СТРАТЕГИИ НАИМА И РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПЕРЕДОВЫХ КОММЕРЧЕСКИХ КЛИНИК В РОССИИ

Резюме

В статье представлен анализ практик отбора и организации дальнейшего обучения персонала, применяемые передовыми коммерческими клиниками в России. Для последних особое значение имеет высокое качество предоставляемых ими услуг, а соответственно, и высокий уровень подготовки сотрудников, которые являются главным конкурентным преимуществом. У каждой коммерческой клиники, представленной в статье, есть своя специфика, которая определяется направленностью профиля деятельности, корпоративной культурой, методом подбора сотрудников и другими факторами. Однако можно выделить несколько общих правил: для обеспечения высокого качества оказания медицинских услуг необходимо изначально выстраивать правильные фильтры при отборе персонала на этапе кандидатов на должности; обеспечивать возможности для внедрения нового опыта и повышения квалификации медицинского персонала; создавать рабочую среду, которая будет способствовать постоянному обмену опытом и знаниями в рамках одной специальности и между смежными направлениями; внедрять практики наставничества со стороны самых высококвалифицированных экспертов, которые будут постоянно и бережно вести врачей и медицинских сестер к дальнейшему профессиональному росту и мастерству.

Ключевые слова:наем персонала коммерческих клиник, обучение персонала коммерческих клиник, обучение медицинского персонала, система непрерывного обучения врачей и медицинских сестер, практики наставничества, стажировки

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Казанфарова М.А., Есина С.В. Стратегии найма и развития медицинского персонала передовых коммерческих клиник в России // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4. С. 111129. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-111-129

В последние годы активно обсуждается вопрос реорганизации основных социальных институтов, процессов и предприятий, связанных с улучшением качества жизни людей. Во всем мире идет глобальная перестройка медицины, образования, производства и других областей в связи с всеобщей цифровизацией, пандемией COVID-19, требованиями мировых стандартов к организации бизнес-процессов и обеспечения высокого качества результатов деятельности. Речь идет не только о модернизации процессов и производств, но и о новых требованиях к специалистам, задействованным в этих сферах. Персонал становится ключевым фактором, обеспечивающим конкурентоспособность организаций [1, 2].

Наличие высокотехнологичного современного оборудования в медицинских организациях (коммерческих, государственных) при отсутствии соответствующего обучения сотрудников не является решающим фактором, способствующим улучшению качества предоставляемых услуг. Именно сотрудники оказывают решающее влияние на то, как используется потенциал клиники (финансы, оборудование, материалы и пр.) [3, 4].

Как выстроить эффективную стратегию отбора медицинского персонала? Как создать и поддерживать рабочую среду для обмена опытом и повышения квалификации каждого работника медицинской организации? Как развивать навыки, которые в недостаточной степени или совсем не освещаются в рамках системы подготовки врачей и медицинских сестер (в частности, командная работа, soft skills)? В нашей статье мы провели анализ лучших практик коммерческих клиник по стратегии отбора и обучения медицинского персонала и постарались ответить на эти и ряд других вопросов.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Для достижения вышеизложенной цели исследования мы использовали специально разработанную анкету, по которой проводилось полуструктурированное интервью. Вопросы касались структуры коммерческой клиники и отбора, мотивации, развития медицинского персонала. Для обработки полученных данных использовался контентанализ ответов респондентов.

В исследовании приняли участие руководители 6 организаций: генеральные директора клиники "Скандинавия", Реабилитационного центра "Три сестры" и клиники "Рассвет"; медицинский директор сети клиник "Семейная"; HR-директор Группы медицинских компаний "Фэнтези" и руководитель Корпоративного университета DoсMed Academy клиники DocDeti. Информация по клиникам представлена в табл. 1.

Таблица 1. Характеристики медицинских клиник

РЕЗУЛЬТАТЫ

Нами был проведен качественный анализ интервью, во время которого мы использовали контент-анализ ответов респондентов. В ходе интервью нами были получены следующие данные.

В сети клиник "Скандинавия" создан образовательный центр, где могут получить дополнительные профессиональные навыки врачи и медицинские сестры. Для новых сотрудников в "Скандинавии" имеется ряд мероприятий по адаптации, которая заключается в обучении их на протяжении 3 мес преимущественно soft skills (коммуникативным, организационным навыкам, работе в команде и т.п.).

Развитие медицинского персонала выстраивается по следующим основным блокам.

1. Создание роли медицинского лидера и организация медицинских команд для развития hard skills.

2. Индивидуальный коучинг врачей.

3. Лидерская программа для медицинских лидеров и руководителей.

4. Развитие soft skills.

Организация медицинских команд по специализациям (на данный момент порядка 25 команд в поликлинике и 10 команд в стационаре), возглавляемых медицинским лидером (руководителем/наставником). Врачи объединяются в команды, где идет их регулярное взаимодействие: общие встречи и обсуждения, образовательные мероприятия, разборы сложных клинических случаев. В зависимости от специальности в команде может быть от 10 до 50 врачей. Важно отметить, что в рамках команд коммуницируют врачи одной специальности, работающие в разных клиниках сети "Скандинавия", и это позволяет создать систему регулярных коммуникаций медицинского персонала.

Создание роли медицинского лидера - руководителя направления, задачами которого являются курация медицинской команды, постановка целей развития направления, генерация новых идей и проектов, планирование мероприятий. Медицинским лидером назначают самого высококвалифицированного специалиста по каждому направлению. Для реализации поставленных задач лидер на 3-4 дня в неделю освобождается от клинического приема и занимается в эти дни исключительно развитием своей медицинской команды.

Медицинские лидеры выстраивают систему обучения и развития своей команды, в том числе личные встречи с каждым сотрудником 1 раз в квартал для обсуждения индивидуального трека развития (прогресс за последний квартал, новые цели и задачи на следующий квартал). Лидер также оценивает 10% медицинских карт каждого сотрудника команды (качество заполнения карт и динамика по обозначенным ранее моментам).

В рамках блока "Создание роли медицинского лидера и организация медицинских команд" реализован интересный проект "Паспорт врача". По каждому врачу оценивается 15 метрик. Полученные показатели сравниваются внутри одной команды, и создается рейтинг врачей в команде. Важно, что врач видит только свое место в общем рейтинге, но не видит фамилии коллег, которые находятся до или после в рейтинге. Медицинский лидер персонально обсуждает с каждым врачом своей команды итоги рейтинга и какие навыки необходимо усилить в дальнейшем. Для системной оценки созданы кадровые комитеты (в них входят генеральный директор сети клиник "Скандинавия", медицинский директор, главный врач клиники, медицинский лидер и HR-директор), которые также персонально обсуждают с каждым врачом полученные данные и на их основании создают или корректируют индивидуальный план развития врача.

Для развития навыков врача в рамках индивидуального плана развития привлекается профессиональный коуч, который присутствует на приемах и в дальнейшем помогает врачу отработать необходимые навыки с учетом реальных кейсов из практики.

В настоящее время внедряется новый проект "Программа наставничества". В качестве персональных наставников будут задействованы не только медицинские лидеры, но и все опытные врачи сети клиник. Врачи также имеют возможность стажироваться на приеме у самых высококвалифицированных коллег.

Как в рамках индивидуальной работы с каждым врачом, так и в рамках внутреннего обучения персонала в образовательном центре сети клиник "Скандинавия" особое внимание уделяется развитию soft skills. В частности, был разработан внутренний тренинг "Калгари-Кембриджская модель коммуникации врача и пациента".

Образовательным центром также была разработана Лидерская программа для руководителей и медицинских лидеров. Программа включает основы финансов, бизнеса и лидерства. Обучение по программе проходит 9 мес, периодичностью 1-2 дня каждый месяц. Занятия ведут профессиональные тренеры, менторы и коучи. По итогам обучения каждый участник должен разработать свой проект для улучшения процессов в сети клиник "Скандинавия".

Таким образом, можно отметить, что в сети клиник "Скандинавия" акцент сделан на создании условий для роста квалификации персонала за счет постоянного персонального сопровождения и поддержки: адаптация к новым условиям работы в коллективе; постепенное вхождение в сообщество профессионалов по своей специальности; постоянное взаимодействие с авторитетными специалистами и лидером своего направления. Созданы возможности индивидуального развития с участием профессиональных коучей и менторов. Важную роль в развитии персонала играет собственный Образовательный центр сети клиник "Скандинавия", на базе которого создаются необходимые тренинги и образовательные программы конкретно под запросы персонала.

Клиника "Рассвет" ключевое внимание уделяет тщательному отбору кадров на этапе кандидатов на должность ("Находить нужно бриллианты - это нелегко..." - генеральный директор клиники "Рассвет" А.Д. Парамонов). Поэтому отбор происходит в несколько этапов.

1. Заочный этап. Кандидатов отбирают по рекомендациям сотрудников клиники "Рассвет", реже по откликам на вакансии на сайте клиники. Важно отметить, что вакансии осознанно написаны нестандартным языком, с задачей "отпугнуть" большинство кандидатов. Ожидается, что осмелившиеся написать - это мотивированные специалисты, которые не испугались нестандартной вакансии и хотят работать именно в этой клинике. Далее обязательным аспектом является получение характеристики на потенциального кандидата. Благодаря широкой сети контактов среди медицинского сообщества основателей клиники ("исходного ядра") - профессиональная среда для них открыта. Если полученные отзывы являются положительными и совпадают между собой, кандидата приглашают на очный этап отбора.

2. Очный этап - коллективное собеседование (комплексный экзамен по всей медицине) - длится 1-1,5 часа. Собеседование проводит медицинский совет (в составе: медицинский директор, главные врачи взрослой и детской клиники, руководитель клинического направления, лидеры мнений или врачи с той же специализацией, как у кандидата).

Кандидату задают вопросы, предлагают решить клинические задачи или разобрать случай реального пациента клиники "Рассвет". Задача этого этапа - оценить базовые фундаментальные знания (выбор лечения или препарата нужно обосновывать, ссылаясь на авторитетные печатные издания). Если кандидат успешно проходит комплексный экзамен, переходят к следующему этапу.

3. Обсуждение ценностей. У клиники 2 ценности - хорошая медицина и отсутствие конфликта интереса (А.Д. Парамонов: "Безразличия не должно быть - пациент должен быть ценностью. И у кандидата должны быть яркая жизненная позиция, стремление развиваться и совершенствоваться").

Итоговое решение при отборе нового кандидата принимает медицинский совет (коллективное решение), но решающее значение имеет руководитель направления (или врачи по данной специальности).

Очное собеседование проходят 20% из пришедших на собеседования. Стоит при этом учесть, что до очного этапа выстроены очень жесткие фильтры, так как ценится время медицинского совета. Ошибка приема сотрудников - 2 случая за 4 года, после чего была ужесточена система отбора.

Развитие сотрудников клиники "Рассвет" происходит преимущественно в направлении hard skills (забота о качестве услуг). В направлениях, где мало высококвалифицированных специалистов по стране (например, по гастроэнтерологии), клиника помогает хорошим терапевтам получить специализацию и стать гастроэнтерологом. Врач-терапевт стажируется длительное время на приемах у гастроэнтерологов клиники и проходит необходимое обучение при поддержке клиники.

Создание обучающей среды хорошо реализовано по тем направлениям, где много врачей одной специальности: созданы чаты, где врачи постоянно обсуждают клинические задачи (реальные кейсы сложных пациентов) - важно, что аргументы принимаются только при наличии ссылок на источники ("цитирование литературы обязательно").

Чаще всего коммуникация происходит в онлайн-формате. Отдельные направления, например врачи-психиатры и психологи, чаще встречаются очно. В некоторых направлениях, где видят, что коммуникация происходит пассивно, назначают формального лидера (как правило, эту функцию определенное время выполняет главный врач). Задача лидера - поддерживать активную профессиональную дискуссию и "не допускать болото", конфликт должен быть исключительно в понимании литературы. Лидером назначают того, кто может ставить острые вопросы, на которые нет консенсуса, тем самым зарождается профессиональная дискуссия ("Лидер должен выходить "за пределы себя" и стремиться двигать окружающий мир - психиатры называют это "энергетическим потенциалом"..." - А.Д. Парамонов).

Внимание soft skills уделяется в меньшей степени, так как на данном этапе развития клиники "Рассвет" стоит задача выстроить высокое качество оказания медицинской помощи.

Важно не только отобрать профессиональную команду, но и постоянно развивать ее. Поэтому в клинике "Рассвет" применяется следующая система мотивации для врачей.

- Продвижение сотрудников - формируется информационное портфолио на каждого врача (включает список выступлений, статьи и т.д.). У клиники много запросов на выступление врачей в качестве экспертов, таким образом, у врачей появляется возможность попадать на страницы престижных изданий и регулярно контактировать с прессой. Норма - от 150 до 200 статей и выступлений сотрудников клиники в год.

- Книги - врачи активно участвуют в подготовке книг (недавно вышла книга, где 18 врачей клиники "Рассвет" являются соавторами). Это большая мотивация для врачей. Планируется "книгописательство" сделать одним из приоритетов - количество авторов и направлений будет увеличиваться.

- Градация специалистов: специалист, старший специалист, главный специалист. Данная практика возникла как ответ на повышенный спрос: у квалифицированных врачей с хорошей репутацией очередь на несколько месяцев вперед, подобная градация обеспечивает повышение зарплаты.

Количество медицинских сестер в клинике "Рассвет" быстро растет, приходится увеличивать штат и вводить специализацию медицинских сестер. Качество подготовки среднего медицинского персонала - существенная проблема, так как и для медицинских сестер нежелание обучаться - типичная история. Руководство клиники хочет видеть медсестер таким же самостоятельными специалистами, как врачей, готовыми принимать решение, с уважением к себе, желанием учиться и развиваться, ценящими свою специальность. Решением данной проблемы стала внутренняя аттестация медсестер с целью дальнейшего обучения по выявленным провалам в знаниях и навыках. Большинство медсестер положительно отнеслись к данной практике. В основном это тесты и обсуждение на рабочем месте (пример задания - "ассистировать при колоноскопии"). Медсестра должна выполнить все необходимые этапы, а комиссия (главная медсестра клиники, медицинский директор, врачи и приглашенный внешний аудитор (высококвалифицированный эксперт по сестринской помощи с зарубежным опытом) оценивают правильность выполнения манипуляций.

В клинике "Рассвет" реализуется ряд программ и для внешней аудитории.

- Стажировки в клинике "Рассвет" для внешних врачей, преимущественно из регионов. Участие в стажировке на безвозмездной основе с целью продвижения идеологии клиники, основанной на принципах доказательной медицины. При этом высококвалифицированные врачи из регионов, пройдя стажировку, имеют шанс войти в состав сотрудников клиники.

- Стажировки для ординаторов. Многие врачи клиники "Рассвет" преподают в медицинских вузах в должности доцента или профессора профильной кафедры и приглашают на стажировку лучших клинических ординаторов в клинику "Рассвет". Как и стажировки для внешних врачей, стажировки для клинических ординаторов - это социальная миссия клиники "Рассвет" с целью продвижения идеологии.

- На базе клиники "Рассвет" проходят занятия для главных врачей и директоров клиник программы "MBA-медицина" Московского государственного городского университета управления им. Ю.М. Лужкова.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что в клинике "Рассвет", реализуется преимущественно стратегия Школы человеческих отношений (неоклассическая школа в управлении), согласно которой огромное значение имеют люди и отношение в коллективе. Ориентация на качество услуг заставляет вырабатывать жесткие критерии к выполняемой работе, требования к компетенции сотрудников, жесткие процедуры поиска и отбора персонала, постоянное взращивание и мотивацию кадров. Используются интересные варианты взаимодействия в коллективе, где индивидуальный вклад каждого сотрудника ценится, при этом дают возможность коллективного принятия ответственных решений, связанных с жизнью клиники (прием на работу, обучение коллег, саморазвитие, научный и профессиональный рост).

В Группе медицинских компаний "Фэнтези" (стоматологии "Дентал Фэнтези" и "Belgravia Dental Studio", клиника "Фэнтези" и Diagnocat AI) во главе угла стоит принцип "медицина - командное дело". Организация динамично развивается, открываются новые клиники, что требует увеличения штата врачей. Чтобы удерживать высокий уровень оказания медицинской помощи, особое внимание уделяется этапу отбора врачей и медсестер. Для дальнейшего совершенствования сотрудников по направлениям hard skills и soft skills создан Корпоративный университет.

Отбор персонала носит системный характер и опирается на глубокий анализ данных. Так, при найме врачей тщательно анализируют, по каким источникам приходят самые перспективные врачи. На данный момент это:

1. Рекомендации сотрудников клиник.

Врачи сами приводят коллег, что, учитывая высокий уровень сотрудников, помогает им быть уверенными в достаточных навыках и знаниях кандидата.

2. Конференции. Врачи-амбассадоры (самые высококвалифицированные врачи клиники) активно выступают на конференциях и рассказывают о своем опыте. В рамках конференции часто обращаются за помощью коллеги, с которыми потом устанавливается сотрудничество, позволяющее оценить профессиональные навыки кандидата еще до этапа приглашения на собеседование.

3. Социальные сети. Основатель клиники и сами врачи активны в социальных сетях -коллеги видят, что для врачей создаются все условия, чтобы раскрыться как профессионалу, и стремятся попасть на работу в такую клинику, при необходимости предварительно повысив свой профессиональный уровень.

Основной принцип на этапе отбора врачей - тщательно проанализировать потенциального кандидата "на входе", чтобы минимизировать ошибки, но при этом не пропустить талантливых кандидатов.

Отбор врачей включает несколько этапов.

- Дистанционный - рекрутер собирает всю необходимую информацию о потенциальном кандидате: резюме соискателя, портфолио (например, для стоматологов - это фотоработы до и после лечения). Если необходимо уточнение, рекрутер связывается с кандидатом и просит дополнить информацию. На этом этапе также обязательно оценивается владение английским языком - врач как минимум должен свободно читать статьи на английском. Когда вся необходимая информация о кандидате собрана, ее направляют главному врачу клиники. Главный врач оценивает потенциального кандидата и дает комментарии (например, дослать снимки/уточнить образование и дополнительное обучение), после чего выносит вердикт, подходит ли кандидат.

- Очный этап - исполнительный директор и главный врач оценивают знания кандидата, его ценности и soft skills в формате очного собеседования.

По статистике за 2020 г. в рамках представленной двухуровневой системы отбора было принято 6 врачей из 350 заявок на трудоустройство.

Отбор медицинских сестер состоит также из 2 этапов:

- дистанционный - оценивают резюме (рекрутер и главная медицинская сестра клиники);

- очный этап - в нем обязательно участвует руководитель департамента качества, так как важно, чтобы медсестра понимала требования стандартов JCI и была готова к тому, что придется выполнять больше работы, чем в других клиниках. Главная медсестра оценивает soft skills и hard skills. Кандидатов на вакансии среднего медицинского персонала на текущем этапе находят по другим каналам.

1. Традиционные каналы: в первую очередь это рекрутинговые ресурсы (hh.ru и др.).

2. Социальные сети: обеспечивают меньше половины заявок, но в настоящее время растет доля кандидатов, приходящих через этот канал, и ожидают, что он скоро станет наравне с рекрутинговыми ресурсами.

Имеющаяся система обучения и развития персонала группы медицинских компаний "Фэнтези" была интегрирована 8 лет назад. Она включает несколько направлений.

- Новые сотрудники: прежде всего сотрудники погружаются в изучение стандартов JCI и сдают тесты на знание основных требований. Только после этого персонал допускают к работе. В соответствии с оценкой главного врача во время прохождения очного этапа отбора врачу открывают доступ к определенному спектру манипуляций, которые он может проводить. В первые несколько месяцев главный врач или наставник просматривает всю медицинскую документацию, оценивает снимки и прослушивает аудиозаписи приемов и решает, когда можно расширить спектр выполняемых манипуляций или необходимо направить его на дополнительное обучение.

- Работающие врачи: много внимания уделяют внутреннему обучению сотрудников. Регулярно проходят образовательные мероприятия, круглые столы с разбором клинических случаев (врачи готовят презентации, выступают и с коллегами, включая главного врача, обсуждают тактику ведения и лечения). В рамках обучения используется программа Diagnocat, базирующаяся на искусственном интеллекте, которая анализирует рентгеновский снимок, выдает развернутое описание по каждому зубу. Также система дает оценку качества заполнения карт. Для обучения по soft skills в основном привлекают партнеров. Каждому новому врачу назначают наставника из числа ведущих экспертов клиник. Задача наставника - помочь врачу максимально комфортно адаптироваться в новой клинике и помочь максимально раскрыть свой потенциал.

Врачи группы компаний "Фэнтези" ежегодно проходят внутреннюю аттестацию. Каждый врач представляет свои фотоработы, готовит описание сложных клинических случаев. Аттестацию проводят исполнительный директор, главный врач клиники и главный врач из другой клиники группы медицинских компаний "Фэнтези". По результатам аттестации готовится план развития каждого врача на следующий год. В рамках этого плана развития прописываются все курсы, вебинары и книги, которые должен освоить врач. В случае необходимости клиника полностью оплачивает обучение врача на внешних площадках. В процессе аттестации происходит также обсуждение с врачом различных аспектов работы: что ему нужно для развития, как усовершенствовать кабинет, что можно изменить или улучшить, как улучшить внутренние процессы. Таким образом, обратную связь и идеи по дальнейшему развитию получает не только врач, но и руководство клиники.

Помимо обучения в Корпоративном университете группы компаний "Фэнтези", сотрудники клиник могут пройти стажировку у лучших экспертов клиники. Для внешних врачей такой опции нет, но есть возможность пройти образовательные программы.

Внедрена программа адаптации на рабочем месте и для медицинских сестер. Для них также проводятся специализированные круглые столы и мероприятия.

В ближайших планах группы компаний "Фэнтези" - запуск 2-летней программы для ординаторов: ординатор будет работать как ассистент и постепенно набираться практического опыта. Ординаторы получат доступ к внутренней базе знаний и Корпоративному университету; получат наставников, которые будут помогать в развитии. Это дает возможность нанимать талантливых молодых врачей и через долгий путь наставничества готовить высококлассных специалистов.

В клиниках группы компаний "Фэнтези" внедрена практика грейдирования персонала (3 уровня): в основном врачи имеют второй уровень (третий уровень - максимальный). Чем выше уровень врача, тем выше процент от стоимости приема. Третьего уровня достигают лучшие врачи клиник по итогам успешной аттестации, а также при условии активного участия врача в деятельности Корпоративного университета в качестве наставника и помощи в пополнении внутренней базы знаний. Эта система, с одной стороны, дает врачу понимание плана действий, необходимых, чтобы попасть на более высокий уровень, а с другой - повышает мотивацию участия высококвалифицированных экспертов в деятельности Корпоративного университета и в повышении профессионализма молодых коллег.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить в группе медицинских компаний "Фэнтези" предельное внимание к отбору персонала и к дальнейшему обеспечению привлекательных условий для постоянного развития и повышения профессионализма. Это обусловлено основными задачами клиники: развиваться, расширяться на рынке и обеспечивать качество оказываемых услуг.

Сеть многопрофильных клиник "Семейная" придерживается концепции формирования команды высококвалифицированных специалистов: "современной клиники с сильной командой и полным спектром современного лечения по международным протоколам". Именно поэтому особое внимание отводится отбору и обучению персонала. Отбор медицинского персонала проходит в несколько этапов.

1. Заочный этап - отбор медперсонала начинается с взаимодействия с рекрутинговым агентством.

2. Очный этап - собеседование с главным врачом клиники и/или куратором направления, которые выделены по специальностям. Если речь идет о флагманской клинике (в особенности о подразделении "Центр сложного диагноза") или о ключевых специалистах, в очном этапе участвует и медицинский директор сети клиник "Семейная". На этом этапе оцениваются hard skills (профессиональные знания и навыки) и soft skills (стремление к самообразованию, лояльность к компании, настрой на помощь пациенту).

При этом имеется интересная практика: выкуп талантливых врачей, обучавшихся по целевому направлению, у государства. Врачи,зная о такой практике, сами обращаются в клинику.

После отбора медицинских сотрудников их нужно сохранить и заботиться об их высокой эффективности. Эту функцию выполняет система развития персонала, которая осуществляется по следующим основным блокам:

1. Медицинский директор отбирает лидера направления - высококвалифицированных профессионалов по каждой специальности, которые участвуют в отборе новых коллег и в развитии команды врачей по своей специальности. Всего в сети клиник 13 лидеров команд (до 25-30 врачей в каждой команде). Лидеры постоянно курируют "своих" специалистов в отдельных чатах, где могут обсуждаться сложные клинические случаи, и организуют для своей команды образовательные проекты: круглые столы, вебинары, конференции, проводят клинические разборы и консилиумы. Один раз в полгода происходит развернутая оценка работы каждого врача сети клиник. В отчете отображаются данные оценки качества оформления медицинской документации (специальное экспертное подразделение сети клиник "Семейная" просматривает не менее 30% всей медицинской документации), обратная связь от пациентов (благодарности и жалобы), число обращений, пройденные образовательные активности и т. д. По результатам оценки формируют 4 категории врачей.

- Золотая категория - самые высококвалифицированные врачи, которые могут иметь дополнительные преференции, например, при направлении на внешнее обучение, конференции и т.д. Врачи этой категории - золотой фонд клиники, поэтому им создают максимально комфортные условия.

- Зеленая - врачи, у которых по всем параметрам хорошие показатели. Такие врачи составляют основной костяк всех специалистов сети.

- Желтая - врачи, у которых есть пробелы по отдельным направлениям. Лидер направления и главный врач клиники выстраивают траекторию развития с учетом выявленных пробелов и контролируют развитие специалиста.

- Красная - есть существенные пробелы в знаниях, которые не позволяют врачу далее оставаться сотрудником клиники.

2. Внутреннее и внешнее обучение. Внутреннее обучение представлено собственным Корпоративным университетом. При подготовке программы акцент делается на результатах проведенной оценки врачей и выявленных пробелах, а лидеры реализуют программы для своей команды и приглашают внешних спикеров - профессионалов по своему направлению для обучения по востребованным темам. Кроме того, часть мероприятий связаны с командообразованием - формированием чатов по группам, проведением консилиумов с обсуждением. Внешнее обучение в сторонних организациях покрывает клиника в размере от 50 до 100% стоимости. Врачи могут сами обратиться с предложением пройти обучение, а также из регулярной системы оповещений узнать анонсы на интересные образовательные внешние программы.

3. Стажировки - наиболее распространенный вид повышения квалификации, которым пользуются до 20% врачей (ходят друг к другу на прием для совместного осмотра пациентов). Внешние стажировки связаны с приемом коллег из дружественных клиник (на безвозмездной основе), возможны и платные образовательные стажировки. Среди медсестер также проводятся внутренние стажировки у более опытных медсестер, в том числе в других клиниках сети. В качестве лидеров у медицинских сестер выступают главная и старшие медицинские сестры.

4. Сотрудничество с медицинскими вузами позволяет отобрать лучших молодых специалистов и дать им возможность развиваться в сети клиник. В то же время это обеспечивает сотрудничество с кафедрами, что дает мощное преимущество, а также возможность экспертного мнения от ведущих специалистов. Клиника "Семейная" является базой для кафедры оториноларингологии Федерального государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента Российской Федерации (руководитель базы - профессор Ю.Ю. Русецкий). Центр сложного диагноза клиники "Семейная" является официальной базой кафедры нервных болезней Института профессионального образования (ИПО) Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (руководитель базы - доктор медицинских наук Т.А. Щербаносова). Сотрудники кафедры нервных болезней ИПО ведут в Центре сложного диагноза прием пациентов. Проходят клинические разборы и консилиумы с участием ведущих неврологов нашей страны. Хирургические стационары клиники "Семейная" являются также клинической базой для кафедр реконструктивной и пластической хирургии (руководитель базы - профессор О.И. Старцева) и акушерства и гинекологии (руководитель базы - профессор К.Р. Бахтияров) МГМУ им. Сеченова.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить стремление руководства клиник отобрать, сохранить и развивать своих специалистов, чтобы сформировать команду высококвалифицированного персонала по различным профилям. Работа в данном направлении идет не только силами самой клиники, но и с привлечением партнеров, с активным сотрудничеством с профильными вузами. Таким образом, подготовка персонала начинается уже с этапа обучения студентов, и их практика в стенах клиники активно поддерживается.

Клиника DocDeti ориентирована на создание комфортных условий для экспертов в своей области. Клиника направлена на оказание разносторонней помощи и включает несколько подразделений, решающих определенные функциональные задачи: DocDeti - педиатрическая клиника; DocMed - взрослая и педиатрическая клиника; DocMed Academy - Корпоративный университет.

Политика клиники предполагает "отбор своих, близких по духу и увлеченности людей, которые смогут раскрыть свой потенциал в комфортной корпоративной культуре". Поэтому всех сотрудников принимают через многоступенчатую систему собеседований.

1. Собеседование с главным врачом и лидером мнений (экспертом по специальности). Оцениваются hard, soft и digital skitts, которые невозможно разделить. Любой кандидат воспринимается с уважением к его индивидуальности. Если этот этап успешно пройден, кандидат переходит на следующий этап.

2. Испытательный срок - стажировка кандидата у наставника (эксперта, лидера мнений), врача клиники DocDeti по той же специальности. Задача наставника - оценить на практике коммуникативные навыки кандидата, клиническое мышление (наставник и кандидат обсуждают клинические случаи). Наставники заинтересованы в высокой квалификации своей команды и уделяют этому процессу много времени и ресурсов. Длительность испытательного срока может варьировать от 2 нед до 1 мес. При успешном прохождении испытательного срока кандидата берут на работу.

Медсестры проходят аналогичный отбор. Испытательный срок в данном случае сопровождают главная медсестра и медсестра - лидер мнений.

Второй важный процесс для сотрудников клиники - создание системы обучения и развития по следующим основным блокам.

Внутренние встречи/круглые столы: встречи, которые созданы для поддержки коммуникации внутри команды. Встречи могут быть общими (для врачей без деления на специальности и медицинских сестер) или специализированными. Записи большинства встреч выкладываются в открытый доступ на Youtube-канале DocMed Academy. Они доступны любому зрителю. Так образовательный контент поддерживает общую миссию - повышение общего уровня медицинского образования в РФ. Определенной частоты встреч нет, в зависимости от идей команды может быть от 1 встречи в месяц до 10. Запрос может идти от врача-эксперта, который хочет поделиться с коллегами опытом и знаниями на определенную тему, или от сотрудников, которые хотят лучше разобраться в той или иной теме. Периодически проводятся корпоративные встречи с внешними экспертами на различные темы в зависимости от запроса команды. Основная задача - создать благоприятные условия для коммуникации и сотрудничества в команде.

Внешнее обучение сотрудников. Клиника софинансирует обучение своих сотрудников на внешних курсах, если это обучение соответствует интересам клиники. Важным партнером клиник является школа "СоОбщение" Анны Сонькиной-Дорман с участием симулированного пациента. Это школа навыков профессионального медицинского общения, в которой было обучено 30% всего состава врачей клиник сети за последний год. Профессиональная медицинская коммуникация - очень важная тема для DocDeti, направленная на создание комфорта и врача, и пациента в бережной и этичной коммуникации. Для врачей созданы равные условия по участию в курсах, независимо от стажа работы в клинике.

Образовательные программы DocMed Academy с экспертами и лидерами мнений по направлениям и специализациям. Идеология DoсMed Academy основана на то, что врачи достойны современных и актуальных программ как никто другой: у них мало свободного времени, высокий риск выгорания и поэтому ценность времени особенно высока. Акцент сделан именно на уникальных, креативных программах с актуальной и научно обоснованной информацией.

Программы DoсMed Academy формируются на современной методологической базе эффективного построения онлайн-обучения, содержат много интерактива, который позволяет не только наиболее эффективно усваивать, но и применять полученные знания на практике. Программы имеют гибридный формат, максимально удобный для слушателей (очное обучение + онлайн, онлайн + готовые записи занятий).

Программа наставничества - персонализированная система развития профессионалов-практиков через case-based study (обучение на приемах коллег).

Внутреннее наставничество предполагает обучение сотрудников клиники друг у друга - например, педиатр может пройти стажировку у аллерголога и так далее, выбрав сразу несколько специальностей. Основная эффективность такой системы развития заключается в том, что гость программы наставничества воспринимается как зрелый специалист, хорошо понимающий свои потребности. Он получает не шаблонное решение или продукт, а сам формирует программу практики, выбирая нужные направления и экспертов. Таким образом достигается максимальная эффективность развития через соответствие потребностям и запросам гостя обучения.

Внешнее наставничество было создано для врачей из других клиник и городов весной 2021 г. Программа поддерживает общую образовательную миссию Dod4ed Academy - повышение качества медицинской помощи в РФ; стремление к сотрудничеству с коллегами; создание поддерживающего сообщества специалистов, увлеченных научно-обоснованной медицинской практикой. Программа наставничества может показаться похожей на индивидуальный пазл: гость (врач из другой клиники) сам выбирает наставников, длительность своей практики (от нескольких часов до нескольких недель). В конце программы стажировки наставник готовит рабочую тетрадь по индивидуальным зонам роста стажера, прицельно заточенную под потребности гостя. Важно отметить, что программа наставничества на качественном уровне требует временных и интеллектуальных вложений, так как предполагает проработку и формирование персонального материала, поэтому участие наставников оплачивается.

Программа внешнего наставничества оказалась очень востребованной. Врачи, прошедшие стажировку, особо отмечают, что нахождение в среде профессионалов, которые вовлечены и любят свое дело, дает не только мощное профессиональное развитие, но и помогает бороться с профессиональным выгоранием врачей, особенно в регионах. С другой стороны, программа внешнего наставничества способствует развитию и мотивации самих наставников. Постепенно у программы внешнего наставничества Docdeti появляются клиники-партнеры, что особенно касается регионов, которые направляют и оплачивают стажировку своих врачей. Программа наставничества также позволяет отобрать талантливых врачей из регионов, так как резюме в данном случае подкреплено уже готовой супервизией наставника (экономия на времени процесса отбора новых сотрудников).

Учитывая востребованность программы внешнего наставничества для врачей, недавно была запущена программа наставничества для высшего медицинского менеджмента. Наставниками в данном случае выступают генеральный директор, главный врач клиники, коммерческий директор и другие руководители. Выглядит это как индивидуальная коуч-сессия для руководителей медицинских организаций или структурных подразделений.

Таким образом, в клинике DocDeti реализовано управление с преобладанием акцента на создании комфортных условий для работы и развития экспертов и лидеров мнений, профессионалов высокого уровня и компетенций. Клиника реализует полноценную систему развития, которая включает адаптацию нового персонала, развитие сотрудников через дружелюбную среду обучения, позитивную мотивацию (как материальную, так и нематериальную). Система создает условия для саморазвития и самообучения специалистов, что критически важно для работников медицинской сферы, поддерживает вовлеченность и корпоративную культуру, облегчает подбор новых сотрудников. Многоуровневая система обучения как нельзя лучше способствует всему этому за счет эффективных инструментов и отсутствия системы наказаний.

При создании и развитии реабилитационного центра "Три сестры" активно использовался опыт лучших мировых практик. Для этого на начальном этапе привлекались руководители направлений с длительным опытом в зарубежных странах и с опытом организации процесса работы в мультибригадах (например, главный врач клиники - опыт работы более 10 лет в США).

Ключевые нетривиальные особенности, которые нужно было развить с этапа создания реабилитационного центра "Три сестры" - с одной стороны, навык эффективной работы в команде: в реабилитации пациента участвует не один врач, а команда ("нет приема с закрытой дверью, есть работа команды"). С другой стороны, в зарубежной практике сама команда зачастую включает специалистов по направлениям, которые в недостаточной степени или практически не развиты в российской практике. Поэтому при отборе персонала ключевыми навыками были стремление к развитию по новым направлениям и постоянное совершенствование своих знаний, желание и способность эффективно работать в команде. Однако в то же время именно для таких кандидатов клиника "Три сестры" создала все условия для регулярного развития и совершенствования своих навыков, поэтому практически все врачи и ключевые специалисты работают с момента основания клиники. Все специалисты клиники "Три сестры" участвуют в конференциях, проходят внешнее обучение, учатся на рабочем месте у приглашенных экспертов. Сотрудники клиники "Три сестры" проходили стажировки в европейских центрах Германии, Испании, Израиля, Великобритании.

С учетом обозначенных особенностей обучение в реабилитационном центре "Три сестры" выстраивалось по 2 направлениям.

Hard skills - профессиональные навыки по направлениям, которые недостаточно развиты в российской практике (например, реабилитационные методы физического восстановления, эрготерапевтические приемы, нейропсихологическая диагностика, инструменты безопасного перемещения, альтернативная коммуникация, оценка глотания). Зачастую привлекаются русскоговорящие эксперты с европейских стран, Израиля и США. Стараются искать именно русскоязычных экспертов, так как зарубежный опыт без понимания российских реалий несет в себе небольшую ценность, а когда эксперт знает российскую действительность и может подсказать, что из зарубежной практики можно взять в работу - это очень ценно и продуктивно.

Soft skills - коммуникационные навыки, навык работы в команде и др. Для проведения обучения привлекаются как внутренние эксперты, так и внешние партнеры.

Для выстраивания системы развития по этим направлениям созданы роли лидеров направлений, причем ключевая особенность от подобных практик в других клиниках, представленных в статье, что должности лидеров дублируются. Оба лидера направления занимаются клинической работой, но один берет на себя еще и организационные вопросы, а второй берет вопросы обучения и наставничества.

Лидеры направлений выстраивают систему коммуникаций персонала (регулярно проводятся консилиумы, в рамках которых еженедельно обсуждаются сложные клинические случаи); образовательные мероприятия (приглашают экспертов на актуальные темы). Руководитель клиники и лидеры направлений изучают лучший мировой опыт и сверяют свои реабилитационные протоколы с западными клиниками и внедряют лучшие практики в работу клиники "Три сестры".

Относительно новой практикой клиники "Три сестры", показавшей свою высокую эффективность, стала организация стажировок для медицинских сотрудников других клиник в партнерстве с благотворительным фондом "Правмир". Спикерами программы стажировки выступили сотрудники клиники "Три сестры". Структуризация и анализ всего наработанного опыта каждым сотрудником, участвующим в качестве наставника, показали хороший результат в плане развития навыков самих наставников. Еще одна особенность проведения стажировки для внешних врачей в клинике "Три сестры" - защита проекта, который в каждом конкретном случае индивидуально подбирается, с учетом деятельности врача, проходящего стажировку.

В клинике "Три сестры" реализована понятная и прозрачная система повышения. Есть 3 грейда, причем 3-й грейд - самый профессиональный уровень с наиболее высокой оплатой труда (на нем менее Л сотрудников клиники). Чтобы получить следующий грейд, нужно заявить о своем желании и сдать экзамен из двух частей: первый этап, оценка hard skills. Оценку проводит лидер направления (обсуждают клинические задачи, реальные кейсы кандидата и др.). На втором этапе необходимо пройти внутренний тренинг по коммуникациям и далее сдать экзамен с симулированным пациентом.

Таким образом, в клинике "Три сестры" мы видим иной подход в организации работы и в обучении: вся их деятельность осуществляется в командах специалистов - мультибригадах, по направлениям, которые недостаточно развиты в России. Поэтому для клиники "Три сестры" одинаково важно развитие как hard skills (особенно по новым направлениям), так и soft skills. Следует также отметить оптимальную модель внедрения лучших зарубежных практик - привлечение экспертов с длительным опытом работы как в российских реалиях, так и в ведущих зарубежных реабилитационных центрах.

ВЫВОДЫ

Итак, если обобщить данные из практик, представленных в интервью, можно отметить важные общие моменты. Передовые коммерческие клиники ориентированы на оказание качественных услуг, поддержания авторитета клиники, а это в значительной степени определяется персоналом, атмосферой, корпоративной культурой (системой ценностей) и тем, какие меры применяются для этого. Клиника в данном случае выступает не просто группой сотрудников, а командой единомышленников.

Высококвалифицированные врачи крайне востребованы, и клиникам необходимо создавать комфортные условия для работы и возможности для профессионального роста, чтобы оставаться приоритетным работодателем в глазах этих специалистов. Понимание ценности врачей такого уровня, особенно при условии быстрого роста клиники, способствует созданию и развитию программ для молодых талантливых врачей, когда через долгий путь наставничества врачи постепенно приобретают высокую квалификацию: это могут быть самостоятельные программы (как в клинике "Фэнтези"), так и в сотрудничестве с кафедрами медицинских вузов (как в клиниках "Рассвет" и "Семейная").

Общие опорные пункты стратегий найма и развития персонала всех вышеперечисленных клиник в статье - особое внимание к тщательному отбору медицинского персонала и дальнейшее непрерывное обучение hard skills и soft skills с дополнительным внедрением различных инструментов вне формальной системы медицинского образования.

Для создания эффективной системы отбора медицинского персонала ее необходимо выстраивать системно, опираясь на глубокий анализ данных, по каким источникам приходят самые перспективные кандидаты, что откликается прежде всего при позиционировании бренда клиники, какие навыки и компетенции кандидатов оказываются решающими на практике. Общим у всех клиник, представленных в статье, является многоступенчатость системы отбора персонала и оценка не только hard skills, но и soft skills. При этом важно соблюдение баланса: с одной стороны, необходимы жесткие фильтры на этапе заочного отбора кандидатов, а с другой - важно не пропустить талантливых кандидатов.

Следующий важный этап - создание среды, которая будет способствовать развитию и повышению квалификации медицинского персонала. Следует выделить основные аспекты обучения, реализованные в представленных в статье клиниках.

Системность обучения. Важно поощрять и поддерживать регулярное посещение врачами значимых конференций, форумов, семинаров и создавать среду, в которой медицинскому персоналу будет комфортно обращаться с запросами о необходимом дополнительном обучении. Для поддержания обучающей среды клиники зачастую создают собственные образовательные центры, такие как образовательные центры сети клиник "Скандинавия", "Семейная" и группы медицинских компаний "Фэнтези", Корпоративный университет DocMed Academy клиники Docdeti. Создание профильных команд под руководством лидера направления позволяет эффективно поддерживать регулярное общение и обмен опытом между членами медицинской команды.

Практикоориентированный подход при создании контента по hard skills. Клиники создают уникальные образовательные программы с креативной и актуальной медицинской научно обоснованной информацией в интерактивном формате. Отправной точкой для реализации практикоориентированных программ могут быть регулярная внутренняя оценка персонала и дальнейшее выстраивание системы обучения исходя из выявленных пробелов. Для этого создан проект "Паспорт врача" в сети клиник "Скандинавия"; аттестация медицинских сестер в клинике "Рассвет"; ежегодная аттестация врачей в группе медицинских компаний "Фэнтези"; развернутая оценка работы каждого врача 2 раза в год в сети клиник "Семейная". Помимо внутренних ресурсов, важно привлекать профильных внешних экспертов и взаимодействовать с партнерскими образовательными и медицинскими учреждениями, в том числе зарубежными, особенно когда речь идет о подготовке специалистов по направлениям, которые недостаточно развиты в России, например привлечение русскоговорящих зарубежных экспертов в клинике "Три сестры".

Понимание важности и необходимости развития soft skills у медицинского персонала. Развитие soft skills возможно путем создания внутренних уникальных тренингов, которые проходят все сотрудники клиники, такие как "Калгари-Кембриджская модель коммуникации врача и пациента", созданный Образовательным центром сети клиник "Скандинавия", и внутренний тренинг по коммуникациям с участием симулированного пациента в реабилитационном центре "Три сестры", и путем привлечения таких партнеров, как школа "СоОбщение" Анны Сонькиной-Дорман для регулярного обучения сотрудников клиники DocDeti.

Мотивация персонала с прозрачной системой принятия решений. Обеспечение возможности профессионального роста всем категориям сотрудников организации является ключевым преимуществом клиники для привлечения высокопрофессиональных и мотивированных врачей. В статье представлены различные форматы материальной и нематериальной мотивации персонала, успешно интегрированные в работу передовых коммерческих клиник. Здесь можно выделить создание понятной системы грейдирования персонала, коррелирующей с уровнем заработной платы, например трехуровневые системы в клинике "Рассвет", в группе медицинских компаний "Фэнтези" и в реабилитационном центре "Три сестры"; 4 категории в сети клиник "Семейная". Усилия могут быть направлены на создание максимально комфортных условий для работы медицинского персонала, которое выражается в возможности выбора любого удобного графика работы и наличие "Служба заботы" в сети клиник DocDeti. Неоднократно упоминали важность создания возможностей для роста и развития медицинского персонала, как в клинике "Рассвет", где благодаря обширным связям в профессиональном медицинском сообществе, предоставляется возможность участия врачей в качестве спикеров на конференциях и в качестве соавторов в публикациях престижных изданий и книг; а в сети клиник DocDeti Корпоративный университет готов поддерживать врачей при создании уникальных авторских образовательных курсов; в сети клиник "Скандинавия" предоставляется

возможность работы с персональным коучем; в реабилитационном центре "Три сестры" предоставляется возможность обучения у зарубежных экспертов; во всех клиниках, представленных в статье, применяется практика софинансирования внешних образовательных программ и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значительные усилия со стороны руководства передовых коммерческих клиник России направлены на тщательный отбор медицинского персонала и создание комфортных условий для профессионального роста и развития своих сотрудников, что дает клиникам конкурентное преимущество и повышает их авторитет в кругу пациентов и во врачебном сообществе.

Благодарности. Авторы выражают благодарность за проведенные интервью О.А. Васильевой, генеральному директору клиники "Скандинавия"; А.С. Симаковой, генеральному директору Реабилитационного центра "Три сестры", А.Д. Парамонову, генеральному директору клиники "Рассвет"; П.Я. Бранду, медицинскому директору сети клиник "Семейная"; Е.А. Шестопаловой, HR-директору Группы медицинских компаний "Фэнтези" и Д.А. Нащекиной, руководителю Корпоративного университета DoсMed Academy.

Литература/References

  1. Submission to the National Medical Workforce Strategy Steering Committee - Consultation on potential solutions. [Electronic resource]: URL: https://www.racgp.org.au/getmedia/896654ee-5d80-469b-a396-41639cbec70f/RACGP-submission-National-Medical-Workforce-Strategy-April-2020.pdf.aspx
  2. Deiorio N.M., Hammoud M.M. A faculty handbook. American Medical Association Accelerating Change in Medical Education Coaching Handbook, American Medical Association. 2017.
  3. Tang C., Zhang Y., Chen L., Lin Y. The growth of private hospitals and their health workforce in China: a comparison with public hospitals [Electronic resource]: URL: https://academic.oup.com/heapol/article/29/1/30/599779 (date of application: 13.09.2021)
  4. National Medical Workforce Strategy. [Electronic resource]: URL: https://www1.health.gov.au/internet/main/publishing.nsf/Content/Health%20Workforce-nat-med-strategy (date of application: 13.09.2021)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»