БЛОГ РОНАЛЬДА ХАРДЕНА

Как важно правильно закончить занятие. Эскейп-румы как инструмент обучения. Ответственность за обеспечение равенства и др.

Опубликовано 17.05.2021

Как важно правильно закончить занятие

На лекционных занятиях, которые проходят в рамках курса "Основные навыки, необходимые для медицинского преподавателя" (ESME), я обращаю внимание слушателей на 2 самых важных момента лекции - первую и последнюю минуту.

Мэтью Кай (Matthew Kay) в своей статье, опубликованной в апрельском выпуске журнала "Educational Leadership" ("Лидерство в образовании") за 2021 г. (стр. 80), излагает одну из психологических теорий и объясняет, как важно правильно закончить занятие. Он ссылается на эксперимент, приведенный в книге Даниэля Канемана "Думай медленно... Решай быстро" (Daniel Kahneman. Thinkin... Fast and Slow). Участникам было предложено погрузить руки в воду температурой 14 °C, которая, как указано в книге, была до боли холодная, но терпимая. Они должны были держать руки под водой в течение 60 с, после чего получали теплое полотенце. Через 7 мин эксперимент повторялся, но в этот раз экспериментатор ждал дополнительные 30 с, прежде чем разрешить испытуемому вытащить руку из воды. В течение этого дополнительного времени он незаметно включал насос, который подавал струю теплой воды. Небольшую, но достаточную для того, чтобы повысить температуру воды на 1°, чего, в свою очередь, достаточно, чтобы испытуемый заметил перемену, но, что особенно важно, еще продолжал чувствовать боль. Таким образом, во время второго задания боль уменьшалась, но была более продолжительной.

Через 7 мин участникам задавали вопрос: какой из 2 экспериментов они скорее хотели бы повторить. Невозможно поверить, но 80% участников выбрали более продолжительный вариант, хотя он предполагал более длительный дискомфорт. Д. Канеман использует этот эксперимент для обоснования установленного им правила "апогея/конца", которое по сути гласит, что из всего эксперимента нам скорее всего запомнится момент эмоционального апогея и то, как этот эксперимент закончился. Это правило действует и в сфере образования.

Эскейп-румы как инструмент обучения

Как отмечается в статьях, представленных в журнале "Medical Teacher" ("Медицинский преподаватель") и на ежегодной конференции Ассоциации медицинского образования в Европе (AMEE), эскейп-румы как инструмент обучения привлекают все больше внимания.

AMEE рада принять участие в проекте, который финансируется совместно с программой Erasmus+ и направлен на исследование потенциальной роли эскейп-румов в программах обучения медицинских работников, что позволит привнести инновации в систему многопрофильного обучения (https://escape4health.eu).

Эскейп-румы (квест-комнаты) - это помещения, где за ограниченное количество времени в закрытом пространстве команды участников решают головоломки и загадки на определенную тематику для достижения заранее определенных целей. Как и при использовании Серьезных игр (Serious games), в случае эскейп-румов основное внимание уделяется динамике взаимодействия вне контекста работы с ее моделями растущего взаимодействия. Такой способ позволяет получить ценную информацию о том, как команды работают вместе.

Более подробная информация об этой инициативе изложена в информационном письме AMEE, подготовленном Труди Робертс (Trudie Roberts) и Тревором Гиббсом (Trevor Gibbs).

Я с интересом смотрю телевизионную программу "Логово дракона" (Dragon's Den), в которой предприниматели обращаются к спонсорам за финансовой поддержкой в обмен на долю в компании. На этой неделе одним из успешных предложений стала квест-комната в формате онлайн.

Ответственность за обеспечение равенства

"Не все из того, с чем мы сталкиваемся, можно изменить, но ничего нельзя изменить, пока мы с этим не столкнемся". Это цитата из очерка Джеймса Болдуина (James Baldwin), опубликованного в книжном обзоре New York Times Book Review 14 января 1962 г. Эта цитата стала эпиграфом к выпуску журнала "Educational Leadership" Ассоциации по надзору и разработке учебных программ (ASCD), вышедшему в марте 2020 г. И посвященному теме расизма и равенства. Предполагается, что расовое равенство должно стать неотъемлемой частью образовательной программы. Однако эффективная работа по обеспечению равенства часто создает ощущение нестабильности в школах, так как она угрожает устоявшимся системам и убеждениям. Джамила Дуган (Jamila Dugan) пишет: "Справедливость - это не пункт назначения, а непоколебимая приверженность определенному курсу" (стр. 35).

Научная работа

Научная работа в области преподавания и обучения в настоящее время находится на повестке дня медицинского образования. Рабочая группа AMEE под руководством Дженнифер Клиленд (Jennifer Cleland) подготовила отличное Руководство по этой теме (Руководство AMEE № 142). Эта тема будет обсуждаться на совместном семинаре AMEE-ANZHPE (Австралийская и Новозеландская ассоциация профессиональных преподавателей в сфере здравоохранения), который пройдет в рамках конференции AMEE 2021. Предполагается, что по его результатам будет опубликовано соответствующее программное заявление.

Cleland J., Jamieson S., Kusurkar R.A., et al. 2021. Redefining scholarship for health professions education: AMEE Guide No. 142. Med Teach. Предварительная электронная публикация. Https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/0142159X.2021.1900555

Определение показателей

Мне постоянно напоминают о проблемах, связанных с определением показателей, как это сделал Джерри Мюллер (Jerry Muller) в пленарном выступлении на AMEE 2020. Свои ключевые идеи он изложил в статье "риски, связанные с определением показателей", опубликованной в июньском номере журнала "Medical Teacher" за 2021 год. Статья размещена здесь: https://doi.org/10.1080/0142159X.2020.1840745



Проверка новой идеи. Экзамены "с открытой книгой". Необходимость нестандартного мышления для планирования будущего

Опубликовано 24.06.2021

Проверка новой идеи

Один из лучших и самых убедительных способов проверки новой идеи состоит в том, чтобы посмотреть, как она применяется и работает в другом контексте. Мне было приятно узнать, например, что полиция великобритании успешно применила концепцию ОСКЭ (объективного структурированного клинического экзамена) и внедрила ее в качестве национального экзамена для оценки кандидатов на продвижение по службе. Полиции был необходим экзамен, который позволил бы оценить практические навыки и мог бы применяться в широких масштабах, и было решено, что ОСКЭ отвечает этим потребностям. ОСКЭ даже фигурирует в телевизионной полицейской драме "инспектор морс" ("Inspector Morse").

Совсем недавно я был рад услышать от Джона Дента (John Dent), что церковь Шотландии приняла 3-круговую модель оценки результатов обучения, которую я впервые описал в 1999 г., и применила ее как основу для оценки результатов обучения, ожидаемых от служителей (AMEE Guide 14).

Harden R.M., Crosby J.R., Davis M.H., Friedman M. AMEE Guide No. 14: Outcome-based education: Part 5-From competency to meta-competency: a model for the specification of learning outcomes. Med Teach. 1999; 21 (6): 546-552.

Экзамены "с открытой книгой"

Поразительным событием во время пандемии COVID-19 стало проведение экзаменов "с открытой книгой". Оценка экзаменов "с открытой книгой" стало темой статьи Иври Загури-Орли (Ivry Zagury-Orly) и Стивена Дернинга (Steven Durning), опубликованной в журнале "Medical Teacher" (2020). По утверждению авторов статьи, экзамены "с открытой книгой" позволяют преподавателям задавать вопросы, требующие, помимо механического заучивания, более развитых когнитивных навыков и критического мышления. Во многих отношениях экзамен "с открытой книгой" больше походит на клиническую практику. Как задать правильный вопрос, где найти ресурсы для ответа на этот вопрос и как оценить ответ - вот 3 области, которым, по мнению Чака Фридмана и др. (Chuck Friedman et al., необходимо уделять больше внимания в учебной программе.

Загури-Орли и Дернинг предположили, что в будущем, скорее всего, появится гибридная модель, в которой знания обучающихся будут оценивать с помощью сочетания экзаменов, на которых разрешается и запрещается пользоваться книгами. В ходе 1-й части экзамена, на которой запрещается пользоваться книгами, будет оценивать знание понятий, которые обучающиеся должны помнить наизусть, не заглядывая в книги, а затем во 2-й части экзамена, на которой пользоваться книгами будет разрешено, будут оценивать навыки, актуальные и необходимые для клинической практики, использующей доказательные подходы.

Идея проведения экзаменов "с открытой книгой" привлекает все больше внимания. В рамках конференции AMEE 2021 (http://amee.org/conferences/amee-2021) будет проведен предварительный семинар по этой теме, а также сетевая сессия, на которой участники смогут поделиться своими взглядами и опытом проведения таких экзаменов.

Friedman C.P., Donaldson K.M., Vantsevich A.V. Educating medical students in the era of ubiquitous information. Med Teach. 2016; 38 (5): 504-9.

Zagury-Orly I., Durning S.J. Assessing open-book examination in medical education: The time is now. Med Teach. 2020. Предварительная электронная публикация.

Нестандартное мышление для планирования будущего

Великобритания твердо намерена значительно увеличить число врачей, проходящих обучение. Как утверждает Майкл Уилкис (Michael Wilkes) (2018), неясно, в какой степени предполагаемые цифры учитывают, что в будущем другие медицинские работники, вероятно, внесут больший вклад в удовлетворение потребностей населения в области здравоохранения.

Не стало неожиданностью, что дискуссии о том, как удовлетворить потребности в увеличении количества врачей, сосредоточились на поиске лучшего способа достижения этой цели, а именно: расширение приема в существующие медицинские вузы, создание новых вузов в отдельных районах или сочетание того и другого. К сожалению, по-видимому, не было предоставлено возможности рассмотреть принципиально иные подходы к медицинскому образованию. Должен ли в основе расширения медицинского образования, например, лежать раздельный подход к разработке учебных программ, когда медицинское учебное заведение больше не считается ответственным за охват широкого спектра специальностей и предоставление необходимых возможностей для обучения. Частью новой нормы, вероятно, станет межрегиональное, межнациональное и международное сотрудничество в реализации программы медицинского образования. Райан Крэйг в своей книге "Разрушенный колледж: великое разделение высшего образования" (Ryan Craig. College Disrupted: The great unbundling of higher education) описал разделение учебной программы как захватывающее видение вероятного ближайшего

Будущего высшего образования, подкрепленное достоверными данными и инсайдерской информацией.

На предыдущих конференциях AMEE я утверждал, что нынешний подход к медицинскому образованию является неустойчивым и что необходимы фундаментальные изменения, которые заслуживают серьезного рассмотрения. На ужине, который проходил перед локдауном, один хирург-отоларинголог утверждал, что для получения знаний и навыков, необходимых для работы в этом качестве, ему совсем не нужно было проходить 13-летнее обучение. Тот же аргумент был выдвинут кардиологом. Вместо нынешней системы обучения в будущем должно быть 2 направления: по первому направлению в течение 6 лет или около того будет осуществляться подготовка врачей-специалистов, обладающих необходимыми знаниями в определенной области, такой как, например, ортопедическая хирургия или неврология. Студенты, имеющие такие карьерные цели, будут приниматься в медицинское учебное заведение точно так же, как студенты-стоматологи принимаются к обучению по специальности "стоматология". По 20-му направлению будут обучаться специалисты широкого профиля, с 10-летней программой обучения.

То, что такие идеи или их адаптированные версии не рассматривались нашими руководителями, возможно, неудивительно: это все равно, что предлагать индейкам проголосовать за Рождество или цыплятам - за полковника Сандерса. Фредерик Хесс в своей книге "Одно и то же снова и снова: как школьные реформаторы застревают во вчерашних идеях" (Frederick Hess. The Same Thing Over and Over: How School Reformers Get Stuck in Yesterday's Ideas) утверждал: вместо того чтобы пытаться улучшить принципиально устаревшую, вышедшую из употребления структуру, мы должны исследовать и разрабатывать новые структуры. Реформаторы, как правило, вкладывают свои ресурсы в то, чтобы сделать существующую структуру более эффективной, и убеждены в возможности этого. Он утверждал, что мы склонны спокойно следовать установленным правилам в основном потому, что эти правила настолько само собой разумеющиеся, что потенциальные реформаторы не сознают, что есть альтернатива.

То, что считается невозможным, может оказаться возможным. Стратег будущего Уэйн Ходжинс (Wayne Hodgins) в книге Эллиота Мэйси "Гневные речи, дифирамбы и размышления по поводу учебного процесса" (Elliot Masie. Learning rants, raves, and reflections) в главе под названием "Представьте, что невозможного нет" утверждал, что "в отношении будущего нам предстоит определить, обладаем ли мы мужеством, чтобы дать толчок для перехода от видения к реальности, просто представив, что светлое будущее теперь возможно, и начать формировать его образ и способы реализации. Правда состоит в том, что всем нам потребуется время, чтобы представить, спроектировать и построить его. Если вы можете представить себе эту ранее невозможную мечту сейчас, вы уже являетесь частью решения".

При планировании будущего медицинского образования задача состоит в том, чтобы мыслить нестандартно и представлять, что то, что считается невозможным, может оказаться возможным.

Wilkes M. Medical school in 2029. Med Teach. 2018; 40 (10): 1016-9.



Видение будущего и важные текущие вопросы

Опубликовано 03.05.2021

Видение будущего

В своем блоге я утверждал, что необходимо серьезно переосмыслить медицинскую практику и необходимую программу обучения. Нынешняя программа, в рамках которой все врачи проходят 13-летний курс подготовки в рамках бакалавриата и последипломного образования, является неприемлемой. Как предлагалось в моем блоге, обучение врачей навыкам, необходимым для работы в специализированной области медицины, должно составлять всего 6-7 лет. Такие специалисты показали бы столь же или более высокую компетентность, чем в настоящее время. Когда пациенту с тиреотоксикозом потребовалась операция на щитовидной железе, как для эндокринолога мой выбор хирурга имел ключевое значение, если риск побочных эффектов повторного повреждения гортанного нерва и повреждения паращитовидных желез должен был быть сведен к минимуму. Необходимые навыки можно было бы приобрести за 7 лет, если бы студент поступил в медицинское учебное заведение, чтобы стать хирургом.

Мне было интересно еще раз прочитать редакционную статью "Эволюция или революция и будущее медицинского образования: замена дуба", которую я опубликовал в журнале "Medical Teacher" в 2000 г. Размышляя о будущем медицинского образования, я предположил, что мы можем использовать 2 разных подхода. Можно рассматривать изменения, происходящие в медицинском образовании, как путешествие, в котором будущее - это непрерывная эволюция того, что произошло за последние 3 десятилетия или около того, т.е. Эволюционный подход. В качестве альтернативы можно нарисовать более драматичное путешествие в другой мир, где происходят фундаментальные изменения в медицинском образовании, некоторые из них нам может быть трудно представить в определенный момент времени - революционный подход.

Эволюционные подходы, которые я описывал в 2000 г., в большей или меньшей степени осуществились. В отличие от этого, 2 революционных изменения, которые я предложил, не произошли. В своей статье я описываю, как в "Воображаемых мирах" Дайсон (1998) использует свои способности ученого и рассказчика, чтобы представить наглядный отчет о возможных событиях в будущем. Он рассказывает о деревенском докторе, гордостью которого был его великолепный дом и сад в деревне в Германии. Когда Дайсон выразил восхищение большим дубом, стоявшим перед домом, доктор сказал деловым тоном: "Это дерево будет уничтожено, оно пережило свой расцвет". Дайсон видел, что дерево было здоровым и не имело никаких признаков неминуемого обрушения. Он спросил доктора, как он может позволить его срубить. Доктор ответил: "Ради внуков. Это дерево росло бы на протяжении моей жизни, но не их. Я посажу дерево, которым они будут наслаждаться, когда им будет столько же лет, сколько мне сейчас". Видение Дайсона может быть актуально, когда мы думаем о планировании будущего в медицинском образовании.

Мое видение революционных изменений в 2000 г. Заключалось в следующем: первое - единый подход к формированию поступательного процесса медицинского образования на этапах бакалавриата, последипломного и непрерывного образования; и второе - это отход от концепции традиционного медицинского учебного заведения, каким мы его знаем сегодня. Ни одно из этих предположений не сбылось, хотя в результате пандемии COVID-19 мы наблюдаем более широкое распространение онлайн-обучения.

Предположение о фундаментальных изменениях в направлениях обучения врачей, которое я изложил в июньском блоге, может и не осуществиться, как и 2 других предположения, но оно заслуживает дальнейшего изучения.

Harden R.M. Evolution or Revolution and the future of medical education: Replacing the oak tree. Medical Teacher.2020; 22 (5): 435-42. DOI: https://doi.org/10.W80/014215900501W669

Важные текущие вопросы

В майском выпуске журнала "Medical Teacher" за 2021 г. Рассматривается ряд важных вопросов: преимущества межпрофессионального обучения, образовательная ценность обходов отделений, сбор и обобщение информации для оценки программ, работа со студентами с разным образованием и опытом, повышение мотивации обучающихся и влияние физических характеристик кандидата на оценки эксперта.

В предыдущих блогах я предлагал уделять больше внимания мотивации студентов. Руководство AMEE, составленное Лайонсом и соавт. (Lyons et al.), дает преподавателям медицинских специальностей представление о том, когда и как работают мероприятия по мотивации обучающихся.

Во время клинического экзамена я часто задавался вопросом, могут ли физические характеристики кандидата повлиять на оценки эксперта. Сэм и др. (Sam et al.) Обнаружили, что наличие татуировок, фиолетовых волос или регионального акцента не оказывало систематического негативного влияния на оценку или балл, выставляемые кандидатам экспертами на клиническом экзамене.

Lyons K.M., Cain J.J., Hains S. T., et al. The clinical educator’s guide to fostering learner motivation: AMEE Guide No. 137. Medical Teacher. 2020; 43 (5): 492-500. DOI: https://doi.org/10.1080/01421590050110669



Рональд Харден

https://www.mededworld.org/hardens-blog.aspx

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»