Дисциплина "Практикум по поликлинической терапии" была включена в учебный план с 2016 г. для обучающихся VI курса по специальности "Лечебное дело" в Оренбургском государственном медицинском университете с целью формирования компетенций, необходимых для организации и оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи населению в условиях поликлиники [1-4]. Данная дисциплина проводится дважды в год (в XI и XII семестрах). Студенты работают в амбулаторно-поликлинических учреждениях г. Оренбурга в качестве помощников участковых терапевтов под контролем заведующих терапевтическими отделениями поликлиник, непосредственным руководством участковых врачей-терапевтов и проверкой преподавателями кафедры поликлинической терапии.
График работы студента в поликлинике согласовывается с графиком работы участкового врача-терапевта, к которому закреплен обучающийся [5]. Совместно с доктором студент ведет прием в поликлинике (4 ч) и обслуживает вызовы больных на дому (2 ч), а также выполняет санитарно-просветительную работу.
За период прохождения дисциплины обучающимся необходимо освоить основные принципы оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи, научиться осуществлять диагностику заболеваний, предупреждать их развитие путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, проводить медицинские осмотры, диспансеризацию, диспансерное наблюдение, участвовать в экспертизе временной нетрудоспособности и в том числе оформлять медицинскую документацию в амбулаторном звене [2-6]. Студенты ежедневно заполняют дневник, отражающий выполненные виды работ.
В сложившейся в настоящее время эпидемиологической обстановке, связанной с появлением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), возросла напряженность труда участковых терапевтов. Вместе с этим изменилась интенсивность выполнения работ нашими учащимися при прохождении практикума.
Цель - обосновать важность прохождения учащимися дисциплины "Практикум по поликлинической терапии" для освоения навыков оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи населению в амбулаторных условиях.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
С целью выявления различных аспектов прохождения студентами дисциплины "Практикум по поликлинической терапии" в 2020/2021 учебном году (осенний семестр) нами была разработана анкета и проведен опрос (через печатную форму анкеты) обучающихся (с их добровольного согласия). Анкета (см. приложение) включала вопросы, касающиеся формы обучения, контроля и помощи со стороны участковых терапевтов и преподавателей кафедры, возможности самостоятельного принятия решений. На каждый вопрос предложено 4 варианта ответа: 1-й ответ - да/ежедневно; 2-й - скорее да/часто; 3-й - скорее нет/в единичных случаях; 4-й - нет/никогда. В анкетировании приняли участие 303 студента VI курса лечебного факультета. Статистическая обработка полученных данных была проведена с помощью программы Microsoft Excel.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ данных показал следующие результаты.
На вопрос: "Ваш практикум проходил только в очном формате?" 294 (97%) респондента ответили, что проходили практикум в очной форме и лишь 9 (3%) опрошенных проходили практикум дистанционно ввиду болезни (острая респираторная инфекция).
В предыдущие годы студенты работали с пациентами под постоянным контролем участковых терапевтов. Во время практикума обучающиеся осваивают методы сбора жалоб и анамнеза больного, проводят его физикальный осмотр. Почти 211 (70%) студентов однозначно имели возможность самостоятельно объективно обследовать пациентов. 64 (21,2%) респондента часто лично осуществляли физикальное обследование больных, 18 (5,9%) анкетированных - лишь в единичных случаях (рис. 1).
&hide_Cookie=yes)
Рис. 1. Как часто вам приходилось на практикуме самостоятельно объективно обследовать пациентов?
Среди 165 (54,5%) обучающихся первичный опрос и осмотр больных проводили с осуществлением ежедневного контроля участковым терапевтом, 81 (26,7%) анкетированный отметили частый контроль со стороны доктора, остальные респонденты указали отсутствие проверки участкового врача или в единичных случаях (рис. 2).
&hide_Cookie=yes)
Рис. 2. За время практикума как часто участковый терапевт контролировал ваш контакт (опрос и осмотр) с пациентами?
На вопрос анкеты: "При прохождении практикума участковый терапевт помогал вам правильно выставить диагноз больному?" 186 (61,4%) опрошенных однозначно ответили "Да" и 66 (21,8%) респондентов отметили частый контроль участкового терапевта (рис. 3).
&hide_Cookie=yes)
Рис. 3. Как часто при прохождении практикума участковый терапевт помогал вам правильно выставить диагноз больному?
В ходе работы обучающихся контролируют преподаватели кафедры, которые помогают им правильно оценить состояние здоровья пациентов, а также верно диагностировать выявленную патологию. Почти 121 (40%) студент отметил ежедневный контроль преподавателей в сложной работе с больными, еще 75 (24,7%) анкетированных указали частый контроль, 59 (19,5%) респондентов упомянули проверку преподавателями в единичных случаях.
Назначение определенной терапии больным ежедневно проговаривалось с врачами у 206 (67,9%) молодых специалистов, часто - 51 (16,8%), в единичных случаях - 27 (8,9%) респондентов (рис. 4).
&hide_Cookie=yes)
Рис. 4. Как часто вы обсуждали с участковым терапевтом назначение лечения пациентам?
Сотрудники кафедры поликлинической терапии разбирали с учащимися план лечения больных с учетом индивидуального подхода. Так, 138 (45,5%) анкетированных нуждались в ежедневных консультациях преподавателя, 77 (25,4%) студентов часто дискутировали по вопросам лечения пациентов и 43 (14,2%) в единичных случаях прибегали к помощи профессорско-преподавательского состава кафедры.
За время осеннего практикума 268 (88,4%) студентов проводили осмотры больных на дому и осуществляли вызовы как самостоятельно, так и совместно с участковыми терапевтами (рис. 5).
&hide_Cookie=yes)
Рис. 5. Как часто за время практикума вы ходили на вызовы?
Данный вид работы ежедневно осуществляли 227 (74,9%) обучающихся, часто - 26 (8,5%), в единичных случаях - 15 (5%) респондентов. В целях профилактики контактного и воздушного путей передачи инфекции COVID-19 студентам предоставляли средства индивидуальной защиты (СИЗ) [7]. Практически все (94,4%) анкетированные использовали СИЗ: 238 (78,6%) - ежедневно; 37 (12,2%) - часто; 11 (3,6%) - в единичных случаях; 17 (5,6%) - не использовали их вовсе.
В связи с пандемией коронавируса родственники, живущие с больными данной инфекцией, должны соблюдать режим самоизоляции. Состояние здоровья контактных лиц ежедневно контролировали 166 (54,8%) анкетированных, осуществляли мониторинг часто - 60 (19,8%), в единичных случаях - 45 (14,8%) студентов.