Актуальность
Ежегодно в мире происходит около 15 млн преждевременных родов. Примерно 11% новорожденных появляется на свет раньше срока (до 37 нед гестации) [1, 2]. Оказание высококачественной медицинской помощи недоношенному ребенку в родовом зале представляет комплекс безотлагательных мероприятий, требующий командной работы неонатальных специалистов [3]. Современное образование врачей основано на классической практико-ориентированной системе обучения с применением инновационных технологий в области имитации реальности, включая тренажеры с функциями моделирования различных клинических сценариев. К преимуществам симуляционного обучения относят приближенность к реальным условиям работы врача, разбор ошибок при многократном повторении практических навыков, развитие логического и клинического мышления, формирование навыка командной работы [4]. Кроме того, симуляция позволяет осваивать профессиональные навыки в максимально безопасной для пациентов среде, что ведет к популяризации этого метода обучения [5, 6].
Цель исследования - представить опыт применения высокореалистичной симуляции при обучении врачей педиатрической службы респираторной стабилизации преждевременно рожденных детей с малоинвазивным введением сурфактанта.
Материал и методы
На базе федерального аккредитационного центра ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России реализуется 36-часовая программа повышения квалификации "Реанимация и стабилизация новорожденных в родильном зале", которая включает модуль оказания помощи преждевременно рожденным детям с отработкой навыков введения сурфактанта. С 2021 г. на практическом занятии применяется комплекс "Кроха Павлик", состоящий из манекена недоношенного ребенка 27 нед гестации с инновационными функциональными возможностями (VI уровень реалистичности), компьютера оператора и монитора жизненных функций. В исследование включены 28 врачей педиатрической службы, оказывающих помощь детям в родильном зале (врачи - реаниматологи, неонатологи, педиатры). Для объективной оценки практических действий врачей в процессе командного тренинга использованы чек-листы.
Результаты
При организации учебного процесса созданы условия для формирования и закрепления навыков врачей по оказанию помощи недоношенному ребенку путем создания ситуаций, приближенных к реальности, с отработкой тактильного контакта при работе с симулятором.
Виртуальный тренажер имеет высокореалистичную анатомию живого новорожденного, что, по отзывам слушателей цикла, придает эмоциональный компонент тренингу (рис. 1). Робот-симулятор программируется в соответствии с клиническим сценарием (преждевременные роды в 27-28 нед с неполной антенатальной профилактикой респираторного дистресс-синдрома), что позволяет медицинским работникам погружаться в учебный процесс. Система управляется с помощью компьютера, который по беспроводной связи передает по Wi-Fi сигналы на робот-симулятор новорожденного и в автоматическом режиме выводит показатели на монитор жизненных параметров (рис. 2).
&hide_Cookie=yes)
Рис. 1. Высокореалистичный робот-симулятор "Кроха Павлик"
&hide_Cookie=yes)
Рис. 2. Комплекс: манекен недоношенного ребенка, компьютер оператора и монитор жизненных функций
Оператор управляет учебным процессом с использованием 3D-анимаций, что повышает объективность оценки действий слушателей. Высокореалистичные верхние дыхательные пути, изготовленные 3D-принтером на основании магнитно-резонансных снимков реальных пациентов, позволяют отрабатывать навыки эндотрахеальной интубации с введением сурфактанта инвазивным и малоинвазивным способом. Робот снабжен датчиками автоматического определения положения эндотрахеальной трубки при интубации, определения правильной позиции и глубины введения пупочного венозного катетера. Кожа манекена может становиться синюшной либо гиперемированной (в зависимости от заданных оператором параметров), имеется возможность определять пульсацию на пупочной артерии и конечностях, проводить аускультацию дыхательных, сердечных и кишечных шумов. Имеется возможность задавать патологические паттерны дыхания, такие как раздувание крыльев носа, парадоксальное дыхание, втяжение грудины, а также выполнять искусственную вентиляцию легких, изменяя в реальном режиме времени физиологические и патологические параметры дыхательной системы.
Практическое занятие позволяет реализовать 3 уровня симуляционного обучения: визуальный, тактильный и реактивный [4]. Визуальный уровень позволяет врачам понять последовательность действий выполнения манипуляций, тактильный - воспроизвести и отработать практические навыки на муляже, реактивный уровень подразумевает реакции робота-симулятора на типовые действия слушателя. Учебный модуль включает реальное медицинское оборудование, что делает обстановку максимально приближенной к родильному залу стационара. Помещение учебного практикума оборудовано системой видеонаблюдения для контроля и проведения дебрифинга.
Организация симуляционного тренинга включает 4 этапа.
1. Подготовка оснащения (оборудование, средства для аудио- и видеозаписи, презентация для теоретической части).
2. Подготовка методического материала с разработкой сценария клинического случая и чек-листов (табл. 1, 2).
3. Обсуждение сценария среди преподавателей.
4. Подготовка раздаточного материала для участников тренинга (преподаватель-инструктор-преподаватель-оператор, курсанты - роль лидера и ассистента).
Таблица 1. Чек-лист респираторной стабилизации недоношенного ребенка и малоинвазивного введения сурфактанта в родильном зале (роль лидера)
&hide_Cookie=yes)
Таблица 2. Чек-лист стабилизации недоношенного ребенка и малоинвазивного введения сурфактанта в родильном зале (роль ассистента)
&hide_Cookie=yes)
При проведении практического занятия соблюдаются 5 этапов симуляционного обучения. I этап - входной контроль для выявления наиболее проблемных моментов теоретических знаний курсантов, принцип "перевернутого класса" позволяет сосредоточить внимание на действиях обучаемых при проведении тренинга. II этап - брифинг, включающий информацию о ходе занятия и его компонентах: брифинг, тренинг, дебрифинг, постановка целей и учебных задач практического занятия, краткое обсуждение теоретических аспектов темы, разъяснение основных принципов работы и технических возможностей симуляционного оборудования, слушатели знакомятся с размещением расходных материалов. После брифинга преподаватель демонстрирует видеозапись с эталонным исполнением навыка с пояснениями, после чего курсантам предлагается самостоятельно выполнить задание. III этап (основной) - проведение тренинга, который включает знакомство с клинической ситуацией, хронометраж сценария, соблюдение преподавателем и оператором динамического характера симуляционного обучения. IV этап - дебрифинг, который представляет анализ, разбор опыта, приобретенного участниками в ходе выполнения практического навыка. Данный этап включает видеотрансляцию в режиме реального времени для включения всей группы в процесс обучения, просмотр видеозаписи действий участников тренинга с анализом действий и разбором ошибок, что позволяет идентифицировать сильные и слабые стороны врачей. Профессиональное программное обеспечение для системы видеонаблюдения в практикуме позволяет получить объективную оценку всех выполненных действий.
В период дебрифинга отмечены следующие основные ошибки лидеров команд - 7 (25%) слушателей [95% доверительный интервал (ДИ) 0,13-0,43] несвоевременно принимали решение о титровании кислорода в газовой смеси при изменении показателя сатурации крови кислородом. Отмечено, что при извлечении ларингоскопа 5 (17,9%) врачей (95% ДИ 0,08-0,36) не фиксировали катетер к верхней челюсти, что увеличивало риск его смещения и неправильного введения сурфактанта.
8 (28,6%) слушателей (95% ДИ 0,15-0,47), выполняющих роль ассистента, наиболее часто допускали ошибки в отношении своевременности постановки и измерения глубины введения желудочного зонда при респираторной стабилизации недоношенного ребенка. 11 (39,3%) врачей (95% ДИ 0,23-0,57) подавали лидеру ларингоскоп в нерабочем положении. Самостоятельно извлекали катетер из стерильной упаковки 10 (35,7%) ассистентов (95% ДИ 0,20-0,54). Выявленные типичные ошибки устранялись при закреплении практических навыков на этапе повторных тренингов.
V этап - обратная связь является важным показателем эффективности работы и служит для совершенствования и коррекции учебного занятия. Все участники отметили высокую эмоциональную насыщенность и реалистичность обстановки при прохождении модуля оказания помощи преждевременно родившемуся ребенку, что позволяет лучше усваивать теоретическую и практическую составляющие тренинга. Оптимальная величина интервалов между тренингами, необходимая для поддержания навыков и актуальных алгоритмов действий, в настоящее время не установлена, но 89,3% слушателей высказали пожелание пройти повторное обучение через 4-6 мес, 10,7% - через 1 год.
Обсуждение
Использование современных технологий обучения является основополагающей частью повышения профессиональных и личностных компетенций медицинских работников, позволяет повысить качество оказания медицинской помощи новорожденным. Командный тренинг является мощным обучающим фактором и дает максимально эффективные результаты в симуляционном обучении. Стрессовые ситуации, возникающие при решении имитирующих реальность клинических задач, улучшают закрепление знаний и формирование практических навыков. Эмоциональное состояние обучающегося может быть вызвано сильным возбуждением при достижении успеха или негативными эмоциями при неудаче, но в обоих случаях повышается мотивация продолжать тренинг, чтобы добиться успеха или его повторить.
Командное взаимодействие способствует развитию лидерских качеств участников, формированию клинического мышления при оценке динамично меняющейся клинической ситуации, а также присутствует живое общение, которое невозможно заменить никакими техническими средствами [7]. Эмоциональные компоненты робота-симулятора (стонущее парадоксальное дыхание) стимулируют висцеральный, поведенческий и рефлексивный уровни эмоциональной системы для реалистичного переживания игры. Внутренний (висцеральный) уровень отвечает за автоматические первичные качества человеческих эмоций, которые почти полностью находятся вне нашего контроля. Поведенческий уровень относится к контролируемым аспектам человеческой деятельности путем бессознательного анализа ситуации для разработки целенаправленных стратегий повышения эффективности (предупреждение ухудшения состояния и летального исхода недоношенного ребенка). Рефлексивный уровень отвечает за размышление, осознанное мышление и изучение новых концепций (ответственность за действия в игре и их последствия) [8].
Заключение
Применение высокореалистичной симуляции при обучении врачей респираторной стабилизации и заместительной терапии сурфактантом у недоношенных детей является перспективным направлением в эффективности образовательного процесса в обучении врачей по программе повышения квалификации. Различные клинические сценарии способствуют применению теоретических знаний при решении практических задач, закреплению навыков и умений, выработке адекватных коммуникативных навыков при работе в команде, развивают аналитическое мышление, а также формируют профессиональное поведение без последствий для здоровья ребенка.
Литература
1. Liu L., Oza S., Hogan D., Chu Y., Perin J., Zhu J. et al. Global, regional, and national causes of under-5 mortality in 2000-15: an updated systematic analysis with implications for the Sustainable Development Goals // Lancet. 2016. Vol. 388 (10063). Р. 3027-3035. DOI: https://www.doi.org/10.1016/S0140-6736(16)31593-8
2. Walani S.R. Global burden of preterm birth // Jnt. J. Gynecol. Obstet. 2020. Vol. 150. Р. 31-33. DOI: https://www.doi.org/10.1002/ijgo.13195
3. Versantvoort J., Kleinhout M., Ockhuijsen H., Bloemenkamp.,Vries W., Hoogen A. et al. Helping Babies Breathe and its effects on intrapartum-related stillbirths and neonatal mortality in low-resource settings: a systematic review // Arch Dis Child. 2020. Vol. 105. Р. 127-133. DOI: https://www.doi.org/10.1136/archdischild-2018-316319
4. Кузина Н.В., Кузина Л.Б., Сулимов К.Т. Симуляционное обучение при подготовке кадров высшей квалификации и в дополнительном профессиональном образовании: К вопросу о дефинициях и структуре процесса // Современное образование. 2018. № 2. С. 118-139. DOI: https://www.doi.org/10.25136/2409-8736.2018.2.26542
5. Ходус С.В., Олексик В.С., Барабаш И.В., Пустовит К.В. Влияние ситуационной тревожности обучающихся на оценку компетенций в симулированных условиях // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 3 (25). С. 36-37. DOI: https://www.doi.org/10.46594/2687-0037_2020_3_1245
6. Gavin N., Satin A. Simulation Training in Obstetrics // Clin. Obstet. Gynecol. 2017. Vol. 60, N 4. Р. 802-810. DOI: https://www.doi.org/10.1097/GRF.0000000000000322
7. Куликова Д.Н. Роль преподавателя в современном образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 69-72.
8. De Maria J., Вryson E., Mooney T. et al. Adding emotional stressors to training in simulated cardiopulmonary arrest enhances participant performance // Med Educ. 2010. Vol. 44. Р. 1006-1015. DOI: https://www.doi.org/10.1111/j.1365-2923.2010.03775.x