РОЛЬ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Резюме

Существует значительное количество исследований, указывающих на преимущества таких педагогических подходов, как проблемно-ориентированное обучение (PBL - problem-based learning) и важность развития профессиональных качеств врача в медицинском образовании. Цель настоящего обзора - изучение имеющихся в мировой литературе данных, посвященных взаимосвязи PBL с развитием профессиональных качеств у студентов-медиков старших курсов. В связи с этим мы провели аналитический обзор 6 электронных баз данных. Нами были выделены 8 рецензируемых полнотекстовых статей, наиболее подходящих для проведения данного анализа. В результате нашего исследования было установлено, что, несмотря на достаточно широкое изучение вопросов развития профессиональных качеств в медицинском образовании, существует недостаток знаний о том, как новые типы педагогических подходов, таких как учебная программа PBL, влияют на развитие профессиональных качеств у студентов-медиков.

Ключевые слова:образование, проблемно ориентированное обучение, студент-медик

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гулзода М.К., Махмудзода Х.Р., Абдуллозода С.М., Али-Заде С.Г. Роль проблемно-ориентированного обучения в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 55-64. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-55-64

В настоящее время медицинское образование во всем мире должно отвечать требованиям быстро меняющихся обществ и систем здравоохранения, кроме того, медицинские знания и способы лечения сложных заболеваний имеют тенденцию к постоянному совершенствованию [1, 2]. Для соответствия таким требованиям и изменениям необходимо повышение качества образования и практической деятельности, что позволит полноценно подготовить выпускников медицинских вузов к работе в качестве врача [3-6].

Развитие профессиональных качеств у студентов-медиков является актуальной темой в научно-исследовательской сфере медицинского образования и имеет большое значение в подготовке выпускников медицинских учебных заведений для работы в качестве врачей [5, 6]. Вследствие развития самостоятельности в процессе приобретения дополнительных знаний во время решения проблемных задач значительно повышается активная познавательность у студентов, что способствует лучшему усвоению материала, а сам метод PBL становится новым инновационным способом преподавания [1, 3, 7]. Наиболее важную роль при PBL имеет организация проблемной ситуации или создание кейсов, которые позволяют повысить активность процессов мышления у студентов в ходе решения представленной проблемы, а также включают ситуации, с которыми могут столкнуться студенты в своей профессии [3]. Некоторые исследователи отмечают, что развитие чувства профессиональной идентичности у студента-медика повышает устойчивость и готовность к врачебной деятельности [8, 9]. Важность развития профессиональной идентичности была подчеркнута многими международными организациями в области медицинского образования [9-11]. Помимо медицинских экспертных знаний, студенты-медики должны научиться думать и действовать соответствующим образом для своей профессиональной деятельности, понимать культуру рабочего места, соответствовать ожиданиям пациентов, родственников и других специалистов, быть эффективными в работе с различными заинтересованными сторонами и проницательными в принятии решений по этическим вопросам [9, 12]. Это подводит нас к тому, что учебная программа в медицинском образовании играет важную и значимую роль в поддержке профессионального развития личности студентов и должна рассматриваться как жизненно важный источник трансформации в становлении врача.

Параллельно с растущим интересом к развитию профессиональной идентичности в медицинском образовании в последнее десятилетие большое внимание уделяется исследованиям в области PBL [1,4, 7].

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в основе PBL лежат 4 характерные особенности: (а) умение решать сложные проблемы, при которых нет единственно правильного решения; (б) работа в группах; (в) самостоятельная работа студентов и (г) облегчение для преподавателей процесса обучения [13]. Учебная программа PBL, включающая данные характеристики, помогает облегчить процесс обучения студентов-медиков путем повышения их профессиональных навыков, уровня компетенций и передачи опыта, а следовательно, помогает более полноценно подготовить выпускников медицинских вузов к клинической практике [5, 6].

Компетенции, вырабатываемые с помощью учебной программы PBL путем совместной работы, саморефлексии, критического мышления, самостоятельного обучения и решения реальных жизненных проблем, являются ключом к плавному переходу студентов-медиков к клинической практике [13]. В дополнение к этим компетенциям PBL также позволяет ознакомить студентов-медиков с реальными жизненными ситуациями, реальными пациентами либо с кейсами, отражающими реальные клинические случаи, что повышает у студентов уверенность, мотивацию и удовлетворенность [1, 7].

Учитывая тот факт, что учебная программа PBL и развитие профессиональной идентичности независимо друг от друга преобладают в области исследований медицинского образования, мы решили проанализировать данные мировой литературы, которые отражают связь между PBL и развитием профессиональных качеств у студентов-медиков.

Поскольку вполне логично предположить, что учебные программы PBL помогают развить профессиональные навыки и клиническое мышление, целесообразным является ознакомление с существующими в настоящее время исследованиями, чтобы получить новые знания о том, как учебная программа PBL влияет на развитие профессиональных качеств у студентов-медиков.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Анализ проводили в рамках проекта "Улучшение качества медицинского образования в ТГМУ им. Абуали ибни Сино". При проведении данного литературного анализа применялась структура обзорного исследования, описанная Н. Arksey и L. O'Malley, которая позволяет исследователям выявлять и обобщать известную литературу по данной теме независимо от дизайна исследования [15, 16]. Мы стремились изучить объем, диапазон и характер работ, исследующих связь между PBL и развитием профессиональных качеств у студентов-медиков.

Для определения стратегии поиска мы использовали 5 ключевых этапов, которые необходимо пройти при проведении обзорного анализа [15, 16]. На I этапе мы формулировали вопросы исследования с целью определения стратегии поиска, а также устанавливали критерии включения и исключения для нашего исследования. На II этапе проводили поиск соответствующих исследований для более полного анализа литературы. На III этапе - отбор найденных работ, соответствующих нашим критериям включения и исключения. На IV этапе - анализ данных, описательный аналитический метод использовался для извлечения информации из каждого исследования. На последнем V этапе проводили сопоставление, обобщение и представление результатов.

Поиск соответствующих работ проводился по 6 базам данных: PubMed, Scopus, ProQuest, PsychINFO, EBSCOhost и Medline. Поиск проводили по следующим ключевым словам: медицинское образование, студент-медик, идентичность и проблемно-ориентированное обучение.

Чтобы охватить конкретную тему нашего обзорного исследования, мы использовали ряд критериев для включения и исключения из исследований, согласно поставленным задачам. Исследования были включены для дальнейшего рассмотрения, если:

- проблемно-ориентированное обучение упоминается в названии, аннотации либо в ключевых словах;

- идентичность упоминается в названии, в аннотации либо в ключевых словах;

- исследование проводилось в контексте медицинского образования.

Всего было найдено 2618 работ, относящихся к PBL и идентичности, и только 8 работ соответствовали нашим критериям включения.

Чтобы ограничить наш поиск, из дальнейшего исследования были исключены главы книг, тезисы докладов конференций и нерецензируемые публикации. Выполнив первоначальный поиск литературы с применением конкретной поисковой строки, описанной выше, мы продолжили сортировку статей, используя критерии включения и исключения в следующих 3 шагах. Сначала мы идентифицировали и удалили дубликаты из первого поиска с использованием менеджера ссылок Mendeley. Затем оставшиеся статьи сортировались вручную, в том смысле, что тезисы, их названия и ключевые слова отбирались вручную. На этом этапе были отобраны только статьи, в которых проводились исследования в области медицинского образования с основным акцентом на студентов-медиков и с упоминанием проблемно-ориентированного обучения и идентичности в названии, реферате или ключевых словах.

На III этапе извлекали полнотекстовые версии включенных в исследование статей для проведения углубленного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Поиск проводил по 6 базам данных PubMed (23), Scopus (35), ProQuest (377), PsychINFO (21), EBSCOhost (17) и Medline (22). В общей сложности было найдено 398 статей, которые были потенциально релевантными после удаления дубликатов. При дальнейшем отборе в соответствии с критериями включения и исключения для проведения нашего анализа было выбрано 8 полнотекстовых статей [14, 17-23]. Такое ограниченное количество статей свидетельствует об отсутствии исследований, в которых акцентированно изучалась бы связь между развитием профессиональной идентичности студента и PBL.

В ходе анализа 8 включенных статей 3 основные задачи, согласно цели нашего исследования, оказались актуальными для обсуждения. Во-первых, методология, используемая в статьях, во-вторых, как оценивается профессиональная идентичность и, наконец, видна ли связь между PBL и профессиональной идентичностью в медицинском образовании.

Из 8 выбранных для обзора полнотекстовых статей в 7 содержались данные о качественном подходе к сбору информации, такие как интервью, наблюдения, изучение портфолио студентов, с помощью которых можно оценить характер связи между PBL и развитием профессиональной идентичности у студентов медицинского вуза [15, 23]. Все описываемые в статьях наблюдения [18] проводились во время групповых занятий с использованием PBL, групповых встреч либо с использованием учебных пособий, а интервью в данных статьях проводились в течение периода наблюдения либо после него. В статьях, использующих ретроспективные данные результатов собеседования [15, 18, 23], изучения электронных портфолио и данных самооценки [15], проводился анализ либо интерпретация собственного опыта студента по работе с PBL.

Формирование профессиональной идентичности у студентов-медиков происходит поэтапно в течение долгого времени, в период которого характеристики, ценности и основные аспекты профессии формируются через социальное взаимодействие, способность действовать, учиться, размышлять и чувствовать себя врачом [4, 7, 14, 23]. По данным вышеуказанных 8 авторов, профессиональная идентичность - это адаптивный развивающий процесс, который происходит как на индивидуальном уровне у студента-медика, так и в результате его социализации в клиническую деятельность и профессиональное сообщество. В рамках этих аналитических данных из статей выдвигаются некоторые принципы профессиональной идентичности: развитие профессиональной идентичности - это динамичный и развивающий процесс, который происходит у всех студентов-медиков; профессиональная идентичность является результатом социального взаимодействия и активного участия в клинической практике, она развивается из ряда трансформаций идентичности, происходящих преимущественно в переходные периоды [2, 6, 14, 23]. Каждая из включенных статей вносит свой вклад в различные способы изучения понятия профессиональной идентичности и тем самым подчеркивает проблему проведения исследований по развитию профессиональной идентичности.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что профессиональное сообщество, обучение роли пациентов, культурная среда, социальное взаимодействие и коммуникация являются важными компетенциями PBL, влияющими на развитие профессиональной идентичности. В 6 из 8 анализируемых статей рекомендуется использовать PBL в качестве педагогического подхода к повышению уровня развития профессиональной идентичности студентов-медиков. В остальных 2 статьях авторы отмечают, что PBL лучше всего подходит для наиболее способных студентов.

3 выделенные темы: 1) характер исследований; 2) концептуализация профессиональной идентичности и 3) связь между PBL и развитием профессиональной идентичности в медицинском образовании,- дают различные точки зрения на связь между PBL и развитием профессиональной идентичности, которые будут рассмотрены ниже.

ОБСУЖДЕНИЕ

Направление образовательного процесса на развитие профессиональной идентичности является необходимым условием подготовки выпускников медицинских вузов к работе врачом [3, 7]. В качестве важных целей медицинского образования были выделены такие компетенции, как критическое мышление, саморефлексия, самонаправленное обучение, коммуникация и умение решать проблемы, которые также влияют на процесс развития, через который студенты-медики формируют свою профессиональную идентичность [1,5]. Однако мало что известно о том, как использование PBL влияет на развитие профессиональной идентичности и на учебный контекст и среду, в которой разрабатывается личный опыт студентов-медиков бакалавриата. Таким образом, проводимый нами анализ направлен на изучение и выявление существующей литературы, по которой можно оценить степень взаимосвязи PBL с развитием профессиональной идентичности в контексте медицинского образования.

Как было отмечено в разделе "Результаты", объем исследований, изучающих связь между PBL и развитием профессиональной идентичности, очень ограничен, несмотря на важность развития профессиональной идентичности в медицинском образовании. Для сокращения выявленного пробела в исследованиях цель данной дискуссии состоит в том, чтобы внести свой вклад и акцентировать внимание на дальнейшем проведении исследований, обсуждая различные теоретические подходы к развитию профессиональной идентичности и альтернативные методологии исследований, для изучения взаимосвязи PBL с развитием профессиональной идентичности студентов-медиков.

Как показывают наши результаты, ни в одной из включенных статей не использован этнографический материал для изучения взаимосвязи PBL с развитием профессиональной идентичности в медицинском образовании. Так, различные социальные исследователи ранее высказывали предположение, что профессиональная идентичность приобретается прежде всего через активное участие в профессиональной практике, наблюдая за тем, как ведут себя другие и как они воплощают ценности и модели поведения профессии [24]. Этот аргумент предполагает, что при социальных исследованиях в медицинском образовании может эффективно использоваться этнографический фактор или методологическая триангуляция для лучшего понимания вероятных трудностей при использовании PBL в развитии профессиональной идентичности студентов-медиков. Проводя этнографические исследования или методологическую триангуляцию, исследователь получит полное представление о процессе, в котором студенты-медики развивают свою профессиональную идентичность. Для проведения более глубокого анализа и получения новых знаний необходимо использовать этнографический фактор или метод триангуляции, которые позволят получить полноценное понимание того, как учебная программа PBL способствует трансформации студентов. В то время как другие типы качественных методов, такие как собеседование, электронное портфолио, могут быть использованы для изучения восприятия студентов, при этом они не могут определить влияние обучения на восприятие студентов.

Таким образом, данные теоретические вопросы могут представлять собой новые и интересные перспективы в изучении связи между PBL и развитием профессиональной идентичности.

Как отмечают некоторые авторы, развитие профессиональной идентичности - это адаптивный процесс, протекающий на двух уровнях: на индивидуальном уровне психологического развития, который происходит главным образом внутри индивидуума; и на коллективном уровне, при котором индивидуум учится через взаимодействие в социальном контексте [25]. Учащиеся изучают и осмысливают свое окружение через ментальные структуры или схемы, которые они разрабатывают. По мере того как учащиеся обучаются и развиваются, эти схемы становятся все более сложными и формируют основу для саморефлексии, самостоятельного обучения, решения проблем и навыков общения.

PBL часто обсуждается в педагогике медицинского образования и широко признается как прогрессивный ориентированный на студентов активный подход к обучению, который в настоящее время лежит в основе всей учебной программы медицинского образования [3, 7, 24]. Принцип PBL направлен на создание среды обучения, основанной на опыте, которая поощряет сотрудничество обучающихся для определения того, чему следует научиться и как решить проблему с использованием своих новых знаний [2, 4, 24].

Одна из задач медицинского образования - развитие профессиональной идентичности у студентов-медиков, чтобы подготовить их к практической деятельности [26]. Как отмечают некоторые авторы, PBL позволяет обеспечить переход студентов от теоретических навыков к практической деятельности. Cruess и соавт. утверждают, что студенты должны получать поддержку при переходе к профессии врача, и медицинские вузы должны уделять больше внимания развитию профессиональной идентичности [12]. Мы считаем, что при планировании всей образовательной программы необходимо уделять повышенное внимание взаимосвязи PBL с развитием профессиональной идентичности.

Развитие профессиональной идентичности путем использования PBL в медицинском образовании служит важной цели. В связи с этим считаем целесообразным дальнейшее проведение исследований, направленных на повышение качества образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной статье мы провели анализ научных публикаций о роли PBL в развитии профессиональной идентификации. Более конкретно мы попытались ответить на следующий вопрос: какое влияние имеет PBL на развитие профессиональной идентичности в области медицинского образования? Как оказалось, в рассмотренной нами выборке включенных статей по PBL было не так много свидетельств наличия связи между PBL и развитием профессиональной идентичности в медицинском образовании.

Самый важный вывод, который можно сделать на основе полученных нами результатов, заключается в том, что, несмотря на то что тема развития профессиональной идентичности в медицинском образовании изучена достаточно широко, существует недостаток знаний о том, как новые типы педагогических подходов, таких как учебная программа PBL, влияют на развитие профессиональной идентичности студентов-медиков. Таким образом, невозможно сделать какие-либо окончательные выводы о том, как PBL влияет на развитие профессиональной идентичности студентов-медиков, и поэтому необходимы более разнообразные исследования.

Литература

1. Абдулдаева А.А., Досжанова Г.Н. Использование инновационных методов в медицинском образовании на примере НАО "Медицинский университет Астана" // Биология и интегративная медицина. 2021. Т. 47, № S1. С. 20-27.

2. Stenberg U., Haaland-Overby M., Fredriksen K. et al. A scoping review of the literature on benefits and challenges of participating in patient education programs aimed at promoting self-management for people living with chronic illness // Patient Educ. Couns. 2016. Vol. 99, N 11. P. 1759-1771.

3. Габдуллина Г.С., Адайбаев Т.А., Сулейменова Ф.М., Тажиметов Б.М., Сагимова Г.К. Применение проблемно-ориентированного обучения в медицинском вузе // Биология и интегративная медицина. 2021. Т. 47, № S1. С. 34-40.

4. Кузнецова О.Ю., Моисеева И.Е., Дегтярева Л.Н. Инновационные методы преподавания. Проблемно ориентированное обучение и дистанционные технологии // Российский семейный врач. 2019. Т. 23, № 2. С. 27-34. DOI: https://doi.org/10.17816/RFD2019227-34

5. Уста-Азизова Д.А. Мирзаева Н.А., Умаров Ё.М., Бахтиярова М.Б. Проблемно-ориентированное обучение в преподавании клинических дисциплин // Интернаука. 2019. № 3-1. С. 76-77.

6. Усубалиев Н.Н., Баитова Г.М., Усубалиев К.Н. Проблемно-ориентированное обучение клинических дисциплин // Вестник Международного университета Кыргызстана. 2018. № 3. С. 219-223.

7. Толмачева С.В., Видикер Р.В., Резникова Е.А. Проблемно-ориентированная среда в обучении студентов медицинского вуза // Advanced Science. Пенза, 2020. С. 215-217.

8. Tweed M., Bagg W., Child S. et al. How the trainee intern year can ease the transition from undergraduate education to postgraduate practice // N. Z. Med. J. 2010. Vol. 123, N 1318. P. 81-91.

9. Sharpless S., Baldwin S., Cook S. et al. The becoming: Students’ reflections on the process of professional identity formation in medical education // Acad. Med. 2015. Vol. 90, N 6. P. 713-717.

10. Franco R., Franco C., Severo M., Ferreira M. General competences on medical professionalism: is it possible? // Med. Teach. 2015. Vol. 37, N 10. P. 976-977.

11. Hefler J., Ramnanan C. Can CanMEDS competencies be developed in medical school anatomy laboratories? A literature review // Int. J. Med. Educ. 2017. Vol. 8, N 1. P. 231-238.

12. Cruess R., Cruess S., Boudreau D. et al. Reframing medical education to support professional identity formation // Acad. Med. 2014. Vol. 89, N 11. P. 1446-1451.

13. Tan C., Van Der Molen H., Schmidt H. To what extent does problem-based learning contribute to students’ professional identity development? // Teach. Teach. Educ. 2016. Vol. 54, N 1. P. 54-64.

14. Badenhorst E., Kapp R. Negotiation of learning and identity among first-year medical students // Teach. Higher Educ. 2013. Vol. 18, N 5. P. 465-476.

15. Arksey H., O’Malley L. Scoping studies: towards a methodological framework. International // J. Soc. Res. Methodol. 2005. Vol. 8, N 1. P. 19-32.

16. Levac D., Colquhoun H., O’Brien K. Scoping studies: advancing the methodology // Implement. Sci. 2010. Vol. 5, N 1. P. 1-9.

17. Evensen D., Salisbury-Glennon J., Glenn J. A qualitative study of six medical students in a problem-based curriculum: toward a situated model of self-regulation // J. Educ. Psychol. 2001. Vol. 93, N 4. P. 659-676.

18. Bell K., Boshuizen H., Scherpbier A., Dornan T. When only the real thing will do: Junior medical students’ learning from real patients // Med. Educ. 2009. Vol. 43, N 11. P. 1036-1043.

19. MacLeod A. Caring, competence and professional identities in medical education // Adv. Health Sci. Educ. 2011. Vol. 16, N 3. P. 375-394.

20. Imafuku R., Kataoka R., Mayahara M., Suzuki H., Saiki T. Students’ experiences in interdisciplinary problem-based learning: a discourse analysis of group interaction // IJPBL (Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning). 2014. Vol. 8, N 2. P. 1-18.

21. Imafuku R., Kataoka R., Ogura H. et al. What did first-year students experience during their interprofessional education? A qualitative analysis of e-portfolios // J. Interprof. Care. 2018. Vol. 32, N 3. P. 358-366.

22. Reddy S., Mckenna S. The Guinea pigs of a problem-based learning curriculum // Innovations Educ. Teach. Int. 2016. Vol. 53, N 1. P. 16-24.

23. Berkhout J., Helmich E., Teunissen P., Vleuten C., Jaarsma A. Context matters when striving to promote active and lifelong learning in medical education // Med. Educ. 2018. Vol. 52, N 1. P. 34-44.

24. O’Brien B., Irby D. Enacting the Carnegie Foundation call for reform of medical school and residency // Teach. Learn. Med. 2013. Vol. 25, N 1. P. 1-8.

25. Jarvis-Selinger D., Pratt D., Regehr D. Competency is not enough: Integrating identity formation into the medical education discourse // Acad. Med. 2012. Vol. 87, N 9. P. 1185-1190.

26. Hafferty F., Michalec B., Martimianakis M., Tilburt J. Alternative framings, countervailing visions: locating the "P" in professional identity formation // Acad. Med. 2016. Vol. 91, N 2. P. 171-174.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»