МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВНЕДРЕНИЮ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ В МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ

Резюме

Формируются все большая потребность в медицинской практике и заинтересованность врачей в междисциплинарном принципе лечения и реабилитации пациентов в единой врачебной команде, что позволяет повысить эффективность персонализированного подхода в борьбе за здоровье пациента и улучшение качества его жизни.

Цель - прогнозирование эффективности междисциплинарной образовательной траектории в структуре подготовки специалистов в российских медицинских вузах среди студентов-медиков, а также представителей профессионального сообщества различных медицинских специальностей.

Материал и методы. Анкетирование проведено посредством автоматизированных электронных опросников "IMD-интеграция медицинских дисциплин", разработанных для студентов стоматологического и лечебного факультетов, а также для врачей различных специализаций.

Результаты. Интегральный показатель анкетирования как среди студентов (n=797), так и среди врачей (n=572) свидетельствовал о поддержке концепции формирования у студентов навыков работы в междисциплинарных командах врачей, а также об актуальности развития междисциплинарного подхода в медицине на постдипломном уровне.

Заключение. Формирование междисциплинарной образовательной траектории в структуре подготовки специалистов в российских медицинских вузах среди студентов-медиков, а также представителей профессионального врачебного сообщества различных медицинских специальностей является актуальным, своевременным и необходимым.

Ключевые слова:междисциплинарный принцип, медицинское образование, междисциплинарная медицинская помощь

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Царёв В.Н., Балмасова И.П., Маев И.В., Мкртумян А.М., Арутюнов С.Д. Мотивационная готовность к внедрению междисциплинарной образовательной траектории в медицинские вузы России // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4. С. 101-109. DO I: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-101-109

По мнению современных исследователей проблем здравоохранения, одним из важнейших факторов, который считается источником медицинских ошибок, является фрагментарный характер оказания медицинской помощи [1]. Пациент, обращаясь за медицинской помощью, как правило, имеет дело с различными врачами-специалистами, работа которых не всегда скоординирована в одном ключе как по вопросам диагностики, так и по вопросам прогнозирования и лечения. Это связано с тем, что ни одна медицинская специальность не способна удовлетворить все потребности в комплексном подходе к здоровью пациента. В настоящее время многие профессионалы понимают, чем больше они знают о ролях других специалистов, тем все более привлекательной становится идея действовать как единая команда [2, 3]. Иными словами, все больший интерес в медицине приобретает работа врача по междисциплинарному принципу - в единой врачебной команде, что позволяет формировать единый персонализированный подход в борьбе за здоровье пациента и улучшение качества его жизни.

В современном здравоохранении существует большое разнообразие типов и конфигураций команд: от тесно связанных друг с другом хирургических бригад, бригад врачей-травматологов, бригад неотложной медицинской помощи до виртуальных групп консультантов, участвующих в постановке диагноза и дающих отдельные рекомендации по лечению [4]. Расширение спектра организации командной работы - это непростая задача ближайшего будущего, но она сулит значительный рост эффективности медицинской помощи населению. Так, на примере работы хирургических бригад показано, что пациенты, получающие помощь от бригад с более высоким уровнем взаимного доверия и качественным обменом информацией, испытывают более низкий уровень послеоперационной боли, отмечают более быстрое восстановление функций, более короткие сроки пребывания в стационаре, низкий уровень нередких осложнений, а анализ результативности таких бригад в целом продемонстрировал, что в работе эффективных команд значительно снижены как число медицинских ошибок, так и смертность пациентов [5].

Не вызывает сомнений, что эффективность командной работы врачей в большой мере зависит от их многоуровневой образовательной подготовки в этом направлении [6]. Мировой опыт показывает, что междисциплинарное образование является чрезвычайно важным подходом к подготовке студентов для работы в сфере здравоохранения, где командная работа и сотрудничество являются важными, а порой и определяющими компетенциями. Подобная форма образования, в том числе и на постдипломном уровне, продвигается рядом международных организаций здравоохранения в рамках модернизации систем здравоохранения для содействия междисциплинарной командной работе, повышения качества ухода за пациентами и улучшения результатов по сохранению здоровья населения. Ожидается, что все большее число специалистов в области здравоохранения будут поддерживать и содействовать междисциплинарному подходу к образовательному процессу, который потребует дополнительного уровня знаний, умений и навыков как у студентов, так и у практикующих врачей, повышающих свою квалификацию [7, 8].

Для подтверждения актуальности обсуждаемой проблемы и определения степени знакомства с ней студентов-медиков, а также представителей профессионального сообщества различных медицинских специальностей нами была разработана система автоматизированного анкетного опроса по прогнозированию эффективности междисциплинарного подхода в структуре подготовки специалистов в российских медицинских вузах и проанализированы ее первые результаты [9, 10].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Для проведения анкетирования студентов, обучающихся на разных факультетах медицинских вузов, и врачей различных медицинских профилей были разработаны специальные анкеты, которые в форме компьютерной программы прошли процедуру регистрации в государственном реестре программ для ЭВМ под названием "IMD-интеграция медицинских дисциплин (для студентов вузов)", сертификат № 2021661555 от 13.07.2021, и "IMD-интеграция медицинских дисциплин (для врачей)", сертификат № 2021661329 от 08.07.2021 [9, 10].

Программы предназначены для мобильных устройств типа планшета или смартфона, работающих под управлением операционных систем Android. Респонденты отвечают на вопросы анкеты, имея выбор из 3 ответов: "да" (3 балла), "затрудняюсь ответить" (2 балла) и "нет" (1 балл). Результаты тестирования каждого респондента загружаются на сервер, где аккумулируются и визуализируются. Программа облегчает обработку данных процентным выражением параметров, а также путем расчета среднего интегрального показателя [11].

Предполагалось, что в ответах на вопросы студенческой анкеты 1,6, 8-15 наиболее адекватным будет ответ "да", а на вопросы 2, 3-5, 7 - ответ "нет", в ответах на вопросы анкеты для врачей адекватным на вопросы 3.1-3.4, 3.6, 4-8, 9.2-9.4, 10-12 будет положительный ответ, в то время как на вопросы 2, 3.5, 3.7, 9.1 - отрицательный.

Статистическая обработка данных проводилась методом х2 и предполагала определение частоты встречаемости различных вариантов ответов "да", "нет", "затрудняюсь ответить" по каждому вопросу с определением вероятности различий по частоте разных вариантов ответов p). Сравнение величин интегральных показателей проводилось с использованием критерия Манна-Уитни. Уровнем достоверности различий служила величина p<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Всего в анкетировании приняли участие 797 студентов, обучающихся в медицинских государственных университетах Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Белгорода, Самары. Среди студентов, принявших участие в анкетировании, 200 человек обучались на лечебном факультете, а 597 человек - на стоматологическом.

Анализ результатов анкетирования студентов лечебного и стоматологического факультетов, выраженных интегральным показателем ответов респондентов на каждом факультете, представлен на рис. 1. Медиана интегральных показателей на обоих факультетах составляла 2,0.

Рис. 1. Величины средних интегральных показателей ответов врачей разных специальностей на вопросы анкеты

Величины интегральных показателей и их соотношение с медианой на рис. 1 показывают, что основные тенденции в реальных ответах студентов на предложенные вопросы анкеты были полностью соблюдены.

Особого внимания в контексте данного сообщения заслуживает то единодушие, которое проявили студенты лечебного и стоматологического факультетов в ответе на вопросы анкеты, посвященные идее тесного профессионального взаимодействия врачей-стоматологов с врачами других медицинских специальностей (вопрос 12), а также поддержке концепции формирования у студентов навыков работы в междисциплинарных командах врачей (вопрос 13). На эти вопросы студенты лечебного факультета положительно ответили соответственно в 75,9 и 81,3% случаев, а студенты стоматологического факультета - в 84,8 и 81,1% случаев.

Интересно, что по результатам проведенного опроса даже удалось установить возможное новое направление для формирования междисциплинарных команд. Так, в студенческой среде особое внимание привлек вопрос 8, посвященный взаимосвязи между стоматологическими заболеваниями и патологией других органов и систем в организме человека. При этом студенты-стоматологи проявляли по этой проблеме гораздо большую осведомленность, чем студенты лечебного факультета. Тем не менее целый ряд патологических состояний оказался за пределами их знаний. Это касалось, например, взаимосвязи эндокринной патологии (сахарного диабета) и заболеваний пародонта, при этом сравнительно низкий уровень положительных ответов показали студенты и стоматологического (51,1%), и особенно лечебного (31%) факультетов.

Аналогичному анализу были подвергнуты результаты опроса врачей различных специальностей. Респондентами стали 572 врача, активно занимающихся клинической практикой на территории города Москвы и Московской области и ряда федеральных округов. При этом на территории Центрального федерального округа были также опрошены специалисты из Воронежа, Липецка, Курска, Белгорода, Владимира, Орла, Костромы, Брянска. На территории Приволжского федерального округа анкетным опросом были охвачены представители врачебного сообщества Самары, Перми, Саратова; в Северо-Западном федеральном округе откликнулись врачи Санкт-Петербурга, Архангельска, Пскова, а в Южном федеральном округе - врачи Ростова-на-Дону, Краснодара. В опросе принимали участие врачи лечебного, стоматологического, педиатрического, медико-профилактического профилей.

Результаты анкетирования по данным расчета средних интегральных показателей представлены на рис. 2, при этом медиана среднего интегрального показателя составляла 2,75.

Анализ результатов анкетирования показал, что в своем большинстве ответы врачей разных специальностей на вопросы анкеты были адекватны заданным вопросам.

Освоение знаний и навыков по смежным врачебным дисциплинам входит в профессиональную деятельность любого врача как важная часть совершенствования в своей специальности. В ответах на вопрос по источникам этой стороны профессионального развития врачи лечебного и педиатрического профилей в 100% случаев, а врачи-стоматологи в 79-95% случаев называли беседы с коллегами по работе и чтение медицинской литературы, несколько реже - встречи с авторитетными учеными и клиницистами (соответственно 85,7 и 80,3%), мнение специалиста, вызванного на консультацию к пациенту, и освоение смежных дисциплин на курсах повышения квалификации (71,4 и 66,9-79,4%).

Иными словами, данный фрагмент анкетного опроса указывает на актуальность развития междисциплинарного подхода в медицине на постдипломном уровне в нашей стране. Тем более что 85,7-100% врачей лечебного и педиатрического профиля и 90,4-92,1% врачей-стоматологов отметили, что в их клинической практике возникала необходимость сотрудничества с представителями других врачебных специальностей и они считают необходимым реализовать это в составе междисциплинарных медицинских команд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Добровольное анкетирование отчетливо продемонстрировало, что идея междисциплинарной медицинской помощи вполне разделяется преобладающим числом опрошенных студентов и врачей. Представители любых специальностей на уровне примерно 90-100% с одобрением относятся, например, к идее участия врачей-стоматологов в работе на междисциплинарном командном уровне и в целом считают междисциплинарную подготовку врачей концепцией, которую необходимо внедрять в клиническую практику.

Наиболее актуальной темой междисциплинарной образовательной подготовки как студентов-медиков, так и врачей различных профилей подготовки по результатам анкетного опроса следует признать взаимосвязь стоматологических заболеваний с широким спектром системных патологических состояний, требующую, помимо специальной клинической подготовки, углубленного знания на междисциплинарном уровне естественно-научных, медико-биологических и общеклинических дисциплин.

Из-за пандемии COVID-19 эффективная реализация образовательных программ стала трудновыполнимой по всему миру, особенно в медицинских вузах, где основная концепция приобретения профессиональных компетенций заключается в непосредственном контакте и работе с пациентами.

В настоящее время благодаря развитию и уровню современных информационных технологий, позволяющих эффективно и достоверно анализировать большие массивы данных, сформировалась концепция специализированных образовательных платформ.

"Сквозные" технологии, использующие VR/AR/360° видео, - это огромный потенциал решения задач, связанных с корпоративным обучением, внешней и внутренней коммуникацией, проведением практических занятий. Этот инструмент поможет студентам и молодым врачам приобрести необходимые навыки при освоении новых медицинских технологий, для ведения электронного документооборота и истории болезни, для дистанционного обследования и консультаций, контроля хода хирургических операций, дистанционной работы с реальным пациентом. Анализируя персональные данные мониторинга жизненно важных показателей при разной функциональной нагрузке в режиме реального времени за все время ношения девайса, например "умных часов", отображаемых в персональной облачной медкнижке, а медицинский интернет вещей будет собирать и передавать информацию преподавателю.

Виртуальные тренажеры хирургических специальностей на основе VR/AR - это свершившийся факт. Робот-ассистированные обучающие комплексы позволяют отрабатывать профессиональные навыки практически всех работников, задействованных в лечебном процессе. В медицинской практике роботом можно заменить практически весь медицинский и административно-хозяйственный персонал, кроме врача.

Ведущие ИТ-компании создают образовательные платформы, основанные на применении искусственного интеллекта (ИИ). Подобные проекты начали внедряться практически во многих странах, где делают ставку на эффективные ИТ. При некоторых университетах уже созданы отдельные институты ИИ.

Информационная образовательная платформа вбирает в себя уникальные функции: персональное ассистирование, дистанционное и онлайн-обучение преподавателей; автоматизацию и использование ИИ для создания интерактивных методических материалов; сетевое обучение; единый механизм доступа к онлайн-ресурсам; концепцию "виртуальных аватаров" и многое другое.

В настоящее время появился широкий спектр комплексных медицинских тренажеров - цифровые аватары как виртуальные помощники, сочетающие в себе как реальное медицинское оборудование, так и "цифровые двойники" пациента и/или его органов. Это позволяет обеспечить максимальный уровень обратной связи и вовлеченность обучаемого в процесс познания специальности. Роботы в медицине будут обладать стандартным функционалом, т.е. минимальным набором свойств и умений, необходимых для взаимодействия с людьми, тогда как отдельные модели будут оснащены встроенным оборудованием, придающим новые возможности, в том числе взятие анализа биологических жидкостей (пот, кровь, моча, желудочный сок и т.д.).

ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России в содружестве с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом и ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России в передовых рядах современных трендов. Новый проект направлен на создание многофункционального антропоморфного робота с расширенными возможностями междисциплинарного образования, в тренингах ролевой игры командной работы он может выступать как "многоликий" специалист, подменяя собой практических врачей любых направлений, оговоренных программным обеспечением [12].

Доступность информационных технологий является важным компонентом достижения соответствия выпускника вуза уровню требований федерального государственного образовательного стандарта в структуре подготовки к приобретению профессиональных компетенций по соответствующим специальностям. Применение ИТ в образовании позволит реализовать концепцию эффективного медицинского образования, сократить время, затрачиваемое на поиск информации; использовать ресурсы практически любой библиотеки мира, интернет-среды; работать реально и дистанционно с роботизированными системами; умножить эффективность самообразования, а также получения профессиональных компетенций.

По мнению современных исследователей проблем здравоохранения, одним из важнейших факторов, который считается источником медицинских ошибок, является фрагментарный характер оказания медицинской помощи [1]. Пациент, обращаясь за медицинской помощью, как правило, имеет дело с различными врачами-специалистами, работа которых не всегда скоординирована в одном ключе как по вопросам диагностики, так и по вопросам прогнозирования и лечения. Это связано с тем, что ни одна медицинская специальность не способна удовлетворить все потребности в комплексном подходе к здоровью пациента. В настоящее время многие профессионалы понимают, чем больше они знают о ролях других специалистов, тем все более привлекательной становится идея действовать как единая команда [2, 3]. Иными словами, все больший интерес в медицине приобретает работа врача по междисциплинарному принципу - в единой врачебной команде, что позволяет формировать единый персонализированный подход в борьбе за здоровье пациента и улучшение качества его жизни.

В современном здравоохранении существует большое разнообразие типов и конфигураций команд: от тесно связанных друг с другом хирургических бригад, бригад врачей-травматологов, бригад неотложной медицинской помощи до виртуальных групп консультантов, участвующих в постановке диагноза и дающих отдельные рекомендации по лечению [4]. Расширение спектра организации командной работы - это непростая задача ближайшего будущего, но она сулит значительный рост эффективности медицинской помощи населению. Так, на примере работы хирургических бригад показано, что пациенты, получающие помощь от бригад с более высоким уровнем взаимного доверия и качественным обменом информацией, испытывают более низкий уровень послеоперационной боли, отмечают более быстрое восстановление функций, более короткие сроки пребывания в стационаре, низкий уровень нередких осложнений, а анализ результативности таких бригад в целом продемонстрировал, что в работе эффективных команд значительно снижены как число медицинских ошибок, так и смертность пациентов [5].

Не вызывает сомнений, что эффективность командной работы врачей в большой мере зависит от их многоуровневой образовательной подготовки в этом направлении [6]. Мировой опыт показывает, что междисциплинарное образование является чрезвычайно важным подходом к подготовке студентов для работы в сфере здравоохранения, где командная работа и сотрудничество являются важными, а порой и определяющими компетенциями. Подобная форма образования, в том числе и на постдипломном уровне, продвигается рядом международных организаций здравоохранения в рамках модернизации систем здравоохранения для содействия междисциплинарной командной работе, повышения качества ухода за пациентами и улучшения результатов по сохранению здоровья населения. Ожидается, что все большее число специалистов в области здравоохранения будут поддерживать и содействовать междисциплинарному подходу к образовательному процессу, который потребует дополнительного уровня знаний, умений и навыков как у студентов, так и у практикующих врачей, повышающих свою квалификацию [7, 8].

Для подтверждения актуальности обсуждаемой проблемы и определения степени знакомства с ней студентов-медиков, а также представителей профессионального сообщества различных медицинских специальностей нами была разработана система автоматизированного анкетного опроса по прогнозированию эффективности междисциплинарного подхода в структуре подготовки специалистов в российских медицинских вузах и проанализированы ее первые результаты [9, 10].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Для проведения анкетирования студентов, обучающихся на разных факультетах медицинских вузов, и врачей различных медицинских профилей были разработаны специальные анкеты, которые в форме компьютерной программы прошли процедуру регистрации в государственном реестре программ для ЭВМ под названием "IMD-интеграция медицинских дисциплин (для студентов вузов)", сертификат № 2021661555 от 13.07.2021, и "IMD-интеграция медицинских дисциплин (для врачей)", сертификат № 2021661329 от 08.07.2021 [9, 10].

Программы предназначены для мобильных устройств типа планшета или смартфона, работающих под управлением операционных систем Android. Респонденты отвечают на вопросы анкеты, имея выбор из 3 ответов: "да" (3 балла), "затрудняюсь ответить" (2 балла) и "нет" (1 балл). Результаты тестирования каждого респондента загружаются на сервер, где аккумулируются и визуализируются. Программа облегчает обработку данных процентным выражением параметров, а также путем расчета среднего интегрального показателя [11].

Предполагалось, что в ответах на вопросы студенческой анкеты 1,6, 8-15 наиболее адекватным будет ответ "да", а на вопросы 2, 3-5, 7 - ответ "нет", в ответах на вопросы анкеты для врачей адекватным на вопросы 3.1-3.4, 3.6, 4-8, 9.2-9.4, 10-12 будет положительный ответ, в то время как на вопросы 2, 3.5, 3.7, 9.1 - отрицательный.

Статистическая обработка данных проводилась методом х2 и предполагала определение частоты встречаемости различных вариантов ответов "да", "нет", "затрудняюсь ответить" по каждому вопросу с определением вероятности различий по частоте разных вариантов ответов p). Сравнение величин интегральных показателей проводилось с использованием критерия Манна-Уитни. Уровнем достоверности различий служила величина p<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Всего в анкетировании приняли участие 797 студентов, обучающихся в медицинских государственных университетах Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Белгорода, Самары. Среди студентов, принявших участие в анкетировании, 200 человек обучались на лечебном факультете, а 597 человек - на стоматологическом.

Анализ результатов анкетирования студентов лечебного и стоматологического факультетов, выраженных интегральным показателем ответов респондентов на каждом факультете, представлен на рис. 1. Медиана интегральных показателей на обоих факультетах составляла 2,0.

Величины интегральных показателей и их соотношение с медианой на рис. 1 показывают, что основные тенденции в реальных ответах студентов на предложенные вопросы анкеты были полностью соблюдены.

Особого внимания в контексте данного сообщения заслуживает то единодушие, которое проявили студенты лечебного и стоматологического факультетов в ответе на вопросы анкеты, посвященные идее тесного профессионального взаимодействия врачей-стоматологов с врачами других медицинских специальностей (вопрос 12), а также поддержке концепции формирования у студентов навыков работы в междисциплинарных командах врачей (вопрос 13). На эти вопросы студенты лечебного факультета положительно ответили соответственно в 75,9 и 81,3% случаев, а студенты стоматологического факультета - в 84,8 и 81,1% случаев.

Интересно, что по результатам проведенного опроса даже удалось установить возможное новое направление для формирования междисциплинарных команд. Так, в студенческой среде особое внимание привлек вопрос 8, посвященный взаимосвязи между стоматологическими заболеваниями и патологией других органов и систем в организме человека. При этом студенты-стоматологи проявляли по этой проблеме гораздо большую осведомленность, чем студенты лечебного факультета. Тем не менее целый ряд патологических состояний оказался за пределами их знаний. Это касалось, например, взаимосвязи эндокринной патологии (сахарного диабета) и заболеваний пародонта, при этом сравнительно низкий уровень положительных ответов показали студенты и стоматологического (51,1%), и особенно лечебного (31%) факультетов.

Аналогичному анализу были подвергнуты результаты опроса врачей различных специальностей. Респондентами стали 572 врача, активно занимающихся клинической практикой на территории города Москвы и Московской области и ряда федеральных округов. При этом на территории Центрального федерального округа были также опрошены специалисты из Воронежа, Липецка, Курска, Белгорода, Владимира, Орла, Костромы, Брянска. На территории Приволжского федерального округа анкетным опросом были охвачены представители врачебного сообщества Самары, Перми, Саратова; в Северо-Западном федеральном округе откликнулись врачи Санкт-Петербурга, Архангельска, Пскова, а в Южном федеральном округе - врачи Ростова-на-Дону, Краснодара. В опросе принимали участие врачи лечебного, стоматологического, педиатрического, медико-профилактического профилей.

Результаты анкетирования по данным расчета средних интегральных показателей представлены на рис. 2, при этом медиана среднего интегрального показателя составляла 2,75.

Анализ результатов анкетирования показал, что в своем большинстве ответы врачей разных специальностей на вопросы анкеты были адекватны заданным вопросам.

Освоение знаний и навыков по смежным врачебным дисциплинам входит в профессиональную деятельность любого врача как важная часть совершенствования в своей специальности. В ответах на вопрос по источникам этой стороны профессионального развития врачи лечебного и педиатрического профилей в 100% случаев, а врачи-стоматологи в 79-95% случаев называли беседы с коллегами по работе и чтение медицинской литературы, несколько реже - встречи с авторитетными учеными и клиницистами (соответственно 85,7 и 80,3%), мнение специалиста, вызванного на консультацию к пациенту, и освоение смежных дисциплин на курсах повышения квалификации (71,4 и 66,9-79,4%).

Иными словами, данный фрагмент анкетного опроса указывает на актуальность развития междисциплинарного подхода в медицине на постдипломном уровне в нашей стране. Тем более что 85,7-100% врачей лечебного и педиатрического профиля и 90,492,1% врачей-стоматологов отметили, что в их клинической практике возникала необходимость сотрудничества с представителями других врачебных специальностей и они считают необходимым реализовать это в составе междисциплинарных медицинских команд.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Добровольное анкетирование отчетливо продемонстрировало, что идея междисциплинарной медицинской помощи вполне разделяется преобладающим числом опрошенных студентов и врачей. Представители любых специальностей на уровне примерно 90-100% с одобрением относятся, например, к идее участия врачей-стоматологов в работе на междисциплинарном командном уровне и в целом считают междисциплинарную подготовку врачей концепцией, которую необходимо внедрять в клиническую практику.

Наиболее актуальной темой междисциплинарной образовательной подготовки как студентов-медиков, так и врачей различных профилей подготовки по результатам анкетного опроса следует признать взаимосвязь стоматологических заболеваний с широким спектром системных патологических состояний, требующую, помимо специальной клинической подготовки, углубленного знания на междисциплинарном уровне естественно-научных, медико-биологических и общеклинических дисциплин.

Из-за пандемии COVID-19 эффективная реализация образовательных программ стала трудновыполнимой по всему миру, особенно в медицинских вузах, где основная концепция приобретения профессиональных компетенций заключается в непосредственном контакте и работе с пациентами.

В настоящее время благодаря развитию и уровню современных информационных технологий, позволяющих эффективно и достоверно анализировать большие массивы данных, сформировалась концепция специализированных образовательных платформ.

"Сквозные" технологии, использующие VR/AR/360° видео, - это огромный потенциал решения задач, связанных с корпоративным обучением, внешней и внутренней коммуникацией, проведением практических занятий. Этот инструмент поможет студентам и молодым врачам приобрести необходимые навыки при освоении новых медицинских технологий, для ведения электронного документооборота и истории болезни, для дистанционного обследования и консультаций, контроля хода хирургических операций, дистанционной работы с реальным пациентом. Анализируя персональные данные мониторинга жизненно важных показателей при разной функциональной нагрузке в режиме реального времени за все время ношения девайса, например "умных часов", отображаемых в персональной облачной медкнижке, а медицинский интернет вещей будет собирать и передавать информацию преподавателю.

Виртуальные тренажеры хирургических специальностей на основе VR/AR - это свершившийся факт. Робот-ассистированные обучающие комплексы позволяют отрабатывать профессиональные навыки практически всех работников, задействованных в лечебном процессе. В медицинской практике роботом можно заменить практически весь медицинский и административно-хозяйственный персонал, кроме врача.

Ведущие ИТ-компании создают образовательные платформы, основанные на применении искусственного интеллекта (ИИ). Подобные проекты начали внедряться практически во многих странах, где делают ставку на эффективные ИТ. При некоторых университетах уже созданы отдельные институты ИИ.

Информационная образовательная платформа вбирает в себя уникальные функции: персональное ассистирование, дистанционное и онлайн-обучение преподавателей; автоматизацию и использование ИИ для создания интерактивных методических материалов; сетевое обучение; единый механизм доступа к онлайн-ресурсам; концепцию "виртуальных аватаров" и многое другое.

В настоящее время появился широкий спектр комплексных медицинских тренажеров - цифровые аватары как виртуальные помощники, сочетающие в себе как реальное медицинское оборудование, так и "цифровые двойники" пациента и/или его органов. Это позволяет обеспечить максимальный уровень обратной связи и вовлеченность обучаемого в процесс познания специальности. Роботы в медицине будут обладать стандартным функционалом, т.е. минимальным набором свойств и умений, необходимых для взаимодействия с людьми, тогда как отдельные модели будут оснащены встроенным оборудованием, придающим новые возможности, в том числе взятие анализа биологических жидкостей (пот, кровь, моча, желудочный сок и т.д.).

ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России в содружестве с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом и ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России в передовых рядах современных трендов. Новый проект направлен на создание многофункционального антропоморфного робота с расширенными возможностями междисциплинарного образования, в тренингах ролевой игры командной работы он может выступать как "многоликий" специалист, подменяя собой практических врачей любых направлений, оговоренных программным обеспечением [12].

Доступность информационных технологий является важным компонентом достижения соответствия выпускника вуза уровню требований федерального государственного образовательного стандарта в структуре подготовки к приобретению профессиональных компетенций по соответствующим специальностям. Применение ИТ в образовании позволит реализовать концепцию эффективного медицинского образования, сократить время, затрачиваемое на поиск информации; использовать ресурсы практически любой библиотеки мира, интернет-среды; работать реально и дистанционно с роботизированными системами; умножить эффективность самообразования, а также получения профессиональных компетенций.

Литература

1. Albert M., Friesen F., Rowland P., Laberge S. Problematizing assumptions about interdisciplinary research: implications for health professions education research // Adv. Health Sci. Educ. 2019. Vol. 25, N 3. P. 755-767. DOI: https://doi.org/10.1007/s10459-019-09911-7

2. Suter E., Arndt J., Arthur N., Parboosingh J., Taylor E., Deutschlander S. Role understanding and effective communication as core competencies for collaborative practice // J. Interprof. Care. 2009. Vol. 23, N 1. P. 41-51. DOI: https://doi.org/10.1080/13561820802338579

3. Patel A. From super-specialist to generalist? The way forward // J. Midlife Health. 2011. Vol. 2, N 1. P. 1. DOI: https://doi.org/10.4103/0976-7800.83249

4. Rosen M., DiazGranados D., Dietz A. et al. Teamwork in healthcare: key discoveries enabling safer, high-quality care // Am. Psychol. 2018. Vol. 73, N 4. P. 433-450. DOI: https://doi.org/10.1037/amp0000298

5. Gittell J., Fairfield K., Bierbaum B. et al. Impact of relational coordination on quality of care, postoperative pain and functioning, and length of stay // Med. Care. 2000. Vol. 38, N 8. P. 807-819. DOI: https://doi.org/10.1097/00005650-200008000-00005

6. Kalyniuk N., Maika N., Rogalskyi I., Kadobnyi T., Lototska O. Certain aspects of training future medical specialists on the basis of interdisciplinary integration // Int. J. Manag. Rev. 2020. Vol. 11, N 9. P. 939-946. DOI: https://doi.org/10.34218/ijm.11.9.2020.086

7. Guerreiro G.P., Manuel V., Cardoso L.F. The role of interdisciplinary education and practice in medicine during the COVID19 pandemic // Int. J. Clin. Pract. 2021. Vol. 75. Article ID e14481. DOI: https://doi.org/10.1111/ijcp.14481

8. Moradian N., Moallemian M., Delavari F., Sedikides C., Camargo C.A. Jr, Torres P.J. et al. Interdisciplinary approaches to COVID-19 // Adv. Exp. Med. Biol. 2021. Vol. 1318. P. 923-936. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-63761-3_52

9. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021661555/13.07.2021. Бюл. № 7. Арутюнов С.Д., Муслов С. А., Сирота Н.А., Дубова Л. В., Балмасова И.П., Трезубов В.Н. и др. IMD - интеграция медицинских дисциплин (для студентов вузов). URL: https://new.fips.ru/ofpstorage/Doc/PrEVM/RUNWPR/000/002/021/661/555/2021661555-00001/document.pdf (дата обращения: 23.11.2021)

10. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021661329/08.07.2021. Бюл. № 7. Арутюнов С.Д., Муслов С.А., Сирота Н.А., Розов Р.А., Балмасова И.П., Трезубов В.Н. и др. IMD - интеграция медицинских дисциплин (для врачей). URL: https://new.fips.ru/ofpstorage/Doc/PrEVM/RUNWPR/000/002/021/661/329/2021661329-00001/document.pdf (дата обращения: 23.11.2021)

11. Маев И.В., Балмасова И.П., Царев В.Н., Мкртумян А.М., Бордин Д.С., Арутюнов С.Д. Актуальность, своевременность и необходимость междисциплинарной образовательной траектории в студенческой среде современных медицинских вузов // Cathedra - Кафедра. Стоматологическое образование. 2021. № 77. С. 54-61.

12. Янушевич О.О., Ташкинов А.А., Минаева Н.В., Арутюнов С.Д., Асташина Н.Б., Байдаров А.А. и др. Стоматологический антропоморфный робот. Новая эра в имитации врачебных манипуляций и клинического приема // Cathedra - Кафедра. Стоматологическое образование. 2021. № 78. С. 54-57.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»