II ежегодная общероссийская конференция "Медицинское образование-2011"

21-22 апреля 2011 г. в Москве состоялось, пожа­луй, главное событие года в российском медицинском образовании - II ежегодная общероссийская конференция "Медицинское образование-2011". Организаторами конференции выступили Минис­терство здравоохранения и социального развития РФ, Первый МГМУ им И.М. Сеченова, Ассоци­ация медицинских обществ по качеству и Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. Первая подобная конференция прошла в Москве 26 марта 2010 г. и собрала около 300 че­ловек. Организаторы планируют сделать конфе­ренцию традиционным событием третьей декады апреля.

В этом году конференция собрала 1385 зарегис­трированных делегатов из России, Украины, Арме­нии, Молдавии, Казахстана, США, Великобрита­нии, Нидерландов и Финляндии, среди них были представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Государственной Думы, РАМН, региональных органов управления здраво­охранением, руководители, заведующие кафедрами, преподаватели и библиотекари медицинских вузов, директора и преподаватели медицинских колледжей, сотрудники научно-исследовательских инсти­тутов, а также учащиеся медицинских вузов.

Первый день конференции начался с торже­ственного открытия выставки, в котором приняли участие заместитель министра здравоохранения и социального развития В.И. Скворцова, президент Российской академии медицинских наук И.И. Де­дов, ректор Первого МГМУ им И.М. Сеченова П.В. Глыбочко. Выставка была организована в вы-ставочно-конференционном центре Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и состояла из двух основных бло­ков - выставки образовательных проектов, участниками которой стали медицинские вузы России, и выставки производителей оборудования и учебных изданий для медицинского образования, междуна­родных общественных организаций.

Медицинские вузы, участники выставки:

        Астраханская   государственная   медицинская академия;

        Казанская государственная медицинская акаде­мия;

        Казанский государственный медицинский уни­верситет;

        Московский государственный медико-стомато­логический университет;

        Новосибирский государственный медицинский университет;

        Первый Московский государственный медицин­ский университет им. И.М. Сеченова;

        Российский государственный медицинский уни­верситет;

        Санкт-Петербургская   медицинская   академия последипломного образования;

        Северный государственный медицинский уни­верситет;

        Ставропольская государственная медицинская академия;

        Ярославский   государственный   медицинский университет.

Общественные организации и специализированные издания:

        Ассоциация медицинского образования в Европе (AMEE);

        Международная   ассоциация   преподавателей медицинских наук (IAMSE);

        Национальный совет медицинских экзаменато­ров США (NBME);

        Финское общество врачей;

        Журнал "Медицинское образование";

        Журнал "Сеченовский вестник".

Участники выставки оборудования и учебных изда­ний для медицинского образования.

        Компания "Johnson & Jonson";

        Компания "Phillips";

        Компания "Limbs & Things";

        Компания "ГЭОТАР-Тренажеры";

        Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа";

        Издательство "Литтерра";

        Издательский дом "Практика";

        Издательский   дом   "Менеджер   здравоохра­нения";

        Издательство "Бионика".

После открытия выставки и короткой пресс-кон­ференции состоялось первое пленарное заседание, которое открылось приветственными речами ректо­ра Первого МГМУ, член-корр. РАМН, профессора П.В. Глыбочко, президента РАМН И.И. Дедова, за­местителя министра здравоохранения и социального развития РФ, член-корр. РАМН, проф. В.И. Сквор­цовой, директора по развитию Ассоциации медицин­ского образования в Европе Тревора Гиббса.

В.И. Скворцова отметила, что вопрос обеспече­ния квалифицированными кадрами является одним из самых острых вопросов, стоящих перед Мин-здравсоцразвития. Кроме того, необходимо создать единое информационное пространство здравоохра­нения, обеспечить доступ специалистов к медицин­ским базам данных и системам поддержки принятия клинических решений.

Среди кадровых проблем была отмечена проблема несбалансированности между направлениями подго­товки специалистов, решить которую призван создан­ный в Минздравсоцразвития федеральный регистр медицинских работников, где учтены все работники здравоохранения и студенты, проходящие обучение в учреждениях высшего и среднего медицинского обра­зования, что позволяет определять потребности реги­онов в подготовке кадров. Также Вероника Скворцова отметила, что с 2015 г. будет отменена подготовка в ин­тернатуре, в то же время количество мест в ординатуре будет расширено до 10 000 (количество выпускников, прошедших обучение в интернатуре на бюджетной ос­нове, в 2011 г. составит 17 000 человек, планируется что 5000 из них продолжат обучение в ординатуре).

Вероника Игоревна выразила надежду, что вы­пускники, получившие высшее медицинское по новым ФГОС, сразу после выпуска смогут работать врачами - терапевтами и педиатрами. Условием поступления в ординатуру будет отработка в течение 3 лет после окончания вуза по распределению. Сро­ки обучения в ординатуре будут дифференцированы в зависимости от приобретаемой специальности.

В отношении клинических баз было отмечено, что будут развиваться механизмы, стимулирующие взаимную заинтересованность между клиническим учреждением и медицинским вузом. В частнос­ти, последипломная подготовка будет проводиться только в больницах, являющихся клиническими базами учебных учреждений. Участие же учащихся в лечебном процессе будет осуществляться впредь только под присмотром преподавателя.

В своем выступлении Петр Витальевич Глыбоч-ко остановился на приоритетах в системе медицинского образования и подготовке кадров в условиях модернизации здравоохранения. Он отметил необ­ходимость воспитания у выпускников потребности в непрерывном совершенствовании своей подготовки.

Петр Витальевич остановился и на вопросах, свя­занных с внедрением новых государственных образо­вательных стандартов, создании и широком исполь­зовании центров практических умений, виртуальных технологий, организации самостоятельной работы студентов. Отметил он отсутствие специальных зна­ний и умений у преподавателей, необходимость раз­работки специальных методических материалов по новым образовательным технологиям. Также Петр Витальевич сообщил, что на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова восстановлено учебно-методичес­кое объединение по медицинскому и фармацевтичес­кому образованию.

Тревор Гиббс, директор по развитию Ассоциации медицинского образования в Европе, консультант Всемирной организации здравоохранения по обра

зованию в области медицины и первичной врачеб­ной помощи, в своем докладе "Образование в облас­ти здравоохранения в XXI в.: не просто переходный период" рассказал о современных тенденциях в ме­дицинском образовании.

Он отметил, что использование клинических рекомендаций, основанных на доказательной медицине, показало высокую экономическую эффектив­ность в Великобритании.

Образование в современном мире должно быть ориентировано на учащегося и его образовательные потребности. Необходимы обратная связь, измене­ние в стилях образования - переход на проблемно-ориентированное обучение, командное обучение, коммунальное обучение. Необходимо развивать оценку компетенций медицинских специалистов и их обучение на рабочем месте.

После обеденного перерыва научную програм­му конференции продолжили три сессии конкурирующих тематических секций, проходивших в трех больших конференц-залах Первого МГМУ. Всего на конференции было представлено 106 докладов. До­кладчики - ведущие специалисты российских и за­рубежных медицинских вузов, представители между­народных организаций - Ассоциации медицинского образования в Европе, Международной ассоциации преподавателей медицинских наук, Национального совета медицинских экзаменаторов США, Финско­го общества врачей.

Подробно ознакомиться с содержанием докладов можно на сайте конференции, а на диске, прилагаемом к этому номеру журнала, опубликованы докла­ды и видеозапись всех выступлений, здесь же только перечислим секционные заседания.

        Мировые тенденции в медицинском образовании.

        Качество медицинской помощи как индикатор эффективности профессионального образования. Международная аккредитация лечебных учреж­дений.

        Формирование культуры здорового образа жизни в медицинском вузе. Преподавание профилактичес­кой медицины.

        Доказательная медицина: новые вызовы в препода­вании клинических дисциплин.

        Создание электронного образовательного про­странства медицинских вузов. Инновационные информационные ресурсы для медицинского обра­зования.

        Научно-исследовательский университет как новая образовательная модель в системе медицинского образования.

Подготовка учебных изданий в контексте новых ФГОС. (Специальная секция для авторов учебни

ков и учебных пособий, руководителей библиотек и информационных центров.)

        Современные технологии послевузовского меди­цинского образования. Построение системы непре­рывного профессионального развития в РФ.

        Персонифицированная медицина и клиническая фармакогенетика на додипломном и последиплом­ном уровне подготовки.

Программа второго дня конференции была не менее насыщенной: после 4-х сессий секционных заседаний состоялось пленарное заседание. Кроме того, состоялся мастер-класс NBME: "Принципы разработки высококачественных методов оценки: создание тестовых вопросов с использованием кли­нических ситуаций". Проводила занятие с препода­вателями вице-президент NBME Агата Батлер.

Темы заседаний 2 дня конференции:

        Новые технологии преподавания клинических дис­циплин.

        Электронные технологии в медицинском образо­вании.

        Совершенствование довузовской и целевой под­готовки как этап формирования образовательно-кадрового континуума.

        Новые технологии преподавания практических умений. Симуляции в медицинском образовании. Новые решения для центров практических умений.

        Информационно-библиотечное обслуживание медицинского образования. Новые продукты, тех­нологии и решения для медицинских библиотек

        Симпозиум. Внедрение системы менеджмента качества в медицинских вузах.

        Подготовка менеджеров здравоохранения в контек­сте модернизации системы здравоохранения РФ.

        Новые критерии оценки медицинской вузовской науки.

        Опыт международных образовательных программ. Темпус IV: программа обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов.

        Совещание проректоров по учебной работе (началь­ников учебных, учебно-методических управлений).

        Преподавание фундаментальных дисциплин в кон­тексте новых ФГОС. Обеспечение преемственности между базовыми и клиническими дисциплинами.

        Сестринское образование: перспективы развития в медицинском вузе.

На пленарном заседании были подведены итоги конференции, обсуждена резолюция.

С докладами на заседании выступили академик РАМН Александр Григорьевич Чучалин, который остановился на необходимости соблюдения принци­пов этики и деонтологии в медицинском образова­нии, традициях российской медицинской школы, необходимости внедрения новых методов непрерыв

ного медицинского образования, своевременного информирования врачей о возникающих опасностях, новых методах лечения и диагностики.

Елена Николаевна Новичкова представила уча­стникам конференции европейские спецификации, подготовленные Международной рабочей группой по обеспечению качества к ранее опубликованным Международным стандартам ВФМО по улучшению качества медицинского образования. За последние десятилетия международным сообществом предпри­нимаются значительные усилия по обеспечению ка­чества медицинского образования. Эти инициативы охватывают процесс внедрения стандартов и создание систем признания и аккредитации вузов и программ. Триада ВФМО состоит из трех стандартов, посвящен­ных каждому из трех основных этапов медицинского образования. Каждый стандарт содержит 9 категорий и 36-38 подкатегорий. Категории охватывают все об­разовательные и институциональные аспекты каждого этапа образования. Стандарт сформулирован для двух видов достижений: базовый - означает, что стандарт должен быть выполнен изначально, стандарт улуч­шенного качества - стандарт соответствует междуна­родному консенсусу наилучшей практики.

Агата Батлер рассказала о деятельности NBME. Эта организация, основанная в 1915 г., является разработчиком USMLE® (Медицинский лицензионный экзамен США) - единственного пути первичного лицензирования всех выпускников медицинских школ США и Канады и всех иностранных выпуск­ников, желающих получить лицензию на медицин­скую деятельность в США.

Для унификации качества подготовки Соединенные Штаты разработали национальную систему стандартов медицинского образования и их оценки. В настоящее время USMLE® обеспечивает лицензионные комитеты отдельных штатов общей системой оценки знаний для заявителей на получение медицинской лицензии.

Благодаря этой системе в США лицензии выда­ются отдельными штатами, а не федеральным правительством, врачи могут иметь лицензии нескольких штатов и не могут практиковать в штате без соответс­твующей лицензии. Штат сотрудников NBME со­ставляет 425 человек, кроме того, работает группа из 300-350 волонтеров (врачей и преподавателей) фор­мируемая ежегодно. Формирование тестовых заданий для экзамена USMLE - многоэтапный процесс:

        тестовые вопросы создаются преподавателями из группы волонтеров, а сотрудники NBME их рецензируют и редактируют;

        вопросы рассматриваются и утверждаются на заседании тестового комитета;

        после предварительного тестирования вопросы рассматриваются и утверждаются на заседаниях междисциплинарных групп;

тестовые задания собираются, рассматривают­ся сотрудниками NBME и затем утверждаются соответствующим этапным комитетом.

По итогам конференции на Втором пленарном заседании единогласно была принята резолюция.

По результатам участия в работе конференции участникам выданы индивидуальные сертификаты, подтверждающие получение 16 образовательных кредитов.

Участникам конференции было предложено заполнить опросные листы, дать оценку организа­ции конференции и высказать свои предложения. Предварительный опрос показал общую высокую оценку мероприятия участниками. Итоги конферен­ции были обсуждены на заседании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России 9 июня 2011 г.

Проведение Общероссийской конференции "Медицинское образование-2012", планируется на вторую половину апреля 2012 г.

Резолюция II Общероссийской конференции "Медицинское образование-2011" г. Москва, 22 апреля 2011 г.

21-22 апреля в соответствии с приказом Ми­нистерства здравоохранения и социального раз­вития РФ № 304 от 12.04.2011 в Москве прошла II Общероссийская конференция с международным участием "Медицинское образование-2011", орга­низованная совместно Советом ректоров медицин­ских и фармацевтических вузов, Первым Московс­ким государственным медицинским университетом им. И.М. Сеченова и Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК). В конференции приняли участие ректоры и проректоры медицинс­ких и фармацевтических вузов, руководители УМО вузов, специалисты информационных центров, центров практических умений, библиотекари, руководители кафедр, профессорско-преподаватель­ский состав вузов, молодые ученые. Всего зарегис­трировалось 1385 участников из России, Украины, Казахстана, Армении, Молдовы, США, Великобри­тании, Голландии и Финляндии. На конференции было заслушано 102 доклада в ходе 2-х пленарных и 21 секционного заседания. В рамках конференции состоялось заседание редколлегии журнала "Меди­цинское образование и профессиональное разви­тие".

Участники конференции отметили, что в послед­нее время в ходе модернизации системы здравоохранения вопросам развития медицинского образова­ния уделяется все больше внимания. Модернизация здравоохранения невозможна без подготовки специ

алистов, соответствующей высоким стандартам ка­чества и непрерывного профессионального развития медицинских работников.

В 2010 г. приказами Министерства образования и науки РФ разработаны и утверждены Федераль­ные государственные образовательные стандарты III поколения по специальностям группы "Здравоохранение": "Медико-профилактическое дело", "Лечеб­ное дело", "Педиатрия", "Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибер­нетика". В ближайшее время планируется утверждение ФГОС по специальностям "Стоматология" и "Фармация". Во многих медицинских вузах РФ ак­тивно внедряются современные информационные технологии. Развиваются методы преподавания с использованием новых образовательных техноло­гий. Создаются и оснащаются современным учебным оборудованием учебно-клинические и симуля-ционные центры.

Вместе с тем остаются нерешенными многие вопросы и проблемы. Во многих вузах не решена проблема полноценной подготовки будущих вра­чей у постели больного из-за отсутствия собственных университетских клиник или слабой связи с региональными и муниципальными учреждени­ями здравоохранения. Отмечается низкая актив­ность внедрения в учебный процесс новых методов обучения. Не реализована независимая итоговая аттестация выпускников медицинских вузов. Не­достаточно внедряются результаты доказательных исследований по эффективности методов и технологий обучения. Во многих медицинских вузах из-за проблем с финансированием плохо разви­та материально-техническая база, необходимая для обеспечения полноценного образовательного процесса в соответствии с современными требо­ваниями. Учебно-клинические центры и кафедры недостаточно оснащены современным учебным и симуляционным оборудованием, а библиотечно-информационные центры вузов - современной учебной и практической литературой (отечествен­ной и иностранной), компьютерами с доступом в Интернет. Проблема низкой заработной платы профессорско-преподавательского состава приво­дит к снижению престижа работы преподавателя медицинского вуза и оттоку талантливых молодых преподавателей и ученых. Вышеперечисленные проблемы нашли свое отражение в настоящей ре­золюции.

В соответствии с научной программой участни­ки конференции обозначили следующие важнейшие направления развития системы медицинского об­разования в Российской Федерации на ближайшее будущее:

1.  Внедрение Федеральных государственных обра­зовательных стандартов III поколения, типовых учеб­ных планов и примерных учебных программ.

2.  Совершенствование подготовки преподавателей медицинских и фармацевтических вузов. Непрерыв­ное профессиональное развитие преподавателей ме­дицинских вузов является обязательным условием для обеспечения качественного медицинского обра­зования.

Для решения этой задачи необходимо стимули­ровать профессорско-преподавательский состав ву­зов к обмену опытом, в том числе с международными организациями и специалистами, в ходе российских и международных конференций по медицинскому образованию, привлекать сотрудников медицинских образовательных учреждений к участию в подобных мероприятиях, развивать и поддерживать публика­ции методических статей, посвященных различным аспектам преподавания в специализированном жур­нале "Медицинское образование и профессиональ­ное развитие"; развивать в рамках конференций специализированные краткие курсы повышения квалификации преподавателей.

3. Внедрение в медицинское образование совре­менных ИТ-технологий. Информатизация медицин­
ских вузов и системы медицинского образования вцелом. Дальнейшее внедрение электронных образовательных технологий. Внедрение в медицинское образование в соответствии с требованиями ФГОС современных электронно-библиотечных систем и электронных информационных ресурсов. Реализа­ция проекта развития единого информационного пространства медицинских вузов России.

4.    Развитие Центров практических умений. Со­здание и оснащение центров практических умений должно стать одной из приоритетных задач меди­цинского образования, в дополнение, но не взамен клиническому обучению студентов и врачей "у пос­тели больного". Необходимо разработать, обсудить и внедрить методические рекомендации по органи­зации работы центров, включающие методологию работы, стандарты оснащения учебным оборудова­нием, нормативы финансирования, штатное расписание и др.

5.    Внедрение в медицинское образование при­нципов медицины, основанной на доказательствах.

В медицинское образование необходимо внедрять принципы медицины доказательств как в виде са­мостоятельных курсов для студентов и врачей, так и в преподавании клинических дисциплин. При пре­подавании клинических дисциплин преподавателям

необходимо руководствоваться данными современ­ных доказательных источников информации по об­суждаемым проблемам.

6. Совершенствование библиотечного обслужива­ния. Основная задача библиотеки - обеспечение сту­дентов и преподавателей доступом к необходимым учебным изданиям в печатной и электронной фор­мах. Во многих вузах библиотеки находятся в плохом техническом состоянии, не оснащены современным компьютерным оборудованием, плохо обеспечива­ются учебными изданиями и электронными мульти­медийными учебными пособиями.

Особую актуальность в ближайшие годы приобретает внедрение в учебный процесс сов­ременных учебных изданий, имеющих грифы Министерства образования и науки РФ и подготов­ленных в соответствии с новыми ФГОС. Библиоте­ки медицинских вузов должны стать современными информационными центрами с высококвалифици­рованными специалистами в области поиска меди­цинской информации, оснащенными компьютера­ми с доступом в Интернет, к современным печатным и электронным изданиям, специализированными журналами. Необходимо разработать и утвердить нормативы финансирования библиотечных цент­ров медицинских вузов в отношении необходимого оборудования, печатных и электронных учебных материалов.

7. Развитие системы непрерывного профессиональ­
ного развития медицинских работников.

В условиях исполнения программы модерни­зации здравоохранения особенно важно совершенствовать систему последипломной подготовки медицинских работников, внедрять систему непре­рывного профессионального развития. Необходимо разработать концепцию создания системы непре­рывного профессионального развития врачей и план мероприятий по реализации данной концепции. В рамках системы непрерывного профессионального развития необходимо широко использовать инфор­мационные технологии в образовании, в том числе обеспечивать врачей доступом к электронным меди­цинским библиотекам, информационно-образова­тельным системам и системам поддержки клиничес­ких решений.

8.   Внедрение независимой итоговой аттестации вы­пускников медицинских вузов с учетом лучшего меж­дународного опыта. В

настоящее время сложилась практика самостоятельной итоговой аттестации ву­зом собственных выпускников, что не

гарантируетадекватного контроля качества знаний и допуска к профессии. Необходимо внедрять единый независимый экзамен для допуска медицинских специалис­тов к профессиональной деятельности.

Обсудив основные направления развития ме­дицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, участники конференции рекомендуют Совету ректоров медицинских и фармацевтических вузов России разработать, обсудить и представить в Министерство здравоохранения и социального развития РФ проект Концепции развития медицинского и фармацевтического об­разования Российской Федерации на ближайшие 5 лет и план действий (дорожную карту) по реали­зации Концепции. Основной целью Концепции должно стать повышение качества медицинского и фармацевтического образования с учетом лучшего отечественного и международного опыта, обеспе­чивающего эффективное развитие отечественного здравоохранения.

 

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
Вскрытие
Медицина сегодня
IX Междисциплинарная международная конференция: "Актуальные вопросы микрохирургии". Памяти Н.О. Миланова.

Приветствуем вас в новом 2023 году, который мы встретили с надеждой и неизменно с планами на будущее! Традиционно в феврале ученики Николая Олеговича Миланова, сотрудники основанной им кафедры в Сеченовском Университете, планируют проведение уже девятой мемориальной...

Тромботические проблемы при цереброваскулярной патологии и коморбидных процессах

Уважаемые коллеги! 10.02.2023 состоится Совместный научно-образовательный симпозиум Национальной Ассоциации по тромбозу и гемостазу и ФГБНУ "Научный центр неврологии" "Тромботические проблемы при цереброваскулярной патологии и коморбидных процессах". Начало регистрации в...

Приглашаем специалистов Сибирского федерального округа 9-10 февраля посетить Школу РОАГ!

Приглашаем специалистов Сибирского федерального округа 9-10 февраля посетить Школу РОАГ! Успешно продолжается образовательная работа общероссийского проекта "Школы РОАГ". Очередная встреча пройдет 9-10 февраля в онлайн-формате и объединит врачей Иркутска, Кемерово, а также...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»