ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ АККРЕДИТАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Резюме

Представлен опыт работы симуляционно-тренингового аккредитационного центра сургутского государственного университета во время пандемии COVID-19 в 2020 г. Процедура проходила в 3 этапа, первый прошел дистанционно. Проанализированы эффективность и безопасность проведения аккредитации в условиях пандемии.

Ключевые слова:первичная аккредитация, первичная специализированная аккредитация, ординатура, пандемия COVID-19

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лопацкая Ж.Н., Яковлев Д.С. Опыт проведения аккредитации в период пандемии COVID-19 // медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 3. С. 81-85. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-3-81-85

C 11 марта 2020 г., когда Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, в образовательном мире возникла необходимость разработать и внедрить эффективные меры, направленные на адаптацию образовательного процесса к новым эпидемиологическим условиям. Пандемия COVID-19 бросила вызов формату и содержанию высшего и дополнительного медицинского образования. В большинстве стран полностью или частично были закрыты образовательные организации, большинство учащихся осваивали образовательные программы в дистанционном формате, что, безусловно, осложнило работу образовательных организаций. Основные проблемы были связаны главным образом с недостаточным техническим оснащением компьютерной техникой с системами видео- и аудиодоступа и с необходимостью быстрой переподготовки педагогов для работы в новых условиях. В сложившейся критической ситуации это было серьезным вызовом системе образования в целом [1-6].

Аккредитация специалистов является неотъемлемой частью медицинского образования. Согласно статье 69 Федерального закона № 323-ФЗ, "Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста".

В связи с пандемией были введены новые правила организации проведения процедуры государственной аккредитации, которые должны были минимизировать риск инфицирования COVID-19 при проведении аккредитации. В систему организации процедуры аккредитации, как и в целом к образовательной деятельности, вошли новые правила: организация "входного фильтра" - при входе в здание университета (обязательная бесконтактная термометрия); жесткий контроль за лицами с повышенной температурой тела и симптомами простуды; во время процедуры аккредитации члены аккредитационной комиссии и аккредитуемые должны находиться в средствах индивидуальной защиты (маски, перчатки, халаты, одноразовые шапочки для аккредитуемых); проведение гигиенической обработки рук с применением антисептических средств на входе в университет, на входе в симуляционный центр; проведение идентификации аккредитуемых через окно станции; проведение предварительной, текущей и заключительной влажной уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств по вирусному режиму; проведение дезинфекции станции объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) (обработка антисептическими спиртосодержащими средствами оборудования, рабочих поверхностей, пола, мебели, дверных ручек) после каждого аккредитуемого; проведение дезинфекции воздушной среды с использованием приборов для обеззараживания воздуха в течение всего периода работы станции ОСКЭ; жесткий контроль за проведением 10-минутных перерывов между выходом одного аккредитуемого со станции ОСКЭ и входом следующего; при проведении оценки практических навыков базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) было исключено проведение искусственного дыхания по принципу "изо рта в рот". При проведении первичной специализированной аккредитации лиц, имеющих высшее образование, практико-ориентированный этап проводился в один день [7].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

На базе Сургутского университета аккредитация специалистов проводилась на площадке симуляционно-тренингового аккредитационного центра (далее Центр).

Аккредитацию проходили студенты, окончившие VI курс, ординаторы после 2 лет обучения и средний медицинский персонал.

Всего были аккредитованы 245 медицинских работников.

На станциях ОСКЭ работали 137 врачей-экспертов, которые были приглашены из 17 различных медицинских организаций ХМАО-Югры, а также 10 медицинских сестер для аккредитации средних медицинских работников.

Результаты и обсуждение

Нашим центром перед процедурой государственной аккредитации была разработана и внедрена в практику пошаговая инструкция, в которой четко указывался алгоритм для аккредитуемого по подаче документов, прохождению I этапа аккредитации.

I этап аккредитации выпускников и ординаторов проходил в дистанционном формате с использованием сервиса Google Meet с обязательной видеофиксацией комнаты аккредитуемого. Обязательными условиями для заочного прохождения тестирования были наличие камеры, отсутствие устройств связи и третьих лиц рядом с аккредитуемым, непокидание рабочего места до окончания процесса аккредитации. Для аккредитуемых окончанием I этапа экзамена были создание скриншота итогового графика тестирования и отправка его на почту центра. Во время тестирования инженер центра постоянно находился на связи с аккредитуемыми для решения технических сложностей. Основными сложностями при аккредитации в дистанционном формате были: проблемы с подключением к системе Google Meet, для чего каждому необходимо было иметь аккаунт в Google; периодически возникающие проблемы с web-камерами, которые решались использованием либо ноутбуков, либо смартфона в качестве камеры; сложности, связанные с ошибками сайта Росминздрава, которые чаще всего решались обновлением страницы, но при этом тестирование необходимо было решать заново с тем же количеством времени. Тестирование средних медицинских работников проводилось в очном формате в специально оборудованном компьютерном зале с проведением видео- и аудиофиксации.

II этап аккредитации проходил в очном формате. Основной трудностью на данном этапе было организовать работу станций, учитывая все противоэпидемиологические требования. Стоит учесть, что часть членов аккредитационной комиссии и самих аккредитуемых работали в "красной зоне", и было необходимо разделять потоки комиссий так, чтобы врачи-инфекционисты проходили аккредитации без врачей других специальностей в послеобеденное время, чтобы была возможность провести дезинфекцию станций для следующего дня аккредитации. Для более эффективного разделения потоков нами были составлены почасовые графики для аккредитуемых, согласно которым они приходили в центр. На данном этапе у части аккредитуемых возникли проблемы из-за отсутствия предварительной подготовки в связи с работой университета во время пандемии дистанционно.

III этап проходил очно в специально оборудованном компьютерном классе с выходом в интернет и постоянной аудио- и видеофиксацией всего экзамена. На данном этапе также необходимо было соблюдать противоэпидемические мероприятия. Основной проблемой на этом этапе была нестабильная работа сайта Рросминздрава.

С целью объективной оценки процедуры аккредитации нами был проведен опрос аккредитуемых, в результате чего преобладающее число опрошенных позитивно оценили возможность проведения I этапа дистанционно, в связи с тем что так ускоряется процесс аккредитации, а также создаются более комфортные условия для аккредитуемых, работающих в "красных зонах". Опрошенные также изъявили желание проходить дистанционно и III этап аккредитации, что существенно бы ускорило прохождение процесса аккредитации и не повлияло бы на качество.

Сравнивая процессы аккредитации в период пандемии и до него, можно сделать вывод, что качество аккредитации не пострадало, но при этом ускорилось прохождение за счет дистанционного I этапа, а также процесс аккредитации стал более удобен для аккредитуемых из других городов, а также работающих в "красных зонах".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты первичной аккредитации: пересдача I этапа в 1 случае; пересдача II этапа в 5 случаях; пересдача III этапа в 15 случаях; неявка на процесс аккредитации в 1 случае.

Результаты первичной специализированной аккредитации: пересдача I этапа в 1 случае; пересдача II и III этапов в 3 случаях; неявка на процесс аккредитации в 3 случаях.

Случаев заражения COVID-19 в течение 2 нед после аккредитации не зафиксировано.

Опыт нашей работы показал, что при соблюдении противоэпидемических рекомендаций можно эффективно проводить процесс аккредитации медицинских специалистов в период пандемии.

Считаем возможным эффективно проводить I и III этапы аккредитации в дистанционном формате для удобства прохождения аккредитации специалистов из других городов, а также для работающих в условиях "красных зон". С учетом использования средств контроля данные этапы можно эффективно контролировать дистанционно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каграманян И.Н., Купеева И.А., Тарасенко А.И., Ефимова А.О. Главные вызовы пандемии COVID-19 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации // Национальное здравоохранение. 2020. Т. 1, № 1. 9-15.

2. Chandratre S. Medical students and COVID-19: challenges and supportive strategies // J. Med. Educ. Curric. Dev. 2020. Vol. 7. Article ID 2382120520935059.

3. Khamees D., Brown C. A., Arribas M. et al. In crisis: medical students in the COVID-19 pandemic // AEM Educ. Train. 2020. Vol. 4, N 3. P. 284-290.

4. Tanne J.H., Hayasaki E., Zastrow M. et al. COVID-19: how doctors and healthcare systems are tackling coronavirus worldwide // BMJ. 2020. Vol. 368. P. m1090.

5. Iyengar K.P., Jain V.K., Vaishya R. Medical doctors in India are on strike: a moral and national conundrum // Postgrad. Med. J. 2020. Nov 24.

6. Киселев А.А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса // Развитие образования. 2020. Т. 2, № 8. С. 97-100.

7. Рекомендации по проведению аккредитации специалистов в 2020 году. Методический центр аккредитации специалистов. 01.10.2020.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
Оргздрав-2022. Эффективное управление в здравоохранении
РОСМЕДОБР 2021
Вскрытие
Медицина сегодня
XXXV Международный конгресс с курсом эндоскопии "Новые технологии в диагностике и лечении гинекологических заболеваний"

XXXV Международный конгресс с курсом эндоскопии "Новые технологии в диагностике и лечении гинекологических заболеваний" С 7 по 10 июня 2022 года в онлайн-формате пройдет XXXV Международный конгресс с курсом эндоскопии "Новые технологии в диагностике и лечении...

V Терапевтический форум "Мультидисциплинарный больной" и V Всероссийскую конференцию молодых терапевтов с 26 по 27 мая!

Уважаемые коллеги, запланируйте свою поездку в Санкт-Петербург на V Терапевтический форум "Мультидисциплинарный больной" и V Всероссийскую конференцию молодых терапевтов с 26 по 27 мая! Обращаем ваше внимание, что мероприятие пройдет в очном формате. Регистрация доступна на...

Школа РОАГ - Уфа, 26-27 мая 2022

Школа РОАГ - Уфа, 26-27 мая 2022 Приглашаем акушеров-гинекологов и неонатологов Поволжского федерального округа принять участие в Школе РОАГ "Перинатальная медицина с курсом неонатологии". Впервые после двухлетнего пандемического перерыва мероприятие пройдет в очном формате....


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»