ИЗУЧЕНИЕ МЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТУДЕНТОВ ВУЗА В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Резюме

Авторы статьи провели исследование с целью определения отношения студентов к распространению коронавирусной инфекции, проблеме социального дистанцирования, вопросу вакцинации. Педагогическое воздействие на обучающихся осуществляется в процессе информационно-просветительной работы средствами устной и печатной пропаганды, электронной технологии информирования, посредством мобильных информационных стендов с одновременным воздействием на слуховые и зрительные анализаторы. Меры педагогического воздействия направлены на достижение позитивных изменений в сознании населения в вопросах вакцинации и на повышение уровня социальной ответственности в вопросах превентивных и защитных мер предосторожности в условиях распространения коронавирусной инфекции. В статье представлен качественный и количественный анализ полученных результатов анкетирования, проведенного с целью выявления уровня информированности студентов-первокурсников о происхождении, географии и темпах распространения новой коронавирусной инфекции, о симптоматике заболевания и мерах его профилактики, о вакцинации против COVID-19 как эффективного способа защиты.

Ключевые слова:COVID-19, вакцинация, меры профилактики коронавирусной инфекции, педагогическое воздействие, гигиеническое обучение и воспитание, информированность населения

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гаранина Р.М., Гаранин А.А. Изучение мер педагогического воздействия на студентов вуза в вопросах профилактики новой коронавирусной инфекции // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4. С. 81-91. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-81-91

Впервые зарегистрированный в китайском Ухане вирус SARS-CoV-2 довольно быстро распространился по всей планете, а вызванная им новая коронавирусная инфекция приобрела вначале статус чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, а затем и характер пандемии. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала "вспышку нового коронавируса чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. 11 февраля 2020 г. заболевание получило название нового коронавирусного заболевания - COVID-19. 11 марта 2020 г. генеральный директор ВОЗ сообщил, что распространение COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию" [1].

По данным университета Джонса Хопкинса, в настоящее время в мире зарегистрировано свыше 238 млн случаев заболевания, подтверждено более 4,8 млн летальных исходов заболевания, а тенденция увеличения этих цифровых данных прослеживается во многих странах [2].

В условиях пандемии существенно изменился уклад жизни людей по всему миру, возник риск инфицирования и заболеваемости, а также риск дезадаптации в связи с существенным вынужденным ограничением социальных контактов (карантинные меры, самоизоляция) [3].

Необходимость усиления мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции очевидна и требует не только вмешательства и контроля со стороны органов государственной власти и оперативного штаба для борьбы с COVID-19, но и сознательного отношения самих граждан к своему здоровью, тем более что "вспышки новых вирусных инфекций человека продолжают оставаться актуальной проблемой мирового общественного здравоохранения" [4].

Студенты как наиболее мобильная и активная часть населения часто объединяющаяся в учебные и неформальные группы, представляют особую группу риска. Неверная, недостоверная или неполная информация, которой полны социальные сети и другие контенты сети Интернет, могут формировать демотивацию молодежи к соблюдению мер безопасности или побуждать их к демонстративному пренебрежению ими [5].

Превентивные и защитные меры предосторожности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции подразумевают минимизацию риска распространения заболевания и остаются прежними: информирование населения, организация обучения вопросам профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями, обеспечение необходимыми расходными материалами (маски, дезинфицирующие и моющие средства), ношение маски, социальная дистанция, обработка и мытье рук, ряд карантинных мер.

Из-за ухудшения эпидемиологической ситуации особое внимание направлено на вакцинацию населения как наиболее эффективного (и проверенного временем) способа профилактики инфекционных заболеваний.

Таким образом, актуальность проблемы роста числа инфицированных, недостаточная информированность населения, большое число накопившихся вопросов по теме вакцинации обусловили необходимость и основание для организации социологического исследования среди студентов медицинского вуза.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В рамках мероприятий мы провели исследование по выявлению уровня информированности студентов I и III курсов ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России о мерах профилактики новой коронавирусной инфекции, о применении вакцин и об охвате вакцинацией населения. В исследовании приняли участие 209 студентов I и III курсов институтов стоматологии, педиатрии и профилактической медицины.

Возрастная структура респондентов относительно молодая - 18-20 лет. Гендерный состав респондентов распределился следующим образом: 142 (67,94%) девушки и 67 (32,06%) юношей.

Для достижения поставленной цели в качестве диагностического инструментария исследования использовались следующие методы исследования: анкетирование, опрос, индивидуальные беседы, математико-статистическая обработка данных. Анкета включала структурно-организованный набор из 12 вопросов, каждый из них связан с задачами проводимого исследования. Анкета включала как прямые вопросы, предлагающие респонденту выразить свое собственное мнение, так и косвенные (согласие или несогласие с предлагаемым утверждением) вопросы. По своей форме вопросы анкеты преимущественно были открытыми (предлагали респонденту дать письменный ответ в произвольной форме); по функции -основными (для получения первичной социологической информации о содержании проблемы исследования); по содержанию -вопросы о фактах сознания и о фактах поведения (для выявления мнения, оценок и действий).

В ходе обсервационного исследования были обобщены и проанализированы данные результатов анкетирования и тестов. Статистический анализ проводили с использованием параметрических методов посредством Microsoft Office Excel 2007.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Пандемия коронавируса привела к серьезным изменениям в системе российского высшего образования, "наложила ограничения на привычную деятельность, затронув в первую очередь сферу физической мобильности студентов" [6].

В целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России были оперативно разработаны план и порядок профилактических мероприятий, которые регулируются рядом нормативных актов: методические рекомендации Роспотребнадзора, Министерства образования и науки РФ, постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации [7], санитарно-эпидемиологические правила, приказы ректора, вменяющие в обязанность всех участников образовательного учреждения исполнять предписания, устанавливающие ограничительные мероприятия.

В образовательном учреждении изменился порядок работы, а основной формой организации учебного процесса весной 2020 г. стали использование системы дистанционных образовательных технологий, обеспечение гибкости электронной информационной образовательной среды (ЭИОС) и непрерывный доступ к ее информационным ресурсам. И преподавателям, и студентам пришлось работать и взаимодействовать в условиях "цифрового неравенства", когда явно обозначилась проблема дифференциации цифровой грамотности по уровню ее развития и навыкам работы всех субъектов образовательного пространства в цифровой образовательной среде.

В настоящее время, несмотря на все более активное внедрение и включение дистанционных технологий в образовательный процесс, большинство практических и лабораторных занятий проводится в очном формате, так как обучение студентов более продуктивно осуществляется на конкретных клинических примерах (у постели больного) и на примере ситуационных клинических задач, в процессе решения которых студенты постигают основы клинического мышления, алгоритмы врачебной деятельности, обучаются поиску связей симптомов и синдромов с их патогенезом, учатся сопоставлению и анализу фактологического материала, приемам заключительной диагностики.

Ежедневные новости, связанные с эпидемиологической обстановкой в отношении COVID-19 и напрямую касающиеся каждого человека, вызывают у населения чувство беспокойства, тревоги и множество вопросов. Недостаточная информированность о необходимости массовой вакцинации, противоречивые сведения (и мнения ведущих специалистов в области иммунологии и инфектологии) о качестве и эффективности вакцин, отсутствие убедительных ответов на тревожащие население вопросы (в том числе о необходимости делать прививку людям с высоким титром антител), беспокойство людей по поводу ближайших и отдаленных последствий вакцинации свидетельствуют о недостаточном уровне просветительной работы со стороны медицинского профессионального сообщества.

В настоящее время самыми главными, вызывающими растущее беспокойство новостями для населения являются сообщения о неуклонном росте числа заболевших, смертельных исходов, о реальной и потенциальной возможности заражения новой коронавирусной инфекцией. Значительный вклад в дестабилизацию психологического комфорта вносит и неопределенность, которая проявляется в нетипичном воздействии нового вируса на организм, разноплановом проявлении симптомов заболевания, его быстрой мутационной активности, а также серьезными изменениями жизненных планов большинства населения.

Непривычность происходящего (новая нетипичная инфекция, необходимость соблюдения ограничительных мер), отсутствие прогнозируемых ответов на вопросы о сроках окончания пандемии, снятии карантинных мер вызывают еще большее беспокойство, подрывают доверие к любой информации, заставляя людей испытывать еще большее беспокойство и корректировать свое "социальное поведение в условиях режима самоизоляции" [8].

В условиях пандемии усилия педагогического коллектива направлены на концентрацию внимания обучающихся на необходимости придерживаться указанных мер как во время нахождения в учебном заведении, так и за его пределами (при посещении объектов общественного питания, сферы услуг, культурно-развлекательных комплексов, объектов для занятий спортом, использовании услуг общественного транспорта и т.д.) с целью снижения вероятности передачи инфекции.

Основная задача - организация мероприятий информационно-разъяснительного характера для всех участников образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья; о мерах профилактики и снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Информационно-методические материалы по профилактике гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и рекомендации о профилактических и дезинфекционных мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) разработаны Роспотребнадзором и Минздравом России и размещены на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [9, 10]. Большое количество просветительских материалов: памятки, правила, рекомендации, инструкции, советы, листовки, плакаты, презентации, видео, статистические данные, телефоны горячих линий, опубликовано на сайте https://стоп-коронавирус.рф/ [11].

Гигиеническое обучение и воспитание студентов и информационно-разъяснительная работа в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России проводятся систематически, последовательно, всесторонне и обеспечиваются различными методами посредством устной пропаганды - диалоговый (лекция, интерактивная беседа, конференция, викторина, тренинги, деловые игры), печатный - информирование и наглядная агитация [статьи, памятки, буклеты, рекламные баннеры, применение мобильных информационных стендов (roll up), брошюры], электронной технологии информирования - одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы (просмотр видеороликов рекламного характера, радиооповещения, использование дистанционных технологий), а также посредством проведения тематических бесед, кураторских часов, конкурсов с вовлечением студентов и др.

Особое значение начинают приобретать активные методы обучения в рамках образовательных технологий: деловые игры, метод case-study, активизация самостоятельной работы студентов, находящихся на самоизоляции или дистанционном обучении [12].

Количественный и качественный анализ по каждому предложенному вопросу, адресованному студентам, позволил диагностировать следующие результаты. Для обучающихся в большей степени характерны высокий и оптимальный уровни информированности о происхождении (97,7% опрошенных), географии (76,2% респондентов) и темпах распространения (62,8% студентов) новой коронавирусной инфекции.

Вместе с тем исследование показало, что из общего числа опрошенных вакцинированы 88 студентов, что составляет 42,1%. Только 56 (46,3%) респондентов из числа невакцинированных студентов (121 человек) на вопрос о том, планируют ли они прививаться в ближайшее время, ответили утвердительно. В качестве причин отказа от вакцинации отмечались: 1) имеются противопоказания (9,6%); 2) опасаются побочных действий вакцины (2,5%); 3) не доверяют вакцинам или не хотят по принципиальным соображениям (1,7%). Результат статистических данных о числе вакцинированных в семьях студентов показал, что привито 50,7% членов семей студентов (в среднем состав семьи составил 4 человека).

Полученные данные являются необходимым основанием для усиления просветительной работы среди студентов, изменения формата и содержания агитационных и разъяснительных мероприятий.

Следующий блок анкеты включал вопросы, направленные на выявление уровня осведомленности студентов о симптоматике заболевания и мерах его профилактики. В результате обработки анкетных данных (рис. 1) выяснилось, что знают правила этикета и выполняют их для предотвращения передачи вируса от больного человека здоровому 165 (78,9%) обучающихся, знают основные симптомы и признаки заболевания (высокая температура тела, кашель, потеря обоняния, слабость и т.д.) 192 (91,9%) опрошенных, имеют представления о способах передачи вируса -194 (92,8%), информированы об опасных отдаленных последствиях - 114 (54,5%), смогли перечислить основные правила личной гигиены 201 (96,2%) респондент, правила ношения масок - 177 (84,7%), алгоритм действий в случае заболевания COVID-19-145 (69,4%) человек.

Рис. 1. Осведомленность студентов о симптоматике коронавирусной инфекции COVID-19 и мерах ее профилактики (количество респондентов - 209 человек)

Вместе с тем наблюдения показали, что не всегда знания и осведомленность субъекта трансформируются в грамотную модель поведения: многие студенты носят маски неправильно (открыт нос, маска закреплена на подбородке, находится в кармане), являются на занятия с признаками вирусной инфекции.

При этом обучающиеся заявляют, что у них "только насморк" (т.е. у будущего врача отсутствует понимание того, что острый ринит у человека является одним из признаков вирусной инфекции), придерживаются привычного образа жизни и продолжают поддерживать социальные контакты.

Эта дисгармония демонстрирует разнонаправленность противоположностей (знаний и действий), связана с отсутствием единства представлений об обозначенной проблеме (противоречивая информация, отсутствие четких статистических данных), взаимного соответствия стремлений (внутренние противоречия в социальном обществе - сторонники и противники вакцинации), принципов участия и стратегии действий (низкая вовлеченность обучающихся в просветительскую деятельность).

Определенный дисбаланс в борьбу с новой коронавирусной инфекцией вносит непонимание большинством людей принципа причинности: всякое изменение чего бы то ни было может быть вызвано только воздействием на него. Очевидно, что для решения этой концептуальной проблемы необходимо не только тщательное изучение причинно-следственных связей всех событий, обстоятельств и социальных отношений. Весомым моментом является выполнение требований непрерывности всех мероприятий (по смыслу и времени), актуализации просветительной работы в среде обучающихся. Оптимизация мировоззренческого понимания действительности также является важной мерой, направленной не на подавление интересов одной из сторон, например противников вакцинации, а на стремление к взаимному соответствию в вопросах сохранения жизни и здоровья и согласованности действий в борьбе с инфекцией.

Третий блок содержал вопросы, направленные на выявление мнения о нормах поведения и мнения о выстроенном образе жизни (рис. 2). Для 129 (61,7%) опрошенных пандемия стала очень актуальной проблемой, вызывающей опасения за жизнь и здоровье близких людей, для 88 (42,1%) -значимой и повлиявшей на стиль жизни (ограничение контактов), у 59 (28,2%) студентов родственники и знакомые болели или болеют новой коронавирусной инфекцией, 4 (1,9%) обучающихся столкнулись с потерей близкого человека.

Рис. 2. Результаты опроса студентов относительно их поведения и выстроенного образа жизни в период пандемии COVID-19 (количество респондентов - 209 человек)

Уже известно, что COVID-19 может проявляться не только высоким и стойким повышением температуры тела, головной болью и ознобом, отсутствием обоняния и кашлем, но и любыми другими симптомами ОРВИ, расстройствами функций желудочно-кишечного тракта, а также у определенной популяции населения характеризуется бессимптомным течением. 145 (69,4%) студентов боятся заразиться COVID-19, а 158 (75,6%) - вирусными заболеваниями вообще, незначительная доля опрошенных - 18 (8,6%) не задумывались об этом и ничего не меняли в своей повседневной жизни, 47 (22,5%) не боятся заболеть и не считают данную инфекцию опасной, при этом только 14 (6,7%) опрошенных верят в то, что ситуацию удастся стабилизировать в ближайшее время.

Гигиеническое обучение и воспитание студентов было направлено на профилактику заболевания, повышение уровня санитарной культуры обучающихся, формирование здорового образа жизни и распространение знаний о здоровом образе жизни и выстраивалось (и продолжает выстраиваться) на принципах научности, объективности, систематичности, последовательности и комплексности. В рамках просветительской деятельности со студентами приводили общеизвестные факты и статистические данные социологических и медицинских исследований, например о том, что здоровье - главная ценность жизни человека и оно более чем на 50-55% определяется образом его жизни, о важности укрепления иммунитета и т.п.

В беседах со студентами мы применяли такие методы педагогического воспитания, как разъяснение, убеждение, требование, личный пример (вакцинация), опирались на такие педагогические приемы, как доверие, понимание, предостережение, приводили доказательную статистику о важности вакцинации (заболеваемость, смертность). Мы руководствовались утверждением о том, что "желаемого результата можно достичь ненавязчиво, но твердо предлагая пути и способы преодоления затруднений <...> вооружая оптимизмом и непременно опираясь на гуманитарную стратегию педагогической деятельности" [13].

С целью формирования правильного понимания процедуры вакцинации, социально грамотного поведения в условиях пандемии, актуализации эффективных практических действий студентов (осознанное стремление вакцинироваться) мы проводили логический анализ наиболее распространенных в социальном обществе ошибочных суждений, акцентировали внимание на мнении авторитетных представителей медицинского сообщества.

Оптимальным методом влияния на общественное мнение в среде студентов являются, по нашему мнению, выступления студентов в своих группах с докладами по различным темам, например "Как правильно носить медицинскую маску?", "Как правильно мыть руки?", "Какие советы вы дадите своим знакомым/родственникам по вопросам профилактики коронавирусной инфекции?", "Что такое "цитокиновый шторм"?" и т.д.

Доклады и выступления студентов носят не только просветительский, но и обучающий характер, а также оказывают воспитательное воздействие: обучающиеся учатся добывать и обобщать информацию, анализировать статистические данные, убеждаются в значимости будущей профессии, приобретают навыки публичного выступления. Особенно эффективными оказались выступления студентов, привлеченных для помощи врачам к борьбе с пандемией и работавших в "красной зоне" (информация из первых рук, воспитание личным примером).

Оптимизация воспитательного воздействия, убедительная аргументация привели к заметному позитивному результату (см. таблицу): увеличилось число студентов, прошедших вакцинацию на 22 человека (прирост составил 11,5%), а общее число вакцинированных достигло 110 человек (и составило 52,6%). Согласно опросу, проведенному после педагогического воздействия, планируют вакцинироваться в ближайшее время еще 34 (16,3%) студента, побудительные причины - достижение 18 лет и иные мотивы.

Сравнительные статистические данные результатов исследования до и после экспериментального педагогического воздействия

Примечание. р<0,05.

Педагогическое наблюдение показало, что студенты стали более ответственно относиться к мерам профилактики (перед занятием дезинфицирующими средствами обрабатывают руки, учебные столы, стулья, двери и т.д.), соблюдать социальную дистанцию и правила ношения масок.

Анализ обобщенных результатов проведенного педагогического наблюдения и продуктов экспериментальной социально-педагогической деятельности (совершенствование просветительно-воспитательной беседы, анкетирование, кураторские часы, разбор ситуационных задач) подтвердил оптимальные показатели компетентности будущих врачей по вопросам эпидемиологической безопасности при новой коронавирусной инфекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обозначенные меры педагогического воздействия по-прежнему востребованы в создавшихся условиях распространения новой коронавирусной инфекции, которая включена в перечень заболеваний, несущих опасность для окружающих и представляющих угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, и, по заявлению генерального секретаря Всемирной организации здравоохранения, "продолжает оставаться чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение" [1].

Полученные результаты исследования использовались для изучения педагогического потенциала воспитательных мер и возможности реализации их на практике с целью усиления эффективности просветительной работы среди студентов по вопросам борьбы с новой коронавирусной инфекцией.

Литература

1. Заявление по итогам третьего совещания Комитета по чрезвычайной ситуации, созванного в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005) в связи со вспышкой коронавирусной инфекции (COVID-19). who.int [интернет]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/detail/01-05-2020-statement-on-the-third-meeting-of-the-international-health-regulations-(2005)-emergency-committee-regarding-the-outbreak-of-coronavirus-disease-(Сovid-19). Ссылка активна на 09.10.2021.

2. Johns Hopkins experts in global public health, infectious disease, and emergency preparedness have been at the forefront of the international response to COVID-19. URL: https://coronavirus.jhu.edu/map.html. Ссылка активна на 09.10.2021.

3. Корнишина Е.В., Маева Д.А., Тихонова Н.К. Сравнительная оценка информированности и социального самочувствия военнослужащих и гражданского населения в период пандемии COVID-19 // Смоленский медицинский альманах. 2021. № 1. 2021. С. 166-170.

4. Горенков Д.В., Хантимирова Л.М., Шевцов В.А., Рукавишников А.В., Меркулов В.А., Олефир Ю.В. Вспышка нового инфекционного заболевания COVID-19: β-коронавирусы как угроза глобальному здравоохранению // БИОпрепараты. Профилактика, диагностика, лечение. 2020. Т. 20, № 1. С. 6-20.

5. Угланова Н.Н., Мушников Д.Л., Поляков Б.А. Информированность студентов медицинского вуза по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции // Вестник Ивановской медицинской академии. 2020. Т. 25, № 3-4. С. 11-14.

6. Тарадина Л.Д., Шлентова А.Е., Ивашкевич А.А. Трансформация академической привлекательности стран в условиях пандемии // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 1. С. 117-130. DOI: https://www.doi.org/10.15826/umpa.2021.01.009

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 № 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV".

8. Касьянов В.В., Гафиатулина Н.Х, Самыгин С.И. Особенности и проблемы социального поведения в условиях режима самоизоляции российского населения // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9 (42), № 2. С. 51-63.

9. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru

10. URL: https://minzdrav.gov.ru

11. URL: https://стопкоронавирус.рф/info/docs/

12. Амиров А.Ф., Гаранина Р.М., Гаранин А.А., Аввакумова Н.П. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: учебно-методическое пособие для преподавателей. Уфа : Изд-во БГПУ, 2012. 103 с.

13. Garanina R.M. Technology of Pedagogical Assistance to the Formation of the Student as a Subject of the Educational Space // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 4, N 9. P. 751-772.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»