ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Резюме

Профессиональные компетенции врача-биохимика формируются на протяжении обучения в медицинском вузе, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 30.05.01 "Медицинская биохимия". Отсутствие четких критериев оценки практических навыков не позволяло объективно оценить степень овладения практическими умениями. Поэтому в медицинском образовании стала актуальной проблема разработки и внедрения оценочных средств практических навыков. В статье представлены современные методологические подходы к оценке знаний и умений у студентов III курса факультета медико-профилактического дела и медицинской биохимии по дисциплине "Микробиология, вирусология". Нами продемонстрирован вариант ситуационной задачи и чек-листа, позволяющий провести объективную и комплексную оценку сформированных профессиональных навыков, что подготовит будущего выпускника медицинского вуза к успешному прохождению первичной аккредитации специалиста.

Ключевые слова:чек-лист, практические навыки, студент, микробиология, компетенции

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Малыгина О.Г, Лейхтер С.Н., Давидович Н.В., Бажукова Т.А. Использование чек-листов для оценки практических навыков у студентов в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 67-74. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-67-74

Происходящие изменения в лабораторной медицине (стандартизация исследований) требуют ответной реакции в подготовке медицинских кадров. Обучение в медицинском вузе направлено на формирование нескольких видов компетенций - общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК). Компетентность будущего работника -это способность показать теоретические знания, практические умения и навыки в конкретной области, которые определяют профессиональное мастерство и обеспечивают эффективность трудовой деятельности специалиста [1]. Компетентность будущего специалиста определяется качеством его подготовки в вузе, что требует постоянного процесса модернизации обучения и контроля полученных знаний. Профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у врача-биохимика, регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 30.05.01 "Медицинская биохимия", утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1013 (с изм. и доп. от 13 июля 2017 г.). Формирование компетенций происходит в ходе образовательного процесса при непосредственном контакте преподаватель-обучающийся.

Для объективной оценки сформированности профессиональных компетенций потребовалось внедрение новых подходов к оцениванию практических навыков и умений. Традиционные методы оценки основывались на неструктурированном наблюдении за работой обучающихся в ходе выполнения лабораторных работ, зависимости оценки от субъективных факторов. Данные методы не позволяли отразить в полной мере степень овладения практическими навыками ввиду отсутствия четких критериев оценки практических умений. Поэтому в современном медицинском образовании стала актуальной проблема разработки и внедрения оценочных средств практических навыков. Оценочные средства должны быть точными, последовательными, структурированными, позволять быстро, полно и максимально объективно оценивать знания обучающихся и их готовность к самостоятельной профессиональной деятельности [2, 3]. Современные тенденции высшего медицинского образования направлены на практико-ориентированное обучение студентов, что позволяет обучающимся более качественно подготовиться к процедуре прохождения первичной аккредитации и выйти в отрасль более подготовленными специалистами [4].

Цель - показать методику создания чек-листов для объективной оценки практических навыков, полученных в ходе изучения дисциплины "Микробиология, вирусология".

На кафедре клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) реализуется дисциплина "Микробиология, вирусология" в IV-V семестрах у студентов, обучающихся по направлению подготовки 30.05.01 "Медицинская биохимия". Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций:

- ПК-4 - готовность к проведению лабораторных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;

- ПК-5 - готовность к оценке результатов лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания [5].

Овладение профессиональными компетенциями осуществляется в ходе образовательного процесса путем учебно-коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента. Для этого на кафедре имеется бактериологическая лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием и расходными материалами, где проводятся практические занятия со студентами в малых группах. В процессе занятия обучающийся осваивает необходимые навыки при выполнении микробиологических исследований и осуществляет связь теории с практикой. Дисциплина заканчивается промежуточной аттестацией, включающей контроль теоретических знаний и практических умений.

Для оценки практических навыков нами разработаны и внедрены чек-листы, которые являются валидными и надежными инструментами объективной оценки сформированности приобретенных компетенций [6]. Каждый комплект оценочных средств включает бланки с условием задачи (направление на исследование), протоколом исследования и чек-листом.

Направление на бактериологическое исследование содержит достаточную информацию для выполнения обучающимися демонстрации микробиологических умений и решения поставленных задач. На бланке протокола исследования указывается шифр студента, что позволяет значительно объективизировать его оценку и исключить роль субъективной оценки преподавателем. В ходе исследования студент заполняет бланк протокола с описанием последовательности своих действий (табл. 1).

Таблица 1. Протокол исследования

Оценку практических умений осуществляют независимые преподаватели на базе лаборатории кафедры. Для демонстрации навыков заранее приготовлены необходимые расходные материалы (бактериологические петли, предметные стекла, пробирки), краски, питательные среды, спиртовки, оборудование (термостат, СО2-инкубатор, микроскопы). На всех этапах исследования экзаменатор регистрирует ответы/демонстрации студента в оценочном листе. Каждый этап исследования соответствует определенному разделу оценочного листа с полным раскрытием содержания ответа и/или демонстрации умений обучающегося, при этом отдельные компоненты ответа и/или демонстрации подробно раскрыты в оценочном листе [7]. Пункты чек-листа оцениваются определенным количеством баллов в зависимости от важности и приоритетности выполнения данного этапа в реальном микробиологическом исследовании. Зарегистрированные результаты ответов сравниваются с изложенными в столбце "Критерий", с последующим суммированием набранных баллов (табл. 2). По окончании оценки практических умений итоговые баллы трансформируют в отметку следующим образом: 90% и более - отлично; 80-89% - хорошо; 70-79% - удовлетворительно; <70% - неудовлетворительно.

Таблица 2. Пример оценочного листа

Примечание. * - при неправильном выполнении пункта 2.4 дальнейшее исследование не засчитывается, проставляется оценка "неудовлетворительно".

При изучении результатов оценки практических навыков у студентов III курса по специальности "Медицинская биохимия" с использованием чек-листов выявлено, что у 40,0% обучающихся итоговый балл составил от 44 до 48 и соответствует отметке "хорошо", у 33,3% -от 50 до 52 баллов - "отлично" и у 26,7% - от 38 до 42 баллов - "удовлетворительно".

Впечатления обучающихся о форме проведения оценки практических умений отражены в письменном анкетировании, где каждый студент провел самооценку выполненных заданий. Отмечено, что 88,9% студентов удовлетворены способом оценивания с использованием оценочных листов. При анализе результатов самооценки студентов выявлено, что 18,2% не удовлетворены оценкой "хорошо", поставленной по результатам использования чек-листа, и считают, что заслуживают оценки "отлично". Подобная тенденция наблюдалась и при удовлетворительных результатах, где 14,3% претендовали на оценку "хорошо" (табл. 3).

Таблица 3. Результаты удовлетворенности студентов при использовании оценочного чек-листа (%)

На рисунке наглядно видно, что отсутствуют статистически значимые различия между отметками, полученными с использованием чек-листа, и результатами самооценки студентов, поэтому предложенную форму оценки практических навыков можно считать объективной и доказательной. При правильном создании контролирующего материала он является неоспоримым доказательством оценки манипуляции.

Распределение отметок, полученных с использованием чек-листа и самооценки студента (%)

По окончании приема практических навыков проводится дебрифинг с целью анализа основных ошибок, определения способов улучшения результатов и оценки эффективности собственных действий.

Опыт прохождения экзаменационной станции "Микробиологические исследования" первичной аккредитации специалистов показал, что все выпускники успешно прошли первичную аккредитацию. Применение современных чек-листов указывает на эффективность качества и высокий уровень практической подготовки студентов, что позволяет сформировать навыки в соответствии с современными алгоритмами диагностики.

Литература

1. Занина И.А., Михайлова Е.В., Бредихина Т.А. Использование интерактивных педагогических технологий при проведении учебной практики у обучающихся по специальности "Фармация" // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 9.

2. Васильева Е.Ю., Томилова М.И., Юрьева С.В. Чек-лист для оценки навыков общения с пациентом: результаты пилотного проекта // Инновации в образовании. 2019. № 8. С. 63-69.

3. Килейников Д.В., Колесникова И.Ю., Белякова Н.А. Оценка практических навыков с использованием объективного структурированного клинического экзамена // Инновационные технологии в эндокринологии : сборник тезисов III Всероссийского эндокринологического конгресса с международным участием. ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздрава России; ОО "Российская ассоциация эндокринологов". Москва, 2017. С. 484-485.

4. Гоголев Н.М., Апросимов Л.А., Потапов А.Ф., Ушницкий И.Д. Первичная аккредитация выпускников медицинского института как этап подготовки специалистов новой формации // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2017. № 1. С. 18-24.

5. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1013 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 30.05.01 Медицинская биохимия (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2016 № 43435). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203984/ (дата обращения: 10.02.2021)

6. Лейхтер С.Н., Малыгина О.Г., Бажукова Т.А. Компетентностно-ориентированный экзамен по клинической лабораторной диагностике у студентов, обучающихся по специальности "Медицинская биохимия" // Клиническая лабораторная диагностика. 2020. № 3. С. 197-200.

7. Мизгирёв Д.В., Васильева Е.Ю. Объективная структурированная оценка хирургических умений // Инновации в образовании. 2017. № 6. С. 12-21.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»