Уважаемые читатели!

Осень ожидаемо принесла с собой очередную волну эпидемии. Снова медицинские вузы переходят на дистанционное обучение, студентам недоступно общение с пациентами, и, без всяких сомнений, это отразится на качестве подготовки выпускников 2021/2022 учебного года.

Рост заболеваемости сказался и на научных и образовательных мероприятиях - после бурного ренессанса в сентябре и начале октября 2021 г., когда все конгресс-площадки работали на полную мощность, снова наступает период локдаунов, а организаторам конференций приходится принимать тяжелые, морально и финансово, решения о переносе, отмене или переходе в онлайн-формат. Мы тоже вынуждены были отложить наш ежегодный форум РОСМЕДОБР на неопределенное время, а пока проводим только короткие онлайн-сессии.

За прошедшие в ограничениях 2 года онлайн- и гибридные конференции так и не стали органичной частью нашей жизни, участникам достаточно сложно выделять целые дни для дистанционного участия, в отличие от очного, живого, присутствия на конференциях, особенно связанных с поездками, когда время специально выделяется для участия в секциях, общения с коллегами, ознакомления с новыми технологиями. Почему это происходит? Прежде всего потому, что людям важны коммуникация, впечатления, ощущения, а удержать внимание слушателей во время выступлений, не имея даже зрительного контакта, крайне сложно. Большинство компаний - производителей оборудования отказались от участия в онлайн-выставках - они неэффективны. Людям важно потрогать и почувствовать: рассказ, фотографии и даже фильм никогда не заменят этих ощущений.

Включая в фоновом режиме трансляции, мы все чаще занимаемся повседневными делами, вовлекаясь в конференции только на время секции, где выступаем сами, зачастую на конференциях, включенных в НМО, врачи сажают "дежурного", который нажимает на всплывающие окна для подтверждения присутствия. Чем это вызвано?.. Нежеланием/неумением учиться и осознавать свои потребности в обучении? Слабым/неинтересным контентом онлайн-мероприятий? Всеми этими причинами вместе? Руководство АМЕЕ, опубликованное в этом номере, рассказывает об особенностях обучения взрослых - их мотивации, необходимости выбирать между обучением и решением повседневных проблем, принципах организации самонаправляемого обучения.

Ожидаемо бурную реакцию в медицинском сообществе вызвали изменения в приказе № 746Н "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 02.02.2021 № 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году"" и проект нового Положения об аккредитации специалистов, которые разъясняют, в отличие от знакомого нам уже несколько лет приказа № 334Н, механизмы периодической аккредитации специалистов. Медработники, привыкшие продлевать сертификат, прикладывая минимальные усилия, давно отвыкли от учебы, многие за время своей врачебной практики не прочли ни одной научной статьи, и любая необходимость изменений в этом привычном укладе вызывает отрицание и возмущение. Значит ли это, что весь мир ошибается, совершенствуя системы непрерывного медицинского образования/непрерывного профессионального развития? Мы развиваем систему НМО как пилотный проект вот уже 8 лет, за это время сотни тысяч врачей включились в нее, но, к сожалению, для абсолютного большинства она превратилась просто в систему набора баллов, неважно за какие активности, лишь бы они давали часы/баллы/кредиты/ЗЕТы. Это многообразие определений одной сущности, накопившихся за последние годы, также вызывает недопонимание и обсуждения в медицинском сообществе; по-видимому, конвертация баллов в ЗЕТы скоро станет отдельным с бизнесом, как стало бизнесом "сопровождение НМО", - фактически это будет простая продажа баллов.

Все медицинское сообщество активно сетует на качество образования, все бурно ругают недобросовестные организации, которые свободно (и, как ни странно, не нарушая закон) продают сертификаты, даже дипломы о переподготовке с получением новой специальности. Но без огромного спроса со стороны медработников эти организации не появлялись бы, как грибы после дождя, не могли бы так активно продвигаться в Интернете. В следующий раз, ругая систему образования, честно спросите себя, готовы ли вы отказаться от услуг таких организаций, готовы ли учиться и приобретать новые знания? Ведь мы уже давно живем в условиях свободного рынка, и система образования не стала исключением - спрос рождает предложение. Пока мы с вами не сформируем устойчивый спрос на качественное образование, оно не появится.

Главный редактор, кандидат медицинских наук Залим Балкизов

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»