В последние годы произошли изменения в подходах к обучению студентов высших учебных заведений медицинского профиля в связи с повышением требований к практической подготовке выпускников. Перемены в высшем образовании основаны на внедрении инновационных методик с использованием интерактивных технологий (лекция-дискуссия, деловая игра, кейс-метод и др.) [1, 2]. К современному выпускнику предъявляются высокие требования, он должен быть конкурентноспособным, уметь делать выбор в сложных ситуациях, отвечать требованиям рынка труда. В процессе обучения в медицинском вузе студент готовится к выполнению медицинской, организационно-управленческой, научно-производственной и научно-исследовательской деятельности с формированием общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [3]. Работодатель хочет видеть потенциального работника высококвалифицированным, компетентным, ответственным, подготовленным к выполнению профессиональной деятельности [4-6].
Традиционный образовательный процесс строился на понятиях "знать", "уметь", "владеть" с овладением определенных навыков и был ориентирован на использование методик по передаче знаний от преподавателя к обучающемуся. Используя традиционную модель, невозможно было воспитать компетентного выпускника, обладающего высоким уровнем теоретических знаний, умеющего творчески и конструктивно решать производственные ситуации, способного анализировать свои действия и принимать ошибки [4, 7].
Современные технологии основаны на коллективном подходе к обучению в виде работы в небольших группах, командах стартапов, где студент вынужден проявлять и оттачивать свои коммуникативные навыки и ролевые функции, и не просто проявлять, а оценивать и перенимать опыт, который он получит [8].
Применение игровых форм обучения с моделированием профессиональных проблем и задач дает возможность формирования у студентов социально-коммуникативных компетенций и приобретения опыта решения профессиональных, социальных и личностных задач [5, 8]. Использование деловой учебной игры в ходе обучения вносит разнообразие в учебный процесс, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, активизирует внимание, познавательную деятельность и творческий потенциал обучающегося.
На кафедре клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики Северного государственного медицинского университета применяются традиционные и инновационные технологии обучения, направленные на формирование профессиональных компетенций студентов. Одной из форм интерактивного обучения является деловая учебная игра. В ходе деловой игры происходит моделирование процессов труда руководителя (заведующего лабораторией), работников (врач и лаборант) с достижением поставленных целей в решении задач и выполнении профессиональных действий.
Деловая игра "Организация ПЦР-лаборатории и проведение ПЦР-исследований" проводится на практическом занятии у студентов VI курса, обучающихся по специальности 30.05.01 "Медицинская биохимия" по дисциплине "Клиническая лабораторная диагностика: лабораторная аналитика, менеджмент качества, клиническая диагностика" в модуле "молекулярно-генетические методы диагностики инфекционных и наследственных болезней".
В настоящее время молекулярно-генетические методы диагностики, в частности полимеразная цепная реакция (ПЦР), широко используются в диагностике инфекционных и неинфекционных заболеваний. Особенно широко внедрять данный метод диагностики начали во время пандемии новой коронавирусной инфекции. Современный выпускник должен обладать навыками и умениями в постановке ПЦР, интерпретации полученных результатов и организации работы молекулярно-генетической лаборатории, что позволит ему после окончания вуза приступить непосредственно к выполнению данного вида исследования.
Целью проведения деловой учебной игры "организация ПЦР-лаборатории и проведение ПЦР-исследований" является контроль сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов по специальности 30.05.01 "медицинская биохимия" при помощи оценки уровня знаний, умений и навыков в области молекулярно-генетических исследований.
В соответствии с федеральным государственным стандартом определены основные общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые отражены в рабочей программе дисциплины:
- готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
- способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-3);
- готовность к ведению медицинской документации (ОПК-4);
- готовность к применению специализированного оборудования и медицинских изделий, предусмотренных для использования в профессиональной сфере (ОПК-9);
- готовность к проведению лабораторных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия либо отсутствия заболевания (ПК-4);
Готовность к оценке результатов лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия либо отсутствия заболевания (ПК-5);
- способность к применению основных принципов управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-9) [3]. Сформулированы основные задачи игры:
- закрепление знаний в области организации и проведения молекулярно-генетических исследований;
- развитие умений анализировать и систематизировать учебный материал;
- формирование навыка работы в команде;
- демонстрация обучающимися умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
- закрепление навыков медицинской деятельности при проведении ПЦР-исследований в молекулярно-генетических лабораториях.
В сценарии игры подробно описаны события и этапы в соответствии с последовательностью действий, представленные в виде схемы (см. рисунок).
Схема деловой учебной игры
Игра проводится на базе медико-генетической лаборатории кафедры, оснащенной необходимым оборудованием и расходными материалами, где студенты формируют и отрабатывают мануальные практические навыки. Выделяют несколько этапов игры: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе преподаватель объясняет основные правила игры, студенты получают карточки с названиями ролей. Расписанные роли (заведующий лабораторией, лаборант, врач) и функции игроков адекватно отражают профессиональную деятельность, моделируемую в деловой игре. В основной части студенты, выполняющие конкретные роли, должны провести лабораторное исследование для диагностики определенной инфекции.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИГРОКОВ
Задание 1. Организовать ПЦР-отдел (ПЦР Real-time) в структуре клинико-диагностической лаборатории: запланировать перечень выполняемых исследований, обеспечить необходимым оборудованием и расходными материалами.