• Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
• Российский государственный медицинский университет;
• Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования;
• Северный государственный медицинский университет;
• Ставропольская государственная медицинская академия;
• Ярославский государственный медицинский университет.
Общественные организации и специализированные издания:
• Ассоциация медицинского образования в Европе (AMEE);
• Международная ассоциация преподавателей медицинских наук (IAMSE);
• Национальный совет медицинских экзаменаторов США (NBME);
• Финское общество врачей;
• Журнал "Медицинское образование";
• Журнал "Сеченовский вестник".
Участники выставки оборудования и учебных изданий для медицинского образования.
• Компания "Johnson & Jonson";
• Компания "Phillips";
• Компания "Limbs & Things";
• Компания "ГЭОТАР-Тренажеры";
• Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа";
• Издательство "Литтерра";
• Издательский дом "Практика";
• Издательский дом "Менеджер здравоохранения";
• Издательство "Бионика".
После открытия выставки и короткой пресс-конференции состоялось первое пленарное заседание, которое открылось приветственными речами ректора Первого МГМУ, член-корр. РАМН, профессора П.В. Глыбочко, президента РАМН И.И. Дедова, заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ, член-корр. РАМН, проф. В.И. Скворцовой, директора по развитию Ассоциации медицинского образования в Европе Тревора Гиббса.
В.И. Скворцова отметила, что вопрос обеспечения квалифицированными кадрами является одним из самых острых вопросов, стоящих перед Мин-здравсоцразвития. Кроме того, необходимо создать единое информационное пространство здравоохранения, обеспечить доступ специалистов к медицинским базам данных и системам поддержки принятия клинических решений.
Среди кадровых проблем была отмечена проблема несбалансированности между направлениями подготовки специалистов, решить которую призван созданный в Минздравсоцразвития федеральный регистр медицинских работников, где учтены все работники здравоохранения и студенты, проходящие обучение в учреждениях высшего и среднего медицинского образования, что позволяет определять потребности регионов в подготовке кадров. Также Вероника Скворцова отметила, что с 2015 г. будет отменена подготовка в интернатуре, в то же время количество мест в ординатуре будет расширено до 10 000 (количество выпускников, прошедших обучение в интернатуре на бюджетной основе, в 2011 г. составит 17 000 человек, планируется что 5000 из них продолжат обучение в ординатуре).
Вероника Игоревна выразила надежду, что выпускники, получившие высшее медицинское по новым ФГОС, сразу после выпуска смогут работать врачами - терапевтами и педиатрами. Условием поступления в ординатуру будет отработка в течение 3 лет после окончания вуза по распределению. Сроки обучения в ординатуре будут дифференцированы в зависимости от приобретаемой специальности.
В отношении клинических баз было отмечено, что будут развиваться механизмы, стимулирующие взаимную заинтересованность между клиническим учреждением и медицинским вузом. В частности, последипломная подготовка будет проводиться только в больницах, являющихся клиническими базами учебных учреждений. Участие же учащихся в лечебном процессе будет осуществляться впредь только под присмотром преподавателя.
В своем выступлении Петр Витальевич Глыбоч-ко остановился на приоритетах в системе медицинского образования и подготовке кадров в условиях модернизации здравоохранения. Он отметил необходимость воспитания у выпускников потребности в непрерывном совершенствовании своей подготовки.
Петр Витальевич остановился и на вопросах, связанных с внедрением новых государственных образовательных стандартов, создании и широком использовании центров практических умений, виртуальных технологий, организации самостоятельной работы студентов. Отметил он отсутствие специальных знаний и умений у преподавателей, необходимость разработки специальных методических материалов по новым образовательным технологиям. Также Петр Витальевич сообщил, что на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова восстановлено учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию.
Тревор Гиббс, директор по развитию Ассоциации медицинского образования в Европе, консультант Всемирной организации здравоохранения по обра
зованию в области медицины и первичной врачебной помощи, в своем докладе "Образование в области здравоохранения в XXI в.: не просто переходный период" рассказал о современных тенденциях в медицинском образовании.
Он отметил, что использование клинических рекомендаций, основанных на доказательной медицине, показало высокую экономическую эффективность в Великобритании.
Образование в современном мире должно быть ориентировано на учащегося и его образовательные потребности. Необходимы обратная связь, изменение в стилях образования - переход на проблемно-ориентированное обучение, командное обучение, коммунальное обучение. Необходимо развивать оценку компетенций медицинских специалистов и их обучение на рабочем месте.
После обеденного перерыва научную программу конференции продолжили три сессии конкурирующих тематических секций, проходивших в трех больших конференц-залах Первого МГМУ. Всего на конференции было представлено 106 докладов. Докладчики - ведущие специалисты российских и зарубежных медицинских вузов, представители международных организаций - Ассоциации медицинского образования в Европе, Международной ассоциации преподавателей медицинских наук, Национального совета медицинских экзаменаторов США, Финского общества врачей.
Подробно ознакомиться с содержанием докладов можно на сайте конференции, а на диске, прилагаемом к этому номеру журнала, опубликованы доклады и видеозапись всех выступлений, здесь же только перечислим секционные заседания.
• Мировые тенденции в медицинском образовании.
• Качество медицинской помощи как индикатор эффективности профессионального образования. Международная аккредитация лечебных учреждений.
• Формирование культуры здорового образа жизни в медицинском вузе. Преподавание профилактической медицины.
• Доказательная медицина: новые вызовы в преподавании клинических дисциплин.
• Создание электронного образовательного пространства медицинских вузов. Инновационные информационные ресурсы для медицинского образования.
• Научно-исследовательский университет как новая образовательная модель в системе медицинского образования.
Подготовка учебных изданий в контексте новых ФГОС. (Специальная секция для авторов учебни
ков и учебных пособий, руководителей библиотек и информационных центров.)
• Современные технологии послевузовского медицинского образования. Построение системы непрерывного профессионального развития в РФ.
• Персонифицированная медицина и клиническая фармакогенетика на додипломном и последипломном уровне подготовки.
Программа второго дня конференции была не менее насыщенной: после 4-х сессий секционных заседаний состоялось пленарное заседание. Кроме того, состоялся мастер-класс NBME: "Принципы разработки высококачественных методов оценки: создание тестовых вопросов с использованием клинических ситуаций". Проводила занятие с преподавателями вице-президент NBME Агата Батлер.
Темы заседаний 2 дня конференции:
• Новые технологии преподавания клинических дисциплин.
• Электронные технологии в медицинском образовании.
• Совершенствование довузовской и целевой подготовки как этап формирования образовательно-кадрового континуума.
• Новые технологии преподавания практических умений. Симуляции в медицинском образовании. Новые решения для центров практических умений.
• Информационно-библиотечное обслуживание медицинского образования. Новые продукты, технологии и решения для медицинских библиотек
• Симпозиум. Внедрение системы менеджмента качества в медицинских вузах.
• Подготовка менеджеров здравоохранения в контексте модернизации системы здравоохранения РФ.
• Новые критерии оценки медицинской вузовской науки.
• Опыт международных образовательных программ. Темпус IV: программа обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов.
• Совещание проректоров по учебной работе (начальников учебных, учебно-методических управлений).
• Преподавание фундаментальных дисциплин в контексте новых ФГОС. Обеспечение преемственности между базовыми и клиническими дисциплинами.
• Сестринское образование: перспективы развития в медицинском вузе.
На пленарном заседании были подведены итоги конференции, обсуждена резолюция.
С докладами на заседании выступили академик РАМН Александр Григорьевич Чучалин, который остановился на необходимости соблюдения принципов этики и деонтологии в медицинском образовании, традициях российской медицинской школы, необходимости внедрения новых методов непрерыв
ного медицинского образования, своевременного информирования врачей о возникающих опасностях, новых методах лечения и диагностики.
Елена Николаевна Новичкова представила участникам конференции европейские спецификации, подготовленные Международной рабочей группой по обеспечению качества к ранее опубликованным Международным стандартам ВФМО по улучшению качества медицинского образования. За последние десятилетия международным сообществом предпринимаются значительные усилия по обеспечению качества медицинского образования. Эти инициативы охватывают процесс внедрения стандартов и создание систем признания и аккредитации вузов и программ. Триада ВФМО состоит из трех стандартов, посвященных каждому из трех основных этапов медицинского образования. Каждый стандарт содержит 9 категорий и 36-38 подкатегорий. Категории охватывают все образовательные и институциональные аспекты каждого этапа образования. Стандарт сформулирован для двух видов достижений: базовый - означает, что стандарт должен быть выполнен изначально, стандарт улучшенного качества - стандарт соответствует международному консенсусу наилучшей практики.
Агата Батлер рассказала о деятельности NBME. Эта организация, основанная в 1915 г., является разработчиком USMLE® (Медицинский лицензионный экзамен США) - единственного пути первичного лицензирования всех выпускников медицинских школ США и Канады и всех иностранных выпускников, желающих получить лицензию на медицинскую деятельность в США.
Для унификации качества подготовки Соединенные Штаты разработали национальную систему стандартов медицинского образования и их оценки. В настоящее время USMLE® обеспечивает лицензионные комитеты отдельных штатов общей системой оценки знаний для заявителей на получение медицинской лицензии.
Благодаря этой системе в США лицензии выдаются отдельными штатами, а не федеральным правительством, врачи могут иметь лицензии нескольких штатов и не могут практиковать в штате без соответствующей лицензии. Штат сотрудников NBME составляет 425 человек, кроме того, работает группа из 300-350 волонтеров (врачей и преподавателей) формируемая ежегодно. Формирование тестовых заданий для экзамена USMLE - многоэтапный процесс:
• тестовые вопросы создаются преподавателями из группы волонтеров, а сотрудники NBME их рецензируют и редактируют;
• вопросы рассматриваются и утверждаются на заседании тестового комитета;
• после предварительного тестирования вопросы рассматриваются и утверждаются на заседаниях междисциплинарных групп;
тестовые задания собираются, рассматриваются сотрудниками NBME и затем утверждаются соответствующим этапным комитетом.
По итогам конференции на Втором пленарном заседании единогласно была принята резолюция.
По результатам участия в работе конференции участникам выданы индивидуальные сертификаты, подтверждающие получение 16 образовательных кредитов.
Участникам конференции было предложено заполнить опросные листы, дать оценку организации конференции и высказать свои предложения. Предварительный опрос показал общую высокую оценку мероприятия участниками. Итоги конференции были обсуждены на заседании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России 9 июня 2011 г.
Проведение Общероссийской конференции "Медицинское образование-2012", планируется на вторую половину апреля 2012 г.
Резолюция II Общероссийской конференции "Медицинское образование-2011" г. Москва, 22 апреля 2011 г.
21-22 апреля в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 304 от 12.04.2011 в Москве прошла II Общероссийская конференция с международным участием "Медицинское образование-2011", организованная совместно Советом ректоров медицинских и фармацевтических вузов, Первым Московским государственным медицинским университетом им. И.М. Сеченова и Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК). В конференции приняли участие ректоры и проректоры медицинских и фармацевтических вузов, руководители УМО вузов, специалисты информационных центров, центров практических умений, библиотекари, руководители кафедр, профессорско-преподавательский состав вузов, молодые ученые. Всего зарегистрировалось 1385 участников из России, Украины, Казахстана, Армении, Молдовы, США, Великобритании, Голландии и Финляндии. На конференции было заслушано 102 доклада в ходе 2-х пленарных и 21 секционного заседания. В рамках конференции состоялось заседание редколлегии журнала "Медицинское образование и профессиональное развитие".
Участники конференции отметили, что в последнее время в ходе модернизации системы здравоохранения вопросам развития медицинского образования уделяется все больше внимания. Модернизация здравоохранения невозможна без подготовки специ
алистов, соответствующей высоким стандартам качества и непрерывного профессионального развития медицинских работников.
В 2010 г. приказами Министерства образования и науки РФ разработаны и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты III поколения по специальностям группы "Здравоохранение": "Медико-профилактическое дело", "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика". В ближайшее время планируется утверждение ФГОС по специальностям "Стоматология" и "Фармация". Во многих медицинских вузах РФ активно внедряются современные информационные технологии. Развиваются методы преподавания с использованием новых образовательных технологий. Создаются и оснащаются современным учебным оборудованием учебно-клинические и симуля-ционные центры.
Вместе с тем остаются нерешенными многие вопросы и проблемы. Во многих вузах не решена проблема полноценной подготовки будущих врачей у постели больного из-за отсутствия собственных университетских клиник или слабой связи с региональными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Отмечается низкая активность внедрения в учебный процесс новых методов обучения. Не реализована независимая итоговая аттестация выпускников медицинских вузов. Недостаточно внедряются результаты доказательных исследований по эффективности методов и технологий обучения. Во многих медицинских вузах из-за проблем с финансированием плохо развита материально-техническая база, необходимая для обеспечения полноценного образовательного процесса в соответствии с современными требованиями. Учебно-клинические центры и кафедры недостаточно оснащены современным учебным и симуляционным оборудованием, а библиотечно-информационные центры вузов - современной учебной и практической литературой (отечественной и иностранной), компьютерами с доступом в Интернет. Проблема низкой заработной платы профессорско-преподавательского состава приводит к снижению престижа работы преподавателя медицинского вуза и оттоку талантливых молодых преподавателей и ученых. Вышеперечисленные проблемы нашли свое отражение в настоящей резолюции.
В соответствии с научной программой участники конференции обозначили следующие важнейшие направления развития системы медицинского образования в Российской Федерации на ближайшее будущее:
1. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов III поколения, типовых учебных планов и примерных учебных программ.
2. Совершенствование подготовки преподавателей медицинских и фармацевтических вузов. Непрерывное профессиональное развитие преподавателей медицинских вузов является обязательным условием для обеспечения качественного медицинского образования.
Для решения этой задачи необходимо стимулировать профессорско-преподавательский состав вузов к обмену опытом, в том числе с международными организациями и специалистами, в ходе российских и международных конференций по медицинскому образованию, привлекать сотрудников медицинских образовательных учреждений к участию в подобных мероприятиях, развивать и поддерживать публикации методических статей, посвященных различным аспектам преподавания в специализированном журнале "Медицинское образование и профессиональное развитие"; развивать в рамках конференций специализированные краткие курсы повышения квалификации преподавателей.
3. Внедрение в медицинское образование современных ИТ-технологий. Информатизация медицин
ских вузов и системы медицинского образования вцелом. Дальнейшее внедрение электронных образовательных технологий. Внедрение в медицинское образование в соответствии с требованиями ФГОС современных электронно-библиотечных систем и электронных информационных ресурсов. Реализация проекта развития единого информационного пространства медицинских вузов России.
4. Развитие Центров практических умений. Создание и оснащение центров практических умений должно стать одной из приоритетных задач медицинского образования, в дополнение, но не взамен клиническому обучению студентов и врачей "у постели больного". Необходимо разработать, обсудить и внедрить методические рекомендации по организации работы центров, включающие методологию работы, стандарты оснащения учебным оборудованием, нормативы финансирования, штатное расписание и др.
5. Внедрение в медицинское образование принципов медицины, основанной на доказательствах.
В медицинское образование необходимо внедрять принципы медицины доказательств как в виде самостоятельных курсов для студентов и врачей, так и в преподавании клинических дисциплин. При преподавании клинических дисциплин преподавателям
необходимо руководствоваться данными современных доказательных источников информации по обсуждаемым проблемам.
6. Совершенствование библиотечного обслуживания. Основная задача библиотеки - обеспечение студентов и преподавателей доступом к необходимым учебным изданиям в печатной и электронной формах. Во многих вузах библиотеки находятся в плохом техническом состоянии, не оснащены современным компьютерным оборудованием, плохо обеспечиваются учебными изданиями и электронными мультимедийными учебными пособиями.
Особую актуальность в ближайшие годы приобретает внедрение в учебный процесс современных учебных изданий, имеющих грифы Министерства образования и науки РФ и подготовленных в соответствии с новыми ФГОС. Библиотеки медицинских вузов должны стать современными информационными центрами с высококвалифицированными специалистами в области поиска медицинской информации, оснащенными компьютерами с доступом в Интернет, к современным печатным и электронным изданиям, специализированными журналами. Необходимо разработать и утвердить нормативы финансирования библиотечных центров медицинских вузов в отношении необходимого оборудования, печатных и электронных учебных материалов.
7. Развитие системы непрерывного профессиональ
ного развития медицинских работников.
В условиях исполнения программы модернизации здравоохранения особенно важно совершенствовать систему последипломной подготовки медицинских работников, внедрять систему непрерывного профессионального развития. Необходимо разработать концепцию создания системы непрерывного профессионального развития врачей и план мероприятий по реализации данной концепции. В рамках системы непрерывного профессионального развития необходимо широко использовать информационные технологии в образовании, в том числе обеспечивать врачей доступом к электронным медицинским библиотекам, информационно-образовательным системам и системам поддержки клинических решений.
8. Внедрение независимой итоговой аттестации выпускников медицинских вузов с учетом лучшего международного опыта. В
настоящее время сложилась практика самостоятельной итоговой аттестации вузом собственных выпускников, что не
гарантируетадекватного контроля качества знаний и допуска к профессии. Необходимо внедрять единый независимый экзамен для допуска медицинских специалистов к профессиональной деятельности.
Обсудив основные направления развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, участники конференции рекомендуют Совету ректоров медицинских и фармацевтических вузов России разработать, обсудить и представить в Министерство здравоохранения и социального развития РФ проект Концепции развития медицинского и фармацевтического образования Российской Федерации на ближайшие 5 лет и план действий (дорожную карту) по реализации Концепции. Основной целью Концепции должно стать повышение качества медицинского и фармацевтического образования с учетом лучшего отечественного и международного опыта, обеспечивающего эффективное развитие отечественного здравоохранения.