Происходящие изменения в лабораторной медицине (стандартизация исследований) требуют ответной реакции в подготовке медицинских кадров. Обучение в медицинском вузе направлено на формирование нескольких видов компетенций - общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК). Компетентность будущего работника -это способность показать теоретические знания, практические умения и навыки в конкретной области, которые определяют профессиональное мастерство и обеспечивают эффективность трудовой деятельности специалиста [1]. Компетентность будущего специалиста определяется качеством его подготовки в вузе, что требует постоянного процесса модернизации обучения и контроля полученных знаний. Профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у врача-биохимика, регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 30.05.01 "Медицинская биохимия", утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1013 (с изм. и доп. от 13 июля 2017 г.). Формирование компетенций происходит в ходе образовательного процесса при непосредственном контакте преподаватель-обучающийся.
Для объективной оценки сформированности профессиональных компетенций потребовалось внедрение новых подходов к оцениванию практических навыков и умений. Традиционные методы оценки основывались на неструктурированном наблюдении за работой обучающихся в ходе выполнения лабораторных работ, зависимости оценки от субъективных факторов. Данные методы не позволяли отразить в полной мере степень овладения практическими навыками ввиду отсутствия четких критериев оценки практических умений. Поэтому в современном медицинском образовании стала актуальной проблема разработки и внедрения оценочных средств практических навыков. Оценочные средства должны быть точными, последовательными, структурированными, позволять быстро, полно и максимально объективно оценивать знания обучающихся и их готовность к самостоятельной профессиональной деятельности [2, 3]. Современные тенденции высшего медицинского образования направлены на практико-ориентированное обучение студентов, что позволяет обучающимся более качественно подготовиться к процедуре прохождения первичной аккредитации и выйти в отрасль более подготовленными специалистами [4].
Цель - показать методику создания чек-листов для объективной оценки практических навыков, полученных в ходе изучения дисциплины "Микробиология, вирусология".
На кафедре клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) реализуется дисциплина "Микробиология, вирусология" в IV-V семестрах у студентов, обучающихся по направлению подготовки 30.05.01 "Медицинская биохимия". Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций:
- ПК-4 - готовность к проведению лабораторных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;
- ПК-5 - готовность к оценке результатов лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания [5].
Овладение профессиональными компетенциями осуществляется в ходе образовательного процесса путем учебно-коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента. Для этого на кафедре имеется бактериологическая лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием и расходными материалами, где проводятся практические занятия со студентами в малых группах. В процессе занятия обучающийся осваивает необходимые навыки при выполнении микробиологических исследований и осуществляет связь теории с практикой. Дисциплина заканчивается промежуточной аттестацией, включающей контроль теоретических знаний и практических умений.
Для оценки практических навыков нами разработаны и внедрены чек-листы, которые являются валидными и надежными инструментами объективной оценки сформированности приобретенных компетенций [6]. Каждый комплект оценочных средств включает бланки с условием задачи (направление на исследование), протоколом исследования и чек-листом.
Направление на бактериологическое исследование содержит достаточную информацию для выполнения обучающимися демонстрации микробиологических умений и решения поставленных задач. На бланке протокола исследования указывается шифр студента, что позволяет значительно объективизировать его оценку и исключить роль субъективной оценки преподавателем. В ходе исследования студент заполняет бланк протокола с описанием последовательности своих действий (табл. 1).
Таблица 1. Протокол исследования
![](https://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,660,,4,photo1,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Оценку практических умений осуществляют независимые преподаватели на базе лаборатории кафедры. Для демонстрации навыков заранее приготовлены необходимые расходные материалы (бактериологические петли, предметные стекла, пробирки), краски, питательные среды, спиртовки, оборудование (термостат, СО2-инкубатор, микроскопы). На всех этапах исследования экзаменатор регистрирует ответы/демонстрации студента в оценочном листе. Каждый этап исследования соответствует определенному разделу оценочного листа с полным раскрытием содержания ответа и/или демонстрации умений обучающегося, при этом отдельные компоненты ответа и/или демонстрации подробно раскрыты в оценочном листе [7]. Пункты чек-листа оцениваются определенным количеством баллов в зависимости от важности и приоритетности выполнения данного этапа в реальном микробиологическом исследовании. Зарегистрированные результаты ответов сравниваются с изложенными в столбце "Критерий", с последующим суммированием набранных баллов (табл. 2). По окончании оценки практических умений итоговые баллы трансформируют в отметку следующим образом: 90% и более - отлично; 80-89% - хорошо; 70-79% - удовлетворительно; <70% - неудовлетворительно.
Таблица 2. Пример оценочного листа
![](https://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,660,,4,photo2,00000000,)&hide_Cookie=yes)
![](https://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,660,,4,photo3,00000000,)&hide_Cookie=yes)
![](https://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,660,,4,photo4,00000000,)&hide_Cookie=yes)
![](https://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,660,,4,photo5,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Примечание. * - при неправильном выполнении пункта 2.4 дальнейшее исследование не засчитывается, проставляется оценка "неудовлетворительно".
При изучении результатов оценки практических навыков у студентов III курса по специальности "Медицинская биохимия" с использованием чек-листов выявлено, что у 40,0% обучающихся итоговый балл составил от 44 до 48 и соответствует отметке "хорошо", у 33,3% -от 50 до 52 баллов - "отлично" и у 26,7% - от 38 до 42 баллов - "удовлетворительно".
Впечатления обучающихся о форме проведения оценки практических умений отражены в письменном анкетировании, где каждый студент провел самооценку выполненных заданий. Отмечено, что 88,9% студентов удовлетворены способом оценивания с использованием оценочных листов. При анализе результатов самооценки студентов выявлено, что 18,2% не удовлетворены оценкой "хорошо", поставленной по результатам использования чек-листа, и считают, что заслуживают оценки "отлично". Подобная тенденция наблюдалась и при удовлетворительных результатах, где 14,3% претендовали на оценку "хорошо" (табл. 3).
Таблица 3. Результаты удовлетворенности студентов при использовании оценочного чек-листа (%)
![](https://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,660,,4,photo6,00000000,)&hide_Cookie=yes)
На рисунке наглядно видно, что отсутствуют статистически значимые различия между отметками, полученными с использованием чек-листа, и результатами самооценки студентов, поэтому предложенную форму оценки практических навыков можно считать объективной и доказательной. При правильном создании контролирующего материала он является неоспоримым доказательством оценки манипуляции.
![](https://www.medobr.ru/cgi-bin/unishell?usr_data=gd-image(jarticles,660,,4,photo7,00000000,)&hide_Cookie=yes)
Распределение отметок, полученных с использованием чек-листа и самооценки студента (%)
По окончании приема практических навыков проводится дебрифинг с целью анализа основных ошибок, определения способов улучшения результатов и оценки эффективности собственных действий.
Опыт прохождения экзаменационной станции "Микробиологические исследования" первичной аккредитации специалистов показал, что все выпускники успешно прошли первичную аккредитацию. Применение современных чек-листов указывает на эффективность качества и высокий уровень практической подготовки студентов, что позволяет сформировать навыки в соответствии с современными алгоритмами диагностики.
Литература
1. Занина И.А., Михайлова Е.В., Бредихина Т.А. Использование интерактивных педагогических технологий при проведении учебной практики у обучающихся по специальности "Фармация" // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 9.
2. Васильева Е.Ю., Томилова М.И., Юрьева С.В. Чек-лист для оценки навыков общения с пациентом: результаты пилотного проекта // Инновации в образовании. 2019. № 8. С. 63-69.
3. Килейников Д.В., Колесникова И.Ю., Белякова Н.А. Оценка практических навыков с использованием объективного структурированного клинического экзамена // Инновационные технологии в эндокринологии : сборник тезисов III Всероссийского эндокринологического конгресса с международным участием. ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздрава России; ОО "Российская ассоциация эндокринологов". Москва, 2017. С. 484-485.
4. Гоголев Н.М., Апросимов Л.А., Потапов А.Ф., Ушницкий И.Д. Первичная аккредитация выпускников медицинского института как этап подготовки специалистов новой формации // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2017. № 1. С. 18-24.
5. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1013 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 30.05.01 Медицинская биохимия (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2016 № 43435). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203984/ (дата обращения: 10.02.2021)
6. Лейхтер С.Н., Малыгина О.Г., Бажукова Т.А. Компетентностно-ориентированный экзамен по клинической лабораторной диагностике у студентов, обучающихся по специальности "Медицинская биохимия" // Клиническая лабораторная диагностика. 2020. № 3. С. 197-200.
7. Мизгирёв Д.В., Васильева Е.Ю. Объективная структурированная оценка хирургических умений // Инновации в образовании. 2017. № 6. С. 12-21.