ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ВРАЧ-РЕНТГЕНОЛОГ": ОБСУЖДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ

Резюме

Цель работы - определение места профессионального стандарта "Врач-рентгенолог" в разрешительной системе здравоохранения, а именно в части допуска врачей-биофизиков и врачей-кибернетиков к осуществлению медицинской деятельности по специальности "Рентгенология". Отмечено наличие противоречий в требованиях к образованию и обучению профессионального стандарта "Врач-рентгенолог" и в квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам по специальности "Рентгенология". Показано, что профессиональный стандарт должен выступать в качестве определяющего нормативного правового акта в плане допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и с которым должны корреспондировать квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам в части требований к профессиональному образованию. Даны предложения по актуализации профессионального стандарта "Врач-рентгенолог", квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с целью защиты интересов обучающихся по программам специалитета по специальностям "Медицинская биофизика" и "Медицинская кибернетика", а также интересов профессионального сообщества.

Ключевые слова:профессиональный стандарт, врач-рентгенолог, рентгенология, ординатура, медицинская биофизика, медицинская кибернетика

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бодров А.В. Профессиональный стандарт "Врач-рентгенолог": обсуждение требований к образованию и обучению // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12. № 4. С. 151-158. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-11-151-158

Вопросы совершенствования кадровой политики в области лучевой диагностики, а также проблемы внедрения профессиональных стандартов для врачебных специальностей в России находили отражение в ряде работ [1-3]. Так, в статье [3] с определенной долей допущения отмечалось, что работодатель имеет законное право отказать в трудоустройстве специалисту, окончившему немедицинский вуз по специальности "Медицинская биофизика", с сертификатом специалиста по рентгенологии в случае применения медицинской организацией соответствующего профессионального стандарта. В приведенной части необходимо отметить, что поднятую проблематику нельзя ограничивать только специалитетом по специальности "Медицинская биофизика", так как в аналогичном положении находится и специальность "Медицинская кибернетика", а также ограничивать немедицинскими вузами, так как в аналогичном положении находятся и образовательные организации, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации.

Таким образом, целью исследования является определение места профессионального стандарта "Врач-рентгенолог" в разрешительной системе здравоохранения, а именно в части допуска врачей-биофизиков и врачей-кибернетиков к осуществлению медицинской деятельности по специальности "Рентгенология".

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проанализированы положения нормативных правовых актов, составляющих разрешительную систему здравоохранения в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности по специальности "Рентгенология". Предмет исследования - требования к высшему медицинскому образованию.

Методы исследования: сравнительно-правовой, нормативно-логический.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

До недавнего времени раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) служил единственным документом, который применялся в качестве нормативного документа, а также служил основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций [4]. В том числе ЕКС содержал требования к квалификации, так как для занятия должности врача-рентгенолога необходимы:

- высшее образование по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика", "Стоматология";

- послевузовское профессиональное образование (интернатура и/или ординатура) по специальности "Рентгенология".

Вторым образовательным маршрутом освоения специальности "Рентгенология", согласно ЕКС, является профессиональная переподготовка по данной специальности при наличии одной из специальностей: "Авиационная и космическая медицина", "Акушерство и гинекология", "Анестезиология-реаниматология", "Водолазная медицина", "Дерматовенерология", "Детская хирургия", "Детская онкология", "Детская урология-андрология", "Детская эндокринология", "Гастроэнтерология", "Гематология", "Гериатрия", "Инфекционные болезни", "Кардиология", "Колопроктология", "Нефрология", "Неврология", "Неонатология", "Нейрохирургия", "Общая врачебная практика", "Онкология", "Оториноларингология", "Офтальмология", "Педиатрия", "Пластическая хирургия", "Профпатология", "Пульмонология", "Ревматология", "Рентгеноэндоваскулярные диагностика и лечение", "Сердечно-сосудистая хирургия", "Скорая медицинская помощь", "Торакальная хирургия", "Терапия", "Травматология и ортопедия", "Урология", "Фтизиатрия", "Хирургия", "Челюстно-лицевая хирургия", "Эндокринология".

Необходимо отметить, что требования к квалификации в сфере здравоохранения предъявляются также квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (далее - квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам) [5]. Для специальности "Рентгенология" они аналогичны ЕКС, за исключением одного обстоятельства, связанного с тем, что приказом Минздрава России от 15 июня 2017 г. № 328н в специальность "Рентгенология" были внесены изменения, а именно из раздела "Уровень профессионального образования" был исключен специалитет по специальности "Стоматология" [6]. Поэтому имеет место расхождение в требованиях к квалификации в ЕКС и в квалификационных требованиях к медицинским и фармацевтическим работникам. Таким образом, до 15 июля 2017 г. врачи-стоматологи формально еще могли получить специальность по рентгенологии.

16 апреля 2019 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) был опубликован профессиональный стандарт "Врач-рентгенолог" [7].

Согласно статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Кроме того, статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации предписано, что, если Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Таким образом, можно заключить, что профессиональный стандарт пришел на смену ЕКС. Также стоит отметить, что в работе [8] отмечались роль профессионального стандарта в качестве определяющего нормативного правового акта в плане допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности по той или иной специальности и то, что квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам актуализируются для приведения в соответствие с действующими профессиональными стандартами в сфере здравоохранения.

Необходимо также отметить, что в соответствии с Правилами проведения рентгенологических исследований на должность врача-рентгенолога рентгеновского кабинета назначается медицинский работник, соответствующий квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам по специальности "Рентгенология", а также требованиям профессионального стандарта "Врач-рентгенолог" [9]. Таким образом, нужно полагать, что данные нормативные правовые акты должны корреспондировать между собой.

Согласно требованиям к образованию и обучению профессионального стандарта "Врач-рентгенолог", для занятия должности врача-рентгенолога необходимо:

- высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия" и подготовка в интернатуре и/или ординатуре по специальности "Рентгенология".

Второй образовательной схемой получения врачом специальности по рентгенологии в соответствии с профессиональным стандартом является также профессиональная переподготовка по специальности "Рентгенология".

Обращает на себя внимание, что по сравнению с ЕКС и квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам из профессионального стандарта изъяты:

- специалитет по специальностям "Медицинская биофизика" и "Медицинская кибернетика";

- специальности интернатуры/ординатуры для профессиональной переподготовки по специальности "Рентгенология": "Авиационная и космическая медицина", "Водолазная медицина", "Дерматовенерология", "Детская урология-андрология", "Гериатрия", "Неонатология", "Пластическая хирургия", "Профпатология", "Челюстно-лицевая хирургия".

В свою очередь, в профессиональный стандарт введены специальности интернатуры/ординатуры для профессиональной переподготовки по специальности "Рентгенология", а именно "Радиология" и "Ультразвуковая диагностика".

Необходимо отметить, что в разделе "Дополнительные характеристики" (ОКСО) профессионального стандарта содержится техническая неточность - ошибочно указан специалитет по специальности "Медицинская биохимия". По всей видимости, вместо него должен быть указан специалитет по специальности "Медицинская кибернетика". Однако здесь стоит признать, что указание из ОКСО на специальности "Медицинская кибернетика" и "Медицинская биофизика" является двусмысленным, так как в разделе "Требования к образованию и обучению" данных специальностей в специалитете нет.

По всей видимости, приведенные изменения в перечне специальностей, отраженных в профессиональном стандарте "Врач-рентгенолог", являются в том числе следствием позиции авторов статьи "Профессиональный стандарт и нерешенные вопросы профессионального образования врача-рентгенолога" [2], которые входили в состав разработчиков профессионального стандарта. Также нужно отметить, что при разработке профессиональных стандартов в сфере здравоохранения они проходят общественное и профессиональное обсуждение, в том числе с участием Национальной медицинской палаты и Минздрава России.

Нельзя не отметить и тот факт, что проектом профессионального стандарта "Врач-рентгенолог", размещенном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, на этапе общественного обсуждения учитывался специалитет по специальностям "Медицинская биофизика" и "Медицинская кибернетика", но не была учтена специальность "Стоматология", а перечень специальностей интернатуры/ординатуры для профессиональной переподготовки по специальности "Рентгенология" был аналогичен квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам и ЕКС [10].

Приведенные требования к образованию и обучению в профессиональном стандарте "Врач-рентгенолог" вступают в противоречие с квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, а именно в части отсутствия специалитета по специальностям "Медицинская биофизика" и "Медицинская кибернетика", которое может отразиться в нормативно-правовой коллизии для будущего врача-рентгенолога, имеющего диплом специалиста по специальности "Медицинская биофизика" или "Медицинская кибернетика", например при трудоустройстве в медицинскую организацию.

В этой связи нужно отметить несколько аспектов, связанных с возможностью поступления врачей-биофизиков и врачей-кибернетиков в ординатуру по специальности "Рентгенология". Пунктом 4 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры установлено, что к освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское и/или высшее фармацевтическое образование [11]. При приеме на обучение учитываются квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам. Таким образом, в приведенной части профессиональный стандарт никак не влияет на возможность поступления в ординатуру. Исходя из приведенных условий следует, что врачи-биофизики и врачи-кибернетики имеют право поступать в ординатуру по специальности "Рентгенология", так как квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам предусматривают данную образовательную траекторию. В приведенной части следует признать, что текущая редакция требований к образованию и обучению профессионального стандарта "Врач-рентгенолог" требует актуализации, целью которой является синхронизация профессионального стандарта с квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам. Вопрос актуализации профессионального стандарта "Врач-рентгенолог", можно сказать, стоит достаточно остро, так как с момента вступления в силу профессионального стандарта "Врач-рентгенолог" и до текущего времени уже прошла приемная кампания в ординатуру, в том числе по специальности "Рентгенология", с врачами-биофизиками и врачами-кибернетиками в качестве абитуриентов. Таким образом, по завершении ординатуры данная категория врачей должна иметь беспрепятственную возможность трудоустройства по специальности.

В свою очередь, в предыдущей статье [12] была описана обратная ситуация, когда профессиональный стандарт имел более широкий спектр базового медицинского образования по сравнению с квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях реализации требований к образованию и обучению, изложенных в профессиональном стандарте "Врач-рентгенолог", а также позиции профессионального сообщества - разработчиков профессионального стандарта стоит рассчитывать на синхронное внесение изменений в квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам по мере издания соответствующих профессиональных стандартов и/или целесообразно предложение по внесению дополнения в пункт 4 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, предусмотрев, что при приеме на обучение учитывается, помимо квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, и соответствующий профессиональный стандарт (причем при наличии противоречий приоритет имеет последний).

В свою очередь, в целях недопущения возникновения проблем для текущих и будущих врачей-рентгенологов раздел "Требования к образованию и обучению" в профессиональном стандарте "Врач-рентгенолог" следует расширить, охватив врачей, получивших специальность по рентгенологии на базе специалитета по специальностям "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика" и "Стоматология", так как это предусмотрено или было предусмотрено (для стоматологов) квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам.

Для будущих врачей, осваивающих программы специалитета по специальностям "Медицинская биофизика" или "Медицинская кибернетика", а также врачей, освоивших их ранее, предлагается к требованию о подготовке в интернатуре и/или ординатуре по специальности "Рентгенология" привести примечание, что приведенная образовательная траектория действительна для завершивших обучение по программе интернатуры/ординатуры до 2029 г. включительно.

Отсрочка по исключению специалитета по специальностям "Медицинская биофизика" и "Медицинская кибернетика" из специальности "Рентгенология" связана с тем, что в текущем 2021 г. был осуществлен прием на указанные программы специалитета, и абитуриенты потенциально могли рассчитывать в будущем на образовательную траекторию в ординатуре по специальности "Рентгенология". Приведенный ранее 2029 г. в качестве завершающего по допуску врачей-биофизиков и врачей-кибернетиков по окончании ординатуры по специальности "Рентгенология" сформирован, исходя из срока освоения программы специалитета (6 лет) и программы ординатуры (2 года) от приема в 2021 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тюрин И.Е. Лучевая диагностика в Российской Федерации в 2016 г. // Вестник рентгенологии и радиологии. 2017. Т. 98. № 4. С. 219-226. DOI: https://doi.org/10.20862/0042-4676-2017-98-4-219-226

2. Низовцова Л.А., Тюрин И.Е., Синицын В.Е., Морозов С.П. Профессиональный стандарт и нерешенные вопросы профессионального образования врача-рентгенолога // Вестник рентгенологии и радиологии. 2016. № 5. С. 314-318. DOI: https://doi.org/10.20862/0042-4676-2016-97-5-314-318

3. Шахабов И.В., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Проблемы внедрения профессиональных стандартов для врачебных специальностей в российской федерации (на примере профессионального стандарта "Врача-рентгенолога") // Медицинское право: теория и практика. 2020. № 1 (11). С. 129-135.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" // СПС "Гарант".

5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2015 № 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" // СПС "Гарант".

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.2017 № 328н "О внесении изменений в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н" // СПС "Гарант".

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2019 № 160н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-рентгенолог" // СПС "Гарант".

8. Бодров А.В. Профессиональные стандарты в контексте развития высшего сестринского образования // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021. № 1-2. С. 69-75. DOI: https://doi.org/10.26347/1607-2502202101-02069-075

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2020 № 560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований" // СПС "Гарант".

10. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=75760

11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.05.2017 № 212н "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры" // СПС "Гарант".

12. Бодров А.В. Провизор - врач клинической лабораторной диагностики: новые возможности // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 3. С. 98-105. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2018-13005

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»