ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА: МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Резюме

В 2020 г. на кафедре анатомии человека ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России проведено исследование по изучению мнения студентов о дистанционном обучении. Методом исследования был анкетный опрос среди студентов II курса лечебно-профилактического и педиатрического факультетов (всего 270 человек). Результаты исследования позволили определить недостатки в методике проведения дистанционных занятий в формате видеоконференций и предложить пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова:дистанционное обучение, видео-конференцсвязь, демонстрация, визуализация, учебный контент, анатомия человека

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Нуждин О.Ю., Ивачев П.В., Митрофанова К.А., Иванова П.О. Дистанционное обучение анатомии человека: мнение студентов-медиков // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 77-84. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-77-84

Кафедра анатомии человека на протяжении последнего десятилетия активно занимается внедрением современных информационных технологий обучения. В 2015 г. в рамках внутривузовского конкурса "Ученые УГМУ - здравоохранению Урала" педагогический коллектив кафедры был удостоен звания лауреата в номинации "За внедрение инновационных технологий в образовательный процесс". Обобщенные результаты исследований преподавателей, посвященные этой проблеме, опубликованы в коллективной монографии "Инновации в обучении и воспитании: траектория развития педагогических технологий кафедры анатомии человека" (Екатеринбург, УГМУ, 2017).

В марте 2020 г. в связи с пандемией, вызванной коронавирусной инфекцией, большинство российских вузов внезапно были вынуждены перейти на дистанционную форму обучения, что стало полной неожиданностью для педагогического сообщества. ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (УГМУ) не стал исключением.

Необходимость адекватного решения возникшей проблемы удаленного взаимодействия обучающего и обучающихся во время практических занятий и лекций побудила нас обратиться к поиску технологических инструментов для осуществления трансляции содержания обучения в формате "очного обучения". Выбор был сделан в пользу использования технологии видео-конференц-связи (ВКС) на платформе Zoom, с которой наша кафедра раньше не сталкивалась. Требования для осуществления сеансов ВКС предусматривали необходимость поиска механизмов двустороннего взаимодействия, включая передачу организатором прав управления участникам телеконференции, что давало возможность обсуждения изучаемых вопросов; в частности, применение инструментов рисования для выделения различных объектов (визуализации) в ходе устного комментирования.

Заранее составленный учебный контент, размещенный на учебном сайте кафедры, включал в себя рабочую программу дисциплины, конспекты лекций, учебные задания к практическим занятиям и методические рекомендации для их выполнения, презентации, соответствующие тематическому плану и синхронизированному с календарем; учебные видеосюжеты, размещенные в свободном доступе на канале YouTube; SD-атласы, позволяющие манипулировать объектом изучения; оцифрованный QR-кодированный фонд музейных анатомических препаратов, дающий возможность доступа к текстовому описанию содержимого; контрольные тесты, позволяющие визуализировать результаты опроса и работать над ошибками непосредственно в ходе сеансов ВКС. Однако не изучена форма обратной связи в условиях проведении ВКС на кафедре анатомии человека, что определяет цель исследования.

Целью данного исследования стало изучение предпочтений студентов в инструментальном и методическом сопровождении дистанционного обучения (ДО), применяемого на кафедре анатомии человека УГМУ. Поскольку с практикой дистанционного проведения практических занятий и лекций мы столкнулись впервые в 2020 г., в рамках внутреннего аудита мы решили провести исследование, посвященное этой проблеме. Для достижения цели были поставлены задачи: 1) провести онлайн-опрос методом анкетирования студентов-медиков УГМУ, прошедших ДО на кафедре анатомии человека в период март-июль 2020 г.; 2) проанализировать мнение студентов-медиков УГМУ относительно преимуществ и недостатков ДО на кафедре анатомии человека; 3) сделать выводы на основе полученных результатов и дать практические рекомендации по совершенствованию проведения занятий с использованием ВКС.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В сентябре 2020 г. был проведен анкетный онлайн-опрос студентов-медиков II курса (инструментарий подготовлен на платформе Google). Выборка планировалась как сплошная, реализована как выборка добровольцев. В анкетировании приняли участие 270 (1/3) студентов УГМУ лечебного и педиатрического факультетов. Методика онлайн-анкетирования дает возможность анонимного участия, что позволяет студентам более открыто и честно отвечать на поставленные вопросы. В анкету включены вопросы, объединенные общей тематикой и позволяющие выразить мнение об использовании методов проведения занятий в формате ВКС преподавателями кафедры анатомии человека УГМУ в течение периода вынужденного ДО (весна 2020 г.). Часть ответов в анкете была закрытого типа с вариантами ответов "да; скорее да, чем нет" скорее нет, чем да; нет). Ответы (да; скорее да, чем нет) интерпретировались как положительное значение или согласие. Ответы "скорее нет, чем да; нет" - как отрицательное значение, или несогласие. Также была предусмотрена возможность написания ответа в вопросах открытого типа. Преимущества данной методики исследования заключались в экономичности ресурсов, возможности более широкого охвата аудитории, обеспечении анонимности. Ответы на вопросы открытого типа анализировались специально авторами данного исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Мы получили утвердительный ответ на следующие вопросы от 100% опрошенных студентов: "Вы участвовали в дистанционном обучении в весеннем семестре 2019/2020 учебного года на кафедре анатомии человека?"; "Демонстрировались ли в ходе сеансов ВКС презентации, отражающие содержание обучения?". Также 84% опрошенных студентов ответили утвердительно на вопрос "Использовали ли преподаватели в режиме сеанса ВКС такие инструменты, как рисование и передача прав управления другим участникам ВКС?". Это свидетельствует о том, что преобладающее большинство преподавателей выполняли требования для осуществления сеансов ВКС, предусматривающих необходимость поиска механизмов двустороннего взаимодействия, включая передачу организатором прав управления участникам телеконференции. Приведем один из положительных комментариев студента, участвующего в опросе: "В сеансе ВКС удобнее сравнить картинку в атласе с фотоматериалом (музейных анатомических препаратов), преподаватель и студенты могут рисовать, а не просто показывать указкой. Понимания больше". Результаты ответов на многовариантные вопросы закрытого типа приведены в табл. 1.

Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что не все преподаватели использовали дополнительные методы визуализации. Причины тому могут быть разные.

Таблица 1. Результаты опроса студентов-медиков о дистанционном обучении (закрытый тип вопросов)

Примечание. МРТ - магнитно-резонансная томография; ВКС - видео-конференц-связь.

Например, отсутствие в арсенале преподавателя фото музейных препаратов, оцифрованных снимков МРТ, рентгенограмм и т.д., так как выйти на ДО пришлось внезапно. С использованием виртуальных 3D-атласов все тоже неоднозначно, для этого необходимо иметь в арсенале саму программу, уметь ей пользоваться, а для проведения занятия по той или иной теме необходимо заранее создать несколько 30-моделей в электронном атласе, что позволительно только в лицензионной версии. К тому же использование 30-атласов в ВКС само по себе требует тщательной подготовки и соответствующих компетенций. Использование видео в ВКС, вероятно, большинство преподавателей сочли нецелесообразным, так как достаточное количество учебных видео представлено в рубрикаторе тематического плана в виде ссылок на учебном сайте кафедры.

Сравнение ответов на два вопроса в табл. 1 демонстрирует, что заявленные требования и желания студентов к применению различных инструментов визуализации при проведении ВКС в 2 раза и более превышают предоставленный уровень. Поскольку большинство преподавателей, кроме презентаций, не использовали дополнительные методы визуализации при проведении ВКС, этот фактор повлиял и на результаты ответов на последующие вопросы.

На закрытый вопрос: "Как вы считаете, дистанционные занятия по анатомии в режиме ВКС (с применением всевозможных современных технологий визуализации) могут заменить очные занятия (при этом не потеряв в качестве преподавания дисциплины)?" были такие варианты ответов: категорически "нет" ответили 17,5% респондентов, "скорее нет, чем да" - 32%, в целом количество отрицательных мнений составило 49,5%; категорически "да" ответили 16,5% и "скорее да, чем нет" - 34%, в целом количество положительных мнений составило 50,5%. Мнения студентов разделились пополам. Результаты нашего исследования по данному аспекту сопоставимы с результатами подобного исследования, проведенного на базе ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова [1, с. 140].

Мнения на вопрос открытого типа "Какие плюсы или минусы вы видите в дистанционном обучении(ВКС с применением всевозможных современных технологий визуализации)?" мы сопоставили с каждым вариантом ответов на предыдущий вопрос, и для удобства сравнительного анализа мнений студентов обобщили и сгруппировали их в табл. 2, определяя отрицательные и положительные стороны ДО.

Таблица 2. Мнения студентов о положительных и отрицательных аспектах дистанционного обучения

Проанализировав мнения студентов, которые дали отрицательные ответы на предыдущий вопрос, о плюсах и минусах дистанционного обучения в режиме ВКС, мы выявили как отрицательные, так и положительные аспекты. В основе отрицательных впечатлений о ДО, в большинстве случаев проблема была связана с отсутствием возможности тактильного осмотра анатомических препаратов. На фоновый план отошли отрицательные мнения, связанные с нестабильностью скорости Интернета, отсутствия живого общения, расслабляющей или, наоборот, напряженной домашней обстановки. Положительные аспекты дистанционного обучения в этой группе респондентов в основном связаны с экономией времени, отсутствием транспортных издержек.

Мнения студентов, давших положительный ответ на предыдущий вопрос о плюсах и минусах ДО, были обусловлены экономией времени и возможностью избежать негативной эпидемиологической обстановки, при этом на фоновый план отошли мнения, связанные с комфортностью домашней обстановки и экономией денежных средств, также некоторые студенты были полностью удовлетворены ДО.

На последний вопрос в анкете: "Использовали ли вы функцию записи ВКС?" 86% ответили отрицательно, остальные 14% использовали видеозапись в целях самоподготовки. Сама функция записи ВКС полезна не только студентам, но и преподавателям, так как позволяет самим пересматривать видеозапись и выявлять огрехи проведения сеансов ВКС, что способствует самосовершенствованию и улучшению качества проведения ВКС.

Проведенное исследование позволяет выявить несколько проблем и наметить пути их решения.

Во-первых, для повышения качества и проведения ДО с применением новых компьютерных технологий необходимо прежде всего их наличие в арсенале, о чем говорится в п. 3 ст. 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (№ 273-ФЗ). Следовательно, необходимо постоянно модернизировать технический парк университета и совершенствовать электронную информационно-образовательную среду [2, с. 128; 3, с. 180].

Во-вторых, необходимо развивать компетенции преподавателей в использовании компьютерных технологий, что, безусловно, потребует затрат времени и ресурсов университета [4, с. 88].

В-третьих, необходимо учитывать специфику методики и технологии преподавания дисциплины "Анатомия человека", которая традиционно проявляется в формировании энграмм понятийного аппарата врача, основанного на познании трехмерных моделей изучаемых объектов во взаимосвязи с топографией и выполняемой функцией: тканей, органов, систем органов организма в целом. Помимо этого, необходимо сформировать общепрофессиональные компетенции в вопросах филогенеза, онтогенеза, индивидуальной изменчивости, возрастных особенностей и аномалий развития. Все это невозможно отобразить только в текстовом формате, а необходимо в большей степени сопровождать всевозможными визуализированными материалами и, по возможности, в сопровождении "тактильной" визуализации.

Для этого необходимо иметь в арсенале многочисленные экспозиции анатомических препаратов высокого качества (что тоже требует существенных усилий и средств для их создания и содержания) с возможностью оцифровки и перевода в виртуальное пространство.

В-четвертых, необходимо постоянно отслеживать мнения студентов-медиков о преподавании подобных дисциплин с целью совершенствования дистанционных образовательных технологий на пути цифровизации образования [5, с. 157].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире дистанционное обучение становится необходимой мерой и неотъемлемой частью современной жизни. По итогам проведенного дистанционного обучения в период с марта по июль 2020 г. половина студентов были удовлетворены его качеством в режиме ВКС благодаря преподавателям, которые смогли быстро адаптироваться к новым условиям. Однако для того чтобы повысить качество дистанционного обучения, необходимо устранить одну из главных проблем - недостаточную представленность визуализации анатомических препаратов в формате ВКС, что, по мнению студентов, снижает качество усвоения информации при изучении дисциплины. Для этого следует разработать ряд рекомендаций и методических решений для преподавателей, работающих в дистанционном формате. К таким рекомендациям относятся: усовершенствование презентационного материала, включающее демонстрацию анатомических препаратов (фото из анатомического музея), использование 3D-атласов (что поможет воспринять трехмерную картину изучаемых объектов), снимки МРТ, рентгенограммы, видео. Подобные меры будут способствовать лучшему усвоению информации студентами и повышению контроля знаний в условиях дистанционного обучения.

Литература

1. Игнатьев В.П., Архангельская Е.А. Дистанционное образование глазами студентов (анализ результатов опроса студентов федерального университета) // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 6-1. С. 138-142.

2. Балашова Е.С., Мальцева С.М. К вопросу о преимуществах и последствиях массового введения дистанционного образования в высшей школе // Инновации в образовании. 2020. № 6. С. 126-135.

3. Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Койчуева С.М., Ветрова И.Н. и др. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176-185. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13015

4. Мезенцева Д.А., Джавлах Е.С., Елисеева О.В., Багаутдинова А.Ш. К вопросу о цифровой компетенции преподавателя // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 11. С. 88-97. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-88-97

5. Носкова А.В., Голоухова Д.В., Проскурина А.С., Нгуен Т.Х. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 156-167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»