегчило переход на дистанционные формы обучения в связи с пандемией коронавирусной инфекции.

Цель настоящего исследования - ​оценить степень удовлетворенности учебным процессом при освоении дисциплины "био­технология" в ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России при применении различных форматов обучения.

Материал и методы

На кафедре фармацевтических дисциплин ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России был проведен социологический опрос среди обучающихся, направленный на выявление удовлетворенности учебным процессом при реализации различных подходов к проведению аудиторной работы при освоении дисциплины "биотехнология". Опрошены 56 студентов V курса фармацевтического факультета (выборка сплошная), проходивших обучение как в очной форме, так и с применением дистанционных образовательных технологий в 2020/2021 учебном году. Анонимная анкета была сформирована с помощью онлайн-сервиса Google Forms и включала базовую часть для выявления портрета респондента и специальные вопросы, предлагающие дать ответ по 10-балльной шкале, где 1 балл отражал "негативную оценку", а 10 баллов - ​в "высшей степени положительную". Полученные результаты опросов обработаны статистически с вычислением t-критерия Стьюдента (р≤0,05).

Результаты и обсуждение

Проведенный социологический опрос позволил определить портрет респондента: преобладающее большинство обучающихся женского пола (85,7%); основной возраст опрошенных - ​от 21 до 24 лет; среди них преобладают лица 22 лет (66,1%); за счет средств федерального бюджета обучается 64,3% студентов, остальные - ​на платной основе; средний балл успеваемости студентов по 5-балльной шкале составил 3,73±0,78.

2-й блок вопросов был направлен на выявление степени удовлетворенности респондентов лекциями, проводимыми при различных формах обучения. Опрос показал, что лекции в традиционном формате нравятся/интересны большинству обучающихся; средняя оценка по 10-балльной шкале составила 7,43±1,97 балла, медиана - 7. При проведении лекций в данном формате полноту знаний и качество полученной информации студенты оценили в 7,96±1,55, медиана - 8. Предложения студентов по улучшению качества лекций касались в основном применения структурированных методов визуализации материала (например, оформления презентаций с применением инфографики вместо текста, включения тематических видеолекций, видеороликов).

Оценка лекций, проводимых в дистанционном формате (в форме вебинара), составила 8,29±1,96, медиана - 9. Полнота знаний и качество информации при проведении вебинаров и традиционных лекций оценены респондентами практически одинаково - ​7,93±2,09, медиана - 8.

На вопрос "Какая платформа для проведения вебинаров кажется вам наиболее удобной?", преобладающее большинство - ​92,8% - ​указали Zoom; 7,2% предпочитают Discord. При просмотре лекций в онлайн-формате студенты высказывали желание не ограничиваться рисунками (фото), а видеть в качестве визуального сопровождения лекционного материала короткие видеоролики в качестве дополнительных примеров, когда это возможно.

Помимо проведения вебинаров на различных платформах рабочие программы дисциплин предусматривают выкладывание лекционных материалов в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России. Запись лекций/презентаций Power Point набрали высокие оценки среди опрошенных. Данные лекции были интересны и устраивали студентов по полноте и качеству знаний; средняя оценка составила 8,25±1,71 балла. Предложений по улучшению качества лекций, выложенных на платформе ЭИОС, не поступало.

3-й блок вопросов был составлен для оценки практических занятий, проводимых в разных форматах с использованием различных методов. Традиционный формат проведения практических занятий предполагает входной контроль (тесты, опрос), разбор и обсуждение материала, выполнение ситуационных заданий (решение кейс-задач), индивидуальных заданий, выходной контроль. Данный формат оказался более предпочтителен для обучающихся в сравнении с занятиями с использованием дистанционных образовательных технологий. Оценки качества освоения знаний и отработки навыков на практических занятиях, проводимых в традиционном формате, составили 8,43±1,37, медиана - 9. Эти же показатели при проведении занятий в дистанционном формате в ЭИОС опрошенные оценили в 6,54±1,95, медиана - 7.

Кроме того, интересным для обучающихся представляется использование на практических занятиях интерактивных форм и методов обучения, таких как деловая игра, кейсы, исследовательские проекты и пр. (оценка 7,32±2,47). Оценка качества освоения знаний и навыков при интерактивном формате обучения составила 7,86±2,27, медиана - 8. Работа в малых группах над общим проектом (исследованием) положительно влияет на мотивацию обучающихся к изучению дисциплины (оценка 8,00±2,00, медиана - 8). Также респонденты отметили, что работа в малых группах над проектом (исследованием), деловая игра и другие интерактивные методы помогают в изучении и закреплении теоретических знаний и практических навыков по дисциплине (оценка 8,00±2,37, медиана - 8,5). На вопрос "Хотите ли вы увеличения количества практических занятий, проводимых в интерактивных формах?", большинство опрошенных (76,8%) ответили утвердительно, 12,5% затруднились ответить и лишь 10,7% ответили отрицательно. Предложений по улучшению качества практических занятий, проводимых в традиционном формате, не поступало, что касается выполнения заданий в дистанционном формате, пожеланием было ​увеличение времени на выполнение ситуационных заданий и тестов.

Интересен тот факт, что 64,3% респондентов предпочтительным для себя считают очно-дистанционный (гибридный) формат обучения; 25% выбирают очный формат и 10,7% считают оптимальным обучение полностью в дистанционном формате.

В заключение студентам предлагалось оценить удовлетворенность качеством образовательного процесса при использовании традиционных форм обучения и с применением дистанционных образовательных технологий по 10-балльной шкале, где 1 - ​"однозначно лучше традиционные формы", 10 - ​"однозначно лучше дистанционные формы", 5 -​"качество примерно одинаковое". Был получен результат в 6,32±2,78, медиана - 6. Это свидетельствует о том, что качество материала, предлагаемое на дистанционном обучении, обучающиеся оценивают не ниже, чем при очном формате. Это указывает на то, что кафедра фармацевтических дисциплин, впервые столкнувшись с проблемой организации образования в дистанционном формате, достойно справилась с поставленным вызовом и смогла в короткий срок достаточно эффективно обеспечить процесс получения знаний и удовлетворить студентов в необходимом и доступном объеме знаний по дисциплине "биотехнология". Также данные оценки указывают на высокую степень осознанности студентами в получении необходимых знаний по дисциплине и на их способность к самоорганизации и самообразованию.

На вопрос "Хотите ли вы увеличения количества практических занятий, проводимых в дистанционной форме (с применением ЭИОС)?" более половины (57,1%) студентов ответили отрицательно. Ответ обучающихся на вопрос "Могут ли дистанционные занятия по дисциплине "биотехнология" заменить очные занятия, при этом не утратив качества преподавания?" получил оценку 4,23±0,78, т.е. в большей степени студенты заинтересованы в традиционном формате проведения практических занятий.

Заключение

Таким образом, согласно проведенному исследованию, мнение студентов о дистанционной форме обучении в целом положительное. Подача лекционного материала с использованием дистанционных образовательных технологий показала определенные преимущества в сравнении с традиционной аудиторной работой. Плюсами данного формата являются возможность обучения без очного присутствия студентов, что актуально в сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановке, а также ряд послаблений некоторых организационных моментов, связанных с поиском/согласованием учебных аудиторий. Высокие оценки, поставленные обучающимися дистанционным формам проведения лекций, обосновываются в первую очередь тем, что студенты при работе с записью лекций находятся в комфортной обстановке, не ограничены по времени, как при традиционной аудиторной работе, и могут неоднократно возвращаться к слайдам. Согласно полученным данным, степень удовлетворенности студентов практическими занятиями, проводимыми в очном формате, оказалась все-таки выше, чем в дистанционной форме. Кроме того, при дистанционном формате обучения преподавателям сложнее получать обратную связь от студентов и контролировать образовательный процесс. Также при организации учебного процесса необходимо учитывать специфику методики и технологии преподавания дисциплины "биотехнология", где для успешного освоения дисциплины важно непосредственное взаимодействие преподавателей и студентов при выполнении лабораторных работ и моделировании ситуационных заданий.

Несомненен тот факт, что внедрение интерактивных технологий в педагогический процесс является неотъемлемым инструментом повышения эффективности образовательного процесса. Несмотря на это, реализация дисциплин в дистанционном формате в настоящее время неизбежна в сложившейся эпидемиологической обстановке и на пути к цифровизации образования, поэтому мониторинг мнения студентов о преподавании дисциплин в подобном формате и совершенствование дистанционных образовательных технологий важны и своевременны.

Литература

1. How Universities are Embracing Online Learning During the Coronavirus Outbreak [Электронный ресурс]. URL: https://www.qs.com/how-universitiesare-embracing-online-learning-during-the-coronavirus-outbreak/

2. Кущева Н.Б. Дистанционное обучение в вузах России: цифровые технологии в период пандемии 20.09.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finexg.ru

3. Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М., Ветрова И.Н. и др. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176-185. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13015

4. Балашова Е.С., Мальцева С.М. К вопросу о преимуществах и последствиях массового введения дистанционного образования в высшей школе // Инновации в образовании. 2020. № 6. С. 126-135.

5. Игнатьев В.П., Архангельская Е.А. Дистанционное образование глазами студентов (анализ результатов опроса студентов федерального университета) // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 6-1. С. 138-142.

6. Корба О.А. Дистанционное обучение в условиях пандемии: проблемы и перспективы // Образование и педагогика: теория и практика: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2020 г.). Чебоксары: ИД "Среда", 2020. С. 37-40. ISBN 978-5-907313-97-2.

7. Мезенцева Д.А., Джавлах Е.С., Елисеева О.В., Багаутдинова А.Ш. К вопросу о цифровой компетенции преподавателя // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 11. С. 88-97. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-88-97

8. Носкова А.В., Голоухова Д.В., Проскурина А.С., Нгуен Т.Х. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 156-167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»