Блог Рональда Хардена

Разработки в компетентностно-ориентированном медицинском образовании, удаленная работа менее эффективна и многое другое

Опубликовано 13.09.2021

Разработки в компетентностно-ориентированном медицинском образовании

Я давно утверждал, что переход к компетентностно-ориентированному медицинскому образованию (англ. competence-based medical education, CBME) стал самым значительным событием в медицинском образовании за последние два десятилетия. 12 статей в специальном выпуске журнала "Medical Teacher" за июль 2021 г., приглашенными редакторами которого являются Линда Снелл (Linda Snell) и Джейсон Фрэнк (Jason Frank), освещают основные события, связанные с реализацией компетентностного подхода в медицинском образовании, включая советы для обучающихся по программам CBME.

Планомерная оценка в медицинском образовании также входит в сегодняшнюю повестку дня. Одна из статей специального июльского выпуска журнала "Medical Teacher" содержит рекомендации по внедрению планомерной оценки в CBME.

Как отмечают во вступительном комментарии Фрэнк и его коллеги, в 2007 г. Хилл Джейсон (Hill Jason) утверждал: "Принимая время за константу, мы делаем результат переменной величиной". Фиксированные стандарты и время в качестве переменной представляют собой наиболее сложный и противоречивый аспект при реализации CBME. Как отмечено в статье Каретты-Вейер и соавт. (Caretta-Weyer et al.), многие образовательные учреждения и программы во всем мире сумели организовать обучение с прогрессом во времени, позволившее увеличить штат медицинских работников и удовлетворить беспрецедентные потребности общества в борьбе с COVID-19. При этом авторы утверждают, что для содействия ключевым процессам перехода к CBME контрольные органы должны работать над приведением процедур сертификации и лицензирования в соответствие с моделями, основанными на компетентностном подходе, и учитывать время обучения как переменное значение.

Удаленная работа менее эффективна

В период пандемии COVID-19 работа на дому стала новой нормой. Однако удаленная работа менее эффективна, что подтверждается исследованием, проведенным Калифорнийским университетом среди работников корпорации Microsoft, результаты которого опубликованы в журнале "Nature Human Behaviour". Результаты показали, что работа из дома приводит к ухудшению коммуникации между сотрудниками и снижению их креативности. Сотрудники чаще чувствовали себя обособленными и не хотели общаться с коллегами из других отделов.

Дистанционное обучение, как и удаленная работа, также менее эффективно. Несомненно, во время пандемии COVID-19 онлайн-обучение играло очень важную роль, и за это время были сделаны важные выводы о возможностях его эффективного применения. Однако существует опасность, что онлайн-обучение станет "новой нормой" в образовании, заменив очное преподавание. В статье, опубликованной в "Times Higher Education (THE)" 2 сентября 2021 г., Брайан Шмидт (Brian Schmidt), вице-ректор Австралийского национального университета, утверждал, что мы увидим, как в разгар этого краткосрочного кризиса университеты будут принимать очень плохие долгосрочные решения. В будущем чрезмерное увлечение онлайн-обучением может стать такой проблемой. Сэр Антон Мускателли (Anton MuscateLLi), вице-ректор Университета Глазго, утверждает, что пандемия заставила осознать, что "активное обучение, сосредоточенное на взаимодействии обучающихся с преподавателями и сверстниками, должно занять еще более важное место в образовании. Университет Глазго еще до пандемии начал развивать в кампусе пространства, предназначенные для вовлечения студентов и улучшения взаимодействия между ними". Последние 18 мес, утверждает Мускателли, показали, что активное обучение не может быть заменено дистанционным преподаванием. Шмидт согласен с этим и подчеркивает, что обучение по программам бакалавриата в Австралийском национальном университете будет по-прежнему проводиться в кампусе.

Работа с пациентами с COVID-19 приводит к выгоранию у ординаторов

Опрос 1420 обучающихся в США, Китае, Саудовской Аравии и Тайване показал, что те из них, кто ухаживали за большим количеством пациентов с COVID-19, чаще сообщали о признаках синдрома выгорания. Они также были обеспокоены негативным влиянием этих обстоятельств на возможности обучения и профессионального развития (Cravero, 2021).

https://pmj.bmj.com/content/early/2021/09/03/postgradmedj-2020-138789

Публикация спорных идей

Только что вышел первый номер издания "Journal of Controversial Ideas". Цель журнала - предоставить площадку для идей, которые становится все труднее высказывать публично. Редакция разрешает авторам использовать псевдонимы, если они того пожелают. Именно проблема анонимности вызвала наибольшие споры.

Предыдущие конференции Ассоциации медицинского образования в Европе (Association for Medical Education in Europe, AMEE) включали сессию, на которой участники имели возможность представить свою точку зрения на вопросы, которые могут показаться спорными. Мы надеемся снова предусмотреть эту возможность на конференции AMEE-2022 в Лионе.

Проблемы, связанные с оценкой

Первые отзывы участников свидетельствуют о том, что виртуальная конференция AMEE-2021 прошла успешно. Насыщенная программа была высоко оценена, и платформа, на которой проводилась конференция, была признана менее сложной с технической точки зрения по сравнению с программой "Аватар", использованной на AMEE-2020. Некоторые участники сочли 15-часовые дневные сессии сложными, однако на этот случай существуют записи различных элементов программы, которые можно прослушать в удобное время. Во вступительном слове я осветил некоторые из многочисленных тем и вопросов, которые рассматривались на конференции. В их число входят: расизм в медицинском образовании; потенциал межпрофессионального образования; кинестетическое обучение; обучающиеся, проходящие последипломную клиническую подготовку - рабочая сила или учащиеся?; стимулирование мотивации; разбор системы саморегулируемого обучения; микрообучение; повышение эффективности игрового обучения; зачем нужны продленные интегрированные стажировки; оценка нетехнических навыков, ценность быстрого наставничества; необходимость ориентации на процесс; нечестны ли современные врачи?; содействие формированию профессиональной идентичности, эффективность изменений, связанных с COVID-19; понимание командного обучения; как оживить доверенную профессиональную деятельность (Entrustable Professional Activities, EPA); определение стипендии; преодоление трудностей в международных стажировках; изучение неопределенности; последовательное тестирование, влияние на проходной балл; гибридные программы обучения; воспитание выносливости у обучающихся; могут ли исследования улучшить медицинское образование?; образование для стабильного здравоохранения; почему системы аккредитации имеют значение; внесение организационных изменений; недостаточная представленность хирургии в учебном плане; "мутные воды" непрерывного медицинского образования; оценка метода "перевернутый класс"; социальная ответственность на практике; использование ASPIRE Excellence Framework; использование электронных портфолио; зачем нужно преобразование учебного плана; выявление неудач; барьеры, с которыми сталкиваются женщины-хирурги; оценка прогресса в атлетической тренировке; развитие рефлексивной практики; научные разработки в непрерывном медицинском образовании; виртуальная реальность - мощный инструмент; экзамены с открытой книгой - хорошая альтернатива; эмпатия, эмпатия и еще раз эмпатия; использование аудиовизуальных средств улучшает результаты теста оценки ситуаций; работа резидентов глазами медсестер, микролекции в стиле TED Talks.

Пленарное заседание, проведенное Диланом Уильямом (Dylan William), ведущим международным экспертом в области оценки, вызвало большой резонанс благодаря его неординарным взглядам на проблемы в этой сфере. Представленный им анализ проблем и действий, которые необходимо предпринять, получил высокое признание. Запись заседания опубликована и представляет собой ценный ресурс, который следует посетить всем, кто интересуется вопросами медицинского образования.

Вовлеченность студентов, Эдвард де Боно, гнев преподавателей и многое другое

Опубликовано 15.09.2021

Повышение вовлеченности студентов

Меня впечатляет большое количество писем, поступающих от студентов в журнал "Medical Teacher", в которых выражены мнения об опубликованных в журнале статях и приводятся примеры из собственного опыта. К сожалению, мы можем опубликовать только некоторые из них. Темы последних статей в журнале "Medical Teacher", которые в наибольшей степени обсуждались студентами,- "Сообщения об ошибках в практике" (Chen et al., 2021), "Пациент в качестве экзаменатора в ОСКЭ" (Moulton et al., 2021) и "Подготовка студентов к врачебному обходу" (Bell et al., 2021).

Эдвард де Боно

Эдвард де Боно (Edward De Bono) скончался в возрасте 89 лет 9 июля 2021 г. Он получил наибольшую известность благодаря своим книгам о решении проблем и творческом мышлении, в том числе книге "Шесть шляп мышления". Именно медицина дала начало его творческому пути мыслителя. Я помню его выступление с пленарным докладом на конференции AMEE в Эдинбурге в 2004 г. Он сидел на стуле на авансцене и просто очаровал аудиторию, рассказывая и рисуя на пленочном экране проектора иллюстрации к своей презентации. У нас в офисе AMEE до сих пор хранится рулон пленки с его рисунками.

Преподаватели негодуют из-за того, что конспекты лекций распространяются в Интернете

В публикации в "Times Higher Education" от 30 сентября 2021 г. сообщается о возмущении преподавателей, обнаруживших конспекты своих лекций на файлообменном сайте StuDoc. Сайт StuDoc может похвастать 15 млн пользователей и более чем 4 млн материалов. Преподаватели возмущены тем, что студенты делятся не только собственными заметками, но и подготовленными преподавателями материалами: раздаточными пособиями, слайдами лекций и тестовыми вопросами. Будет интересно наблюдать за решением возникших проблем, учитывая противоречия между необходимостью широкого обмена ресурсами и защитой собственных материалов преподавателей.

Усталость от Zoom

Выпускаемый компанией British Airways журнал "Business Life" в номере за сентябрь-октябрь 2021 г. отмечает переход к онлайн-формату проведения совещаний за последние 18 мес. Многие компании для этой цели используют платформу Zoom. В 2020 г. цена акций компании Zoom выросла в 10 раз по сравнению с 2019 г. Однако видеоконференции в Zoom довольно быстро вызывают усталость, об этом говорит даже генеральный директор компании Zoom.

Работа из дома стала новой парадигмой, принятой некоторыми компаниями в качестве новой нормы. Однако не все с этим согласны. Генеральный директор компании Goldman Sachs Дэвид Соломон (David Solomon) назвал удаленную работу "отклонением", которое необходимо исправить "как можно скорее". Вероятно, в будущем мы увидим гибридные режимы работы с 2-3 днями работы в офисе в неделю.

Презентации по медицинскому образованию, свидетельства вовлеченности студентов, развитие преподавателей и объективного структурированного клинического экзамена в России Опубликовано 12.11.2021

Презентации по медицинскому образованию

19-я Азиатско-Тихоокеанская конференция по медицинскому образованию (Asia Pacific Medical Education Conference, APMEC) вновь будет проходить в виртуальном формате. Я всегда с нетерпением жду участия в APMEC и был рад выступать с пленарным докладом на всех 18 предыдущих конференциях. Я сожалею, что не вел более подробные записи своих выступлений, в которых на протяжении многих лет освещалась смена некоторых приоритетных направлений и тенденций в медицинском образовании.

Раджа Бандаранаяке (Raja Bandaranayake) внес важный вклад в медицинское образование. В своей недавно опубликованной книге "Презентации в медицинском образовании" Раджа приглашает нас в незабываемое путешествие по своим докладам, которые он делал на конференциях в течение 43 лет. За последние годы было издано немало книг по медицинскому образованию, но эта книга уникальна по целому ряду параметров. В ней представлена историческая перспектива и в то же время затрагиваются темы, представляющие интерес сегодня.

В одной из глав есть увлекательный рассказ об эволюции проблемно-ориентированного обучения (ПОО) начиная с 1883 г. и даже раньше. Раджа с удивительной проницательностью рассматривает вопросы оценки и внедрения проблемно-ориентированного обучения. Некоторые школы, ранее использовавшие ПОО, в настоящее время отошли от этого подхода. Книгу стоит приобрести, даже если вы прочитаете только эту главу.

В частности, в ней рассказывается о том, как в 1920 г. Селестен Френе (Celestein Freinet), французский школьный учитель из глубинки, вернулся после Первой мировой войны. Из-за полученных ранений он не мог говорить с учениками дольше нескольких минут - ему не хватало дыхания. В результате он отказался от традиционного подхода и нашел новый метод, чтобы привлечь внимание детей, лучше приспособленный к его ограниченным физическим силам. Метод предполагал поощрение учеников за:

1) контроль собственного обучения;

2) креативность;

3) эффективное общение;

4) готовность к сотрудничеству;

5) адаптацию к повседневной жизни;

6) оценку собственного прогресса.

Все эти элементы являются составляющими ПОО.

Враждебность коллег заставила его уйти из системы государственных школ в 1935 г. и открыть независимую школу.

Cambridge Scholars Publishing, Cambridge, UK.

Свидетельства вовлеченности студентов

В предыдущих публикациях я подчеркивал важность привлечения студентов к разработке и реализации образовательной программы. И много поступающих в журнал "Medical Teacher" писем от студентов с комментариями и критикой опубликованных статей свидетельствует о том, что тема вызвала живой интерес. В журнале "Medical Education Online" (2021; 26 (1):1912879) было опубликовано проведенное Анварджоном Мухаммадаминовым (Anvarjon Mukhammadaminov) количественное исследование писем студентов редакторам 15 журналов по медицинскому образованию. За 2 года было опубликовано 299 писем от студентов. 125 из них были опубликованы в журнале "Medical Teacher". Была установлена принадлежность приславших письма студентов к высшим школам: 60,5% писем поступило от студентов 5 школ. Имперский колледж Лондона вошел в тройку лучших учебных заведений, студенты которых прислали наибольшее количество из опубликованных писем.

Имперский колледж Лондона, несомненно, делает нечто особое для вовлечения студентов. Этот вуз один из немногих в мире получил награду ASPIRE за выдающиеся достижения в области повышения вовлеченности обучающихся в образовательный процесс. Имперский колледж также занимает первое место в недавно опубликованном рейтинге Times Good University Guide 2022. Только этот университет повысил свой рейтинг в отношении удовлетворенности студентов за период пандемии COVID-19. Рейтинги других вузов упали, некоторые более чем на 100 пунктов.

Повышение квалификации преподавателей - самая важная задача

Ивонн Стайнерт (Yvonne Steinert) и Диана Долманс (Diana Dolmans) отредактировали специальный выпуск журнала "Medical Teacher" за август 2021 г., посвященный повышению квалификации преподавателей. Последнее признано важнейшим фактором для медицинского образования. Выпуск освещает некоторые достижения в этой области и включает раздел, в котором рассказывается о ряде инноваций в области подготовки преподавателей. Опубликованные исследования и инновационные отчеты подчеркивают необходимость гибкости, креативности и проактивности в адаптации к изменениям в практике подготовки преподавателей: "Преподаватели и разработчики программ подготовки преподавателей должны адаптироваться к новым, неопределенным или сложным ситуациям для сохранения компетентности в рутинных обстоятельствах".

Объективный структурированный клинический экзамен в России

Залим Балкизов прислал мне книгу об ОСКЭ, изданную на русском языке. Это перевод книги "The Definitive Guide to the OSCE" ("Полное руководство по ОСКЭ") авторов Хардена (Harden), Лилли (Lilley) и Патрисио (Patricio) (2015). Залим рассказал мне, что ОСКЭ в настоящее время широко распространен в медицинских вузах по всей России и является обязательным методом оценки клинической компетентности студентов. В настоящее время ОСКЭ является частью лицензионного экзамена во всех 95 медицинских вузах России.

Рональд Харден

https://www.mededworld.org/hardens-blog.aspx

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»