МЕСТО И РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАТОРОВ

Резюме

Проблема управления в здравоохранении является одной из актуальных, и требования к профессиональной подготовке организаторов здравоохранения существенно возрастают. В статье приводится анализ психологической составляющей деятельности организаторов здравоохранения и обосновывается необходимость включения в учебные программы дисциплины "психология управления". Управленческая деятельность специфична по своему объекту, им выступают люди, и, следовательно, управленцу необходимы знания психологии человека. Развитие личности самого руководителя как неотъемлемая часть его профессионального развития также требует психологических знаний, навыков и умений. В статье обращается внимание на то, что при составлении программ обучения целесообразно использовать не только федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, но и психограммы как составляющие профессиограмм, сориентированные на высокие стандарты в профессии.

Ключевые слова:психология управления, менеджмент, профессиограмма, психограмма, непрерывное профессиональное развитие

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Старостенкова Т.А., Приходько А.Н., Санакоева Э.Г. Место и роль психологии управления в непрерывном профессиональном развитии организаторов здравоохранения // медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 3. С. 71-79. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-3-71-79

Обеспечение эффективного управления лечебными, лечебно-профилактическими и другими организациями и учреждениями системы здравоохранения страны является актуальной задачей, которая особенно остро стоит в период реформирования отрасли. К одной из основных проблем в здравоохранении относится низкая эффективность использования человеческих ресурсов. Эта проблема связана с недостаточной квалификацией специалистов. Управленческая деятельность специфична по своему объекту, им выступают люди, и, следовательно, управленцу необходимы знания психологии человека. В связи с этим требования к профессиональной подготовке с учетом специфики объекта управления существенно возрастают.

В профессиональном стандарте организатора здравоохранения отмечено, что "с целью профессионального роста, обеспечения соответствия квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды предусмотрено обучение по программам дополнительного профессионального образования (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) в различных формах" [1]. В медицине понятие "дополнительное образование" во многом совпадает с "непрерывным медицинским образованием" (НМО), и такая система существует очень давно.

Основываясь на реалиях сегодняшнего дня, Минздрав России разработал изменения: планируется заменить термин "непрерывное медицинское образование" на "непрерывное профессиональное развитие" (НПР), делая акцент на психологической составляющей профессии наравне с ее "технической" составляющей, подчеркивая важность совершенствования личных качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Программа НПР, как и прежде, будет планироваться на 5-летний срок, но работник самостоятельно будет формировать систему своего развития и составлять собственную образовательную траекторию, что является принципиально важным [2].

Очевидно, что развитие личности руководителя как неотъемлемая часть его профессионального развития требует психологических знаний, навыков и умений, а не просто знания "житейской психологии". Следовательно, образовательные учреждения непрерывного профессионального образования (НПО) должны быть готовы предложить работнику такие обучающие циклы, в программах которых будут отражены вопросы психологии, а для организатора здравоохранения это в первую очередь вопросы психологии управления.

В настоящее время подготовка, переподготовка и повышение квалификации организаторов здравоохранения ориентируются на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который, в свою очередь, создан на основе профессионального стандарта (ПС). Причем в ФГОС указано, что выбор дисциплин (вариативная часть) для учебных программ образовательными учреждениями определяется самостоятельно [1].

Проведенный анализ образовательных программ дополнительного и непрерывного медицинского образования организаторов здравоохранения в различных образовательных учреждениях страны вызвал некоторые вопросы, связанные с их содержанием.

Так, в программах отсутствует психология управления как отрасль психологической науки, целью которой является рассмотрение психологических проблем управленческого труда.

В связи с этим возникает резонный вопрос о месте и роли психологии управления в системе непрерывного профессионального развития организаторов здравоохранения.

Обратимся к рекомендациям по разработке профессиональных стандартов, в которых указано, что для специалистов "...более высоких уровней квалификации целесообразно указывать модели поведения/личностные качества" [3]. Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья относится к категории специалистов высокого уровня квалификации. Однако в профессиональном стандарте мы не сможем найти ответ на вопрос: какими именно должны быть личностные качества врача-руководителя, организатора здравоохранения и каким стандартам поведения он должен отвечать?

Известно, что требования профессии к человеку, его личностным особенностям прописываются в соответствующих профессиограммах. Профессиограмма - это характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья [4]. Ключевой составной частью профессиограммы является психограмма - описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления [4].

Существует несколько видов профессиограмм. Профессиограмма, предназначенная для профессионального психологического отбора, должна включать в себя качества и требования, рассчитанные на среднего специалиста в данном виде деятельности. Профессиограмма для профориентации должна в большей степени отражать социальные аспекты деятельности, значимость и востребованность профессии обществом. Профессиограмма для обучения должна быть сориентирована на высокие стандарты в профессии.

К сожалению, на практике образовательные учреждения при составлении программ обучения профессиограммы и психограммы не используют, по большей части о них просто никто ничего не знает. К тому же профессиональный психологический отбор для обучения в медицинских вузах не проводится. В настоящее время мероприятия по профотбору проводят только в образовательных учреждениях Министерства обороны и силовых структур. Следует отметить, что труд медиков, а особенно организаторов здравоохранения относится к труду в особых условиях, и их деятельность в период пандемии еще раз это доказала. Не случайно все медики являются военнообязанными. Именно поэтому личностные качества организаторов здравоохранения имеют особое значение. Перечислим некоторые из них, существенно влияющие на успешность выполнения управленческой деятельности.

К ним относятся активность, энергичность, эрудированность, лидерские качества, способность к саморегуляции и рефлексии, креативность, гибкость, коммуникабельность, умение разрешать и предотвращать конфликты и др. [5]. Данные качества рассматриваются как профессионально важные для организатора здравоохранения. Итак, успешность решения задач по организации деятельности во многом будет зависеть именно от личностных качеств руководителя.

Организатор здравоохранения - в первую очередь врач, но профессия "управленец" (руководитель) является самостоятельной профессией и во многих вузах "управленцев" готовят по специальности "менеджер". Менеджмент - это управление, руководство, дирекция, администрация. В основе понятия "менеджмент" лежит английский глагол to manage, что в переводе на русский язык означает "управлять". Менеджер - это субъект, осуществляющий управленческие функции [6].

В некоторых программах НПО и дополнительного профессионального образования (ДПО) для организаторов здравоохранения предусмотрены вопросы менеджмента, однако для их изучения отводится очень ограниченное количество учебного времени, а дисциплина "психология управления", опять же, отсутствует. С чем это может быть связано, почему такая ситуация имеет место? С одной стороны, это может быть банальная недооценка важности психологической компетентности для руководителя и эффективности его деятельности; с другой стороны, это может быть связано с непониманием различий в предмете и методах "менеджмента" и "психологии управления" как научных дисциплин, непонимание их места и роли в системе НПР.

Предметом психологии управления являются психологические основания деятельности менеджера: психофизиологические особенности трудовой деятельности, психологические особенности переработки информации, механизмы восприятия человека человеком и механизмы влияния людей друг на друга, психологические особенности формирования трудового коллектива и межличностных отношений в нем, психологические особенности принятия управленческих решений и психологические факторы управленческой деятельности в целом и др. [7].

Среди психологических дисциплин "психология управления" является самостоятельным разделом психологии. Она связана с общей психологией, социальной, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией, а также с другими науками, такими как философия, социология и др. Общепризнанно, что в современных условиях рассмотрение психологических проблем управления невозможно без соответствующего экономического контекста, т.е. Без использования знаний экономической теории, эргономики, менеджмента, этики, культуры, психологии делового общения и др. Таким образом, очевидно, что "психология управления" является междисциплинарной наукой и одновременно самостоятельной отраслью психологии.

Обратимся к содержанию управленческой деятельности, которая включает в себя реализацию определенных универсальных управленческих функций: планирование, прогнозирование, мотивирование, контроль, принятие решений и др. Причем данные функции присущи любой деятельности руководителя, в том числе руководителям здравоохранения.

В программах подготовки менеджеров организаций, начиная с уровня бакалавриата, в ФГОС направления "менеджмент" выделен ряд компетенций, связанных с различными видами деятельности; так, например: владение навыками стратегического анализа, построение финансовых, экономических и организационно-управленческих моделей, владение навыками реализации бизнес-планов, инноваций и др. Очевидно, что формирование данных компетенций - это задача специалистов в области финансирования, экономики, юриспруденции и др.

Однако вместе с тем в данном ФГОС выделяют также компетенции, связанные со знанием психологии:

- владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач;

- организация групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

- умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

- владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде [8].

Очевидно, что формирование данных компетенций - это задача психолога. Психология управления имеет много общего с менеджментом. Вместе с тем отличие научной дисциплины "менеджмент" от "психологии управления" очевидно. Без знаний психологии управления невозможен эффективный менеджмент. Следовательно, дисциплины "менеджмент в здравоохранении" и "психология управления" - это 2 отдельные учебные дисциплины. И каждая из них должна занимать свое место и играть свою важную роль в процессе НПР организаторов здравоохранения.

Таким образом, предмет "психология управления" должен быть включен в учебные программы и преподавать его должен специалист, имеющий психологическое базовое образование. Базовая подготовка самого преподавателя, как и его профессиональный опыт, имеет большое значение, особенно в свете междисциплинарного подхода в преподавании в системе НПО. Данный подход предполагает участие в учебном процессе преподавателей различных специализаций, специалистов смежных дисциплин и направлений науки. Он показал свою перспективность и, как известно, в настоящее время широко используется.

Кафедра управления военным здравоохранением филиала Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова накопила определенный опыт обучения (>5 лет) по программам подготовки, переподготовки и повышения квалификации по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье". Программы были разработаны преподавателями кафедры задолго до появления ФГОС, с учетом профессионального стандарта, рекомендаций по его составлению, а также с учетом профессиограммы специалиста в области организации здравоохранения. В программы наряду с другими предметами включены такие дисциплины, как "основы менеджмента", а также отдельный предмет "психология управления". В общей сложности обучением по данным программам были охвачены более 400 человек. Успешность реализованных программ была доказана практикой, что подтверждается результатами психолого-педагогического исследования.

Целью проведения исследования стало повышение эффективности учебного процесса на основании данных, полученных в результате тестирования, анкетирования и в ходе бесед с обучаемыми. Исследование в каждой группе обучающихся проводилось в 2 этапа.

На I этапе до начала обучения слушатели должны были ответить на ряд вопросов, связанных со знанием основ психологии управления, т.е. Проводился вводный контроль знаний. На данном этапе также предлагалось оценить практическую значимость предложенных для изучения тем.

На II этапе после прохождения обучения слушателям предлагалось высказать свое мнение об уже изученных на занятиях темах и также оценить их практическую значимость. Кроме того, в процессе самого обучения поднимались вопросы, которые имели дискуссионный характер. Следует отметить: поскольку процесс обучения - это активный обмен информацией, опытом, и не только между преподавателем и слушателями, но и между самими обучаемыми, это особенно важно при обучении по программам НПО и способствует профессиональному развитию. В процессе активного обсуждения происходит психологическое взаимовлияние его участников друг на друга, результатом которого могут быть изменения в поведении, представлениях, убеждениях, оценках, установках и т.п.

Анализ отзывов и оценок слушателей показал, что преобладающее большинство считает изучение вопросов психологии управления необходимым предметом, а знания, навыки и умения, полученные на занятиях, важными для непосредственного использования на практике. Причем большая часть опытных руководителей отмечала: если бы они обладали этими знаниями в начале своей карьеры управленца, им было бы намного легче справляться с теми трудностями, которые неизбежно возникают при работе с людьми. Многим из них приходилось опираться в сложных ситуациях исключительно на свою интуицию, которая, как известно, в том числе приходит с опытом. Следовательно, малоопытному управленцу, по сути, не на что опираться в начале своей карьеры. Кроме того, в процессе обучения, многие слушатели отметили, что находились в заблуждении относительно оценки некоторых тем, понимание важности предмета пришло не сразу.

Приведем некоторые темы, включенные в программы переподготовки и повышения квалификации руководителей: личность как объект и субъект управления, лидерство и власть, стиль управления, мотивация профессиональной деятельности, мотивирование персонала, психологические особенности личности, типы акцентуаций характера, основы конфликтологии, регулирование конфликтов в профессиональной среде, психология общения, социальная психология групп, психология профессиональной деятельности, синдром эмоционального выгорания и стрессы в работе руководителя, профессиональные деформации и др.

По оценкам слушателей, наиболее важными темами являются мотивация и мотивирование персонала, конфликтология, проблемы лидерства, власти и влияния, особенности общения в профессиональной среде и др.

Эффективный руководитель - это лидер. Лидерство является феноменом, который изучают в разных направлениях наук: социальной психологии, политологии, философии и др. Лидерство - это психологический феномен. Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Вопрос о том, можно ли сформировать лидера, если у человека нет от природы лидерских качеств, до сих пор является дискуссионным. На наш взгляд, развить лидерские качества можно, используя специальные методы и методики, основанные в том числе на поведенческом подходе. Для этого их необходимо включать в программы развития и саморазвития личности организатора здравоохранения.

Большое значение в управлении имеет не только механизм, но и качественные характеристики управления. По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха, деятельности организаций и представляют одну из сложных проблем менеджмента. Коммуникативная компетентность руководителя - это еще одна важная тема для обучения. От умения общаться, находить общий язык с сотрудниками зависят и психологический климат в коллективе, и атмосфера, и уровень сплоченности. Коммуникативные навыки в управлении людьми являются чуть ли не самыми главными, так как именно они служат важнейшим инструментом в работе с людьми.

С личностью руководителя во многом связан стиль управления - как индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности. Довольно часто стиль управления формируется под влиянием сложившихся отношений между руководителем и коллективом в процессе принятия и реализации управленческих решений. Однако следует отметить, что наиболее важным навыком для руководителей является умение использовать различные стили в управленческой деятельности в зависимости от обстоятельств. Так, например, в кризисных ситуациях очевидно, что более эффективным будет авторитарный стиль управления. В ситуациях, когда работа налажена и сотрудники имеют положительную мотивацию и высокий образовательный уровень, как в медицинских учреждениях, авторитарный стиль не будет эффективным. Чрезмерный контроль и единоначалие в таких случаях будут восприниматься как недоверие к сотрудникам и способствовать потере инициативы, вызывая у сотрудников раздражение. Правильный выбор адекватного стиля управления - задача довольно сложная. Для этого необходимо не только хорошо ориентироваться в ситуации, но и хорошо знать персонал, с которым работаешь, учитывать личностные особенности каждого, знать особенности восприятия, уметь мотивировать людей.

Мотивирование персонала в работе руководителя является одной из его важнейших функций. Умение мотивировать людей основывается на знании психологии человека и его особенностей. Сложность формирования мотивации заключается в трудности ее прогнозирования. Мотивационная сфера довольно изменчива и динамична. Факторы мотивационной сферы, такие как потребности, интересы, задачи и др., могут меняться. Однако существуют некоторые практические типологии, которые позволяют понять, как следует мотивировать того или иного сотрудника, и, следовательно, их надо изучать. При этом важно понимать, что в основе мотивации персонала лежит уважение руководителя к сотрудникам. Именно тогда они будут работать активнее, инициативнее и в конечном счете эффективнее.

В своей работе организатор здравоохранения неизбежно сталкивается с конфликтами; известно, что в среднем руководители тратят от 20 до 60% собственного рабочего времени на разрешение разного рода конфликтов. Конфликт - категория не только социальная, но и личностная. Конфликтные ситуации вызывают психологическое напряжение, травмируют психику человека. В результате конфликтов организация и люди несут потери моральные, материальные, эмоциональные. От действий руководителя во многом зависит разрешение конфликтов. Именно поэтому так важно владеть основами конфликтологии, техниками бесконфликтного общения, уметь эффективно разрешать конфликты в процессе управленческой деятельности.

В программах кафедры управления военным здравоохранением филиала военно-медицинской академии им. С.М. Кирова предусмотрены не только лекционные занятия, семинары, но и тренинги, деловые игры, практические занятия. Программы имеют исключительно прикладной, практико-ориентированный характер и направлены на решение существующих управленческих профессиональных задач. В результате обучения по программам организаторы здравоохранения приобретают уникальные умения, необходимые для принятия эффективных управленческих решений. Перечислим некоторые из них: умения диагностировать психологические особенности личности своих работников, используя метод наблюдения и беседы; эффективно влиять на подчиненных, применяя техники обратной связи и знания основ нейролингвистического программирования; формировать положительную мотивацию профессиональной деятельности, основанную на нематериальных стимулах; предупреждать конфликтные ситуации и эффективно управлять ими в случае возникновения и ряд других.

Таким образом, составление образовательных программ в системе непрерывного медицинского образования - это творческая задача, которая требует тщательного изучения не только ФГОС и ПС, но и внимательного изучения профессиограмм специалистов. Причем ориентироваться следует на профессиограммы, составленные для обучения, в которых описываются качества специалистов, являющиеся высоким стандартом в профессии. Только понимание важности знаний психологии, места и роли психологии управления как учебной дисциплины, выделение для ее изучения достаточного количества времени могут вывести подготовку руководителей на более высокий современный уровень, что позволит добиться обеспечения эффективной работы в такой важной области, как медицина.

Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 26.08.2014 № 1114 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2014 № 34131). [Электронный ресурс]. URL: URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380302.pdf (дата обращения: 14.03.2021)

2. Шевченко Р. НМО заменят непрерывным профессиональным развитием. [Электронный ресурс]. URL: https://medvestnik.ru/content/news/NMO-zamenyat-nepreryvnym-professionalnym-razvitiem.html (дата обращения: 14.03.2021)

3. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта. Утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 № 170н. [Электронный ресурс]. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/upload/iblock/266/metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-professionalnogo-standarta.docx (дата обращения 12.03.2021)

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва., 1996.

5. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2003.

6. Авдулова Т.П. Психология управления : учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2018.

7. Психология управления персоналом : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Е.И. Рогова. Москва : Юрайт, 2017.

8. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 970 №Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2020 № 59449).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»