АНАЛИЗ ПРЕДИКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ И РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЕЕ ФОРМИРОВАНИИ

Резюме

В статье представлен аналитический обзор теоретических и эмпирических исследований, позволяющих раскрыть сущность предикторов профессиональной успешности врачей-хирургов. Раскрывается роль обучения с применением симуляционных технологий в формировании профессиональной успешности.

Ключевые слова:обучение с применением симуляционных технологий; хирургия; врачи; успешность профессиональной деятельности; психологическое состояние

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Логвинов Ю.И., Горбунова Е.А. Анализ предикторов профессиональной успешности врачей-хирургов и роль обучения с применением симуляционных технологий в ее формировании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 1. С. 16-29. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-1-16-29

Важное место в системе трудовой деятельности занимает увлеченность профессией [1, 2]. В исследовании феномена увлеченности стоит обратить внимание на взаимосвязь с вектором ориентации на успех [3, 4]. Изучение профессионального успеха получило свое развитие в работах Дж.У. Аткинсона, К. Левина, Ф. Хоппе, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, А.Г. Асмолова [5-10]. При всей значимости вклада названных исследователей заслуживает внимания мнение А.В. Либина, сформулировавшего тезис, согласно которому вектор жизненного успеха личности заключается в сумме векторов: личностного успеха и профессионального. Особое внимание автор заостряет на идее об отражении профессионального успеха на степени творческого своеобразия конечного результата или на продукте деятельности [11]. Для определения творчества обратимся к работам К.В. Тэйлора, формулировка которого, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает суть творчества как мышления, ориентированного на решение, сосредоточенное главным образом на мыслительном процессе, нежели на решении [12]. Данная точка зрения схожа с подходом В.М. Бехтерева [13], сформулировавшего: творчество - созидание чего-то нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта [14]. В качестве дополнения к анализу феномена успеха отметим утверждение Г. Селье: "Успех всегда способствует последующему успеху, крушение ведет к дальнейшим неудачам" [15].

1. Деятельность

Обращение к ознакомлению с понятием "деятельность" является исходным моментом в изучении данной темы.

Деятельность играет важную роль на всех жизненных этапах, начиная с раннего возраста, в процессе формирования индивидуума как личности, так как даже простой акт деятельности является формой проявления активности [7, 16, 17]. В процессе взаимодействия человека с миром возникают психический образ и его воплощение в объекте, а вместе с тем реализация субъектом (человеком) своих отношений с окружающей реальностью [18]. Реальность содержит множество раздражителей, воздействующих на сознание и психику индивидуума. Таким образом, любая деятельность строится из побудительной причины и направлена на достижение определенных результатов [7].

В 1930-е гг. разработана целая концепция А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном, определяющая идею: не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание [7, 18]. Деятельность 1 неразрывно связана с потребностями и мотивами человека, побуждающими к активности, потому в течение жизни со сменой ценностей и установок личности, степени удовлетворенности профессией, своей позиции в ней, реализованными целями может претерпевать изменения и ценность деятельности для человека. Большое значение имеет фактор вовлеченности в дело, не позволяющий существенно менять отношение к нему, даже при столкновении с трудностями [1, 19, 20]. Отношение к своему труду формируется в процессе профессионального становления, совершенствования мастерства и в зависимости от уровня увлеченности. Созревание профессионализма, укрепление мастерства являются фундаментом для инициативного отношения к труду. Ценность организации собственной активности в момент ее мобилизации представляется весомой при осуществлении деятельности. Личность обладает возможностью адаптировать свои характерологические черты к предметным задачам. В данном процессе ключевая роль отведена способности легко связывать уровни регуляции. Способ связи психических и личностных уровней обусловливает характер деятельности [7, 21]. В неблагоприятных условиях существует вероятность формирования вторичных психических и личностных образований в виде утомления, демотивации, эмоционального истощения и др., что стимулирует активизацию потребности в устранении деструктивных состояний. Уровень, продолжительность и стабильность активности обусловлены комплексным воздействием связи эмоциональных, мотивационных, волевых компонентов, выбором стратегии и тактики выполняемых задач, а также роли личности, занимаемой в деятельности. Важные функции выполняют следующие факторы: цель устремления психических процессов, их прочность и сила, стабильность психической активности в процессе вовлечения в деятельность [7, 21-23]. Определение стратегии поведения, принятие решений являются производными сформированных действий индивидуума в рамках его профессиональной реализации [24]. Отметим, что на освоение новых навыков всегда оказывают влияние старые, приобретенные. В зависимости от оценки, контроля, выбора метода и реализации намерений складывается активность личности в пределах соответствия требованиям его деятельности. Однако механизмы контроля, направленные на оценку личной результативности, способны замедлять либо вовсе способствовать прекращению работы по причине изменения фокусировки внимания на вероятность совершить неверные действия. Качество выполнения профессионального дела представляет собой произведение формирования системы совокупности психической структуры, т. е. не только результат примитивного развития конкретных следствий психических процессов [25].

Внешние факторы, воздействующие на процесс труда, разделяются в зависимости от длительности их воздействия, интенсивности вызванными последствиями. Более неблагоприятны те, что воздействуют непосредственно на человека, на целостность его личности, индивидуальность. В большинстве случаев такое воздействие негативно влияет на психическое состояние личности, что также отражается на регуляции деятельности, снижая ее эффективность и надежность [25, 26].

1 Деятельностный подход - ​теория, согласно которой психика рождается в деятельности, механизмы ее развития через развитие деятельности, психика на высших стадиях своего развития приобретает статус особой предметной деятельности. [Смирнов С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения (К 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева) // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 94-101.]

Профессиональная успешность

Успешность профессиональной деятельности исследовалась в работах различных авторов, тем не менее единой точки зрения в определении данного понятия не сформировалось. Существуют мнения о единстве понятий "успешность деятельности" и "эффективность", однако ряд психологов не стремятся отождествлять две характеристики.

"Успешность", по мнению преобладающего большинства авторов, представлена внешними и внутренними компонентами [4]. К внешним факторам относится внешняя оценка результата труда, к внутренним факторам - ​субъективное оценивание личности своей профессиональной деятельности. Следовательно, при получении положительных внешних оценок со стороны коллег, руководства, пациентов происходит упрочнение убеждения о благополучно складывающейся профессиональной деятельности. Наряду с внешними аспектами принципиальное значение приобретает личная оценка собственной успешности, способная побудить человека прекратить карьеру либо сменить род деятельности [27].

Внутреннее оценивание зависит от мотивационно-ценностных ориентиров личности и их удовлетворения. Складывается в зависимости от ожидания вознаграждения за собственный труд, в том числе таких мотивационных стимулов, как удовлетворение познавательной потребности, стремления к самосовершенствованию, желания приносить пользу и прочие компоненты, относящиеся к явлениям внутреннего вознаграждения [28].

Критерии, основанные на внешней и внутренней оценке успешности профессиональной деятельности, разнообразны, имеют индивидуальные особенности. В рамках исследуемой темы следует отметить весомое значение внутренней оценки своей профессиональной деятельности.

2. Хирургия

Профессия врача-хирурга берет свое начало в глубокой древности, что подтверждается обнаружением человеческих останков с признаками медицинских манипуляций в ходе археологических раскопок. В эпоху Средневековья развитие медицинской отрасли замедлилось ввиду стиравшейся грани между медицинским опытом и магическими обрядами. Новый толчок в развитии медицины пришелся на эпоху Возрождения, во времена открытий в области анатомии и физиологии. В последующие столетия хирургия активно развивалась благодаря выдающимся ученым, в том числе русским деятелям: Н.И. Пирогову, Н.В. Склифосовскому, А.А. Боброву, В.П. Демихову, А.В. Вишневскому, С.С. Юдину и многим другим, чьи достижения и открытия обратились в фундаментальные знания в обучении целой плеяды врачей. Хирургия, как и вся современная медицина, является областью с устойчивым развитием и совершенствованием, чему способствует научно-технический прогресс. Учитывая стремительное продвижение на пути к прогрессу в области хирургии, интерес к освоению современных методов проведения хирургических операций вполне объясним.

Профессионально важные качества врачей-хирургов

В профессиональной подготовке врача-хирурга первостепенная ведущая роль отводится обширным знаниям, применению их на практике, базовым хирургическим навыкам [29].

Однако владение теоретическими знаниями и наличие практического опыта не дает гарантии успеха в данной специализации [29]. Существенная роль в деятельности врача отводится индивидуально-психологическим особенностям самой личности, ее актуальному психологическому состоянию, уровню мотивации [30].

Хирургическая деятельность предъявляет строгие требования к личности врача, в частности к таким, как большая степень ответственности, готовность к длительному периоду обучения, упорство в достижении цели, готовность к работе в условиях повышенного физического и психического напряжения, склонность к аналитическому мышлению, внимание к деталям, устойчивое сосредоточение, способность проявлять быстроту реакций, психоэмоциональную стабильность, ловкость рук [31, 32].

Высокие требования к профессии обусловлены воздействием неблагоприятных факторов, сопровождающих деятельность хирургов [33]:

· физические факторы: повышенная температура воздуха, относительная влажность, лазерное излучение, воздействие ультразвука и др.;

· химические факторы: содержание в воздухе паров этилового спирта, йода, аэрозоли, дезинфицирующих средств и пр.;

· биологические факторы: вирусы, микроорганизмы, инфекции;

· эргономические факторы: вынужденная фиксированная поза в вертикальном положении с длительным статическим напряжением мышц спины, ног, высокая нагрузка на зрение, необходимость быстро различать зрительные сигналы, максимально точные движения рук, концентрация устойчивого внимания с готовностью игнорировать незначимые стимулы, воздействующие на человека (например, воздержание от физиологических потребностей), умение выделять главное и фокусироваться на нем, удерживать в поле сознания несколько объектов одновременно, готовность к переключению внимания, позволяющая быстро ориентироваться в изменяющейся сложной ситуации;

· психоэмоциональные факторы: высокая степень ответственности, невозможность точного прогнозирования, опасение совершить ошибку, эмоциональное напряжение, активность психических процессов при высокой работоспособности, в отдельных ситуациях вероятна невозможность с точностью прогнозировать результат по независящим от врача причинам.

Совокупность факторов, сопряженных с профессиональной деятельностью, создает основательные предпосылки для утомления, результатом которого может стать активизация защитно-приспособительных реакций. На фоне текущих фрустрирующих ситуаций врачи подвергаются сильному эмоциональному напряжению, что с высокой степенью вероятности может отразиться на психосоматическом статусе личности [34].

При возникновении опасности в различных ее проявлениях, анализируя и мысленно проигрывая возможные варианты, для реализации которых врач-хирург не имеет достаточно ресурсов, увеличивается вероятность возникновения тревоги [35-41]. Опираясь на вышеизложенное, представляются основания для заключения: переживание тревоги в деятельности хирурга нежелательно [42]. Усугубляют ситуацию соматические проявления в виде усиленного сердцебиения, учащенного дыхания, скованности движений, нарастающей общей возбудимости [43]. Перечисленные факторы негативно сказываются на точности выполняемых операций. На психологическом уровне они выражаются в виде беспокойства, озадаченности, отвлекающего характера, суетливости, трудности в принятии решений, снижая результативность деятельности наряду с повышением риска совершения ошибочных действий [44, 45].

В изучении данной темы важным аспектом является феномен уверенности хирурга, представляющей ценность в процессе лечения [46]. Врач, демонстрирующий уверенность в собственном профессионализме, способствует упрочнению уверенности пациента. Твердая вера является благоприятным условием для повышения уровня оптимизма пациента, она положительно отражается на психологическом состоянии на пред­операционном этапе и является прочным резервом в адаптации в послеоперационный период [47].

Необходимо отметить, что ничем не подкрепленная чрезмерная уверенность в некоторых случаях способна, напротив, снизить уровень доверия к специалисту [48].

В работе В. Хаккера [49, 50] представлен детальный психологический анализ причин ошибочных действий, где автор выделяет широкий спектр причин, заключающихся в отсутствии восприятия актуально важной информации из-за маскировки сигналов, воздействия доминирующих раздражителей, превышения порога пропускной способности приема информации, ненамеренное игнорирование релевантных сигналов [50].

Анализ теоретической составляющей показал следующее.

· Деятельность в общем смысле играет важную роль в жизни человека, представляет собой активность личности, направленную на достижение сознательно поставленных целей, представляющих идеальный образ будущего результата. Выбор цели формируется на основе мотива деятельности, а мотив является причиной, побудившей к деятельности. Таким образом, система активных действий, направленная на удовлетворение потребностей, подчиненная мотиву, и является деятельностью, которую реализует человек. Следовательно, профессиональное самоопределение врача происходит не ситуативно, а в результате длительного процесса, под влиянием внешних факторов и индивидуальных особенностей личности.

· Оценка профессиональной успешности формируется на основании внешних оценок и внутренних, т. е. зависит от степени соответствия субъективным критериям и удовлетворения потребностей. Следовательно, обучение с использованием симуляционных технологий может стать подкреплением положительной оценки профессиональной успешности благодаря усовершенствованию мастерства, удовлетворенности приобретением нового опыта, улучшению результатов деятельности, раскрытию творческого потенциала.

· Хирургия - ​одна из самых значимых, сложных профессий, постоянно развивающаяся. Со временем модернизируются техники выполнения операций, совершенствуются инструменты и материалы. Соответствующим образом актуализируется потребность врачей в повышении уровня профессионализма.

· Профессиограмма 2 врача-хирурга достаточно объемная, предъявляет широкий спектр требований к личности врача, относится к умственной и физической форме деятельности, в совокупности с нелегкими условиями и характером труда [51]. В связи с вышеизложенными условиями раскрывается актуальность в отслеживании психологического состояния врачей, подвергающихся неблагоприятным воздействиям.

· К детерминантам психического состояния относятся потребности, побуждения, цели и интересы личности, ресурсы, внешние условия и их субъективное восприятие. Энергоинформационный обмен с внешними факторами определяет сознание человека и его состояние, следовательно, в зависимости от совокупности смысловых регуляций, физиологических и личностных свойств личности хирурга будет складываться его психическое состояние, детерминирующее, в свою очередь, деятельность. Вышеизложенная взаимосвязь позволяет сделать вывод как о взаимном влиянии психического состояния врача на успешность его деятельности, так и о воздействии профессиональной деятельности на состояние.

· В процессе изучения взаимодействия вышеупомянутых тезисов, возникает потребность обратить внимание на одно из психических состояний, характерное для условий деятельности с высоким уровнем психоэмоционального напряжения,  - ​тревожность. Уровень тревожности влияет на работоспособность, результативность деятельности. Предполагается влияние обучения с применением симуляционных технологий на уровень тревожности и степень готовности к проведению лапароскопических операций, что впоследствии отразится на успешности профессиональной деятельности.

2 Профессиограмма - ​описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, предъявляемых человеку [51].

3. Обучение с использованием симуляционных технологий

Одним из основных стратегических направлений развития здравоохранения в настоящее время является внедрение инновационных технологий в процесс медицинского образования, способствующих достижению результативности в процессе обучения, качественному усовершенствованию практического аспекта в профессиональной деятельности медицинских специалистов путем освоения симуляционных технологий [52, 53]. Метод обучения с использованием симуляционных технологий позволяет качественно освоить и закрепить практические навыки в имитационных условиях в комплексе с требуемой теоретической составляющей, соответствующей профилю медицинской специальности [52, 53]. Ряд преимуществ обучения с применением симуляционных технологий обусловил стремительно нарастающий интерес к развитию профессиональной подготовки специалистов практического здравоохранения в симуляционном центре. Наряду с возможностями совершенствования профессионального мастерства, предоставленными в Учебно-аккредитационном центре - ​Медицинском симуляционном центре для врачей и специалистов среднего медицинского звена различных специальностей, стоит отметить особое внимание к виртуальным хирургическим клиникам, позволяющим освоить лапароскопические методики, эффективно отработать базовые навыки, используемые при эндохирургических вмешательствах. Интерес обусловлен востребованностью в проведении лапароскопических вмешательств ввиду ряда преимуществ, которыми, несомненно, данная технология обладает: сокращение реабилитационного периода, уменьшение рисков травмирования, снижение выраженности болевого синдрома в сравнении с большими разрезами при традиционных хирургических операциях, улучшение косметического результата за счет минимального инвазивного вмешательства [54, 55].

Учитывая широкое применение лапароскопических операций при лечении различных хирургических заболеваний в настоящий период времени, совершенствование инструментов, видеотехнологий, оборудования, актуальным становится повышение профессионального уровня врачей, в частности освоение ими всего спектра современных методик и технологий с последующим успешным применением в деятельности.

Не так давно, в 2015 г., при поддержке Департамента здравоохранения г. Москвы и правительства г. Москвы, на базе великой Боткинской больницы состоялось открытие Учебно-аккредитационного центра - ​Медицинского симуляционного центра, где представлены симуляторы [53, с. 66] высшей степени реалистичности и внедрены новейшие технологии, позволяющие освоить, отработать и закрепить практические навыки по выполнению различных лапароскопических упражнений.

4. Психическое состояние

Как показал глубокий и всесторонний анализ научных трудов, в литературе существует множество различных авторских позиций в определении понятия "психическое состояние".

По мнению авторов, особое значение в свете исследуемой темы приобретает идея, предложенная Н.Д. Левитовым, определяющая психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, демонстрирующую своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности [56].

Психическое состояние обладает большей устойчивостью, в отличие от психических процессов, приобретающих динамичный характер [16, 56]. Психические состояния оказывают влияние на психические процессы и являются фоном, формируя характерологические особенности личности, воздействия на психические процессы. Таким образом, очевидно, что эффективность профессиональной деятельности неразрывно связана с психическим состоянием [57].

Внешние факторы, характерологические свойства личности и физиологические особенности в совокупности обусловливают психологическое состояние [58].

Дополнительным подтверждением тезиса о взаимосвязи деятельности и психического состояния, являются результаты исследования [59], цель которого заключалась в изучении структуры профессионального благополучия. В результате исследования, участниками которого были голландские учителя, сделан вывод: профессиональное благополучие - ​это многомерная модель, состоящая из эмоциональных, когнитивных, профессиональных социальных и психосоматических факторов, где наиболее важными являются эмоциональный, мотивационный, поведенческий аспекты.

Отметим, что когнитивные процессы и эмоции связаны через поведение личности, в зависимости от ее отношения к внешним стимулам. Высокий уровень эмоциональной реактивности и неустойчивость повышают вероятность стать источником ошибочных действий [60-62].

Роль тревожности

Согласно теории личности К. Роджерса, существует фундаментальный базис человеческой природы, стимулирующий личность приближаться к большей конгруэнтности 3 и к наиболее реалистичному функционированию, однако нередко тенденция к самоактуализации сталкивается с разного рода препятствиями [13, 63]. Одной из преград на пути к росту является чрезмерная тревожность.

3 Конгруэнтность (от англ. congruence - ​подлинность, открытость, честность) - процесс безоценочного принятия и осознания человеком собственных реальных и актуальных ощущений [63].

В работах З. Фрейда тревожность представлена как основная проблема души [64]. Тревожность вызывается предвкушаемым, предполагаемым нарастанием угрозы либо досады, может возникать как в действительной, так и в воображаемой ситуации. В момент предстоящей опасности, угрожающей телу либо душе, тревожность побуждает человека реагировать безопасным и адаптивным способом. Состояние тревоги, как правило, носит беспредметный характер, зачастую оно обусловлено неосознаваемостью источника угрозы. Состояние может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности, в виде мыслей о собственном бессилии и преувеличении масштабов грядущей опасности. На поведенческом уровне тревога оказывает дезорганизующее воздействие на деятельность и ее продуктивность [43, 65]. Пребывание в данном состоянии энергозатратно, спад активности обусловлен срабатыванием защитных механизмов: вытеснения, замещения, рационализации, проекции и других психологических защит [66]. В тревожном состоянии способность концентрировать внимание снижается, а также учащается пульс, сердцебиение, усиливается потоотделение, появляются сухость во рту, мышечное напряжение, скованность движений [67, 68].

В науке разделяют ситуативную тревожность, выступающую как эмоциональное состояние, связанное с конкретной внешней ситуацией, и личностную тревожность, являющуюся устойчивым свойством личности [66]. В практике хирурга возможны столкновения с факторами, ответной реакцией на которые станет повышение тревожности, состояние нервно-эмоциональной напряженности с последующим снижением работоспособности и истощением запаса жизненных сил. К провоцирующим факторам относятся неблагоприятный социально-психологический климат, конкуренция за рабочие места, повышенный уровень напряженности, ограничение во времени, обесценивание заслуг, недоверие, нарушение суточного ритма, вероятность вызова на работу во время запланированного отдыха, ситуации неопределенности, отсутствие возможности прогнозирования, высокая степень ответственности [15, 69, 70]. Ситуации с повышенной вероятностью возникновения неудач повышают возможность ответной реакции в виде ситуативной тревожности, неблагоприятно отражаясь на профессиональном благополучии [71].

Стоит заметить, что важную роль в процессе адаптации играет оптимальный уровень тревоги. Чрезмерно низкий или чрезмерно высокий уровень свидетельствует о дезадаптивных тенденциях в поведении, деятельности и общей дезорганизованности [72].

Заключение

В статье предпринята попытка исследовать преимущественно актуальные, центральные, на взгляд авторов, предикторы профессиональной успешности в профессиональной деятельности врачей хирургического профиля.

Опираясь на труды психологов, в той или иной мере осветивших актуальные для данного исследования понятия в сочетании с собственными теоретическими поисками, мы полагаем, что обучение с использование симуляционных технологий положительно влияет на эмоциональное состояние врачей-хирургов, так как предоставляет возможность улучшить практические навыки с последующим совершенствованием владения инструментарием, восполняет недостаток информационных резервов, снижая уровень тревожности. В конечном итоге, предположительно, восприятие процедуры лапароскопических вмешательств в реальных условиях станет более рациональным, подчиненным процессу мышления, способствующим более точному контролю операций, снижающим вероятность проявления защитных стратегий, свойственных этапу адаптации к новым условиям. Пройденная адаптация в виртуальных условиях даст возможность более точно прогнозировать ход лапароскопии, соответственно, сделает операции еще более эффективными и безопасными для пациентов. В целом, успешное проведение манипуляций на симуляторах повышает шансы на последующий успех уже в реальных условиях.

Выявленные особенности эмоциональных состояний могут выступать ориентиром для профилактики и корректировки эмоционального напряжения, совершенствования адаптивных возможностей и улучшения качества жизни при использовании методики "Т.О.Р." (Техника оптимальной реадаптации) [73].

Литература

1. Липатов С.А. Вовлеченность работника в организацию" или "увлеченность работой": соотношение понятий // Организационная психология. 2015. Т. 5, № 1. С. 104-110.

2. Тарасова Т.В., Погбаева А.Д. Анализ особенности соотношений увлечения и профессионального выбора // Инженерные технологии и системы. 2011. № 2. С. 83-85.

3. Мандрикова Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников // Организационная психология. 2012. Т. 2, № 4. С. 2-22.

4. Рикель А.М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестник Московского университета. 2012. № 1. Серия 14. С. 41-48.

5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Москва : Смысл, 2007. 523 с.

6. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс Р. Психология личности: уровень притязаний // Психология мотиваций и эмоций / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликмана. Москва : ЧеРо, 2002. 192 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва : Политиздат, 1977. 304 с.

8. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. 512 с.

9. Hoppe F. Untersuchungen zur Handlungs- und Affektpsychologie. IX. Erfolg und Mißerfolg // Psychol. Forsch. 1930. Bd 14.

10. Management and Organization Behavior Classics / V.T. Matteson, J.M. Ivancevich. Homewood : Irvin, 1989.

11. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций : учебное пособие. Москва : Смысл, 1999. 532 с.

12. Taylor C.W. Cultirating multiple creative talents in students // JEG (Journal for the Education of the Gifted). 1985. Vol. 8. P. 187-198.

13. Бехтерев В.М. Объективная психология. Москва : Наука, 1991. 480 с.

14. Штейнбах Х.Э. Психология творчества : учебное пособие. Санкт-Петербург : ПГУПС, 2011. 211 с.

15. Селье Г. Стресс без дистресса. Москва : Прогресс, 1982. 124 с. Перевод изд.: Stress without distress / Hans Selye. Philadelphia; New York, 1974.

16. Мясищев В.Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 1996. № 1. С. 8-14.

17. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Т. 1. 6-е изд. Москва : Владос, 2020. 687 с.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 720 с.

19. Мандрикова Е.Ю. Увлеченность работой: обзор современных зарубежных исследований // Психология в вузе. 2012. № 6. С. 53-64.

20. Онучкин А.Н. Изучение вовлечения // The Human Resources Times. 2013. № 24. С. 29-35.

21. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. С. 34-47.

22. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. Москва : Политиздат, 1974. 328 с.

23. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / РАН, Ин-т психологии. Москва : Наука, 1999. 350 с.

24. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления : экспериментально-теоретическое исследование / отв. ред. А.В. Брушлинский. Москва : Наука, 1985. 221 с.

25. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. Москва : Мысль, 1991. 299 с.

26. Дружилов С.А. Эффективность деятельности и индивидуальный ресурс профессионального развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 4. С. 161-164. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5093 (дата обращения: 03.12.2021)

27. Климов А.Е. Пути в профессионализм. Москва : Флинта, 2003. 320 с.

28. Климов Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд) : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Москва : Флинта, 2003. 318 с.

29. Юдин С.С. Размышления хирурга. Москва : Медицина, 1968. 366 с.

30. Paice A.G., Aggarwal R., Darzi A. Safety in surgery: is selection the missing link? // World J. Surg. 2010. Vol. 150, N 5. P. 236-241. DOI: https://doi.org/10.1007/s00268-010-0619-9

31. Maggiori L., Brouquet A., Zeitoun J.D., Roupret M., Lefevre J.-H. The future of gastrointestinal surgery in France: national survey of 929 medical students and results of professional choices after the 2008 national ranking exam // J. Chir. (Paris). 2009. Vol. 146, N 2. P. 168-174. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jchir.2009.05.002

32. Potts J.R. Core training in surgery: what does it need to include? // Semin. Vasc. Surg. 2006. Vol. 19, N 4. P. 210-213. DOI: https://doi.org/10.1053/j.semvascsurg.2006.08.010

33. Ратнер Г.Л. Советы молодому хирургу. Москва : Медицина, 1991. 111 с.

34. Гуренкова Т.Н., Елисеева И.Н., Кузнецова Т.Ю. и др. Психология экстремальных ситуаций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. Москва : Смысл; Академия, 2009. 320 с.

35. Березанцев А.Ю. Соматопсихические и психосоматические расстройства: вопросы систематики и синдромологии (клинико-психологический аспект) // Медицинская психология в России. 2011. № 1 (6).

36. Кукушкин М.Л. Психогенные болевые синдромы // Боль. 2004. № 1 (2). С. 2-6.

37. Кулаков С.А. Основы психосоматики. Санкт-Петербург : Речь, 2003. 288 с.

38. Рагозинская В.Г., Соловьева С.Л., Николаев В.И. Нейрофизиологические корреляты эмоциональных состояний у пациентов с психосоматическими расстройствами // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени И.И. Мечникова. 2009. № 2 (31). С. 202-205.

39. Смулевич А.Б. Психопатология личности и коморбидные расстройства. Москва : МЕДпресс-информ, 2009. 206 с.

40. Murray L., Creswell C., Cooper P. The development of anxiety disorders in childhood: an integrative review // Psychol. Med. 2009. Vol. 39, N 9. P. 1413-1423.

41. Waller E., Scheidt C.E. Somatoform disorders as disorders of affect regulation: a developmental perspective // Int. Rev. Psychiatry. 2006. Vol. 18, N 1. P. 13-24.

42. Кассирский И.А. О врачевании. Проблемы и раздумья. Москва : Медицина, 1970. С. 44.

43. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11-17.

44. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. Москва : Кафедра-М, 1998. 272 с.

45. Quek T.T.C., Tam W.W.S., Tran B.X., Zhang M., Zhang Z., Ho C.S.H. et al. The global prevalence of anxiety among medical students: a meta-analysis // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019. Vol. 16, N 15. P. 2735.

46. Вагнер Е.А. Раздумья о врачебном долге. Пермь : Пермское книжное издательство, 1991. 248 с.

47. Левина В.Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом: учебное пособие. Ижевск : ИГМА, 2016. 60 с.

48. Глазырин Е.А., Таланова В.Ф., Насонов А.А. Профессиональная деформация личности врача-хирурга // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 2, № 1 (12). С. 23-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-deformatsiya-lichnosti-vracha-hirurga (дата обращения: 05.12.2021)

49. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Москва : Прогресс, 1987.

50. Хаккер В. Инженерная психология и психология труда: Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности : пер. с нем. / под ред. В.Ф. Венды, А.А. Крылова. Москва : Машиностроение, 1985. 376 с.

51. Филиогло Л.Д. Социология профессий и профессиональных групп. Тольятти : ТГУ, 2014. 120 с.

52. Указ Президента Российской Федерации "О стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года" от 06.06.2019 № 254 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2019.

53. Шабунин А.В., Логвинов Ю.И. Симуляционное обучение : руководство. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. 792 с.

54. Cuesta M.A., Berends F., Veenhof A.A. The "invisible cholecystectomy": a transumbilical laparoscopic operation without a scar // Surg. Endosc. 2008. Vol. 22, N 5. P. 1211-1213. DOI: https://doi.org/10.1007/s00464-007-9588-y Epub 2007 Oct 18. PMID: 17943370.

55. Tursini D., Marino N., Lisi G. Transumbilical laparoscopic-assisted appendectomy (TULAA): a safe and useful alternative for uncomplicated appendicitis // Eur. J. Pediatr. Surg. 2003. Vol. 12, N 6. P. 383-386.

56. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. Москва : Просвещение, 1964. 344 с.

57. Корецкая И.А. Гуманитарные аспекты Smart образования // Россия на пути к Smart обществу. Москва : IDO press, 2012.

58. Дружилов С.А., Олещенко А.М. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе "свойства личности - состояния - процессы" // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 34. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.07.2021)

59. Van Horn J.E., Taris T.W., Schaufeli W.B., Schreurs P.J.G. The structure of occupational well-being: a study among Dutch teachers // J. Occup. Organ. Psychol. 2010. Vol. 77, N 3. P. 365-375.

60. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов. 2-е изд. Москва : ПЕР СЭ, 2017. 511 с.

61. Alkov R.A., Borowsky M.S. A questionnaire study of psychological background factors in US Naval aircraft accidents // Aviat. Space Environ. Med. 1980. Vol. 51, N 3. P. 860-869.

62. Lazarus R.S. Cognitive and copying processes in emotion // Stress and Coping. New York : Columbia University Press, 1977. P. 144-157.

63. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики : учебное пособие для студентов психологических факультетов вузов. Москва : Академия, 2002. 272 с.

64. Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / пер. с нем. Г. Барышниковой. Москва : Э, 2018. 480 с.

65. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 320 с.

66. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Абраменкова В.В. Психология : словарь. Москва : Политиздат, 1990. 494 с.

67. Перлз Ф. [Понимание тревоги в гештальттерапии. Превращение тревожности в возбуждение] // Общая психология. Тексты / под ред. В.В. Петухова. Москва : Психология; Генезис, 2002. Т. 2, кн. 1. С. 548-560.

68. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Москва : Прогресс, 1979. 392 с.

69. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. Москва, 1960.

70. Spielberger C.D. Theory and research on anxiety // Anxiety and Behavior. New York : Academic Press, 1966.

71. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. Москва : ПЕР СЭ, 2002. 480 с.

72. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Москва; Санкт-Петербург : АСТ; Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.

73. Логвинов Ю.И., Горбунова Е.А., Карпова Е.В. Снижение психоэмоционального напряжения и использованием авторской методики ТОР (Техника оптимальной ресоциализации) // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 1. С. 33-35. [Электронный ресурс]. DOI: https://doi.org/10.46594/2687-0037_2020_1_33

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»