КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ВНЕДРЕНИЕ АЛГОРИТМА НАСТОРОЖЕННОСТИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ЖЕНЩИН

Резюме

Авторы разработали программу дополнительного образования врачей-терапевтов в рамках когнитивно-поведенческой профилактики железодефицитных состояний у женщин и оценили эффективность ее внедрения.

Ключевые слова:организация здравоохранения и общественное здоровье; железодефицитная анемия; эмпатия; 4П-медицина; профилактика

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Шулаев А.В., Чернобровкина Г.И. Компетентностный подход в подготовке врачей терапевтического профиля: внедрение алгоритма настороженности железодефицитных состояний у женщин // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 1. С. 97-101. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-1-97-101

В сфере медицинского образования все большее значение приобретает "интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи с использованием знаний, умений, опыта, ценностей" [1].

В рамках компетентностного подхода подготовки врачей всех специальностей особое внимание следует уделять развитию партисипативных компетенций, которые были рассмотрены в контексте "4П-медицины" и являются критерием персонализированной пациент-ориентированности врача [2, 3].

В 2015 г. ряд авторов предложили концепцию 5П-медицины (5ПМ). Необходимость дополнения еще одним принципом - ​прецизионностью, они объясняют новым витком в научно-техническом прогрессе в области медицинской науки: развитие геномных исследований и телекоммуникационных решений [4-6]. В этой связи есть мнение, что "точная" медицина, не заменяет 4П, напротив, все составляющие 5ПМ являются самостоятельными и дополняющими друг друга [7].

Для реализации такого подхода в современных условиях здравоохранения необходимо достигнуть 2 основные цели. 1-я цель - ​это всеобъемлющая подготовка системы здравоохранения в целом, включая разработанные алгоритмы профилактического консультирования и единого информационного контура для этой отрасли. И 2-я цель, но наиболее значимая - ​это кадровая подготовка и внедрение в карту специальностей всех врачей партисипативных компетенций.

В основе обучения врачей профилактическому консультированию должны лежать развитие эмпатии, ценностных ориентаций и умение мотивировать пациента на изменение поведенческих стереотипов. Развитие подобных компетенций представляется очень ценным и важным для каждого специалиста, так как от них будет зависеть приверженность пациента назначенной траектории по корректировке и поддержанию здоровья.

Учитывая актуальность проблемы диагностики дефицита железа, мы разработали программу "Речевые модули для сбора анамнеза и когнитивно-поведенческой профилактики железодефицитных состояний у женщин", направленную на совершенствование соответствующих компетенций у врачей терапевтического профиля первичной медико-санитарной помощи.

1-й модуль программы включает обучение навыкам сбора анамнеза, используя техники эмпатийного познания применительно к проблеме железодефицитных состояний у женщин. Речевые модули уточняющих вопросов сформированы в Алгоритм настороженности железо­дефицитных состояний у женщин, который включает блоки вопросов по симптоматике, гинекологическому, пищевому, сомнологическому и психологическому анамнезу (см. рисунок).

Алгоритм настороженности врача-терапевта участкового относительно железодефицитных состояний у женщин в рамках первичного приема

2-й модуль программы включает темы психообразования, а также разбор инструментов когнитивно-поведенческой профилактики для построения плана действий по изменению образа жизни.

Цель исследования -оценка эффективности внедрения программы дополнительного образования по совершенствованию навыков профилактики железодефицитных состояний у врачей терапевтического профиля в рамках первичной медико-санитарной помощи населению.

Материал и методы

В рамках эксперимента было выполнено проспективное 2-групповое исследование уровня информированности и навыков у врачей исследуемой (n=120) и контрольной (n=120) выборки в режиме до и после обучения.

Описательная статистика для количественных данных представлена с использованием следующих параметров: арифметическое среднее (Mean); стандартное отклонение (SD); медиана (Me); 1-й и 3-й квартили (Q1, Q3); минимальное значение (Min); максимальное значение (Max). Анализ категориальных параметров проводился в виде таблицы сопряженности для 2 или более признаков в каждой группе. Наличие или отсутствие статистически значимых различий сравниваемых групп определялось с помощью критерия χ2 Пирсона или точного теста Фишера (для таблиц 2×2 и таблиц c большей размерностью, если ожидаемая частота была менее 5 в 2 и более ячейках такой таблицы).

Результаты и обсуждение

Внедрение программы "Речевые модули для сбора анамнеза и когнитивно-поведенческой профилактики железодефицитных состояний у женщин" для обучения врачей осуществлялось на циклах программ дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО Казанский ГМУ. У врачей исследуемой группы (n=120) в тему железодефицитных состояний добавлена разработанная нами программа "Речевые модули для сбора анамнеза и когнитивно-поведенческой профилактики железодефицитных состояний у женщин", в то время как участники контрольной группы (n=120) обучались по утвержденному учебно-тематическому плану без дополнительных модулей.

При анализе данных чек-листов, заполненных после обучения в 2 группах, была установлена положительная динамика в уровне информированности и овладении навыками, однако статистически значимые различия подтвердились лишь в блоке практических умений и навыков профилактического консультирования, которым обучались врачи в рамках экспериментальной рабочей программы.

Результаты статистической обработки позволяют утверждать, что в блоке оценки информированности доли правильных ответов в исследуемой и контрольной группах сопоставимы друг с другом и варьируют от 71,67 до 88,33%.

При изучении данных о динамике показателей в блоке умений и навыков итоговые оценки со статистически значимыми различиями распределились следующим образом.

· Задавать уточняющие вопросы по клиническим проявлениям дефицита железа и консультировать по оптимизации физической активности умеют 110 врачей (91,67%) исследуемой группы и 88 врачей (73,33%) в группе контроля (p<0,001).

· Уточнить у пациентки характер сна, обучать навыкам выстраивания циркадных ритмов способны 111 врачей (92,5%) в исследуемой группе и 74 врача (61,67%) в группе контроля (p<0,001).

· Задать вопросы о структуре питания и проконсультировать пациентку по его оптимизации обучены 117 врачей (97,5%) в исследуемой группе и 70 специалистов (58,33%) в группе контроля (p<0,001).

· Уточнить гинекологический анамнез и сформировать приверженность к регулярным обследованиям могут 110 врачей (91,67%) в исследуемой группе и 61 врач (50,83%) в группе контроля (p<0,001).

· Провести психологическую оценку и оказать профилактическую консультацию самопомощи в управлении тревогой готовы 109 врачей (90,83%) в исследуемой группе и 46 врачей (38,33%) в группе контроля (p<0,001).

При сравнении порядковых шкал в процессе обучении врачей установлено, что суммарное среднее до обучения в исследуемой группе было достоверно ниже (5,18 балла), чем в контрольной группе (5,42 балла) (p<0,001). После обучения в исследуемой группе среднее значение суммы баллов составило 8,82 балла, а в контрольной - ​6,83 балла соответственно (p<0,001).

Заключение

Таким образом, максимальный прирост показателей после обучения достигнут в блоке умений и навыков у врачей исследуемой группы, именно этим и объясняется возникновение статистически значимых различий при сравнении итоговых данных между группами.

Более того, по отдельным вопросам до обучения частота правильных и неправильных ответов и/или сформированности и несформированности умений и навыков была примерно одинакова как в исследуемой группе, так и в группе контроля. Что касается суммы средних баллов, то тенденция в исследуемой группе до обучения была хуже, чем в группе контроля, а после обучения наоборот, что, безусловно, свидетельствует о достоверной эффективности разработанной программы.

Литература

1. Драпкина О.М, Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Алгоритм разработки дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов "Врач-терапевт", "Врач общей практики (семейный врач)", "врач-лечебник (врач-терпевт участковый)". Москва, 2020. 65 с.

2. Шулаев А.В., Чернобровкина Г.И., Касимова Л.Н., Шикалева А.А., Зиновьев П.В. 4П-медицина как инструмент формирования здорового образа жизни у населения и основа преподавания гигиены студентам лечебного и педиатрического профиля // Российский вестник гигиены. 2021, № 2. С. 10. DOI: https://www.doi.org/10.24075/rbh.2021.010

3. Flores M., Glusman G., Brogaard K., Price N.D., Hood L. P4-medicine: how systems medicine will transform the healthcare sector and society // Personalized Med. 2013. Vol. 10. P. 565-576.

4. Щербо С.Н., Щербо Д.С. Медицина 5П: Прецизионная медицина // Медицинский алфавит. Современная лаборатория. 2015, № 4. С. 5-10.

5. Щербо С.Н., Щербо Д.С. Персонализированная медицина: монография в 7 томах. т. 1. Биологические основы. Москва: РУДН. 2016, 224 с.; т. 2. Лабораторные технологии. Москва: РУДН. 2017, 437 с.

6. Раскина К.В., Мартынова Е.Ю., Перфильев А.В., Сычев Д.А., Шуев Г.Н., Фатхутдинов И.Р., Мусиенко С.В., Никогосов Д.А., Жегулина И.О., Бавыкина Л.Г., Потешкин Ю.Е. От персонализированной к точной медицине // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2017. Т. 13, № 1. С. 69-79.

7. Щербо С.Н., Щербо Д.С. Медицина 5П: мобильное здравоохранение // Медицинский алфавит. Современная лаборатория. 2017. Т. 4, № 28. С. 5-11.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
Оргздрав-2022. Эффективное управление в здравоохранении
РОСМЕДОБР 2021
Вскрытие
Медицина сегодня
XXXV Международный конгресс с курсом эндоскопии "Новые технологии в диагностике и лечении гинекологических заболеваний"

XXXV Международный конгресс с курсом эндоскопии "Новые технологии в диагностике и лечении гинекологических заболеваний" С 7 по 10 июня 2022 года в онлайн-формате пройдет XXXV Международный конгресс с курсом эндоскопии "Новые технологии в диагностике и лечении...

V Терапевтический форум "Мультидисциплинарный больной" и V Всероссийскую конференцию молодых терапевтов с 26 по 27 мая!

Уважаемые коллеги, запланируйте свою поездку в Санкт-Петербург на V Терапевтический форум "Мультидисциплинарный больной" и V Всероссийскую конференцию молодых терапевтов с 26 по 27 мая! Обращаем ваше внимание, что мероприятие пройдет в очном формате. Регистрация доступна на...

Школа РОАГ - Уфа, 26-27 мая 2022

Школа РОАГ - Уфа, 26-27 мая 2022 Приглашаем акушеров-гинекологов и неонатологов Поволжского федерального округа принять участие в Школе РОАГ "Перинатальная медицина с курсом неонатологии". Впервые после двухлетнего пандемического перерыва мероприятие пройдет в очном формате....


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»