АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНДИКАТОРОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО ДАННЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ

Резюме

В период введения в высшее медицинское образование федеральных стандартов нового поколения становится актуальным вопрос интеграции универсальных компетенций в образовательную программу медицинского вуза по профилю "Клиническая медицина". При этом невозможно рассмотрение сформированного ряда универсальных компетенций без оценки индикаторов, имеющих отношение к информационной грамотности, т.е. без вклада медиакомпетентности. В нашей работе мы рассмотрели показатели индивидуального стиля медиапотребления среди студентов медицинского вуза в аспекте длительности обучения в вузе и гендерном аспекте. Полученные данные свидетельствуют о конгруэнтности медиакомпетентности обучающихся в медицинском вузе образовательной программе, а также о наличии определенных гендерных различий, выражающихся в том, что у юношей более выражена рефлексивная критичность медиапотребления, а у девушек - эмоционально-познавательная вовлеченность. Показано, что на II-III курсе целесообразно проведение метапредметных занятий, способствующих повышению медиакомпетентности обучающихся в медицинском вузе.

Ключевые слова:высшее медицинское образование, универсальные компетенции, медиакомпетентность, медиапотребление, критическое мышление

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бурт А.А., Ходырева Т.С. Анализ уровня сформированности индикаторов универсальных компетенций у студентов медицинского вуза по данным индивидуального стиля медиапотребления // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4. С. 72-79. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-1 2-4-72-79

В 2020 г. утверждены федеральные образовательные стандарты нового поколения по направлению "Клиническая медицина", где впервые нашли отражение универсальные компетенции. В настоящее время никто специально не обучает молодого человека противостоять беспорядочно нарастающим информационным потокам, т.е. критически относиться к несущим взаимоисключающие смыслы и ценности текстам, фактам, сообщениям, говоря языком федеральных образовательных стандартов, формировать медиакомпетентность [1].

Анализ стихийного поведения молодого поколения медиапотребителей и результатов проведенных за последние полвека исследований по проблемам социального познания [2], медиапотребления [3] и стилевых особенностей когнитивной деятельности [4] позволил использовать методику определения индивидуального стиля медиапотребления для анализа сформированности ряда универсальных компетенций. Это своеобразный портрет человека, характеризующий разнонаправленные особенности стиля усвоения информации. Согласно авторам, в основу положены 4 шкалы оценки индивидуальной культуры потребления медиаинформации [5]: шкала ЭПВ (эмоционально-познавательная вовлеченность); шкала ВКМ (волевой контроль медиапотребления); шкала РКМ (рефлексивная критичность медиапотребления); шкала ЭПИ (эффективность поиска информации). Среди данных характеристик отчетливо прослеживается как характеристика системного мышления (эффективность поиска информации), так и критического мышления (волевой контроль медиапотребления и рефлексивная критичность медиапотребления), а также оценка эмоционального интеллекта - эмоционально-познавательная вовлеченность [6]. Все эти составляющие входят в качестве индикаторов в универсальные компетенции, сформулированные в федеральных стандартах нового поколения: УК-1 "Способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий", а также УК-6 "Способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни".

Цель исследования - проанализировать уровень сформированности отдельных индикаторов универсальных компетенций у студентов медицинского вуза по данным индивидуального стиля медиапотребления.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Среди студентов I-VI курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России был проведен онлайн-опрос по опроснику индивидуального стиля медиапотребления [5] посредством google-форм. В опросе приняли участие 101 человек: 41 юноша и 60 девушек. Тестируемому предлагалось ответить на 60 вопросов с возможным выбором варианта ответа ("Да", "Скорее да", "Затрудняюсь ответить", "Скорее нет", "Нет"), который наиболее соответствовал наличию/отсутствию и выраженности тех или иных установок, привычек и реакций в сфере потребления информации. Каждому варианту ответов присваивался определенный балл: -2; -1; 0; +1; +2. Каждый вопрос имел отношение к шкалам медиапотребления, которые разработаны Д.А. Давыдовым, А.О. Ерофеевой, А.С. Коповым: эмоционально-познавательной вовлеченности (ЭПВ), волевого контроля медиапотребления (ВКМ), рефлексивной критичности медиапотребления (РКМ) и эффективности поиска информации (ЭПИ). Согласно ключу к тесту, на основании суммы соответствующих вопросов устанавливались размеры баллов по шкалам и определяли уровни шкал. Построены характеристики индивидуального стиля медиапотребления на основе преобладания крайних вариантов и исключения средних показателей по шкалам (ЭПВ, ВКМ, РКМ, ЭПВ). Проведена статистическая обработка результатов с использованием пакета программ MS Excel, SPSS 17.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведения опроса установлены следующие данные: пол, возраст (17-18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25 лет и более), год обучения, количество баллов по шкале ЭПВ, ВКМ, РКМ, ЭПИ, уровни по шкалам ЭПВ, ВКМ, РКМ, ЭПИ (высокий, средний, низкий).

Исследуемая совокупность разделена на несколько групп: группы по году обучения в вузе и половые группы. Выделены группы по году обучения: I курс - 13 человек; II курс -35 человек; III курс - 19 человек; IV курс -14 человек; V курс - 12 человек; VI курс - 8 человек. Несмотря на проверку нормальности распределения по критерию Колмогорова-Смирнова и подтверждение нормальности распределения между группами, в связи с тем что численность отдельных групп была ниже 30 человек, был использован критерий Манна-Уитни. При проведении сравнительной оценки по критерию Манна-Уитни получены достоверные различия в отдельных показателях медиапотребления (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ различий с применением критерия Манна-Уитни в группах по году обучения

Примечание. Здесь и на рис. 1: * - различия показателей статистически значимы (p<0,05). Здесь, в табл. 2 и на рис. 2: ЭПВ - эмоционально-познавательная вовлеченность; ВКМ - волевой контроль медиапотребления; РКМ - рефлексивная критичность медиапотребления; ЭПИ - эффективность поиска информации.

Отмечены достоверные различия по шкале рефлексивной критичности медиапотребления среди групп обучающихся III и IV курса. Показано (рис. 1), что у студентов III курса рефлексивная критичность медиапотребления достоверно ниже, чем у студентов IV курса (табл. 2), что указывает на то, что у данной группы в меньшей степени развита критичность восприятия информации и возможна интроекция информации ("некритичное заглатывание").

Таблица 2. Средние результаты балльной оценки по шкалам медиапотребления у обучающихся по годам обучения

Примечание. * - различия показателей статистически значимы (p<0,05).

Рис. 1. Средние результаты балльной оценки по шкалам медиапотребления у обучающихся по годам обучения

Таким образом, у студентов I и II курса достаточный уровень критичности восприятия информации, на III курсе данный показатель значительно снижен, а на IV курсе - наивысшее значение критичности медиапотребления. По всей видимости, данный факт объясняется особенностями образовательной программы медицинских вузов, при которой первые 2 курса посвящены изучению базовых дисциплин: биология, нормальная анатомия и физиология, гистология, гуманитарные дисциплины, химия, биологическая химия, медико-биологическая физика и другие дисциплины, связанные с программой общего образования, а уже с III курса начинаются предметы, посвященные глубоким знаниям патологической физиологии, анатомии, пропедевтики внутренних болезней, содержащие больше профессиональной информации.

По другим показателям достоверных отличий не отмечено. Однако на уровне тенденции удалось установить, что ЭПВ студентов с увеличением продолжительности обучения в вузе падает с I по III курс, а уже на IV курсе значительно возрастает. К финалу обучения на VI курсе ЭПВ вновь оказывается на уровне значений III курса, когда она была минимальной. Это в целом соотносится с программой обучения в медицинском вузе, при котором наиболее сложная программа сконцентрирована на III курсе, при этом в данный период обучения наблюдается очень низкая практическая составляющая обучения. Это, по всей видимости, влечет низкую заинтересованность обучающихся. На VI курсе низкую ЭПВ мы связываем с монотонностью программы обучения, при которой ряд тем представляют собой наслоение на уже имеющиеся знания.

ВКМ по данным тестирования находится на среднем уровне, ближе к высоким значениям, также он возрастает к VI курсу, что в целом оправдано с точки зрения целеполагания. Эффективность поиска информации находится у данной категории обследуемых на достаточно высоком уровне, что свидетельствует о достаточном развитии поисковой функции мышления.

В целом можно охарактеризовать портрет студента медицинского вуза как человека с достаточно осознанным медиапотреблением. Однако различия между курсами присутствуют и конгруэнтны образовательной программе.

При оценке различий в гендерных группах получены группы юношей (n=41) и девушек (n=60). Показано, что распределение в группах подвержено закону нормального распределения. При проведении статистического анализа различий по критерию Манна-Уитни получены достоверные различия по показателям эмоционально-познавательной вовлеченности, а также по рефлексивной критичности медиапотребления (рис. 2). Уровень рефлексивной критичности медиапотребления у юношей был более чем в 2 раза выше, чем у девушек: соответственно 8,32±1,21 и 3,55±1,00 балл (р=0,007). А по шкале ЭПВ результат юношей был значительно ниже результата девушек: -2,59±1,61 и 0,98±1,11 балла соответственно (р=0,045).

Рис. 2. Гендерные отличия средних результатов по шкалам медиапотребления у обучающихся

* - различия показателей статистически значимы (p<0,05); ** - различия показателей статистически значимы (p<0,01).

Таким образом, юноши продемонстрировали более выраженное критическое мышление, нежели девушки, в медицинском вузе, но интерес девушек к обучению, поддерживаемый за счет ЭПВ, был значительно выше, чем у юношей (рис. 2). Это в целом соотносится с данными о роли ЭПВ в учебный процесс [6]. Наряду с этим на уровне тенденции у юношей также были продемонстрированы более высокий ВКМ результат по шкале ЭПИ. Другие авторы отмечали, что ВКМ рефлексивная критичность мышления характеризовались менее выраженным эмоциональным интеллектом, тогда как ЭПВ коррелировала с параметрами эмоционального интеллекта, но при этом ЭПИ, основанная на большем эмоциональном компоненте, была ниже [7]. В нашем исследовании также наблюдается тенденция к более низкой эффективности поиска информации у девушек, нежели у юношей. Предполагается, что высокая эмоциональная вовлеченность у девушек способствует эмоциональной обработке информации, ухудшая ее систематизацию, обобщение и критичное восприятие.

ЗАКЛЮЧЕНИE

У студентов III курса рефлексивная критичность медиапотребления достоверно ниже, чем у студентов IV курса; это указывает на то, что у данной группы в меньшей степени развита критичность восприятия информации и возможна интроекция информации ("некритичное заглатывание") (р<0,05).

У девушек, обучающихся в медицинском вузе, в сравнении с юношами значительно повышен уровень ЭПВ в различные формы медиапотребления, что указывает на их вовлеченность в переживание событий и процессов, отраженных в поступающей информации (р<0,05).

У юношей, обучающихся в медицинском вузе, значительно повышен в сравнении с девушками уровень рефлексивной критичности медиапотребления, что указывает на хорошее развитие критичности воспринимаемой информации (р<0,01).

Полученные данные можно использовать при планировании образовательных программ медицинского вуза с целью развития критичности медиапотребления на II-III курсе, а также стимулирования ЭПВ студентов. Для этого возможно использование в аудиторное и внеаудиторное время образовательных электронно-библиотечных систем по типу "Лань", "Консультант студента" и др. Целесообразно проведение метапредметных занятий, способствующих повышению медиакомпетентности обучающихся в медицинском вузе. Варианты метапредметных занятий рассматриваются нами на дисциплине по выбору "Медицинская экология", что позволяет изучить различные информационные источники по предлагаемым интегративным темам, проанализировать их с точки зрения критичности, опираясь на имеющиеся к этому периоду обучения в вузе знания, полученные при изучении физиологии человека, биологии, медико-биологической физики, биологической химии. Вместе с тем необходимо дифференцированно подходить к различного рода проектным и творческим заданиям с целью повышения эффективности поиска информации с учетом гендерных особенностей обучающихся в медицинском вузе. Для этого необходимо более широко использовать командные методы деятельности, где один обучающийся может выступать экспертом проекта, другой - заниматься критичным поиском информации, а третий - более образно и эмоционально, с использованием ораторских способностей представить проект.

Литература

1. Троянская С.Л. Развитие медиакомпетентности студентов // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1 (23). С. 144-146.

2. Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. 2013. № 1 (9). С. 39-49.

3. Матвеева Л.В. Культура СМИ: размышления о феномене "разорванной коммуникации" // Вестник Московского университета. Серия. 14. Психология. 2007. № 1. С. 119-132.

4. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. Санкт-Петербург, 2004. 430 с.

5. Давыдов Д.А., Ерофеева А.О., Коповой А.С. Информационные технологии в психолого-педагогической деятельности : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2013. 96 с.

6. Charkhabi M., Khalezov E., Kotova T., Baker J.S., Dutheil F. et al. Correction: school engagement of children in early grades: psychometric, and gender comparisons // PLoS One. 2020. Vol. 15, N 1. Article ID e0228605.

7. Комиссарова О.А. Влияние индивидуальных особенностей студентов на стили медиапотребления // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 5-2 (83). С. 56-58. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.83.5.039

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»