ПРОБЛЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ПРОГРАММ

Резюме

В настоящее время перед образовательными организациями и государственными органами, контролирующими сферу образования, стоит сложная задача по оценке качества обучения на соответствие образовательных программ обучения не только требованиям федеральных государственных стандартов, но и с учетом современных требований рынка труда. В этой связи становится актуальным анализ эффективного опыта независимой оценки качества профессионального медицинского образования и установления роли профессионально-общественной аккредитации программ медицинского профиля. Анализ 28 отечественных и зарубежных научных статей по проблеме аккредитации образовательных программ, опубликованных с 2004 по 2021 г., показал, что накоплен достаточный отечественный и зарубежный опыт по совершенствованию системы и качества медицинского образования с помощью эффективных механизмов различных форм аккредитации образовательных программ. Данный обзор позволяет сформировать представление о перспективах формирования инструментария для повышения качества медицинского образования, совершенствования принципов, технологий и процедур аккредитации образовательных программ и повышения качества подготовки будущих медицинских работников.

Ключевые слова:профессиональное медицинское образование, качество образования, профессионально общественная аккредитация, образовательные программы медицинского профиля

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Булычева Е.в. Проблемы независимой оценки качества профессионального образования и роль профессионально-общественной аккредитации программ медицинского профиля (обзор литературы) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 3. С. 45-52. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-3-45-52

Проблема качества медицинского образования в настоящее время в условиях новых вызовов современного мира и необходимости модернизации и совершенствования здравоохранения приобретает новую острую актуальность, а внедряемые системы аккредитации в медицинском образовании направлены на то, чтобы обеспечить здравоохранение специалистами, готовыми эффективно работать и совершенствовать свои профессиональные компетенции [1]. В условиях глобализации экономики первостепенное значение приобретает конкурентоспособность в мировом пространстве, успех которой определяется комплексом факторов, среди которых основополагающим является качество кадрового потенциала. Решить кадровую политику возможно благодаря повышению качества образования и достижению его логического результата - подготовки специалистов новой формации, отвечающих требованиям всех заинтересованных сторон: государства, образовательных организаций и общества в целом [2, 3]. Тем не менее, согласно данным Агентства по контролю качества образования, современная ситуация заставляет работодателей повышать требования к фактическим результатам обучения на всех уровнях образования, что часто выявляет несоответствие уровня квалификации и направления подготовки выпускника и образовательных программ учебных заведений требованиям работодателей и рынка труда [4]. В настоящее время перед образовательными организациями и государственными органами, контролирующими сферу образования, стоит сложная задача по оценке качества образования на соответствие программ обучения не только требованиям федеральных государственных стандартов, но и с учетом современных требований рынка труда [5]. В этой связи становится актуальным анализ эффективного опыта независимой оценки качества профессионального медицинского образования и установления роли профессионально-общественной аккредитации программ медицинского профиля.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Обзор подготовлен путем сбора научных источников литературы, опубликованных отечественными и зарубежными авторами за последние 17 лет (2004-2021) по ключевым словам: профессиональное медицинское образование, качество образования, профессионально-общественная аккредитация, образовательные программы медицинского профиля. Обобщение данных, а также стратегия электронного поиска проводились согласно принципам PRISMA.

Для анализа было отобрано 28 научных статей, посвященных вопросам профессионального медицинского образования, опубликованных в рецензируемых научных журналах, индексируемых в наукометрических базах Web of Science, Scopus, входящих в перечень, утвержденный ВАК при Министерстве образования и науки РФ. Поиск научных статей проводился в электронных базах pubmed, Google Scholar, РИНЦ. Критерии включения и исключения определены согласно рекомендациям Института Джоанны Бриггс "Критические инструменты оценки для использования в систематических обзорах" [6, 7]. Критериями включения статей в систематический обзор стали наличие в них проблемы профессионального медицинского образования, аккредитации образовательных программ, качество подготовки медицинских кадров.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В настоящее время процессу совершенствования качества образования уделяется особе внимание, а под самим термином понимаются процесс и результат взаимных усилий потребителей образовательных услуг, соответствующий их потребностям и уровню требований, являющийся источником благополучия деятельности человека, подготовки высококвалифицированных кадров, динамичного развития общества и государства в целом [8]. В современный образовательный процесс активно включаются рыночные механизмы, определяющие количественные и качественные характеристики выпускников образовательных организаций, а работодатель должен выступать ключевой фигурой и активным участником процесса проектирования, реализации образовательных программ и оценки достигнутых результатов [2]. В этой связи в ряде опубликованных исследований особое внимание уделяется роли работодателя в подготовке будущих кадров. Определены системные проблемы необходимости дообучения выпускников, сложности организации обучения на практике. В то же время признается особая роль обучения будущих специалистов в формате организации практики в самих медицинских организациях, что дает через предоставление базы подготовки будущему специалисту самому работодателю проводить прямой отбор для трудоустройства тех выпускников, личностно-профессиональные качества которых в максимальной степени будут соответствовать требованиям работодателя [9]. Динамика взаимодействия работодателей с медицинскими образовательными организациями демонстрирует позитивную реальность с постоянно расширяющимися компонентами. Высокий общественный спрос на медицинское образование, изменение конъюнктуры медицинского рынка труда, прямое участие в образовательном процессе работодателей и рост требований содействуют выработке новой стратегии развития и повышения конкурентной способности медицинских образовательных организаций. В этих условиях государство, позиционирующее себя ключевым работодателем, инициирует появление новых инструментов управления образованием. Государственная аккредитация образовательной деятельности, мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования в настоящее время дополняются процедурами общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ, независимой оценкой качества образования [10].

В настоящее время существует более 3000 медицинских образовательных организаций [1]. Учебные программы медицинского образования, предлагаемый опыт, имеющиеся ресурсы, продолжительность обучения широко варьируют в зависимости от региональных, политических и других контекстуальных факторов. Эта вариативность образовательных моделей в сочетании с быстрым увеличением числа медицинских школ во всем мире [11] и увеличением международной мобильности для получения образования и трудоустройства требуют надзора за обеспечением качества, такого как формальные системы аккредитации, для надлежащего функционирования медицинских учебных заведений [12]. В мировой научной литературе под определением "аккредитация" понимается процесс, с помощью которого назначенный орган рассматривает и оценивает образовательное учреждение с использованием набора четко определенных критериев и процедур [13]. Существующие в мировой практике системы аккредитации в медицинском образовании направлены на то, чтобы заверить различные заинтересованные стороны, включая студентов, преподавателей послевузовских образовательных программ, работодателей и пациентов, что выпускники готовы продолжить свое обучение или начать практику. Надзор за содержанием образования и педагогическими методами необходим для обеспечения удовлетворения образовательных потребностей студентов и стремления в конечном итоге повлиять на качество медицинской помощи, оказываемой пациентам. Хотя это также должно иметь значительные последствия для образовательных учреждений, которые не соответствуют стандартам. Важной целью процесса аккредитации должны быть поощрение постоянного институционального совершенствования и содействие распространению передового опыта как на региональном, так и на глобальном уровне. Развитие и устойчивость систем обеспечения качества образования поддерживаются различными международными организациями по всему миру. Всемирная Ассамблея здравоохранения в своей Глобальной стратегии "Человеческие ресурсы для здравоохранения: рабочая сила 2030" призвала все страны иметь аккредитацию для медицинских и других программ подготовки кадров в области здравоохранения к 2020 г. [14]. Всемирная медицинская ассоциация также поддерживает механизмы обеспечения качества для укрепления доверия к работникам здравоохранения [15]. Программа признания всемирной федерации медицинского образования (World Federation for Medical Education, WFME) направлена на обеспечение независимого, прозрачного и строгого метода обеспечения того, чтобы аккредитация медицинских школ во всем мире соответствовала международно признанному и высокому стандарту [16]. В рамках программы WFME оценивается соответствие аккредитующих агентств заранее определенным критериям [17]. С 2005 г. Фонд содействия международному медицинскому образованию и исследованиям (Foundation for Advancement of International Medical Education and Research, FAIMER) собирает и публикует данные об аккредитации по всему миру. В их справочнике организаций, которые признают/аккредитуют медицинские школы (DORA), перечислены организации, которые признают, разрешают или сертифицируют медицинские школы и/или программы медицинского образования и связанные с ними данные [18]. Сводные данные о деятельности по аккредитации по всему миру показали: в то время как более половины всех стран с медицинскими школами указывают на то, что существует национальный процесс аккредитации программ медицинского образования, наблюдаются значительные различия в сфере полномочий и уровне их исполнения [19]. Например, аккредитация управляется и осуществляется различными организациями/агентствами по всему миру, включая профессиональные органы или ассоциации, такие как ассоциации медицинских школ, медицинские советы или национальные органы по аккредитации, которые проводят проверки качества всего высшего образования, включая образование медицинских работников [20-22].

В российской практике признается, что модернизация всей системы медицинского образования должна строиться на единых государственных образовательных стандартах, которые связаны с профессиональными стандартами оказания медицинской помощи [4]. В этой связи формирование системы независимой профессионально-общественной аккредитации (ПОА) программ обучения, распространение практики профессионально-общественной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для cамореализации медицинских работников в профессии [22]. Считается, что ПОА образовательных программ, являясь более гибкой по сравнению с государственной аккредитацией системой оценки качества подготовки обучающихся, отражает в концентрированной форме связь профессионального образования с рынком труда [23, 24]. Создающиеся эффективные механизмы управления образованием, отражающие приоритеты профессиональных сообществ, способствующие повышению качества образования, совершенствование правовой модели профессионально-общественной аккредитации позволяет признать за ПОА будущее в системе гарантий качества образования в качестве альтернативы государственной аккредитации образовательной деятельности, а также в качестве полноценного элемента системы государственного контроля за соблюдением обязательных требований в сфере образования [25-27]. Однако для данного вида аккредитации характерен ряд проблем, связанных с сокрытием субъектами общественной аккредитации необходимой информации и предоставлением недостоверной информации, нарушением стандартов и регламентов проведения процедур общественной аккредитации, формализацией процедур [28]. Интересным с практической точки зрения представляется опыт реализации общественно-профессиональной аккредитации Российского кардиологического сообщества, которое запустило в 2016 г. Пилотный проект "Профессиональная общественная аккредитация образовательных программ - элемент системы повышения качества медицинского образования" [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время накоплен достаточный отечественный и зарубежный опыт по совершенствованию системы и качества медицинского образования с помощью эффективных механизмов различных форм аккредитации образовательных программ. Данный обзор позволяет сформировать представление о перспективах формирования инструментария для повышения качества медицинского образования, совершенствования принципов, технологий и процедур аккредитации образовательных программ и повышения качества подготовки будущих медицинских работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bedoll D., van Zanten M., McKinley D. Global trends in medical education accreditation // Hum Resour Health. 2021. Vol. 19, N 1. P. 70. DOI: https://www.doi.org/10.1186/s12960-021-00588-x

2. Измайлова М.А. Проблемы независимой оценки качества образования // Вестник финансового университета. 2015. №1. С. 103-111.

3. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Модель системы образования России в перспективе до 2020 года: поворот к экономике, основанной на знаниях // Высшее образование сегодня. 2008. №5. С. 4-9.

4. Сироткина О.В., Ищук Т.Н., Пармон Е.В., Шляхто Е.В. Вопросы качества подготовки медицинских специалистов. Формирование института независимых профессиональных экспертов // Российский кардиологический журнал. 2016. Т. 137, № 9. С.41-45.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в действующей редакции). URL: htpp://base.garant.ru/70291362

6. Joanna Briggs Institute. Checklist for prevalence studies. 2017. URL: https://joannabriggs.org/sites/default/files/2019-05/JBI_Critical_Appraisal (дата обращения 27.02.2020).

7. Munn Z., Moola S., Lisy K., Riitano D., Tufanaru C. Methodological guidance for systematic reviews of observational epidemiological studies reporting prevalence and incidence data. Text: unmediated // International Journal of Evidence-based Healthcare. 2017. Vol. 13. Р. 147-153.

8. Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования: монография. Казань : Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. 256 с.

9. Филатова Л.М. Тенденции изменения спроса на высшее образование: предпосылки, возможности, риски // Вопросы образования. 2014. Т. 84, № 5. С. 32-48.

10. Рябко Т.В. Формирование системы независимой оценки и сертификации квалификаций // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2013. Т. 3, №3. С. 1-4.

11. Forcier M.B., Simoens S., Giuffrida A. Impact, regulation and health policy implications of physician migration in OECD countries // Hum Resour Health. 2004. DOI: https://www.doi.org10.1186/1478-4491-2-12

12. Boulet J., van Zanten M. Ensuring high-quality patient care: the role of accreditation, licensure, specialty certification and revalidation in medicine // Med Educ. 2014. DOI: https://www.doi.org10.1111/medu.12286

13. Van Zanten M., Norcini J.J., Boulet J.R., Simon F. Overview of accreditation of undergraduate medical education programmes worldwide // Med Educ. 2008. Vol. 42, N 9. P. 930-937. DOI: https://www.doi.org/10.1111/j.1365-2923.2008.03092.x

14. World Health Organization. Global Strategy on Human Resources for Health: Workforce 2030. Geneva; 2016.

15. World Medical Association. WMA Declaration of Chicago on quality assurance in medical education. Published 2017. URL: https://www.wma.net/policies-post/wma-declaration-of-chicago-on-quality-assurance-in-medical-education/ (дата обращения 01.12.2020)

16. World Federation for Medical Education. Accreditation. URL: https://wfme.org/accreditation/ (дата обращения 01.08.2020)

17. World Federation for Medical Education. WHO/WFME Guidelines for accreditation of basic medical education. Published 2005. URL: https://wfme.org/download/wfme-global-standards-for-quality-improvement-bme (дата обращения 01.08.2020)

18. Foundation for Advancement of International Medical Education and Research (FAIMER). Directory of Organizations that Recognize/Accredit Medical Schools (DORA). URL: https://www.faimer.org/resources/dora/index.html (дата обращения 01.08.2020)

19. Van Zanten M., Norcini J.J., Boulet J.R., Simon F. Overview of accreditation of undergraduate medical education programmes worldwide // Med Educ. 2008. Vol. 42, N 9. P. 930-937. DOI: https://www.doi.org/10.1111/j.1365-2923.2008.03092.x

20. World Health Organization. Transforming and scaling up health professionals’ education and training: World Health Organization guidelines 2013. 2013.

21. Association of Medical Schools in Europe. Barcelona declaration on quality assurance in the medical school. Published 2008. URL: http://www.amse-med.eu/wp-content/uploads/2019/06/amse_declarations_complete2017.pdf (дата обращения 15.12.2020)

22. World Federation for Medical Education. Basic medical education WFME global standards for quality improvement: The 2015 revision. Published 2015. URL: https://wfme.org/download/wfme-global-standards-for-quality-improvement-bme (дата обращения 01.08.2020)

23. Чеха В.В. Негосударственные формы аккредитации и финансирование образовательных организаций: правовые вопросы // Наука и школа. 2015. № 4. С. 13-21.

24. Ганн Е.А., Беликова Е.В., Алтапов А.А. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: юридические рамки и социально-экономические перспективы становления // Вестник международного института экономики и права. 2016. Т. 23, № 3. С. 53-80.

25. Артемова И.В. Профессионально-общественная аккредитация в образовании // Советник в сфере образования. 2016. № 5. С. 6-10.

26. Замрий О.Н. Нормативно-правовое регулирование процедуры проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ России // Вестник Тверского государственного университета. Серия "Право". 2016. № 2. С. 207-213.

27. Матвеева Т.В., Машкова Н.В., Ткачева О.Н., Сафина О.Г. Проблемы профессионально-общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования и перспективы ее внедрения // Образование и наука. 2015. Т. 120, № 1. С. 137-150.

28. Ахтариев И.З. особенности формирования рынка услуг общественной аккредитации Образовательных программ и учреждений: автореф. дис. канд. экон. наук. Москва, 2010. 26 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»