МЕДИЦИНСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ - НОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

Резюме

Реализация доктрины компетентностного подхода в обучении врачей привела к появлению новых требований к образовательным программам уровня специалитета, ординатуры. Наряду с традиционными формами обучения появляются новые инновационные образовательные технологии, с помощью которых возможно повышение эффективности формирования у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Переход от традиционного обучения к гибридным педагогическим методикам, включающим тематическую мультипликацию, является перспективным направлением, позволяющим значительно улучшить обучение студентов.

Ключевые слова:медицинское образование, компетенции, STEAM-практика, art-направление, медицинская мультипликация

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Перепелица С.А., Щерба В.Н., Давтян К.А., Попова А.Д., Ветрова Ю.В., Хечумян Д.Р. Медицинская мультипликация - новый подход к формированию профессиональных компетенций у студентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 96-105. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-96-105

Реализация доктрины компетентностного подхода в обучении врачей привела к появлению новых требований к образовательным программам уровня специалитета, ординатуры. Изменения касаются структуры обучения, образовательных программ и практической подготовки обучающихся. Наряду с традиционными формами обучения появляются новые инновационные образовательные технологии, с помощью которых возможно повышение эффективности формирования у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности [1-3].

В настоящее время образовательная программа обучения студентов медицинских институтов представлена несколькими блоками: лекционный курс, семинарские занятия, симуляционный тренинг и практическая подготовка. Лекционный курс, как правило, представлен монологом преподавателя, который сопровождается визуальной информацией в режиме презентации, для которой большинство лекторов используют программу PowerPoint. В лекции необходимый материал представляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, т.е. используется схематическая визуализация для концентрации внимания на главных аспектах изучаемой темы [4].

Для представления количественных или экспериментальных данных лекторы используют таблицы, диаграммы, графики, которые, в дополнение к излагаемому материалу, играют пояснительную роль. В них лишь сосредоточивается аналитический материал по проблемной теме. Такие иллюстрации находятся в категории "схематических" представлений, так как они упрощаются и лишаются деталей, чтобы сосредоточить внимание студентов на особенностях, которые, по мнению лектора, являются центральными для излагаемой темы. Нельзя не согласиться, что такие иллюстрации предоставляют эффективное средство изучения процессов, но их недостатком является "упрощение" информации, устранение деталей, которые могут быть значимыми для студента.

Многие разделы медицины, например физиологию, патологическую физиологию, биохимию, фармакологию, студенты осваивают, изучая только учебную литературу и лекционный материал. Порой студентам достаточно сложно представить те процессы, которые протекают в организме человека в норме и патологии. В результате такого обучения у них может формироваться неправильное представление о конкретном процессе, например диффузии, осмосе, обмене веществ и др. [5, 6]. Для повышения эффективности обучения необходимо применение новых образовательных технологий, например визуализации, которые позволят студентам увидеть, как происходит определенный процесс, что будет способствовать улучшению запоминания изучаемого материала [7, 8].

Переход от традиционного обучения к гибридным педагогическим методикам, включающим 3D-визуализацию, тематическую мультипликацию, является перспективным направлением, позволяющим значительно улучшить обучение студентов [9-11], позволяет использовать различные стили обучения, формировать логическую связь между теорией и практикой, а также многократно просматривать учебный материал [12].

Медицинская мультипликация является новым направлением в обучении врачей, имеет высокую эффективность запоминания представленного материала, так как позволяет воспринимать информацию не абстрактно, а зрительно, присоединяя при этом процессы размышления, обсуждения. Визуальное восприятие - это навык, формируемый при выполнении визуальных задач, приводящий к лучшему усвоению материала [12, 13]. Медицинская мультипликация является неотъемлемой частью art-направления педагогической концепции STEAM [S - Science (естественнонаучные дисциплины), T - Technology (технология в образовании), E - Engineering (инжиниринг), A -Art (творчество, искусство) и M - Mathematics (математика)], которая все чаще применяется в медицинском образовании [14].

По сравнению с обычными мультипликационными фильмами к медицинской мультипликации предъявляются строгие и специфические требования создания сценария, раскадровки. Создавая мультфильм, мы раскрываем тему и привлекаем студентов к другому восприятию материала, мотивируем их к более глубокому изучению представленной темы [6, 15].

Цель - внедрение в учебный процесс инновационной методики "Медицинская мультипликация" для повышения эффективности обучения студентов специалитета "Лечебное дело".

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В рамках изучения дисциплин "Лечение боли", "Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия", наряду с лекционным курсом, практическими и семинарскими занятиями, симуляционным тренингом, в качестве инновационной была разработана и внедрена методика "Медицинская мультипликация" как элемент art-направления концепции STEAM. Каждой группе была предложена медицинская тема мультфильма, посвященная одному из разделов неотложной медицины. Всего в обучении приняли участие 6 групп студентов общей численностью 80 человек.

Этапы создания тематического мультфильма

1. Идея проекта.

2. Сценарий с пошаговыми репликами.

3. Детальная раскадровка.

4. Подготовка к съемке мультфильма.

5. Съемка мультфильма.

6. Монтаж.

В конце цикла оценивался уровень полученных знаний, проведено анкетирование студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Идея проекта принадлежит преподавателю, он определяет тематику мультфильма. В его создании принимала участие вся группа. Ключевые этапы создания мультфильма:

- написание сценария, строго соответствующего утвержденной теме;

- отрисовка картинок;

- раскадровка;

- озвучивание;

- сборка мультфильма.

Самый важный этап - создание сценария, к которому предъявляются основные требования: точная передача необходимой информации по представляемой теме. При раскрытии темы в начале сценария важно правильно отразить ключевые аспекты раскрываемой темы, например анатомическое строение определенного органа, его физиологические параметры и возникающие патологические изменения. Далее конкретно описываются клинические признаки, экспресс-диагностика и четкий алгоритм лечения согласно клиническим рекомендациям. Важна детализация всех элементов сценария, который обсуждается всей группой, затем утверждается преподавателем. Если в сценарии есть ошибки, в него вносятся соответствующие изменения. Преподаватель инициирует студентов на самостоятельный поиск ошибок. Это дает возможность каждому участнику провести анализ представленного теоретического материала, затем найти пробелы и обосновать правильность своих представлений. Преподаватель только задает наводящие вопросы, представляет возможность поиска правильного решения самим студентам. На этом этапе у студентов окончательно формируются навыки самостоятельной учебной деятельности: подготовка к занятиям, использование дополнительных источников литературы, профильных сайтов, интернет-ресурсов и т.д. Многократное повторение материала, представленного в различных источниках литературы, способствует лучшему запоминанию изучаемой темы. Важным разделом является формирование навыка оценки собственных результатов. Студенты должны уметь проанализировать свою работу, выделить те разделы изучаемой темы, которые они хорошо изучили, а также найти свои ошибки, искать способы их устранения, повышать уровень своих теоретических знаний.

Руководство технической стороной создания мультфильма осуществляют студенты-консультанты, освоившие программу мультипликации. Внутри группы постоянно имеется обратная связь, также она существует между группами. Студенты обмениваются мыслями, деталями проекта, т.е. возникает позитивная коммуникация. Творческий процесс не ограничен, приветствуются инновационные технологии рисования, создания образов, которые наиболее точно передают суть представляемой темы.

Этап отрисовки мультфильма также полностью выполняется студентами. Они сами выбирают персонажей, стиль рисования, цветовую гамму, музыкальное сопровождение. Каждый участник группы вносит свой вклад в создание мультфильма. Главное, чтобы с помощью этих инструментов точно и последовательно раскрывалась тема. После этого происходит раскадровка, во время которой необходимо в правильной последовательности расположить все "кадры", которые объединяются вместе для создания сцен (рис. 1-3). Соединенные вместе сцены являются мультфильмом.

Рис. 1. Первый этап раскадровки мультфильма

Рис. 2. Второй этап раскадровки мультфильма

Рис. 3. Третий этап раскадровки мультфильма

При оценке уровня знаний установлено, что методика "Медицинская мультипликация" имеет хорошую эффективность. Темы, предложенные для создания мультфильма, студентами детально изучены. На практических занятиях обучающиеся показали высокий уровень теоретической подготовки. При обсуждении темы в группе возникала активная, научно обоснованная дискуссия.

Это позволяет утверждать, что новая педагогическая технология имеет свои положительные стороны.

Анкетирование показало, что 100% студентов удовлетворены предложенной методикой проведения занятий. На вопрос "Как вы считаете, создание тематического мультфильма приводит к изменению ваших знаний и отношения к учебе?" получены следующие ответы:

- Да, это хорошее дополнение в обучении. Я более подробно изучил тему - 17%.

- Да, я освоил новые компьютерные технологии - 17%.

- Да, при создании мультфильма улучшилась коммуникация в группе - 28%. Кроме поставленной цели, использованная методика дала возможность студентам освоить новые компьютерные технологии, что повышает уровень не только медицинских знаний. Еще одним значимым моментом является улучшение коммуникации в группе. Предлагая создать мультфильм, мы способствуем формированию у обучающихся коммуникативных навыков. При подготовке мультфильма каждый студент должен иметь хорошие знания по представляемой теме, что значительно повышает и мотивацию к обучению. Командная работа стимулирует так называемых молчащих студентов, которые на занятиях не проявляют активности при обсуждении теоретических вопросов, имеют слабые знания по фундаментальным и клиническим дисциплинам. Работа над тематическим мультфильмом способствовала не только формированию компетенций, но и дала возможность дальнейшего развития навыка коммуникации, работе в команде.

При самооценке полученных знаний 64% студентов сказали, что они получили необходимые теоретические знания, удовлетворение от данного вида занятий, 36% респондентов частично получили необходимые теоретические знания и полное удовлетворение от данного вида занятий.

Преимущество медицинской мультипликации заключается в том, что ее можно использовать как средство акцентирования внимания на определенной теме, которую изучают студенты, демонстрации конкретных или абстрактных процессов, отражение не только статических показателей, но и динамических изменений во временном масштабе. Метаанализ, проведенный S. Berney и соавт., показал, что использование анимации имеет преимущества перед другими методиками обучения при изучении естественных наук, химии и биологии, при этом существует градация эффективности в зависимости от изучаемой дисциплины [16].

Пакет электронного обучения, являющийся частью образовательной программы, может включать несколько методик, например мультипликацию, графики, рисунки, аудиторное пояснение. Это позволяет обучающимся выбрать индивидуальную траекторию изучения тем, изменять последовательность просмотра или прослушивания необходимых файлов [17]. Студенты предпочитают видеоролики, видеолекции, практические видеоролики и анимации [18].

Наиболее перспективными можно считать междисциплинарные лекции, которые включают теоретический материал из нескольких разделов медицины. Формат представления лекционного материала обширный, может быть представлен аудио-, видеолекцией, дополняться мультипликацией, 3D-визуализацией. Трехмерная анимация помогает улучшить знания предметов, где необходимо пространственное воображение. Она может использоваться при изучении анатомии, физиологии, лучевой диагностики. Студенты, изучая темы с помощью 3D-анимации, лучше ее запоминают, так как увеличивается зрительное восприятие материала [5, 18, 19].

В работе L. Vogt и соавт. показано, что анимация может стать этапом обучения, предшествующим работе в виртуальной клинике. Это повышает эффективность работы над виртуальным случаем. Новые образовательные технологии должны включаться в учебные программы дисциплин, они должны постоянно усовершенствоваться и пересматриваться [19].

Существует ряд проблем, связанных с использованием визуализации в образовании. Одна из них - широкое использование научной визуализации, которая размещена на различных порталах и доступна студентам. Однако в настоящее время не существует единой системы оценки достоверности представленных материалов экспертным сообществом [5]. В связи с этим создание тематического мультфильма студентами под руководством преподавателя дает возможность контролировать процесс создания продукта, своевременно внести изменения в сценарий, рисунки, раскадровку, что обеспечивает качество передаваемой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мультипликация является инновационным методом обучения в медицинском образовании. С ее помощью можно создать необходимые элементы изучения проблемных тем, начиная с фундаментальных дисциплин и заканчивая алгоритмами оказания неотложной помощи, а также сформировать навыки эффективной коммуникации. Включение тематической мультипликации в пакет образовательных методик будет способствовать повышению эффективности обучения, формированию общекультурных и профессиональных компетенций.

Литература

1. Hirsh D., Worley P. Better learning, better doctors, better community: how transforming clinical education can help repair society // Med. Educ. 2013. Vol. 47, N 9. P. 942-949. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.12278 PMID: 23931543.

2. Gruppen L.D., ten Cate O., Lingard L.A., Teunissen P.W., Kogan J.R. Enhanced requirements for assessment in a competencybased, timevariable medical education system // Acad. Med. 2018. Vol. 93, N 3S. P. S17-S21. DOI: https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000002066 PMID: 29485482.

3. Osman N.Y., Hirsh D.A. The organizational growth mindset: animating improvement and innovation in medical education // Med. Educ. 2020. Vol. 55. P. 416-418. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.14446 PMID: 33377544.

4. Scheiter K., Gerjets P., Huk T., Imhof B., Kammerer Y. The effects of realism in learning with dynamic visualizations // Learn. Instr. 2009. Vol. 19, N 6. P. 481-494. URL: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2008.08.001

5. Jenkinson J.J. Molecular biology meets the learning sciences: visualizations in education and outreach // Mol. Biol. 2018. Vol. 430, N 21. P. 4013-4027. DOI: 10.1016/j.jmb.2018.08.020 PMID: 30170006.

6. Greene S.J. The use and effectiveness of interactive progressive drawing in anatomy education // Anat. Sci. Educ. 2018. Vol. 11, N 5. P. 445-460. DOI: https://doi.org/10.1002/ase.1784 PMID: 29624896.

7. Nordqvist O., Aronsson H. It Is time for a new direction in biotechnology education research // Biochem. Mol. Biol. Educ. 2019. Vol. 47, N 2. P. 189-200. DOI: https://doi.org/10.1002/bmb.21214 PMID: 30681244.

8. Lang J., Repp H. Artificial intelligence in medical education and the meaning of interaction with natural intelligence - an interdisciplinary approach // GMS J. Med. Educ. 2020. Vol. 37, N 6. Doc59. DOI: https://doi.org/10.3205/zma001352 PMID: 33225051.

9. Herbert C., Velan G.M., Pryor W.M., Kumar R.K. A model for the use of blended learning in large group teaching sessions // BMC Med. Educ. 2017. Vol. 17, N 1. P. 197. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-017-1057-2 PMID: 29121908. PMCID: PMC5680783.

10. Salim H., Lee P.Y., Ghazali S.S., Ching S.M., Ali H., Shamsuddin N.H. et al. Perceptions toward a pilot project on blended learning in Malaysian family medicine postgraduate training: a qualitative study // BMC Med. Educ. 2018. Vol. 18, N 1. P. 206. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-018-1315-y PMID: 30157829. PMCID: PMC6116558.

11. Azizi S.M., Roozbahani N., Khatony A. Factors affecting the acceptance of blended learning in medical education: application of UTAUT2 model // BMC Med. Educ. 2020. Vol. 20. P. 367. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-020-02302-2 PMCID: PMC7565754.

12. Coyne E., Rands H., Frommolt V., Kain V., Plugge M., Mitchell M. Investigation of blended learning video resources to teach health students clinical skills: an integrative review // Nurse Educ. Today. 2018. Vol. 63. P. 101-107. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2018.01.021 PMID: 29425738.

13. Gegenfurtner A., Kok E., van Geel K., de Bruin A., Jarodzka H., Szulewski A. et al. The challenges of studying visual expertise in medical image diagnosis // Med. Educ. 2017. Vol. 51, N 1. P. 97-104. DOI: https://doi.org/10.1111/medu.13205 PMID: 27981656.

14. Перепелица С.А. Перспективы применения STEAM-обучения в медицинском образовании // Стратегические ориентиры развития высшей школы : сборник научных трудов участников II Национальной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Москва : РУСАЙНС, 2020. С. 187-192. ISBN 978-5-4365-6578-1.

15. Okemow S.J. Storyboarding in medical animation // Adv. Exp. Med. Biol. 2020. Vol. 1235. P. 131-143. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-37639-0_8 PMID: 32488640.

16. Berney S., Bétrancourt M. Does animation enhance learning? A meta-analysis // Comput. Educ. 2016. Vol. 101. P. 150-167. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.06.005.

17. Boye S., Moen T., Vik T. An e-learning course in medical immunology: does it improve learning outcome? // Med. Teach. 2012. Vol. 34, N 9. P. e649-e653. DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2012.675456 PMID:22497322.

18. Pandey N., Anwer E., Salam A., Pandey S., Gupta S. 3-D medical animation could be helpful tool for integration of medical curriculum // Med. Teach. 2015. Vol. 37, N 1. P. 99-100. DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2014.940884 PMID: 25052216.

19. Vogt L., Duckwitz V., Arlt S.P., Haimerl P., Bartel A., Hautzinger C. et al. Teaching small animal reproduction via virtual patients // Reprod. Domest. Anim. 2020. Vol. 55, N 2. P. 81-89. DOI: https://doi.org/10.1111/rda.13598 PMID: 31880350.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»