ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ РОБОТА-СИМУЛЯТОРА НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО

Резюме

Снижение показателя младенческой смертности является одной из важных задач службы охраны материнства и детства, поэтому особое значение имеет оказание квалифицированной медицинской помощи новорожденным, включая респираторную стабилизацию преждевременно рожденных детей. В статье представлен опыт использования высокореалистичного робота недоношенного ребенка в обучении врачей по программе повышения квалификации.

Ключевые слова:высокореалистичная симуляция; образование в неонатологии; современные образовательные технологии; недоношенный ребенок

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Киселева Л.Г., Буланов Р.Л. Организация занятия с применением робота-симулятора недоношенного новорожденного // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 1. С. 8-14. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-1-8-14

Актуальность

Ежегодно в мире происходит около 15 млн преждевременных родов. Примерно 11% новорожденных появляется на свет раньше срока (до 37 нед гестации) [1, 2]. Оказание высококачественной медицинской помощи недоношенному ребенку в родовом зале представляет комплекс безотлагательных мероприятий, требующий командной работы неонатальных специалистов [3]. Современное образование врачей основано на классической практико-ориентированной системе обучения с применением инновационных технологий в области имитации реальности, включая тренажеры с функциями моделирования различных клинических сценариев. К преимуществам симуляционного обучения относят приближенность к реальным условиям работы врача, разбор ошибок при многократном повторении практических навыков, развитие логического и клинического мышления, формирование навыка командной работы [4]. Кроме того, симуляция позволяет осваивать профессиональные навыки в максимально безопасной для пациентов среде, что ведет к популяризации этого метода обучения [5, 6].

Цель исследования - ​представить опыт применения высокореалистичной симуляции при обучении врачей педиатрической службы респираторной стабилизации преждевременно рожденных детей с малоинвазивным введением сурфактанта.

Материал и методы

На базе федерального аккредитационного центра ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России реализуется 36-часовая программа повышения квалификации "Реанимация и стабилизация новорожденных в родильном зале", которая включает модуль оказания помощи преждевременно рожденным детям с отработкой навыков введения сурфактанта. С 2021 г. на практическом занятии применяется комплекс "Кроха Павлик", состоящий из манекена недоношенного ребенка 27 нед гестации с инновационными функциональными возможностями (VI уровень реалистичности), компьютера оператора и монитора жизненных функций. В исследование включены 28 врачей педиатрической службы, оказывающих помощь детям в родильном зале (врачи - реаниматологи, неонатологи, педиатры). Для объективной оценки практических действий врачей в процессе командного тренинга использованы чек-листы.

Результаты

При организации учебного процесса созданы условия для формирования и закрепления навыков врачей по оказанию помощи недоношенному ребенку путем создания ситуаций, приближенных к реальности, с отработкой тактильного контакта при работе с симулятором.

Виртуальный тренажер имеет высокореалистичную анатомию живого ново­рожденного, что, по отзывам слушателей цикла, придает эмоциональный компонент тренингу (рис. 1). Робот-симулятор программируется в соответствии с клиническим сценарием (преждевременные роды в 27-28 нед с неполной антенатальной профилактикой респираторного дистресс-синдрома), что позволяет медицинским работникам погружаться в учебный процесс. Система управляется с помощью компьютера, который по беспроводной связи передает по Wi-Fi сигналы на робот-симулятор новорожденного и в автоматическом режиме выводит показатели на монитор жизненных параметров (рис. 2).

Рис. 1. Высокореалистичный робот-симулятор "Кроха Павлик"

Рис. 2. Комплекс: манекен недоношенного ребенка, компьютер оператора и монитор жизненных функций

Оператор управляет учебным процессом с использованием 3D-анимаций, что повышает объективность оценки действий слушателей. Высокореалистичные верхние дыхательные пути, изготовленные 3D-принтером на основании магнитно-резонансных снимков реальных пациентов, позволяют отрабатывать навыки эндотрахеальной интубации с введением сурфактанта инвазивным и малоинвазивным способом. Робот снабжен датчиками автоматического определения положения эндотрахеальной трубки при интубации, определения правильной позиции и глубины введения пупочного венозного катетера. Кожа манекена может становиться синюшной либо гиперемированной (в зависимости от заданных оператором параметров), имеется возможность определять пульсацию на пупочной артерии и конечностях, проводить аускультацию дыхательных, сердечных и кишечных шумов. Имеется возможность задавать патологические паттерны дыхания, такие как раздувание крыльев носа, парадоксальное дыхание, втяжение грудины, а также выполнять искусственную вентиляцию легких, изменяя в реальном режиме времени физиологические и патологические параметры дыхательной системы.

Практическое занятие позволяет реализовать 3 уровня симуляционного обучения: визуальный, тактильный и реактивный [4]. Визуальный уровень позволяет врачам понять последовательность действий выполнения манипуляций, тактильный - ​воспроизвести и отработать практические навыки на муляже, реактивный уровень подразумевает реакции робота-симулятора на типовые действия слушателя. Учебный модуль включает реальное медицинское оборудование, что делает обстановку максимально приближенной к родильному залу стационара. Помещение учебного практикума оборудовано системой видеонаблюдения для контроля и проведения дебрифинга.

Организация симуляционного тренинга включает 4 этапа.

1. Подготовка оснащения (оборудование, средства для аудио- и видеозаписи, презентация для теоретической части).

2. Подготовка методического материала с разработкой сценария клинического случая и чек-листов (табл. 1, 2).

3. Обсуждение сценария среди преподавателей.

4. Подготовка раздаточного материала для участников тренинга (преподаватель-инструктор-преподаватель-оператор, курсанты - ​роль лидера и ассистента).

Таблица 1. Чек-лист респираторной стабилизации недоношенного ребенка и малоинвазивного введения сурфактанта в родильном зале (роль лидера)

Таблица 2. Чек-лист стабилизации недоношенного ребенка и малоинвазивного введения сурфактанта в родильном зале (роль ассистента)

При проведении практического занятия соблюдаются 5 этапов симуляционного обучения. I этап - ​входной контроль для выявления наиболее проблемных моментов теоретических знаний курсантов, принцип "перевернутого класса" позволяет сосредоточить внимание на действиях обучаемых при проведении тренинга. II этап - ​брифинг, включающий информацию о ходе занятия и его компонентах: брифинг, тренинг, дебрифинг, постановка целей и учебных задач практического занятия, краткое обсуждение теоретических аспектов темы, разъяснение основных принципов работы и технических возможностей симуляционного оборудования, слушатели знакомятся с размещением расходных материалов. После брифинга преподаватель демонстрирует видеозапись с эталонным исполнением навыка с пояснениями, после чего курсантам предлагается самостоятельно выполнить задание. III этап (основной) - ​проведение тренинга, который включает знакомство с клинической ситуацией, хронометраж сценария, соблюдение преподавателем и оператором динамического характера симуляционного обучения. IV этап - ​дебрифинг, который представляет анализ, разбор опыта, приобретенного участниками в ходе выполнения практического навыка. Данный этап включает видеотрансляцию в режиме реального времени для включения всей группы в процесс обучения, просмотр видеозаписи действий участников тренинга с анализом действий и разбором ошибок, что позволяет идентифицировать сильные и слабые стороны врачей. Профессиональное программное обеспечение для системы видеонаблюдения в практикуме позволяет получить объективную оценку всех выполненных действий.

В период дебрифинга отмечены следующие основные ошибки лидеров команд - ​7 (25%) слушателей [95% доверительный интервал (ДИ) 0,13-0,43] несвоевременно принимали решение о титровании кислорода в газовой смеси при изменении показателя сатурации крови кислородом. Отмечено, что при извлечении ларингоскопа 5 (17,9%) врачей (95% ДИ 0,08-0,36) не фиксировали катетер к верхней челюсти, что увеличивало риск его смещения и неправильного введения сурфактанта.

8 (28,6%) слушателей (95% ДИ 0,15-0,47), выполняющих роль ассистента, наиболее часто допускали ошибки в отношении свое­временности постановки и измерения глубины введения желудочного зонда при респираторной стабилизации недоношенного ребенка. 11 (39,3%) врачей (95% ДИ 0,23-0,57) подавали лидеру ларингоскоп в нерабочем положении. Самостоятельно извлекали катетер из стерильной упаковки 10 (35,7%) ассистентов (95% ДИ 0,20-0,54). Выявленные типичные ошибки устранялись при закреплении практических навыков на этапе повторных тренингов.

V этап - ​обратная связь является важным показателем эффективности работы и служит для совершенствования и коррекции учебного занятия. Все участники отметили высокую эмоциональную насыщенность и реалистичность обстановки при прохождении модуля оказания помощи преждевременно родившемуся ребенку, что позволяет лучше усваивать теоретическую и практическую составляющие тренинга. Оптимальная величина интервалов между тренингами, необходимая для поддержания навыков и актуальных алгоритмов действий, в настоящее время не установлена, но 89,3% слушателей высказали пожелание пройти повторное обучение через 4-6 мес, 10,7% - ​через 1 год.

Обсуждение

Использование современных технологий обучения является основополагающей частью повышения профессиональных и личностных компетенций медицинских работников, позволяет повысить качество оказания медицинской помощи новорожденным. Командный тренинг является мощным обучающим фактором и дает максимально эффективные результаты в симуляционном обучении. Стрессовые ситуации, возникающие при решении имитирующих реальность клинических задач, улучшают закрепление знаний и формирование практических навыков. Эмоциональное состояние обучающегося может быть вызвано сильным возбуждением при достижении успеха или негативными эмоциями при неудаче, но в обоих случаях повышается мотивация продолжать тренинг, чтобы добиться успеха или его повторить.

Командное взаимодействие способствует развитию лидерских качеств участников, формированию клинического мышления при оценке динамично меняющейся клинической ситуации, а также присутствует живое общение, которое невозможно заменить никакими техническими средствами [7]. Эмоциональные компоненты робота-симулятора (стонущее парадоксальное дыхание) стимулируют висцеральный, поведенческий и рефлексивный уровни эмоциональной системы для реалистичного переживания игры. Внутренний (висцеральный) уровень отвечает за автоматические первичные качества человеческих эмоций, которые почти полностью находятся вне нашего контроля. Поведенческий уровень относится к контро­лируемым аспектам человеческой деятельности путем бессознательного анализа ситуации для разработки целенаправленных стратегий повышения эффективности (предупреждение ухудшения состояния и летального исхода недоношенного ребенка). Рефлексивный уровень отвечает за размышление, осознанное мышление и изучение новых концепций (ответственность за действия в игре и их последствия) [8].

Заключение

Применение высокореалистичной симуляции при обучении врачей респираторной стабилизации и заместительной терапии сурфактантом у недоношенных детей является перспективным направлением в эффективности образовательного процесса в обучении врачей по программе повышения квалификации. Различные клинические сценарии способствуют применению теоретических знаний при решении практических задач, закреплению навыков и умений, выработке адекватных коммуникативных навыков при работе в команде, развивают аналитическое мышление, а также формируют профессио­нальное поведение без последствий для здоровья ребенка.

Литература

1. Liu L., Oza S., Hogan D., Chu Y., Perin J., Zhu J. et al. Global, regional, and national causes of under-5 mortality in 2000-15: an updated systematic analysis with implications for the Sustainable Development Goals // Lancet. 2016. Vol. 388 (10063). Р. 3027-3035. DOI: https://www.doi.org/10.1016/S0140-6736(16)31593-8

2. Walani S.R. Global burden of preterm birth // Jnt. J. Gynecol. Obstet. 2020. Vol. 150. Р. 31-33. DOI: https://www.doi.org/10.1002/ijgo.13195

3. Versantvoort J., Kleinhout M., Ockhuijsen H., Bloemenkamp.,Vries W., Hoogen A. et al. Helping Babies Breathe and its effects on intrapartum-related stillbirths and neonatal mortality in low-resource settings: a systematic review // Arch Dis Child. 2020. Vol. 105. Р. 127-133. DOI: https://www.doi.org/10.1136/archdischild-2018-316319

4. Кузина Н.В., Кузина Л.Б., Сулимов К.Т. Симуляционное обучение при подготовке кадров высшей квалификации и в дополнительном профессиональном образовании: К вопросу о дефинициях и структуре процесса // Современное образование. 2018. № 2. С. 118-139. DOI: https://www.doi.org/10.25136/2409-8736.2018.2.26542

5. Ходус С.В., Олексик В.С., Барабаш И.В., Пустовит К.В. Влияние ситуационной тревожности обучающихся на оценку компетенций в симулированных условиях // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 3 (25). С. 36-37. DOI: https://www.doi.org/10.46594/2687-0037_2020_3_1245

6. Gavin N., Satin A. Simulation Training in Obstetrics // Clin. Obstet. Gynecol. 2017. Vol. 60, N 4. Р. 802-810. DOI: https://www.doi.org/10.1097/GRF.0000000000000322

7. Куликова Д.Н. Роль преподавателя в современном образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 69-72.

8. De Maria J., Вryson E., Mooney T. et al. Adding emotional stressors to training in simulated cardiopulmonary arrest enhances participant performance // Med Educ. 2010. Vol. 44. Р. 1006-1015. DOI: https://www.doi.org/10.1111/j.1365-2923.2010.03775.x

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»