В 2019/2020 учебном году учреждения высшего медицинского образования, как в России, так и по всему миру, экстренно перешли на дистанционный режим работы в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, вызванной вирусом SARS-CoV-2 [1]. В этом же году в образовательный процесс на VI курсе лечебно-профилактического факультета ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России была внедрена новая дисциплина "Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии". Разработка и внедрение новой дисциплины были продиктованы современными тенденциями развития здравоохранения. Так, с одной стороны, в связи с некоторым перепрофилированием сотрудников в период увеличения коечного фонда инфекционных госпиталей необходимо было расширить образовательный контент, связанный с диагностикой и оценкой неотложных состояний. С другой стороны, в лечебно-диагностический процесс активно внедряются новые методы диагностики и лечения различных инфекционных и неинфекционных заболеваний, повышается роль медицинской биотехнологии не только для провизора (дисциплина основной части образовательной программы 33.05.01 "Фармация"), но и для врачей различных специальностей.
Оперативность в реорганизации образовательного процесса в ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России связана с имеющимся опытом по внедрению элементов дистанционных технологий в очное обучение задолго до возникновения пандемии. Некоторые инновационные подходы были разработаны и апробированы во время обучения по профилю многих дисциплин [2-5]. Последовательное развитие элементов дистанционного обучения в вузе позволило быстро разработать контент и формат дистанционных занятий с применением интерактивных технологий в 2019 г.
Цель настоящей работы - анализ опыта внедрения и результаты проведения новой дисциплины "Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии" для оптимизации образовательной деятельности кафедры биомедицины и психофизиологии ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России в режиме дистанционного обучения.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Сотрудники кафедры разработали рабочую программу и контент дисциплины, а также авторский опросник, который предлагали для заполнения всем обучающимся после освоения дисциплины. В опросе приняли участие 258 обучающихся VI курса лечебно-профилактического факультета. Анкетирование было добровольным и анонимным с соблюдением принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции. От каждого участника опроса было получено информированное согласие. Респонденты были разделены на 2 группы: работающие в практическом здравоохранении по совместительству/не работающие по совместительству обучающиеся. Сравнение результатов анкетирования проводили с использованием методов первичной описательной обработки с вычислением процентных соотношений между различными вариантами ответов. Оценку силы связи между фактором риска и исходом определяли с помощью четырехпольных таблиц сопряженности.
В качестве интерактивных методов обучения [6] были использованы:
1) стандартизированный пациент - в качестве пациента выступал преподаватель, в качестве врачей различных специализаций - обучающиеся;
2) кейс-метод - были использованы обучающие кейсы на отработку алгоритма назначения и интерпретации результатов лабораторных анализов при возникновении типовых неотложных состояний и наиболее распространенных в регионе заболеваний;
3) ролевые деловые игры - для ролевых проработок материала, обучающиеся накануне практического занятия разделяются между собой на пары "пациент-врач", преподавателем определяется тема для каждой пары. "Пациент" самостоятельно готовит сведения о клинической картине с проработкой симптомокомплекса и особенностей анамнеза. "Врачу" необходимо без подготовки определить объем диагностических мероприятий и возможные уточняющие вопросы к"пациенту";
4) дебаты - обучающиеся накануне практического занятия разделяются между собой на пары "за-против". В качестве домашнего задания преподавателем обозначается тема и готовятся оспариваемые утверждения. В течение занятия у каждой пары выступающих на дебаты имеется по 10 мин.
Все клинические ситуации были взяты из реальной лечебной практики врачей МБУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи" г. Ростова-на-Дону и ГБУЗ Ростовской области "Ростовская областная клиническая больница", на базе которой развернут ковидный моногоспиталь Ростовской областной клинической больницы. Оппоненты в любой методике подбирались преподавателем по индивидуальной рейтинговой оценке, полученной в ходе изучения дисциплины. Уровень знаний систематически проверялся с помощью текущих письменных контрольных работ и оценивался по 5-балльной системе.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Процесс формирования компетенций, дополнительно и углубленно отрабатываемых в ходе изучения дисциплины "Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии", является многоступенчатым и включает следующие области медицины: нормальная анатомия, топографическая анатомия и оперативная хирургия, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патологическая физиология, пропедевтика внутренних болезней, внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, фундаментальная медицина, психиатрия, медицинская психология и лучевая диагностика.
Контент дисциплины "Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии" состоит из 2 разделов (табл. 1).
Таблица 1. Разделы дисциплины, изучаемые в XII семестре
Примечание. СРС - самостоятельная работа обучающихся; Л - лекции; С - семинары (в соответствии с рабочим учебным планом, РУП); ЛР - лабораторные работы (в соответствии с РУП); ПР - практические занятия (в соответствии с РУП в них включены клинические практические занятия).
При подготовке ко всем видам интерактивных занятий преподаватель объясняет обучающимся цели, структуру и предполагаемый формат практического занятия. Разбор каждого клинического случая состоит из дискуссии 2 оппонентов с последующим открытым обсуждением и заключением преподавателя. При необходимости остальные обучающиеся подключаются к дискуссии, имитируя модель консилиума. Ситуации для закрепления теоретического материалы дисциплины максимально приближены к профессиональной деятельности врача.
Приведем результаты сравнительного анализа частоты ответов обучающихся на поставленные в анкете вопросы:1. "Какая модель образовательного процесса, на ваш взгляд, является оптимальной при изучении дисциплины “Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии?"".
2. Назовите преимущества интерактивных методик обучения при сравнении с классическим приемом "Монолог преподавателя".
По результатам статистической обработки материала анкетирования обучающихся по вопросу выбора предпочтительной методики преподавания дисциплины между наличием работы по совместительству и выбором конкретной методики выявлена достоверная связь средней силы (р≤0,001, коэффициент сопряженности Пирсона от 0,216 до 0,270).
Главным преимуществом интерактивных методик при ответе на вопросы анкеты обучающимися во всех группах респондентов были отмечены:
1) лучшее усвоение материала занятий - 68%;
2) моделирование типовых клинических ситуаций, наиболее близких к практической работе врача, - 20,2%;
3) взаимодействие в группе на уровне профессиональных компетенций с имитацией консилиумов - 7,8%;
4) повышенное чувство ответственности за принятые решения во время интерактивных занятий - 4%.
ОБСУЖДЕНИЕ
Необходимо отметить, что в своем преобладающем большинстве (62,5% опрошенных) обучающиеся на VI курсе лечебно-профилактического факультета являются сотрудниками (средний медицинский персонал) многопрофильных стационаров и ко-видных моногоспиталей. Этот факт свидетельствует об очень высокой вовлеченности обучающихся в медицинскую деятельность.
Современные методологии интерактивного преподавания создают более эффективную основу для повышения компетентности в предоставлении медицинской помощи [7]. Это утверждение согласуется с результатами нашего исследования. При проведении анкетирования выявлено, что обучающиеся отмечают более высокую эффективность применения конкретных интерактивных моделей образовательного процесса. Однако выбор предпочтительной методики обучения связан с наличием опыта работы в практическом здравоохранении в качестве среднего медицинского персонала по совместительству (табл. 2).
Таблица 2. Результаты анкетирования обучающихся по вопросу выбора предпочтительной методики преподавания дисциплины
Примечание. Показатели в процентах даны с применением математического округления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт использования дистанционного образования на примере дисциплины "Клиническая биохимия и основы медицинской биотехнологии" показал, что необходимым условием для успешного формирования обязательных компетенций в ходе дистанционного обучения является анализ контингента обучающихся по признаку работы в практическом здравоохранении в качестве среднего медицинского персонала (по совместительству). Обратная связь в виде анкетирования позволяет произвести корректировку использования различных интерактивных методов обучения для повышения эффективности обучения.
Литература
1. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001
2. Минаенко Ю.В., Сазонов Н.С., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Изучение дисциплины "Общая и неорганическая химия" на фармацевтическом факультете РостГМУ в рамках очной формы обучения по индивидуальному плану // Материалы научно-практической конференции "Химия: достижения и перспективы". Ростов-на-Дону, 2016. С. 242-243.
3. Горбунова М.О., Распопова Е.А., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Инновационная форма изучения дисциплины "Физическая и коллоидная химия" на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции "Физическая и коллоидная химия - основа новых технологий и современных методов анализа в химической и пищевой отраслях промышленности". Воронеж, 2016. С. 392-396.
4. Ишихов Ю.А., Горбунова М.О., Додохова М.А., Иванова Л.Н. Инновационная форма изучения дисциплины "Биологическая химия" на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции "Химия: достижения и перспективы". Ростов-на-Дону, 2017. С. 320-322.
5. Щербакова Е.Ю., Сазонов Н.С., Горбунова М.О., Додохова М.А., Метелица И.А. Использование современных информационных технологий в изучении дисциплины "Аналитическая химия" на фармацевтическом факультете РостГМУ // Материалы научно-практической конференции "Химия: достижения и перспективы". Ростов-на-Дону, 2018. С. 363-366.
6. Пинчук Т.В., Орлова Н.В. Интерактивные методы обучения в высшем медицинском образовании (аналитический обзор) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 102-116. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13009
7. Shah H.H., Mattana J., Jhaveri K.D. Evidence-based nephrology-rheumatology debates: a novel educational experience during nephrology fellowship training // Ren. Fail. 2013. Vol. 35. P. 911-913.