МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МОДУЛЯ "ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА УЧАСТКОВОГО"

РезюмеОбновление нормативно-правовой базы, регулирующей оказание первичной медико-санитарной помощи, внедрение цифровых технологий в систему здравоохранения диктуют необходимость владения выпускниками медицинских вузов рядом компетенций. В статье изложены цель, задачи и структура модуля "Организационные аспекты деятельности врача-терапевта участкового", созданного на кафедре социальной медицины и организации здравоохранения ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России. Модуль позволяет актуализировать знания, умения и навыки, необходимые выпускникам для работы в первичном звене здравоохранения. Особое внимание в рамках курса уделено преподаванию цифровых и дистанционных технологий в здравоохранении, изучение которых имеет особую актуальность в условиях цифровой трансформации отрасли.

Ключевые слова:общественное здоровье и здравоохранение, основная образовательная программа, лечебное дело, врач первичного звена, цифровые компетенции, цифровые технологии, цифровая трансформация, дистанционное обучение

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Карякин Н.Н., Переслегина И.А., Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Ананьин С.А. Методологические аспекты преподавания модуля "Организационные аспекты деятельности врача-терапевта участкового" // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4. С. 131-139. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-131-139

Основная образовательная программа, реализуемая в ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России (далее - ПИМУ) по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 "Лечебное дело", представляет собой систему документов, разработанную с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки и профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2017 г. № 293н. В результате освоения образовательной программы специалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, в том числе профессиональные, содержание которых определяется образовательной организацией самостоятельно на основе профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)".

Согласно основной образовательной программе и учебному плану1, преподавание дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" на лечебном факультете проводится на III-IV курсах. Однако в настоящее время информация по организации медицинской помощи населению, применяемым методам и технологиям обновляется столь быстро, что имеется объективная необходимость актуализации ряда компетенций у студентов-выпускников [1].

1 URL: http://eos.pimunn.ru/specialities/specialty/78/documents

В 2018 г. кафедрой социальной медицины и организации здравоохранения была предложена идея дополнительного образовательного модуля на старших курсах, целью которого является преподавание наиболее важных знаний, умений и навыков в области организации здравоохранения и практической работы врача первичного звена здравоохранения - врача-терапевта участкового. Основной акцент делался на инновациях, внедренных в систему здравоохранения в период обучения студентов в вузе, их использовании в практической деятельности врача. Поэтому в ПИМУ на VI курсе лечебного факультета был введен модуль "Организационные аспекты деятельности врача-терапевта участкового" объемом 36 ч.

В модуле были реализованы следующие принципы преподавания:

- комплексное использование традиционных, интерактивных, информационно-коммуникативных методов преподавания;

- принцип наставничества - занятия ведут специалисты, имеющие большой опыт практической работы по организации здравоохранения, а также разработчики медицинских информационных систем;

- оценка выживаемости знаний и определение индивидуальной образовательной траектории на основании данных входного тестового контроля (так как часть материалов модуля является логическим развитием знаний предмета "Общественное здоровье и здравоохранение", преподаваемого студентам на III-IV курсах, а также частично получаемых на клинических кафедрах);

- обучение в аудитории, оборудованной компьютеризированными рабочими местами студентов с выходом в Интернет, в том числе на Портал дистанционного образования ПИМУ, с возможностью организации телемедицинских консультаций и проведением дистанционного тестирования. Цифровая трансформация системы здравоохранения диктует необходимость приобретения и повышения компетенций в области цифровых технологий каждым выпускником медицинского вуза. Студенты должны владеть терминологией, связанной с современными цифровыми технологиями в здравоохранении, навыками ведения и заполнения медицинской документации в электронном виде, проведения телемедицинских консультаций, навыками анализа данных с применением программ [2, 3].

Поэтому на каждом практическом занятии курса рассматриваются вопросы цифровизации - изменения и дополнения, внесенные в последние годы в различные нормативные документы, вопросы обмена информацией с пациентами, медицинскими, страховыми и социальными организациями, классификация, назначение и описание медицинских информационных систем, информационная безопасность, стандарты обмена цифровыми медицинскими данными и т.д. [4, 5].

В рамках модуля подробно изучаются положения федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", входящего в Национальный проект "Здравоохранение", которым предусмотрено создание механизмов цифрового взаимодействия медицинских организаций на основе внедрения и развития медицинских информационных систем (МИС) во всех медицинских организациях, применения систем электронного документооборота между всеми медицинскими организациями, органами управления здравоохранением [6, 7].

Цель - разработка, апробация и внедрение в учебный процесс образовательного модуля, нацеленного на приобретение и актуализацию компетенций в области организации медицинской помощи и цифровых технологий.

Задачи:

- разработка концепции модуля, определение актуальных тем;

- разработка контента и выбор образовательных технологий, подготовка рабочей программы дисциплины;

- апробация модуля с анализом его эффективности по результатам оценочных средств и анкетирования;

- коррекция модуля на основании полученной информации;

- полноформатная реализация модуля.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Рабочая программа курса "Организационные аспекты деятельности врача-терапевта участкового" была актуализирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 31.05.01 "Лечебное дело", утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 988 от 12 августа 2020 г.

При подготовке контента модуля были использованы материалы нормативных документов, относящихся к первичной медико-санитарной помощи, контролю качества и безопасности медицинской помощи, цифровой трансформации здравоохранения, демонстрационные версии медицинских информационных систем: Федеральные законы РФ ("Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ; "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 № 326-ФЗ; "О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья" от 29.07.2017 № 242-ФЗ; "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ), постановление Правительства РФ от 05.05.2018 № 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" и Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", приказы Минздрав-соцразвития России (от 07.12.2005 № 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового"; от 19.04.2007 № 282 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового"; от 23.07.2010 № 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"; от 23.03. 2012 № 252н "Об утверждении порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты"; от 05.05.2012 № 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации"), приказы Минздрава России (от 15.05.2012 № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (с изменениями и дополнениями); от 06.08.2013 № 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций"; от 15.12.2014 № 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" (с изменениями и дополнениями); от 02.06.2015 № 290н "Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача акушера-гинеколога"; от 10.05.2017 № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи"; от 30.11.2017 № 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий"; от 14.01.2019 № 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"; от 31.07.2020 № 785н "Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности"; от 01.09.2020 № 925н "Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа"; от 07.09.2020 № 947н "Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов").

При изложении материала модуля были подготовлены видеолекции, презентации в формате PowerPoint, деловые игры. Фонд оценочных средств включал тесты, ситуационные задачи (кейсы), темы рефератов и научно-исследовательских работ. Материалы модуля были размещены на портале дистанционного обучения на платформе Moodle, что позволило проводить обучение в условиях пандемии в дистанционной форме.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Формирование и развитие компетенций, необходимых в практической деятельности врача-терапевта участкового, включая нормативную базу здравоохранения, актуальные вопросы организации первичной медико-санитарной помощи, применение медицинских, организационных и информационно-коммуникационных технологий, послужили основанием для создания модуля "Организационные аспекты деятельности врача-терапевта участкового".

Ввиду краткой продолжительности модуля немаловажными были определение круга рассматриваемых вопросов и выбор наиболее эффективных методов преподавания дисциплины. В результате в модуль были включены разделы нормативного регулирования оказания первичной медико-санитарной помощи, вопросы стандартизации в здравоохранении, качества и безопасности медицинской деятельности, а также вопросы цифровизации первичной медико-санитарной помощи.

Большое внимание уделено раскрытию понятий порядков, стандартов оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций, качества и безопасности медицинской помощи, управлению качеством медицинской помощи. Кроме того, программа была дополнена изучением федеральных законов, содержащих положения о применении цифровых и телемедицинских технологий, федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ", основными понятиями о сквозных цифровых технологиях.

В программе модуля предусмотрены входное тестирование, основной образовательный модуль, итоговое тестирование, зачет.

Основной образовательный модуль содержит 4 раздела:

- нормативно-правовая база, регламентирующая организацию медицинской помощи;

- качество и безопасность медицинской деятельности;

- организация первичной медико-санитарной помощи;

- введение в цифровое здравоохранение, медицинские информационные системы.

По результатам освоения тем курса в качестве элементов текущего контроля знаний студентам предлагаются тесты, ситуационные задачи, кейсы. Так, проводится деловая игра на знание Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", используются ситуационные задачи на назначение и выписывание льготных лекарственных препаратов по всем 5 льготным категориям, практикуется заполнение электронного листка нетрудоспособности, организуется проведение учебных телеконсультаций.

Внедрение информационных систем в повседневную деятельность медицинских организаций подразумевает создание централизованных сервисов, которые должны обеспечить преемственность медицинской помощи, маршрутизацию пациентов и мониторинг оказания медицинской помощи по отдельным профилям заболеваний, организацию телемедицинских консультаций и автоматизированную диспетчеризацию санитарного транспорта, в связи с чем во всех темах модуля особое внимание уделялось применению цифровых технологий, в том числе в амбулаторно-поликлиническом звене. Раздел "Введение в цифровое здравоохранение, медицинские информационные системы" был введен в программу курса в 2020/2021 учебном году.

В части практических навыков во время изучения модуля ведется работа с различными электронными ресурсами - от поисковых систем до заполнения форм электронного больничного листа, электронного рецепта, ведения карты пациента. На занятиях студенты получают практические умения и навыки при работе с медицинскими информационными системами, применяемыми в университетской клинике ПИМУ, а также в медицинских организациях региона. Студенты работают с блоками МИС медицинской организации: "Электронная медицинская карта", "АРМ врача амбулаторного приема", "АРМ стационара", "Электронный рецепт", "Электронный больничный лист".

Цифровые технологии выступают не только как предмет обучения, но и как инструмент педагогического процесса,- на портале дистанционного образования ПИМУ (платформа Moodle) размещены учебно-методические материалы модуля, видеолекции сотрудников кафедры и видеоматериалы из открытых источников, тестовые задания. По эпидемиологическим показаниям во время пиков пандемии общение со студентами было организовано с применением интерактивных площадок Megafon, Cisco.

Самостоятельная работа студентов также включает освоение материалов по цифровым технологиям - работа в поисковых системах и изучение электронных источников по всем темам курса, освоение демонстрационных версий МИС.

Для обеспечения интерактивного обмена информацией проводится анкетирование студентов, что позволяет оценивать и корректировать применяемые методики и обсуждаемые материалы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Владение цифровыми компетенциями выпускниками медицинских вузов диктуется цифровизацией всех сфер деятельности, в том числе системы здравоохранения.

На различных курсах и кафедрах студенты изучают теоретические и практические основы медицинской информатики, телемедицины, учатся создавать и использовать визуальные изображения исследований лучевой, морфологической, функциональной, лабораторной диагностики, работать с медицинскими информационными системами. Однако, по нашему мнению, именно кафедры общественного здоровья, социальной медицины и организации здравоохранения могут стать интеграторами кафедральных и междисциплинарных программ в области цифровой медицины, объединяя полученные ранее знания, умения и навыки, формируя цельные компетенции для реальной работы в МИС, телемедицинских сервисах, системах электронного документооборота медицинских организаций. Основная задача - вооружить выпускников практическими навыками для работы на цифровом рабочем месте, в единой цифровой среде здравоохранения, и это объединение логично проводить именно на старших курсах.

С этих позиций интересен полученный опыт привлечения к преподаванию курса не только основных сотрудников кафедры, но и организаторов здравоохранения, и специалистов в области информационных технологий, что позволило погрузить студентов в практические аспекты рассматриваемых вопросов. Этому же способствовало проведение занятий в аудитории с оборудованными компьютеризированными рабочими местами студентов с выходом в Интернет, в том числе на портал дистанционного образования ПИМУ, с возможностью организации телемедицинских консультаций и проведением дистанционного тестирования.

По нашему мнению, с учетом прогнозируемого углубления процессов цифровой трансформации здравоохранения целесообразно в будущем расширение программы подобных модулей с введением в них новых актуальных тем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нарастающие темпы обновления информации (нормативное регулирование оказания первичной медико-санитарной помощи, вопросы стандартизации в здравоохранении, качества и безопасности медицинской деятельности), а также внедрение цифровых технологий в систему организации медицинской помощи населению требует актуализации ряда компетенций у студентов-выпускников медицинского вуза.

Разработанный модуль "Организационные аспекты деятельности врача-терапевта участкового" направлен на развитие знаний, умений и навыков, необходимых для практической работы врача первичного звена здравоохранения, и приобретение цифровых компетенций, имеющих особую актуальность в условиях цифровой трансформации отрасли.

Литература

1. Цветкова Е.А., Титкова Ю.С. Методология преподавания элективного курса "Управление качеством медицинской помощи" у студентов ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 1 (31). С. 141-148.

2. Владзимирский А.В., Андреев А.И. Образовательные аспекты телемедицины // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018. № 1-2 (6-7). С. 43-54.

3. Смирнова Е.А., Шишанова А.А. Телемедицина в новых правовых реалиях // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018. № 3 (8). С. 91-97.

4. Карякин Н.Н., Богомолова Е.С., Горский М.Д., Минеев В.Н., Шарова О.В., Лебедева Ю.И. "ЭОС" (Электронная образовательная среда). Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2018662070, 26.09.2018. Дата гос. регистрации: 26 сентября 2018 г.

5. Леванов В.М., Никонов А.Ю. Опыт преподавания элективного учебного курса "Основы телемедицины и электронного здравоохранения" // Медицинский альманах. 2015. № 4 (39). С. 24-26.

6. Паспорт Федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" [Электронный ресурс] URL: https://static-3.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches (дата обращения: 29.06.2021)

7. Леванов В.М., Переслегина И.А., Перевезенцев Е.А., Юрченко М.А. К вопросу о преподавании положений Федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" при обучении студентов на кафедре социальной медицины и организации здравоохранения // Актуальные проблемы управления здоровьем населения : Тематический сборник научных трудов по результатам Третьей всероссийской научно-практической конференции "Медицина и право в современных условиях". Выпуск XIII. Нижний Новгород : ПИМУ, 2020. Т. II. C. 295-299.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»