БЛОГ РОНАЛЬДА ХАРДЕНА

Новая норма: необоснованные ожидания. Принципы FAIR. Сходятся ли британские экзаменаторы во мнении относительно оценок уровня знаний студентов?

Опубликовано 05.03.2021

Новая норма. Необоснованные ожидания 1. Лекции в онлайн-формате

Основными событиями, вызванными пандемией COVID-19, стали переход к онлайн-образованию и работе на дому. Появляется все больше убеждений в том, что эти явления становятся новой нормой, тем не менее такие представления ошибочны.

В некоторых университетах уже заявили, что очное обучение будет заменено онлайн-лекциями, а в одном из них отменили предварительно утвержденные планы создания новой аудитории. Очередной номер журнала "Times Higher Education" 7 января 2021 г. вышел под заголовком "Австралийские вузы откажутся от очных лекций после завершения пандемии". Университеты Curtain и Murdoch собираются разбить весь лекционный материал на 10-15-минутные видеоролики. Ректор Университета Лидса (Великобритания) Симоне Буитендийк (Simone Buitendijk) сообщила о планах заменить продолжительные лекции более короткими.

Однако реакция на переход к обучению в формате онлайн-лекций была неоднозначной. В том же номере журнала "Times Higher Education" вышла статья под заголовком "Онлайн далеко позади", где сообщается о растущем недовольстве дистанционным обучением в Южной Корее и предполагается, что этот формат долго не задержится. Здесь уместно вспомнить слова Нила Морриса (Neil Morris), и.о. заместителя ректора Университета Лидса (Великобритания) по цифровой трансформации, который утверждал, что "хорошая лекция при соответствующей подаче и создании у аудитории чувства общности всегда будет источником мотивации, вдохновения и новых знаний". Данную позицию резюмировал Грэм Вирго (Graham Virgo), старший соректор по образованию Кембриджского университета: "Отказ от очных лекций был бы преждевременным". Эксперты еще не определились с ответом на вопрос, стоит ли внедрять опыт онлайн-обучения в постоянную практику. Бесспорно, в прошлом лекции проводились слишком часто и их качество оставляло желать лучшего. Однако, как отметил бывший декан Университета Макмастера, "в случае отмены лекций система образования лишится чрезвычайно важной составляющей". Лекция обладает магическим действием, когда лектор передает свои знания, любовь к предмету и увлеченность им.

Несколько лет назад я посмотрел спектакль, фильм и прочитал книгу "На золотом пруду". Жанр - семейная драма. Вне всякого сомнения, живая театральная постановка для меня оказалась более трогательной и впечатляющей, чем фильм или книга.

Новая норма: необоснованные ожидания 2. Работа из дома

Мы видим предложения компаний, в которых они высказывают пожелания, чтобы в новых реалиях работники находились дома, а не в офисе. В статье, опубликованной в "British Medical Journal" (от 13 февраля 2021 г., стр. 231), Раммья Мэтью (Rammya Mathew) выступает против того, чтобы работа на дому стала новой нормой. Исходя из своего опыта в качестве врача общей практики она отметила: "Когда все это было еще в новинку, я видела, как многие вокруг меня были вне себя от радости, когда прощались со своими ежедневными поездками на работу и принимали новые условия в своем импровизированном домашнем офисе. Но спустя почти год настроение изменилось. Из разговоров, которые у меня были с пациентами, можно сделать вывод, что сейчас мы сталкиваемся с последствиями, к которым приводят отсутствие режима дня, продолжающееся снижение физической активности и отсутствие человеческого общения,- все это когда-то обеспечивала работа". Она полагает, даже если вы не являетесь поклонником офисных шутливых разговоров, ежедневное взаимодействие с коллегами помогает встряхнуться и вдохнуть жизнь в рабочий день.

Должны ли мы перейти на онлайн-обучение и заменить работу в офисе работой на дому? Вопросы поставлены неверно. В модели SPICES для разработки учебных программ, которую я описал некоторое время назад, выбирать необходимо не за или против стратегии, такой как интеграция или проблемное обучение, а в пользу того, где континуум между двумя крайностями является оптимальным в конкретном контексте. Должно быть место как для лекций, так и для онлайн-обучения, возможность работать дома и в офисе. Где мы хотим находиться в этом континууме?

Принципы FAIR

На курсе "Ключевые навыки медицинского преподавателя" (ESME), который проводился на Азиатско-Тихоокеанской конференции по медицинскому образованию APMEC в январе (проходившей онлайн в 2021 г.), внимание аудитории привлекли принципы эффективного обучения FAIR - предоставление обратной связи (Feedback), превращение обучения в активный процесс (Active), а не пассивное слушание, индивидуализация (Individualising) и актуализация (Relevant) обучения. Участники курса изучили вопрос о том, какими могут быть последствия при использовании этих принципов в собственных программах обучения.

Мне было интересно увидеть другой набор принципов FAIR, используемых в качестве основы для управления научными данными и их организации (Wilkinson и соавт., 2016). Они заключались в том, что в соответствии с требованиями современной науки данные должны быть удобными для поиска (Findable), доступными (Accessible), совместимыми (interoperable) и пригодными для многоразового использования (Reusable) в долгосрочной перспективе. Предполагается, что эти цели обеспечивают набор контрольных точек для производителей данных и издателей.

Wilkinson M.D. et al. The FAIR Guiding Principles for scientific data management and stewardship. Scientific Data 3, Article No. 160018.

Сходятся ли британские экзаменаторы во мнении относительно оценок уровня знаний студентов?

Британская система оценки для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности требует, чтобы во всех медицинских учебных заведениях Великобритании перед выпуском студенты прошли должным образом разработанную оценку клинических и профессиональных навыков. Отдельные учебные заведения будут нести ответственность за внедрение собственных оценок. Sam и соавт. (2020) изучили вопрос о том, сходятся ли экзаменаторы из разных медицинских учебных заведений Великобритании во мнении относительно того, какие стандарты ожидаются от студентов на уровне оценок "Не сдал/сдал/сдал хорошо". Исследователи обнаружили высокий уровень согласия экзаменаторов с показателями, ожидаемыми от студентов при "очевидной несдаче", "пограничном уровне", "очевидной сдаче" и "хорошем уровне".

Sam et al. National inter-rater agreement of standardised simulated-patient-based assessments. Med Teach. 2020. Электронная публикация до выхода в печать.



Новая норма: изменение роли студентов, сокращение сроков обучения медицинским специальностям

Опубликовано 13.05.2021

Новая норма. Изменение роли студентов

Международная конференция по медицинскому образованию 2021 г. (IMEC-2021), проходившая в виртуальном формате 12-14 марта, была посвящена теме "Новая норма в медицинском образовании". Для вступительной пленарной презентации я выбрал тему "Новая норма и изменение роли студентов". Я заявил, что основным изменением в сфере медицинского образования в настоящее время и в течение следующего десятилетия будет являться более широкое вовлечение студентов в образовательный процесс в качестве партнеров.

В качестве иллюстрации к теме я рассказал историю Сэма Левина (Sam Levine), описанную в книге "Наша школа" ("A School of Our Own"). Однажды Сэм вернулся со своими друзьями из школы и пожаловался на школьную программу и на то, как велось обучение. Его мать предложила ему и другим ученикам придумать лучшее решение. После переговоров со школьным советом и комитетом по учебной программе было решено, что учащиеся будут руководить выполнением школьной программы и программой оценки в течение семестра. Это решение имело большой успех. Как описано в книге Кэтрин Бовилл "Совместное творчество в обучении и преподавании" (Catherine Bovill. "Co-Creating Learning and Teaching"), привлечение студентов к участию в образовательной программе в качестве партнеров имеет серьезные преимущества. К ним относятся повышение успеваемости студентов и развитие у них необходимых навыков, включая креативность, критическое мышление, инновационность и умение вести переговоры.

В недавнем номере журнала "Medical Teacher" (2020) Шаран Кападия (Sharan Kapadia) изложил свою позицию по этому вопросу: "Студенты как партнеры? Кого-то эта фраза может заставить поднять брови! В конце концов, разве учителя не должны учить, а ученики - учиться? Я обнаружил, однако, что ничто не может быть дальше от истины. Преимущества сотрудничества между студентами и преподавателями открылись передо мной, когда я участвовал в двухнедельном проекте на медицинском факультете Имперского колледжа".

В презентации на IMEC я описал меняющуюся роль студента как обработчика и искателя информации, как организатора учебного процесса, как соавтора учебной программы, как специалиста по оценке компетентности, как учителя и наставника, как менеджера, как ученого и как профессионала. Более подробно я рассматриваю эти роли в книге, которая будет опубликована издательством Elsevier, вместе с Джени Харден (Jeni Harden) в качестве соавтора с использованием фактического материала, полученного от студентов.

Растущее участие студентов в обучении отражается в авторстве рукописей, представленных для публикации в "Medical Teacher". В 2000 г. студенты выступали соавторами в 2% статей. В 2010 г. этот показатель вырос до 9%, а в 2017 г.- до 15% (Harden и соавт., 2018).

В 5-м издании учебника "Практическое руководство для преподавателей медицины" Амброуз и соавт. (Ambrose и соавт., 2017) пишут: "Чем больше студенты привлекаются к составлению учебной программы и участвуют в повышении качества курса, тем сильнее их чувство ответственности за собственное обучение".

В 1972 г. я переехал из Глазго в Данди. Одна из задач состояла в переосмыслении учебной программы медицинского факультета, которая подверглась серьезной критике со стороны Генерального медицинского совета. Студенты Университета Данди провели подробный критический анализ учебной программы и высказали предложения о том, как ее можно улучшить. Заняв свой пост в Университете Данди, я создал комитет из пре-подавателей-энтузиастов своего дела, таких как Алек Маккуин (Alec McQueen), Питер Стоуард (Peter Stoward), Арнольд Моран (Arnold Moran) и Боб Прингл (Bob Pringle), для разработки новой учебной программы, которая после введения получила широкое признание в качестве перспективного подхода к медицинскому образованию, включающего ряд инновационных образовательных стратегий. Однако, оглядываясь назад, я испытываю глубокое сожаление. Жаль, что у нас не хватило смелости предоставить студентам возможность разработать программу первого года обучения, оказывая им помощь по мере необходимости. Было бы интересно посмотреть на результат.

На IMEC-2021 я завершил свою презентацию вопросом о том, будут ли участники конференции возлагать на студентов ответственность за разработку учебных программ и развивать "собственную медицинскую школу". Я провел опрос их мнений о медицинском учебном заведении под управлением студентов с тремя вариантами ответа:

1. Перспективно и заслуживает рассмотрения. Изучить целесообразность и возможность осуществления.

2. Маловероятно, но требуется дальнейшее обдумывание. Изучить основную идею путем проведения ряда фокус-групп.

3. Возмутительно! Не будет работать. Отказаться от этой идеи.

К моему удивлению, голоса 324 участников распределились следующим образом: 1 - 49%, 2 - 45%, 3 - 6%.

Если говорить о будущем, мы, конечно, признаем новую норму, которая подразумевает больший акцент на использование технологий и онлайн-преподавание и обучение. Однако мы не должны игнорировать важность изменения роли студента в отношении образовательной программы.

Bovill C. Co-creation in learning and teaching: the case for a whole-class approach in higher education. High Educ. 2020; 79: 1023-37.

Harden R.M., Lilley P.M., McLaughlin J. 2018. Forty years of medical education through the eyes of Medical Teacher: From chrysalis to butterfly. Med Teach. 40 (4): 328-30.

Kapadia S.J. Perspectives of a 2nd-year medical student on "Students as Partners" in higher education - What are the benefits, and how can we manage the power dynamics? Med Teach. Epub. 2020. URL: https://doi.org/10.1080/0142159X.2020.1779922

Сокращение сроков медицинского образования

В предыдущих сообщениях я говорил о том, что необходимо сокращать сроки обучения медицинским специальностям. В США стандартная программа включает 4 года обучения в бакалавриате и 4 года в медицинском вузе. В журнале "Medical Teacher" Вудсон и его коллеги (Woodson, 2020) описывают программу ускоренной подготовки врачей в Университете Тулейн. Она предусматривает 2 года обучения в бакалавриате и обязательный год работы в системе здравоохранения до начала 4-летнего обучения на медицинском факультете. Программа была признана успешной, поскольку она позволила привлекать, удерживать и обучать студентов по программам ординатуры. Необходимость сокращения сроков обучения связывают со значительной экономией средств. В результатах обучения по традиционной и ускоренной учебной программе разницы не отмечено.

Год работы в системе здравоохранения был введен из-за опасений по поводу подготовленности студентов, поступающих на специальность "Клиническая медицина". Однако это, по-видимому, не является проблемой в Великобритании и других странах мира, где студенты поступают на 5- или 6-летнюю программу медицинского факультета непосредственно из средней школы.

Woodson M.J. The Tulane accelerated physician training program (TAP-TP): A novel combination of scholarship and service. Med Teach. 2020; 43 (2): 320-4.

Рональд Харден

https://www.mededworld.org/hardens-blog.aspx

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»