ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ УЧЕБНОЙ ИГРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Резюме

Современные тенденции обучения основаны на активных методах с использованием инновационных технологий. Внедрение в обучение деловой игры способствует формированию у студентов профессиональных компетенций, коммуникативных навыков. В статье описана методика использования деловой игры у студентов, обучающихся по специальности "медицинская биохимия". Авторы уделяют большое внимание оценке полученных навыков. Для этого разработаны чек-листы, с помощью которых нивелируется субъективное отношение.

Ключевые слова:деловая игра, студент, компетенции, чек-лист

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Малыгина О.Г, Лейхтер С.Н., Лепешкин С.Ю., Бажукова Т.А. Опыт использования деловой учебной игры у студентов медицинского вуза // медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 3. С. 35-42. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-3-35-42

В последние годы произошли изменения в подходах к обучению студентов высших учебных заведений медицинского профиля в связи с повышением требований к практической подготовке выпускников. Перемены в высшем образовании основаны на внедрении инновационных методик с использованием интерактивных технологий (лекция-дискуссия, деловая игра, кейс-метод и др.) [1, 2]. К современному выпускнику предъявляются высокие требования, он должен быть конкурентноспособным, уметь делать выбор в сложных ситуациях, отвечать требованиям рынка труда. В процессе обучения в медицинском вузе студент готовится к выполнению медицинской, организационно-управленческой, научно-производственной и научно-исследовательской деятельности с формированием общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [3]. Работодатель хочет видеть потенциального работника высококвалифицированным, компетентным, ответственным, подготовленным к выполнению профессиональной деятельности [4-6].

Традиционный образовательный процесс строился на понятиях "знать", "уметь", "владеть" с овладением определенных навыков и был ориентирован на использование методик по передаче знаний от преподавателя к обучающемуся. Используя традиционную модель, невозможно было воспитать компетентного выпускника, обладающего высоким уровнем теоретических знаний, умеющего творчески и конструктивно решать производственные ситуации, способного анализировать свои действия и принимать ошибки [4, 7].

Современные технологии основаны на коллективном подходе к обучению в виде работы в небольших группах, командах стартапов, где студент вынужден проявлять и оттачивать свои коммуникативные навыки и ролевые функции, и не просто проявлять, а оценивать и перенимать опыт, который он получит [8].

Применение игровых форм обучения с моделированием профессиональных проблем и задач дает возможность формирования у студентов социально-коммуникативных компетенций и приобретения опыта решения профессиональных, социальных и личностных задач [5, 8]. Использование деловой учебной игры в ходе обучения вносит разнообразие в учебный процесс, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, активизирует внимание, познавательную деятельность и творческий потенциал обучающегося.

На кафедре клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики Северного государственного медицинского университета применяются традиционные и инновационные технологии обучения, направленные на формирование профессиональных компетенций студентов. Одной из форм интерактивного обучения является деловая учебная игра. В ходе деловой игры происходит моделирование процессов труда руководителя (заведующего лабораторией), работников (врач и лаборант) с достижением поставленных целей в решении задач и выполнении профессиональных действий.

Деловая игра "Организация ПЦР-лаборатории и проведение ПЦР-исследований" проводится на практическом занятии у студентов VI курса, обучающихся по специальности 30.05.01 "Медицинская биохимия" по дисциплине "Клиническая лабораторная диагностика: лабораторная аналитика, менеджмент качества, клиническая диагностика" в модуле "молекулярно-генетические методы диагностики инфекционных и наследственных болезней".

В настоящее время молекулярно-генетические методы диагностики, в частности полимеразная цепная реакция (ПЦР), широко используются в диагностике инфекционных и неинфекционных заболеваний. Особенно широко внедрять данный метод диагностики начали во время пандемии новой коронавирусной инфекции. Современный выпускник должен обладать навыками и умениями в постановке ПЦР, интерпретации полученных результатов и организации работы молекулярно-генетической лаборатории, что позволит ему после окончания вуза приступить непосредственно к выполнению данного вида исследования.

Целью проведения деловой учебной игры "организация ПЦР-лаборатории и проведение ПЦР-исследований" является контроль сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов по специальности 30.05.01 "медицинская биохимия" при помощи оценки уровня знаний, умений и навыков в области молекулярно-генетических исследований.

В соответствии с федеральным государственным стандартом определены основные общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые отражены в рабочей программе дисциплины:

- готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

- способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-3);

- готовность к ведению медицинской документации (ОПК-4);

- готовность к применению специализированного оборудования и медицинских изделий, предусмотренных для использования в профессиональной сфере (ОПК-9);

- готовность к проведению лабораторных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия либо отсутствия заболевания (ПК-4);

Готовность к оценке результатов лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия либо отсутствия заболевания (ПК-5);

- способность к применению основных принципов управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-9) [3]. Сформулированы основные задачи игры:

- закрепление знаний в области организации и проведения молекулярно-генетических исследований;

- развитие умений анализировать и систематизировать учебный материал;

- формирование навыка работы в команде;

- демонстрация обучающимися умения аргументированно высказывать свою точку зрения;

- закрепление навыков медицинской деятельности при проведении ПЦР-исследований в молекулярно-генетических лабораториях.

В сценарии игры подробно описаны события и этапы в соответствии с последовательностью действий, представленные в виде схемы (см. рисунок).

Схема деловой учебной игры

Игра проводится на базе медико-генетической лаборатории кафедры, оснащенной необходимым оборудованием и расходными материалами, где студенты формируют и отрабатывают мануальные практические навыки. Выделяют несколько этапов игры: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе преподаватель объясняет основные правила игры, студенты получают карточки с названиями ролей. Расписанные роли (заведующий лабораторией, лаборант, врач) и функции игроков адекватно отражают профессиональную деятельность, моделируемую в деловой игре. В основной части студенты, выполняющие конкретные роли, должны провести лабораторное исследование для диагностики определенной инфекции.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ИГРОКОВ

Задание 1. Организовать ПЦР-отдел (ПЦР Real-time) в структуре клинико-диагностической лаборатории: запланировать перечень выполняемых исследований, обеспечить необходимым оборудованием и расходными материалами.

Задание 2. Провести регистрацию доставленного в лабораторию биоматериала и выделить ДНК микроорганизмов.

Задание 3. Провести ПЦР-амплификацию и детекцию выделенного ДНК. Интерпретировать полученные результаты исследования и внести данные в журнал регистрации.

Оценка демонстрируемых практических навыков в ходе деловой игры осуществляется с помощью чек-листов. Каждый этап исследования соответствует определенному разделу оценочного листа, с полным описанием содержания демонстрации умений обучающегося. В табл. 1 представлен пример чек-листа.

Таблица 1. Чек-лист "Лаборант ПЦР-отдела"

Пункты чек-листа оцениваются определенным количеством баллов в зависимости от важности и приоритетности выполнения данного этапа в реальном исследовании. Результаты ответов сравниваются с изложенными в столбце "критерий" с последующим суммированием набранных баллов и транс формацией в отметку: 90% и более - отлично, 80-89% - хорошо, 70-79% - удовлетворительно, 69% и менее - неудовлетворительно.

На заключительном этапе проводится дебрифинг с целью разбора ошибок, выявления проблем, возникших в ходе игры.

Авторы считают ценным использование оценочных чек-листов, с помощью которых можно провести подробный анализ ошибок и нивелировать субъективность отметки преподавателя. Наряду с оценкой преподавателя проведена самооценка студентом выполненного исследования. Выполнена статистическая обработка данных с использованием программы SPSS (v18.0). Данные представлены в виде медианы (Me) и квартилей (Q25, Q75). Сравнение показателей проводили с помощью критерия Манна-Уитни. Критический уровень значимости принимали как р<0,05. Сопоставление результатов оценки выполненных навыков преподавателем c самооценкой студента представлено в табл. 2.

Таблица 2. Сравнительная оценка практических навыков преподавателем и студентами

Из табл. 2 видно, что по выполняемой роли "врач клинико-диагностической лаборатории" (р=0,659) и "лаборант" (р=0,468) не получено статистически значимых различий, что показывает объективность и валидность оценочного средства. Сравнение оценки преподавателя и самооценки студента за исполнение роли "заведующий лабораторией" продемонстрировало статистически значимые различия (р=0,029), что может свидетельствовать о завышенных критериях оценки в выполнении данной роли и требует пересмотра оценочного средства.

Также по окончании деловой игры студенты проходили анкетирование по поводу эффективности использования данной методики в процессе обучения. Более 85% студентов удовлетворены данной формой проведения занятия, аргументируя это тем, что деловая игра способствует отработке и закреплению профессиональных практических навыков.

На наш взгляд, деловая учебная игра является инновационным методом обучения и контроля профессиональных навыков будущих врачей лабораторной диагностики. Несмотря на большие усилия в подготовке и проведении, деловая игра позволяет участникам погрузиться в близкую к реальности ситуацию, развивает умения решать конкретные проблемы, а демонстрация полученных в процессе обучения знаний способствует их более прочному усвоению. Ошибки, допущенные в ходе игры, тщательно анализируются в ходе дебрифинга с целью недопущения их в будущей практической деятельности.

Таким образом, деловая игра как форма активного инновационного метода обучения студентов по специальности "медицинская биохимия" является важным элементом образовательного процесса. Данная методика обучения способствует формированию коммуникативных навыков, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а использование чек-листов для оценки полученных навыков помогает продемонстрировать объективность результатов.

Литература

1. Протасова И.Н., Подгрушная Т.С., Рукосуева Т.В., Перьянова О.В. Возможность использования деловых игр на практических занятиях по микробиологии в медицинском вузе // фундаментальные исследования. 2014. № 9-6. С. 1347-1351.

2. Ходжаян А.Б., Агранович Н.В. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе // фундаментальные исследования. 2011. № 11-1. С. 149-153.

3. Приказ Минобрнауки России от 1 1.08.2016 № 1013 (ред. От 13.07.2017) "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 30.05.01 Медицинская биохимия (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2016 № 43435). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203984/ (дата обращения: 24.05.2021)

4. Борисова В.Л. Применение деловых игр в образовательном процессе // Международный журнал теории и научной практики. 2019. Т. 2, № 3. С. 131-134.

5. Дмитриева Д.Д. Применение игр в процессе профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 43-46.

6. Извин А.И. Традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в медицинских вузах // Вестник оториноларингологии. 2020. Т. 85, № 2. С. 84-87.

7. Неделина М.Г. Деловая игра - как методика улучшенного усвоения теоретического материала // Вестник современных исследований. 2018. № 5.1 (20). С. 173-174.

8. Пермякова О.Г., Киселева Е.В. Применение игрового метода в формировании коммуникативной компетенции студентов транспортных направлений подготовки // Высшее образование сегодня. 2021. № 2. С. 28-37.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»