ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ E-LEARNING И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Резюме

В статье рассматриваются перспективные направления проблемы внедрения электронного обучения и профессионально-ориентированных IT-технологий в учебный процесс медицинского университета. Приводится обзор установленных специализированных программных продуктов. Рассматриваются основные задачи и условия для формирования системы управления знаниями в сфере университетского образования.

Ключевые слова:медицинский университет, электронное обучение, IT-технологии, цифровая грамотность медицинских специалистов

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Авачева Т.Г, Кадырова Э.А. Опыт внедрения e-learning и профессионально-ориентированных IT-технологий в образовательный процесс в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 116-126. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-116-126

Опыт ведущих университетов, добившихся реальных результатов в организации электронной образовательной среды (ЭОС) и внедрения информационно-коммуникационных технологий (IT-технологий), в сложившихся условиях показывает ведущую роль электронного обучения (e-learning), представляющего собой комплекс передовых педагогических методик, технологий и стандартов цифровизации образовательной деятельности, производства и управления знаниями, а также инновационных управленческих решений. Как известно, на ближайшие годы Министерство науки и высшего образования РФ определило 4 приоритетных направления в дальнейшей работе с цифровыми системами высшего образования, среди которых "привлечение эффективных кадров, развитие инфраструктуры онлайн-площадок, новых сервисов и качественных данных". Вопрос состоит также в том, чтобы "...внедрить в вуз экосистему из новых специалистов. Это педагогический дизайнер, который разрабатывает образовательные программы, образовательный технолог, который внедряет педагогические либо игровые технологии, и образовательный дата-аналитик или инженер, работающий с интерпретацией полученных данных" [1].

Постановка проблемы и определение понятий. Электронное обучение(ЭО) как эквивалент в отечественных публикациях: дистанционное обучение (ДО) - актуальная составляющая современной системы образования. ЭО/ДО обеспечивает принципиально новые возможности доступа к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) в управлении образовательным процессом, в создании и актуализации дистанционных учебных курсов (ДУК), в организации на этой основе смешанных форм обучения, значительно расширяя возможности традиционного учебного процесса [2-5].

Расширение практики технологий e-learning в медицинских университетах требует эффективного организационного обеспечения, оперативной технической поддержки, а от преподавателей - освоения и использования новейших специализированных информационных и учебно-методических ресурсов, отраслевых программных решений. В целом ряде медицинских вузов России [в ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Санкт-Петербургском, Северном, Ростовском и других медицинских университетов] применяются системы ДО [2, 6]. Сложившаяся практика показывает, что развитие процессов цифровизации требует административного решения целого ряда организационных и кадровых проблем. Развитие системы ЭО предполагает интеграцию ресурсов и усилий образовательных учреждений на уровне региона и отрасли с целью осуществления объединенной деятельности, направленной на расширение спектра, повышения качества предоставляемых университетом образовательных услуг. Глобальная интеграция приводит к понятию "единая отраслевая цифровая среда".

Направления цифровизации отечественного здравоохранения и медицины. Оценивая преимущества цифровизации отрасли, число преподавателей, готовых применять IT-технологии в учебном процессе, значительно увеличивается. Одновременно внедрение медицинских IT-технологий, конкуренция на рынке медицинских информационных систем (МИС), распространяемых отечественными компаниями-разработчиками ставит руководство вуза перед выбором наиболее оптимальных вариантов решений.

Напомним, что в настоящее время специалисты склонны разделять понятия "информационные системы для здравоохранения" (как общий класс отраслевого программного обеспечения) и "медицинские информационные системы" (как разновидность). Согласно определению, под МИС понимаются решения, предназначенные для автоматизации в первую очередь клинической деятельности, включая обязательное ведение электронной медицинской карты (ЭМК), автоматизацию труда врача и медицинской системы - с потенциалом на комплексную автоматизацию лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) в целом [7].

В развитии этой проблематики ряд авторов усматривают основное преимущество использования технологий в существенной интенсификации процессов цифровизации медицинских организаций, минимизации затрат на разработку и поддержку информационных систем, IT-инфраструктуры вуза в целом в аспекте реализации следующих основных принципов [8]:

- централизации IT-ресурсов;

- виртуализации IT-ресурсов;

- динамического управления IT-ресурсами;

- повсеместного и беспрепятственного доступа к IT-ресурсам;

- автоматизации IT-процессов;

- комфортности IT-услуг;

- стандартизации IT-инфраструктуры;

- обеспечения должного уровня информационной безопасности.

Среди приоритетных задач цифровизации отрасли медицины специалисты отмечают следующие: переход на ЭМК пациентов; накопление первичной медицинской информации в цифровом формате; комплексную информатизацию деятельности медицинского учреждения, ориентированную на поэтапное сокращение временных и трудовых затрат медицинского персонала на ведение документации; внедрение технологий медицинской статистики, учета лекарственных средств и т.д. [7].

Особое внимание уделяется применению в практической медицине систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР), функционирование которых основано на медицинской информации в цифровом формате, формируемой и обрабатываемой в государственных информационных системах, а также МИС медицинских организаций. Соответствующая проблематика становится предметом рассмотрения в учебных курсах информатики для различных специальностей и направлений подготовки, развиваемых в медицинском университете [2].

В настоящее время в России существенно активизировались разработки на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ) для медицины. Технологии ИИ обеспечивают в режиме реального времени принятие оптимальных решений на основе анализа больших объемов данных (big data). Как известно, к системам ИИ относят программные решения и применяемые в них методы и алгоритмы, имитирующие интеллектуальную деятельность человека. Соединение человеческого интеллекта и клинического опыта с мощностью обработки данных на основе алгоритмов глубокого обучения (deep learning - DL), а также технологий искусственных (многослойных) нейронных сетей открывает уникальные возможности для более точной диагностики и эффективного лечения. Отметим тот факт, что компания "К-Скай" представила на своем сайте карту внедряемых разработок, фиксирующую сведения об исследованиях в различных регионах России, среди которых лидирующее место по количеству разрабатываемых проектов занимает Москва, где сосредоточена большая часть команд-разработчиков, федеральных НИИ и крупнейших медицинских центров [9]. В 2018 г. была создана Ассоциация разработчиков и пользователей ИИ в медицине "Национальная база медицинских знаний", которая за годы своего существования стала заметным участником рынка ИИ, предоставившим в арсенал практического здравоохранения целый ряд уникальных разработок.

Интеграция отраслевых электронных образовательных ресурсов и программных решений в образовательную среду цифрового медицинского университета. В Рязанском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова Минздрава России (РязГМУ), ориентированном на масштабную цифровизацию, в настоящее время работает развитая ЭОС. В качестве информационного наполнения цифрового контента рассматриваются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки процесса обучения по различным медицинским специальностям и направлениям подготовки, разработанные кафедрами университета (электронные учебники, учебные пособия, лабораторные практикумы, другие материалы для организации самостоятельной работы, сопровождения проектных исследований студентов, в том числе в условиях ДО); цифровые ресурсы научной библиотеки университета, предоставляющей, наряду с внутренними ресурсами, доступ к широкому спектру внешних цифровых ресурсов и услуг.

В состав компонентов ЭОС включаются образовательные ресурсы открытого доступа, электронные библиотечные системы (ЭБС), такие как "Консультант студента" для высшего и среднего образования, электронная медицинская библиотека (ЭМБ) "Консультант врача", электронно-библиотечная система (ЭБС) "ЮРАЙТ", ЭБС IPRbooks, профильные научно-образовательные и профессиональные порталы, сайты и базы данных (БД), размещенные в сети Интернет, в числе которых БД Social Sciences Ebook Subscription, БД EastView, БД Scopus, Коллекция медицинских учебников на французском языке Elsevier Masson, сайты Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, Национальной электронной библиотеки (НЭБ), Федеральной электронной медицинской библиотеки, медицинские электронные журналы открытого доступа, а также программно-технические средства и оборудование [6, 10].

В процессе обучения по таким дисциплинам, как "Медицинская информатика", "Информационные технологии в здравоохранении", "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для разных специальностей и направлений подготовки, проведение учебных занятий сопровождается работой в системе дистанционного обучения (СДО) университета. Это позволяет в смешанном формате поддерживать практические и лабораторные занятия, обеспечивать самостоятельную работу студентов путем предоставления удаленного доступа к учебно-методическим материалам в цифровом формате, организовать текущий и итоговый контроль освоения знаний на современных специализированных площадках [2-4, 11].

В условиях глобальной цифровизации общества вопрос о том, чему учить студентов-медиков в области применения IT-технологий, становится особенно актуальным. В этой связи для медицинских университетов очевидна необходимость приоритетного внедрения в учебный процесс специализированных программных продуктов, распространяемых на отечественном рынке и реально используемых в системе практического здравоохранения. Отметим, что под специализированным программным обеспечением (ПО) мы понимаем программные средства, предназначенные для поддержки различных процессов функционирования организаций, предприятий, учреждений, медицинской отрасли в целом для оптимизации конкретных функций и операций профессиональной деятельности.

Одним из ключевых модулей, формирующих у студентов-медиков знания и навыки работы с медицинской информацией, овладения профессионально ориентированными технологиями, является тематический модуль "Медицинские информационные системы". Необходимым условием для освоения его содержания является предшествующее изучение ряда тематических разделов курса информатики, содержанием которых являются аппаратное и программное обеспечение, базовые технологии обработки, хранения и передачи информации, а также разделов других учебных дисциплин, а именно: математики (графическое представление функций, описательная статистика, гипотезы сравнения, корреляционный анализ), экономики и др.

Вузовский курс медицинской информатики призван расширить представление у студентов о понятии "информационная система" в аспекте будущей профессиональной деятельности. МИС различного типа и уровня используются в настоящее время во всех сферах здравоохранения, а именно в диагностике, лечебной работе, при профилактике заболеваний, в организации и управлении лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ), отраслью в целом [12]. В рамках изучения тематического модуля студенты осваивают многоаспектную классификацию МИС, их назначение, принципы разработки и функционирования, знакомятся с функциональными особенностями и условиями организации автоматизированных рабочих мест (АРМ) медицинского персонала различного профиля.

Практические занятия организуются в компьютерных классах с установленным специализированным программным обеспечением. Для понимания сути процессов будущей профессиональной деятельности требуется наглядная демонстрация функционирования МИС, отражающие функционирование реальных объектов. Существующее на современном информационном рынке разнообразие программно-технических решений, ориентированных на медицинскую отрасль, позволяет существенно расширить арсенал учебно-методических разработок преподавателей, значительно разнообразить содержание и формы проводимых учебных занятий, значительно повысить мотивацию студентов к изучению информационных технологий.

Одним из направлений IT-подготовки студентов-медиков является изучение ресурсов нормативной медицинской информации, прежде всего с использованием справочных правовых систем (СПС). Например, практические занятия проводятся с использованием системы "ГАРАНТ-ИнФарм", предоставляющей набор правовых инструментов для медицинских и фармацевтических организаций. Как известно, данная система состоит из правовой части, включающей в себя нормативные документы по здравоохранению, статьи и комментарии по медицинскому законодательству профильных изданий (информационный блок "ГАРАНТ-Медицина") и справочника лекарственных средств и фирм-производителей "ГАРАНТ-ИнФарм - Лекарства и Фирмы" [13]. Особое внимание на практических занятиях уделяется работе студентов с правовой информацией, ориентированной на отрасль: федеральными стандартами медицинской помощи, классификаторами международного, федерального, регионального уровней, инструктивно-методическими документами, формами и образцами необходимых первичных медицинских документов и др.

Для фармацевтических специальностей в ходе обучения решается задача освоения подходов к информатизации учета в аптеках и аптечных отделениях медицинских учреждений на основе использования аптечных информационных систем как средств управления фармацевтической информацией, связанной с информацией о лекарственных средствах, их назначении и применении для лечения пациентов. Так, например, в системе "1С: Медицина. Больничная аптека", предназначенной для работы с ассортиментом лекарственных средств, товаров медицинского назначения и обеспечения бизнес-процессов в фармации, студенты осваивают навыки ведения учета медикаментов и медицинских товаров, обработки аналитических данных, формирования необходимой документации [11].

Профессионально ориентированные МИС вызывают большой интерес у студентов. В частности, для обучающихся по направлению подготовки "Стоматология" предусмотрено обучение работе в МИС "1С: Медицина. Стоматологическая клиника" и DentaMWindow, на основе которых обеспечиваются профильные информационные процессы, реализуется ведение медицинской документации в деятельности врачей-стоматологов. В рамках организационно-методического обеспечения процесса обучения подготовлен учебно-методический комплекс, который включает в себя расширенный электронный конспект лекций "Медицинские информационные системы на платформе 1С", лабораторные практикумы "Быстрый старт" по конкретным конфигурациям, а также видео- и электронные учебные пособия по типовым конфигурациям.

Для отработки навыков работы с МИС уровня ЛПУ в учебный процесс внедрена "Карельская медицинская информационная система" (КМИС, г. Петрозаводск), основным назначением которой является организация электронного документооборота в учреждениях отечественного практического здравоохранения. Аналогичными функциями обладает широко распространенная в ЛПУ Рязанской области МИС "ТрастМед", которая также используется в учебном процессе университета. Практические и лабораторные занятия проводятся в специализированных подразделениях и лабораториях, оснащенных оборудованием с установкой соответствующих программных модулей для информатизации поликлиники и стационара. При этом определены следующие основные цели практических занятий: освоение технологий формирования профильных баз данных и развитие навыков и умений работы с ними, изучение принципов ведения ЭМК, электронной историей болезни соответственно принципов представления данных и результатов исследований пациентов, находящихся на амбулаторном и стационарном лечении. Студентам предлагается изучить весь цикл обработки и хранения медицинской информации и, как результат, оценить преимущества использования МИС в практической деятельности специалиста.

Один из векторов информационно-технологической подготовки студентов-медиков -применение СППВР, которые наряду с телемедициной и переходом на ЭМК рассматриваются в числе важных направлений развития информатизации здравоохранения на современном этапе. Основная задача систем данного класса - поддержка решений таких актуальных вопросов, как максимально ранняя диагностика заболеваний, профилактика, скрининг и т.д. Обзор отечественных систем поддержки принятия врачебных решений представлен в статье [7]. Заметим, что одна из таких отечественных разработок - СППВР Webiomed, предназначенная для автоматической оценки показателей здоровья пациента, в том числе на основе анализа ЭМК и предсказания (прогноза) наличия или развития заболеваний, интегрирована в КМИС.

Важно, что в КМИС предусмотрено несколько сценариев использования системы Webiomed. Работая с ЭМК пациента, врач может запросить оценку рисков и подозрений, для чего ему достаточно нажать кнопку "Консультация Webiomed", по которой система КМИС отправит деперсонифицированные данные в Webiomed и выведет на экран результаты анализа. Таким образом, благодаря реализованной интеграции становится реальным существенное сокращение времени на оценку рисков пациента, достигается более надежное выявление факторов риска у пациентов, а также прогнозирование вероятности развития заболеваний.

Опция "Консультация Webiomed", встроенная в КМИС, позволяет размещать деперсонифицированные данные в Webiomed и вывести на экран персонального компьютера врача результаты анализа. На практических занятиях возможности применения СППВР отрабатываются с использованием демоверсии системы Webiomed, размещенной в открытом доступе на сайте компании-разработчика.

Финальным этапом формирования информационно-технологических компетенций студентов в тематическом модуле "Информационные системы" является изучение вопросов применения информационных систем для сферы управления здравоохранением на муниципальном, территориальном и федеральном уровнях. Подробно рассматриваются реализация Концепции создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), а также вопросы информационной безопасности и защиты информации в МИС различного уровня.

Для самостоятельного изучения в рамках учебных занятий по медицинской информатике студентам предлагаются презентационные и видеоматериалы по работе с программными решениями, а также электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и ДУК, презентации и видеолекции, подготовленные преподавателями кафедры математики, физики и медицинской информатики РязГМУ с использованием современных интернет-сервисов открытого доступа. Контактная работа со студентами в ходе аудиторных лабораторных занятий позволяет освоить конкретные пользовательские умения и навыки, что, несомненно, способствует повышению мотивации у студентов-медиков, формированию необходимых профессиональных и информационно-коммуникационных компетенций, повышению интереса к будущей профессии.

Основные преимущества внедрения e-learning в образовательный процесс РязГМУ заключаются в следующем.

- Возможность реализации основных и дополнительных образовательных программ с использованием потенциала единой отраслевой цифровой среды и, как следствие, расширение спектра предлагаемых университетом образовательных услуг.

- Выбор форматов обучения - от традиционных занятий в аудитории, организации самостоятельной и проектной работы в удаленном режиме до методики смешанного обучения (blended learning).

- Возможность персонализации процесса обучения, выстраивания индивидуальной образовательной траектории для студентов с учетом их индивидуальных предпочтений.

- Сравнительно быстрая актуализация образовательного контента в зависимости от требований федеральных государственных и отраслевых образовательных стандартов, требований работодателей.

- Многовариантность сочетания применяемых методик и технологий традиционного и электронного/дистанционного обучения, их комплексирование при организации смешанного обучения.

- Эффективность внедряемых технологий оценки уровня усвоения знаний через встроенные в цифровую среду системы тестирования.

- Оптимизация системы планирования и распределения ресурсов, обеспечивающих процесс обучения. Формирование системы управления

знаниями в сфере университетского образования. Как известно, основным ресурсом развития современного университета становятся знания, научно-исследовательские исследования и разработки, интеллектуальный капитал вуза в целом. В этой связи возникает необходимость обеспечения условий для эффективного использования накапливаемых знаний в процессе обучения студентов, переподготовки профессорско-преподавательского состава (ППС). Определены следующие основные цели управления знаниями в сфере обучения.

- Накопление и развитие интеллектуального потенциала, аккумулирование и формирование организованного знания в формате структурированных данных.

- Выявление ценного личностного опыта, его объективация и формализация.

- Оцифровывание генерируемых и накопленных знаний, организация сохранности и доступа к цифровым ресурсам.

- Формирование интерактивной среды для обмена профессиональной и образовательной информацией, оптимизация созданных условий для освоения новых знаний пользователями.

- Поддержка процессов профессиональной инноватики.

При этом приоритетными задачами процесса управления знаниями в университете становится создание собственных ЭОР, а также мониторинг, оперативное выявление профильных внешних образовательных ресурсов открытого доступа, их внедрение, активное применение в образовательном процессе.

Для реализации этих функций могут быть использованы следующие виды знаний:

- личностное знание ППС;

- исследовательские медицинские разработки, лабораторные исследования, творческие решения;

- привлеченные знания сторонних организаций;

- передовой практический опыт работодателей.

В состав структуры системы управления знаниями в университете входят следующие основные процессы.

- Выявление, экспертный отбор, анализ и обобщение, оцифровка, хранение и распространение знаний и документированного опыта.

- Организация комфортных условий для своевременного удаленного доступа к знаниям для пользователей.

- Создание интерактивных ЭОР, способствующих оперативному обмену профильной информацией среди пользователей, внедрению новых знаний в учебный процесс.

Система управления знаниями в университете предполагает также создание репозитария ЭОР и ДУК, доступного в ЭОС университета, а в перспективе - в единой отраслевой цифровой среде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные проблемы и подходы к формированию электронной образовательной среды в медицинском университете, объединяющей множество взаимосвязанных организационных структур, нацеленных на внедрение инноваций, позволяют обеспечить возможность интеграции интеллектуальных, кадровых, организационно-управленческих, информационных и технических ресурсов для реализации образовательного процесса, подготовки востребованных в медицинской отрасли специалистов. Внедрение IT-технологий в учебный процесс может успешно осуществляться с ориентацией на различные варианты отраслевых программных решений, предлагаемых отечественными разработчиками. В сложившейся ситуации для массового внедрения e-learning и IT-технологий весьма эффективным, на наш взгляд, является вариант использования форм традиционного обучения с форматом электронного обучения (blended learning).

При выборе программного обеспечения университетам необходимо отдавать предпочтение зарекомендовавшим себя специализированным разработкам. В ходе реализации целей обучения следует также учитывать потенциал дальнейшего наращивания вычислительных мощностей при увеличении нагрузки, связанной как с ростом функциональности программного обеспечения, так и с вовлечением в цифровое пространство новых сфер профессиональной деятельности.

В целом успешный опыт внедрения электронного обучения, использования профессионально ориентированных IT-технологий в РязГМУ им. академика И.П. Павлова позволяет сделать вывод о возможности тиражирования сложившихся подходов в практику образовательной деятельности медицинских университетов.

Литература

1. Савина О. Будущее электронных университетов: останемся ли в "онлайне"? // [Электронный ресурс]. URL: https://polit.ru/article/2021/02/16/univeronline/ (дата обращения: 05.03.2021)

2. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 2. С. 102-111.

3. Авачева Т.Г., Дмитриева М.Н., Кривушин А.А. Интегративный подход в обучении математике, физике и медицинской информатике студентов медицинского вуза // Школа будущего. 2016. № 5. С. 83-90.

4. Дорошина Н.В., Дмитриева М.Н., Кабанов А.Н. Технологии интеллектуальной обработки данных при изучении данных при изучении дисциплин естественно-математического цикла студентами медицинского вуза // Школа будущего. 2017. № 4. С. 17-28.

5. Moallem M. Book review: Distance Learning and University Effectiveness: Changing Educational Paradigms for Online Learning (Howard C., Schenk K., Discenza R.) // Educ. Technol. Soc. 2004. Vol. 7, N 2. P. 145-147 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/ (date of access March 05, 2021)

6. Кадырова Э.А. Библиометрический анализ электронных образовательных ресурсов для сферы медицины и здравоохранения // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 4. С. 428-435.

7. Гусев А.В. О развитии систем поддержки принятия врачебных решений и регистрации их как медицинских изделий // Портал РАМН: [Электронный ресурс]. URL: http://portalramn.ru/news/4901/ (дата обращения: 05.03.2021)

8. Кобринский Б.А. Возможные подходы к реализации облачных технологий в здравоохранении // Информационные технологии в медицине 2011-2012. Москва, 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://zodorov.ru/informacionnie-tehnologii-v-medicine-2011-2012-m-radiotehnika.html (дата обращения: 05.03.2021)

9. Карта "Искусственный интеллект в здравоохранении России": сайт компании К-Скай: [Электронный ресурс]. URL: https://webiomed.ai/blog/karta-iskusstvennyi-intellekt-v-zdravookhranenii-rossii (дата обращения 05.03.2021)

10. Официальный сайт Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова [Электронный ресурс]. URL: http://rzgmu.ru/about/subdivisions/library/resources (дата обращения: 05.03.2021)

11. Авачева Т.Г., Дмитриева М.Н, Дорошина Н.В., Кадырова Э.А., Кузнецов В.Г. Отраслевые программные решения 1С как составляющая информационно-образовательной среды цифрового медицинского университета // Сборник научных трудов 21-й международной научно-практической конференции "Новые информационные технологии в образовании" (Технологии 1С в цифровой трансформации экономики и социальной сферы) / под общ. ред. Д.В. Чистова. Ч. 1. Москва, 2021. С. 429-431.

12. Дуданов И.П., Гусев А.В., Романов Ф.А., Воронин А.В. Информационные системы в здравоохранении // Медицинский академический журнал. 2002. № 1. С. 58-77.

13. Болотова Т.Ю. Роль справочно-информационной системы в информационном обеспечении здравоохранения // Врач и информационные технологии. 2006. № 4. С. 132-134.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»