КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ВНЕДРЕНИЕ АЛГОРИТМА НАСТОРОЖЕННОСТИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ У ЖЕНЩИН

Резюме

Авторы разработали программу дополнительного образования врачей-терапевтов в рамках когнитивно-поведенческой профилактики железодефицитных состояний у женщин и оценили эффективность ее внедрения.

Ключевые слова:организация здравоохранения и общественное здоровье; железодефицитная анемия; эмпатия; 4П-медицина; профилактика

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Шулаев А.В., Чернобровкина Г.И. Компетентностный подход в подготовке врачей терапевтического профиля: внедрение алгоритма настороженности железодефицитных состояний у женщин // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 1. С. 97-101. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-1-97-101

В сфере медицинского образования все большее значение приобретает "интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи с использованием знаний, умений, опыта, ценностей" [1].

В рамках компетентностного подхода подготовки врачей всех специальностей особое внимание следует уделять развитию партисипативных компетенций, которые были рассмотрены в контексте "4П-медицины" и являются критерием персонализированной пациент-ориентированности врача [2, 3].

В 2015 г. ряд авторов предложили концепцию 5П-медицины (5ПМ). Необходимость дополнения еще одним принципом - ​прецизионностью, они объясняют новым витком в научно-техническом прогрессе в области медицинской науки: развитие геномных исследований и телекоммуникационных решений [4-6]. В этой связи есть мнение, что "точная" медицина, не заменяет 4П, напротив, все составляющие 5ПМ являются самостоятельными и дополняющими друг друга [7].

Для реализации такого подхода в современных условиях здравоохранения необходимо достигнуть 2 основные цели. 1-я цель - ​это всеобъемлющая подготовка системы здравоохранения в целом, включая разработанные алгоритмы профилактического консультирования и единого информационного контура для этой отрасли. И 2-я цель, но наиболее значимая - ​это кадровая подготовка и внедрение в карту специальностей всех врачей партисипативных компетенций.

В основе обучения врачей профилактическому консультированию должны лежать развитие эмпатии, ценностных ориентаций и умение мотивировать пациента на изменение поведенческих стереотипов. Развитие подобных компетенций представляется очень ценным и важным для каждого специалиста, так как от них будет зависеть приверженность пациента назначенной траектории по корректировке и поддержанию здоровья.

Учитывая актуальность проблемы диагностики дефицита железа, мы разработали программу "Речевые модули для сбора анамнеза и когнитивно-поведенческой профилактики железодефицитных состояний у женщин", направленную на совершенствование соответствующих компетенций у врачей терапевтического профиля первичной медико-санитарной помощи.

1-й модуль программы включает обучение навыкам сбора анамнеза, используя техники эмпатийного познания применительно к проблеме железодефицитных состояний у женщин. Речевые модули уточняющих вопросов сформированы в Алгоритм настороженности железо­дефицитных состояний у женщин, который включает блоки вопросов по симптоматике, гинекологическому, пищевому, сомнологическому и психологическому анамнезу (см. рисунок).

Алгоритм настороженности врача-терапевта участкового относительно железодефицитных состояний у женщин в рамках первичного приема

2-й модуль программы включает темы психообразования, а также разбор инструментов когнитивно-поведенческой профилактики для построения плана действий по изменению образа жизни.

Цель исследования -оценка эффективности внедрения программы дополнительного образования по совершенствованию навыков профилактики железодефицитных состояний у врачей терапевтического профиля в рамках первичной медико-санитарной помощи населению.

Материал и методы

В рамках эксперимента было выполнено проспективное 2-групповое исследование уровня информированности и навыков у врачей исследуемой (n=120) и контрольной (n=120) выборки в режиме до и после обучения.

Описательная статистика для количественных данных представлена с использованием следующих параметров: арифметическое среднее (Mean); стандартное отклонение (SD); медиана (Me); 1-й и 3-й квартили (Q1, Q3); минимальное значение (Min); максимальное значение (Max). Анализ категориальных параметров проводился в виде таблицы сопряженности для 2 или более признаков в каждой группе. Наличие или отсутствие статистически значимых различий сравниваемых групп определялось с помощью критерия χ2 Пирсона или точного теста Фишера (для таблиц 2×2 и таблиц c большей размерностью, если ожидаемая частота была менее 5 в 2 и более ячейках такой таблицы).

Результаты и обсуждение

Внедрение программы "Речевые модули для сбора анамнеза и когнитивно-поведенческой профилактики железодефицитных состояний у женщин" для обучения врачей осуществлялось на циклах программ дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО Казанский ГМУ. У врачей исследуемой группы (n=120) в тему железодефицитных состояний добавлена разработанная нами программа "Речевые модули для сбора анамнеза и когнитивно-поведенческой профилактики железодефицитных состояний у женщин", в то время как участники контрольной группы (n=120) обучались по утвержденному учебно-тематическому плану без дополнительных модулей.

При анализе данных чек-листов, заполненных после обучения в 2 группах, была установлена положительная динамика в уровне информированности и овладении навыками, однако статистически значимые различия подтвердились лишь в блоке практических умений и навыков профилактического консультирования, которым обучались врачи в рамках экспериментальной рабочей программы.

Результаты статистической обработки позволяют утверждать, что в блоке оценки информированности доли правильных ответов в исследуемой и контрольной группах сопоставимы друг с другом и варьируют от 71,67 до 88,33%.

При изучении данных о динамике показателей в блоке умений и навыков итоговые оценки со статистически значимыми различиями распределились следующим образом.

· Задавать уточняющие вопросы по клиническим проявлениям дефицита железа и консультировать по оптимизации физической активности умеют 110 врачей (91,67%) исследуемой группы и 88 врачей (73,33%) в группе контроля (p<0,001).

· Уточнить у пациентки характер сна, обучать навыкам выстраивания циркадных ритмов способны 111 врачей (92,5%) в исследуемой группе и 74 врача (61,67%) в группе контроля (p<0,001).

· Задать вопросы о структуре питания и проконсультировать пациентку по его оптимизации обучены 117 врачей (97,5%) в исследуемой группе и 70 специалистов (58,33%) в группе контроля (p<0,001).

· Уточнить гинекологический анамнез и сформировать приверженность к регулярным обследованиям могут 110 врачей (91,67%) в исследуемой группе и 61 врач (50,83%) в группе контроля (p<0,001).

· Провести психологическую оценку и оказать профилактическую консультацию самопомощи в управлении тревогой готовы 109 врачей (90,83%) в исследуемой группе и 46 врачей (38,33%) в группе контроля (p<0,001).

При сравнении порядковых шкал в процессе обучении врачей установлено, что суммарное среднее до обучения в исследуемой группе было достоверно ниже (5,18 балла), чем в контрольной группе (5,42 балла) (p<0,001). После обучения в исследуемой группе среднее значение суммы баллов составило 8,82 балла, а в контрольной - ​6,83 балла соответственно (p<0,001).

Заключение

Таким образом, максимальный прирост показателей после обучения достигнут в блоке умений и навыков у врачей исследуемой группы, именно этим и объясняется возникновение статистически значимых различий при сравнении итоговых данных между группами.

Более того, по отдельным вопросам до обучения частота правильных и неправильных ответов и/или сформированности и несформированности умений и навыков была примерно одинакова как в исследуемой группе, так и в группе контроля. Что касается суммы средних баллов, то тенденция в исследуемой группе до обучения была хуже, чем в группе контроля, а после обучения наоборот, что, безусловно, свидетельствует о достоверной эффективности разработанной программы.

Литература

1. Драпкина О.М, Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Алгоритм разработки дополнительных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов "Врач-терапевт", "Врач общей практики (семейный врач)", "врач-лечебник (врач-терпевт участковый)". Москва, 2020. 65 с.

2. Шулаев А.В., Чернобровкина Г.И., Касимова Л.Н., Шикалева А.А., Зиновьев П.В. 4П-медицина как инструмент формирования здорового образа жизни у населения и основа преподавания гигиены студентам лечебного и педиатрического профиля // Российский вестник гигиены. 2021, № 2. С. 10. DOI: https://www.doi.org/10.24075/rbh.2021.010

3. Flores M., Glusman G., Brogaard K., Price N.D., Hood L. P4-medicine: how systems medicine will transform the healthcare sector and society // Personalized Med. 2013. Vol. 10. P. 565-576.

4. Щербо С.Н., Щербо Д.С. Медицина 5П: Прецизионная медицина // Медицинский алфавит. Современная лаборатория. 2015, № 4. С. 5-10.

5. Щербо С.Н., Щербо Д.С. Персонализированная медицина: монография в 7 томах. т. 1. Биологические основы. Москва: РУДН. 2016, 224 с.; т. 2. Лабораторные технологии. Москва: РУДН. 2017, 437 с.

6. Раскина К.В., Мартынова Е.Ю., Перфильев А.В., Сычев Д.А., Шуев Г.Н., Фатхутдинов И.Р., Мусиенко С.В., Никогосов Д.А., Жегулина И.О., Бавыкина Л.Г., Потешкин Ю.Е. От персонализированной к точной медицине // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2017. Т. 13, № 1. С. 69-79.

7. Щербо С.Н., Щербо Д.С. Медицина 5П: мобильное здравоохранение // Медицинский алфавит. Современная лаборатория. 2017. Т. 4, № 28. С. 5-11.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»