ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Резюме

В статье представлен опыт использования дистанционных образовательных технологий на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России. Были проанализированы положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Сделан вывод о том, что полный переход на дистанционное обучение возможен только как экстренная мера. Дистанционные образовательные технологии, несмотря на их важность, могут использоваться в медицинском вузе лишь в качестве дополнительного обучения.

Ключевые слова:дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, медицинское образование, учебный процесс, пандемия

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Михайлова Е.А., Фатеева Т.А., Жеребятьева О.О., Киргизова С.Б., Ляшенко И.Э., Фомина М.В., Лискова Е.В., Соколова О.Я. Опыт дистанционного обучения на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 128-134. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-128-134

Система образования как в России, так и в большинстве стран мира, столкнулась с небывалыми трудностями в связи с вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции необходимостью перехода на дистанционный формат обучения. Учебные заведения, и ранее осуществлявшие учебный процесс с применением дистанционных образовательных технологий, справились с этой задачей относительно безболезненно. Медицинские же вузы, особенность подготовки студентов в которых такова, что полноценное освоение ряда практических навыков, необходимых практикующему специалисту (например, проведение операций, различные диагностические и лечебные манипуляции), в дистанционном формате невозможна, встретились со значительными сложностями при переводе традиционной формы проведения занятий в дистанционный формат [1-4].

Цель исследования - проанализировать опыт дистанционного обучения на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (ОрГМУ) в период пандемии COVID-19.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Использовали анализ научной литературы по теме исследования, опрос субъектов образовательного процесса, методы сопоставления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Опрос проводили с использованием специально разработанного сотрудниками кафедры опросника. В исследовании приняли участие 228 студентов II курса ОрГМУ в возрасте 19-22 лет, из них 138 - российские студенты, 90 - иностранные (граждане Индии).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Дистанционное обучение как современная форма получения образования давно используется ведущими зарубежными и отечественными вузами. Наиболее распространенные форматы дистанционного обучения: веб-занятия, видеоконференции, вебинары, видеолекции, общение с помощью электронной почты и социальных сетей. Все указанные форматы эффективно совмещают звуковой, видео-и графический форматы для максимального вовлечения учащегося в осваиваемый материал. Большинство наиболее востребованных специальностей, позволяющих получить образование дистанционно, связано с менеджментом, экономикой, юриспруденцией, маркетингом [5-7].

Однако есть профессии, обладающие своими особенностями, обучение которым невозможно полностью перенести в дистанционный формат. В частности, невозможно получить дистанционно профессию врача, так как многие умения и навыки, необходимые представителям этой профессии, нельзя приобрести иначе чем на практических занятиях, осуществляемых в очной, традиционной форме. Это в первую очередь относится к приобретению навыков сбора анамнеза, физикального обследования пациента, осуществления различных диагностических и лечебных манипуляций, проведения операций. Поэтому главенствующим принципом получения образования в медицинском вузе всегда было обучение "у постели пациента". Для этой специальности дистанционный формат обучения ограничивался курсами повышения квалификации для уже практикующих врачей [8-10].

Следует отметить, что в последние десятилетия в современном здравоохранении расширяется также использование дистанционных цифровых технологий в телемедицине для консультирования, обсуждения конкретных клинических случаев с целью выработки наиболее эффективной тактики оказания медицинской помощи в сложных клинических ситуациях [11].

Однако сложившиеся обстоятельства заставили использовать дистанционное обучение гораздо шире, чем это было принято. Пандемия, вызванная коронавирусом нового типа, показала, что дистанционное обучение, предполагающее отсутствие непосредственного контакта преподавателя и обучающихся, в условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации - это самый безопасный формат из всех существующих. Дистанционное обучение, на которое в марте 2020 г. перешли все учебные заведения нашей страны, позволило обезопасить учащихся и преподавателей, предупредить распространение новой коронавирусной инфекции и одновременно обеспечить непрерывную реализацию образовательных программ.

Коллективу кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии вместе со всем университетом пришлось в кратчайшие сроки собрать воедино все доступные способы общения на расстоянии и обеспечить возможность продолжить учебный процесс в условиях пандемии COVID-19. Новый формат обучения не пришлось строить с нуля, коллектив кафедры во многом оказался готовым к тому, чтобы вести занятия в дистанционной форме, так как еще до ситуации с коронавирусом на кафедре велось преподавание в дистанционном формате по ряду направлений (в частности, по специальности "Фармация").

Использование дистанционных образовательных технологий показало, что студенты достаточно хорошо владеют компьютерной техникой и быстро адаптировались к новой форме обучения в сложившейся непростой санитарно-эпидемиологической обстановке. Среди сотрудников кафедры исходный уровень владения цифровыми технологиями варьировал, однако преподаватели успешно совершенствовали свои умения и навыки как в области цифровых образовательных технологий, так и в использовании технических средств.

Для освоения студентами лекционного материала преподавателями кафедры были подготовлены презентации, записаны аудио-и видеолекции, дистанционно ознакомиться с которыми студенты имели возможность в любое удобное для них время. С использованием платформы TrueConf сотрудники кафедры могли читать студентам лекции и в режиме онлайн. Хорошо зарекомендовал себя такой формат дистанционного общения, как вебинар, когда преподаватель имеет возможность, создав некую виртуальную аудиторию, проводить опрос, обсуждать наиболее важные моменты со всей группой студентов одновременно.

Для освоения теоретического материала студенты были обеспечены необходимой литературой, в том числе и методическими разработками кафедры. Сотрудники кафедры к каждому практическому занятию, предусмотренному планом, разрабатывали задания для студентов. Преподаватели старались индивидуализировать задания, дополняя стандартный набор фонда оценочных средств, чтобы студенты выполняли их самостоятельно, а не пользовались работами, выполненными сокурсниками. Использовали также и групповые задания для развития у студентов навыков работы в группе.

Особую сложность вызывало освоение практических навыков. В частности, демонстрационные макро-и микропрепараты, которые студенты изучали на практических занятиях при традиционной форме обучения, заменялись их фотографическими аналогами или учебными видеофильмами, созданными сотрудниками кафедры. Контроль качества усвоения теоретического материала и овладения практическими навыками осуществлялся в виде тестирования, решения проблемных и ситуационных задач.

Результаты опроса студентов II курса ОрГМУ показали, что свое отношение к дистанционному обучению в медицинском вузе в целом большинство студентов (68%) оценили как негативное. Среди отрицательных моментов дистанционного обучения многие студенты (83%) называли сложности с освоением практических навыков, указав при этом, что многие навыки, необходимые студенту медицинского вуза, крайне сложно качественно освоить в рамках дистанционных образовательных технологий, даже используя современные тренажеры и симуляторы. 58% опрошенных высказали недовольство техническими сбоями в процессе проведения занятий в дистанционном формате, что было вызвано неспособностью ряда сайтов и платформ, используемых для организации видеоконференций, обеспечивать бесперебойную работу при большом количестве участников. 18% указали как недостаток дистанционного обучения отсутствие личного общения во время практических занятий с одногруппниками и преподавателем. Ряд студентов (9%) связали с отсутствием личного общения снижение общей мотивации к обучению.

В то же время довольно значительное количество студентов (32% опрошенных) оценили свое отношение к дистанционному обучению в медицинском вузе как позитивное. Среди положительных моментов дистанционного обучения большинство студентов указали экономию денежных средств и времени, затрачиваемых на дорогу до учебных корпусов (67%); увеличение продолжительности свободного времени, используемого на личные дела и подготовку к занятиям (82%); возможность осваивать материал в удобном для себя темпе (74%); возможность неоднократно возвращаться к лекционному материалу, представленному в виде аудио- или видеозаписи (43%).

Следует отметить, что количество иностранных студентов, позитивно оценивших дистанционное обучение (48%), было больше, чем аналогичный показатель среди российских студентов (32%). Вероятно, это можно объяснить тем, что дистанционное обучение для студентов из дальнего зарубежья сглаживает ряд негативных моментов, связанных с учебой в иностранном государстве: нет необходимости надолго расставаться с семьей, находиться в иноязычном окружении; значительно сокращаются расходы на дорогу и проживание. Кроме того, нами были опрошены студенты II курса, у которых, по-видимому, еще не сформировалось четкое понимание того, что качественно овладеть практическими навыками, необходимыми практическому врачу, можно только на базе учебных лабораторий и клиник.

Полученный опыт осуществления дистанционного обучения позволил выделить ряд его положительных моментов:

- получив задание, студенты могли самостоятельно и индивидуально распределять время на его изучение, изучать необходимый материал в удобное для себя время, в подходящем темпе, им не надо было обязательно посещать занятия, стоящие в сетке расписания, что сделало процесс обучения более гибким. Это имело свои плоды - ряд недисциплинированных студентов, которые при обычной очной форме обучения часто пропускали занятия, во время дистанционного обучения выполняли работы своевременно и качественно. Некоторые студенты получили больше времени на ликвидацию своей академической задолженности и активно этим воспользовались;

- по мнению студентов, появилась возможность более мобильно и быстро получить консультацию у своего преподавателя по непонятным и сложным вопросам по электронной почте или иным способом, а не ожидать встречи с ним соответственно расписанию занятий или консультаций, что обеспечивало более индивидуальный подход. Однако дистанционное обучение показало и ряд недостатков этой формы обучения.

- Дистанционное обучение потребовало от студентов более высокого уровня самоорганизации, самомотивации, без регулярного очного контроля со стороны преподавателя обеспечить оптимальный темп обучения оказалось нелегко. Однако и в этом можно найти позитивную составляющую - дистанционное обучение стимулировало развитие у студентов ответственности, самоконтроля и силы воли, все это необходимые навыки для их будущей успешной профессиональной деятельности.

- Дистанционное обучение ввиду отсутствия личного общения затрудняло развитие навыков работы в команде, уверенности и коммуникабельности.

- Сложности возникали и у преподавателей с обеспечением качественного усвоения студентами практических навыков, необходимых в их будущей профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, опыт использования дистанционного обучения в период пандемии коронавируса показал, что альтернатива в виде дистанционного образования очень важна и необходима для образовательных учреждений. Однако полный переход на дистанционные форматы, особенно для медицинских вузов,- это экстренная мера; полная качественная реализация программ высшего медицинского образования в дистанционном формате невозможна. По мнению сотрудников кафедры, дистанционное обучение целесообразно внедрять лишь на время, в период особых ситуаций или в качестве дополнительного обучения, не заменяя традиционного.

Литература

1. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001

2. Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М., Ветрова И.Н., Знаменская С.В. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176-185. DOI: https//doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13015

3. Баландина И.В., Попова Е.И. Организация дистанционного обучения в вузе в современных условиях // Вопросы педагогики. 2020. № 6-2. С. 34-38.

4. Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное обучение в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. № 2. С. 3-9.

5. Дронова Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Преподаватель XXI век. 2018. № 3. С. 26-34.

6. Зубов В.Е. Проблемы и перспективы развития электронного обучения в России // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 636-643.

7. Петров Д.А., Худжина М.В. Об условиях эффективности использования дистанционных образовательных ресурсов при реализации основных профессиональных образовательных программ в условиях регионального вуза // Преподаватель XXI век. 2016. № 4-1. С. 77-85.

8. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине // Фундаментальные исследования. 2012. № 3. С. 545-547.

9. Баринов Э.Ф., Басий Р.В., Шатова О.П. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов на медико-биологических кафедрах медицинского университета с применением дистанционной обучающей технологии // Образование и наука. 2015. № 7. С. 119-131.

10. Касьяненко Е.Ф., Рубцова Л.Н., Димов И.Д., Богомолова В.Ю. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29216

11. Борисов Д.Н., Иванов В.В. Организационная телемедицина // Врач и информационные технологии. 2017. № 3. С. 112-120. URL: http://www.idmz.ru/jurnali/vrach-i-informatsionnye-tekhnologii/2017/3

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»