ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Резюме

Представлен опыт работы симуляционно-тренингового аккредитационного центра сургутского государственного университета во время пандемии COVID-19 в 2020 г. Процедура проходила в 3 этапа, первый прошел дистанционно. Проанализированы эффективность и безопасность проведения аккредитации в условиях пандемии.

Ключевые слова:первичная аккредитация, первичная специализированная аккредитация, ординатура, пандемия COVID-19

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лопацкая Ж.Н., Яковлев Д.С. Опыт проведения аккредитации в период пандемии COVID-19 // медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 3. С. 81-85. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-3-81-85

C 11 марта 2020 г., когда Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, в образовательном мире возникла необходимость разработать и внедрить эффективные меры, направленные на адаптацию образовательного процесса к новым эпидемиологическим условиям. Пандемия COVID-19 бросила вызов формату и содержанию высшего и дополнительного медицинского образования. В большинстве стран полностью или частично были закрыты образовательные организации, большинство учащихся осваивали образовательные программы в дистанционном формате, что, безусловно, осложнило работу образовательных организаций. Основные проблемы были связаны главным образом с недостаточным техническим оснащением компьютерной техникой с системами видео- и аудиодоступа и с необходимостью быстрой переподготовки педагогов для работы в новых условиях. В сложившейся критической ситуации это было серьезным вызовом системе образования в целом [1-6].

Аккредитация специалистов является неотъемлемой частью медицинского образования. Согласно статье 69 Федерального закона № 323-ФЗ, "Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста".

В связи с пандемией были введены новые правила организации проведения процедуры государственной аккредитации, которые должны были минимизировать риск инфицирования COVID-19 при проведении аккредитации. В систему организации процедуры аккредитации, как и в целом к образовательной деятельности, вошли новые правила: организация "входного фильтра" - при входе в здание университета (обязательная бесконтактная термометрия); жесткий контроль за лицами с повышенной температурой тела и симптомами простуды; во время процедуры аккредитации члены аккредитационной комиссии и аккредитуемые должны находиться в средствах индивидуальной защиты (маски, перчатки, халаты, одноразовые шапочки для аккредитуемых); проведение гигиенической обработки рук с применением антисептических средств на входе в университет, на входе в симуляционный центр; проведение идентификации аккредитуемых через окно станции; проведение предварительной, текущей и заключительной влажной уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств по вирусному режиму; проведение дезинфекции станции объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) (обработка антисептическими спиртосодержащими средствами оборудования, рабочих поверхностей, пола, мебели, дверных ручек) после каждого аккредитуемого; проведение дезинфекции воздушной среды с использованием приборов для обеззараживания воздуха в течение всего периода работы станции ОСКЭ; жесткий контроль за проведением 10-минутных перерывов между выходом одного аккредитуемого со станции ОСКЭ и входом следующего; при проведении оценки практических навыков базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) было исключено проведение искусственного дыхания по принципу "изо рта в рот". При проведении первичной специализированной аккредитации лиц, имеющих высшее образование, практико-ориентированный этап проводился в один день [7].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

На базе Сургутского университета аккредитация специалистов проводилась на площадке симуляционно-тренингового аккредитационного центра (далее Центр).

Аккредитацию проходили студенты, окончившие VI курс, ординаторы после 2 лет обучения и средний медицинский персонал.

Всего были аккредитованы 245 медицинских работников.

На станциях ОСКЭ работали 137 врачей-экспертов, которые были приглашены из 17 различных медицинских организаций ХМАО-Югры, а также 10 медицинских сестер для аккредитации средних медицинских работников.

Результаты и обсуждение

Нашим центром перед процедурой государственной аккредитации была разработана и внедрена в практику пошаговая инструкция, в которой четко указывался алгоритм для аккредитуемого по подаче документов, прохождению I этапа аккредитации.

I этап аккредитации выпускников и ординаторов проходил в дистанционном формате с использованием сервиса Google Meet с обязательной видеофиксацией комнаты аккредитуемого. Обязательными условиями для заочного прохождения тестирования были наличие камеры, отсутствие устройств связи и третьих лиц рядом с аккредитуемым, непокидание рабочего места до окончания процесса аккредитации. Для аккредитуемых окончанием I этапа экзамена были создание скриншота итогового графика тестирования и отправка его на почту центра. Во время тестирования инженер центра постоянно находился на связи с аккредитуемыми для решения технических сложностей. Основными сложностями при аккредитации в дистанционном формате были: проблемы с подключением к системе Google Meet, для чего каждому необходимо было иметь аккаунт в Google; периодически возникающие проблемы с web-камерами, которые решались использованием либо ноутбуков, либо смартфона в качестве камеры; сложности, связанные с ошибками сайта Росминздрава, которые чаще всего решались обновлением страницы, но при этом тестирование необходимо было решать заново с тем же количеством времени. Тестирование средних медицинских работников проводилось в очном формате в специально оборудованном компьютерном зале с проведением видео- и аудиофиксации.

II этап аккредитации проходил в очном формате. Основной трудностью на данном этапе было организовать работу станций, учитывая все противоэпидемиологические требования. Стоит учесть, что часть членов аккредитационной комиссии и самих аккредитуемых работали в "красной зоне", и было необходимо разделять потоки комиссий так, чтобы врачи-инфекционисты проходили аккредитации без врачей других специальностей в послеобеденное время, чтобы была возможность провести дезинфекцию станций для следующего дня аккредитации. Для более эффективного разделения потоков нами были составлены почасовые графики для аккредитуемых, согласно которым они приходили в центр. На данном этапе у части аккредитуемых возникли проблемы из-за отсутствия предварительной подготовки в связи с работой университета во время пандемии дистанционно.

III этап проходил очно в специально оборудованном компьютерном классе с выходом в интернет и постоянной аудио- и видеофиксацией всего экзамена. На данном этапе также необходимо было соблюдать противоэпидемические мероприятия. Основной проблемой на этом этапе была нестабильная работа сайта Рросминздрава.

С целью объективной оценки процедуры аккредитации нами был проведен опрос аккредитуемых, в результате чего преобладающее число опрошенных позитивно оценили возможность проведения I этапа дистанционно, в связи с тем что так ускоряется процесс аккредитации, а также создаются более комфортные условия для аккредитуемых, работающих в "красных зонах". Опрошенные также изъявили желание проходить дистанционно и III этап аккредитации, что существенно бы ускорило прохождение процесса аккредитации и не повлияло бы на качество.

Сравнивая процессы аккредитации в период пандемии и до него, можно сделать вывод, что качество аккредитации не пострадало, но при этом ускорилось прохождение за счет дистанционного I этапа, а также процесс аккредитации стал более удобен для аккредитуемых из других городов, а также работающих в "красных зонах".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты первичной аккредитации: пересдача I этапа в 1 случае; пересдача II этапа в 5 случаях; пересдача III этапа в 15 случаях; неявка на процесс аккредитации в 1 случае.

Результаты первичной специализированной аккредитации: пересдача I этапа в 1 случае; пересдача II и III этапов в 3 случаях; неявка на процесс аккредитации в 3 случаях.

Случаев заражения COVID-19 в течение 2 нед после аккредитации не зафиксировано.

Опыт нашей работы показал, что при соблюдении противоэпидемических рекомендаций можно эффективно проводить процесс аккредитации медицинских специалистов в период пандемии.

Считаем возможным эффективно проводить I и III этапы аккредитации в дистанционном формате для удобства прохождения аккредитации специалистов из других городов, а также для работающих в условиях "красных зон". С учетом использования средств контроля данные этапы можно эффективно контролировать дистанционно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каграманян И.Н., Купеева И.А., Тарасенко А.И., Ефимова А.О. Главные вызовы пандемии COVID-19 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации // Национальное здравоохранение. 2020. Т. 1, № 1. 9-15.

2. Chandratre S. Medical students and COVID-19: challenges and supportive strategies // J. Med. Educ. Curric. Dev. 2020. Vol. 7. Article ID 2382120520935059.

3. Khamees D., Brown C. A., Arribas M. et al. In crisis: medical students in the COVID-19 pandemic // AEM Educ. Train. 2020. Vol. 4, N 3. P. 284-290.

4. Tanne J.H., Hayasaki E., Zastrow M. et al. COVID-19: how doctors and healthcare systems are tackling coronavirus worldwide // BMJ. 2020. Vol. 368. P. m1090.

5. Iyengar K.P., Jain V.K., Vaishya R. Medical doctors in India are on strike: a moral and national conundrum // Postgrad. Med. J. 2020. Nov 24.

6. Киселев А.А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса // Развитие образования. 2020. Т. 2, № 8. С. 97-100.

7. Рекомендации по проведению аккредитации специалистов в 2020 году. Методический центр аккредитации специалистов. 01.10.2020.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»