НОВЫЙ ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ЧЕРЕЗ ПАТТЕРНЫ

Резюме

Существуют различные модели взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном процессе. В статье рассмотрено мнение студентов и проанализированы паттерны взаимодействия преподавателя со студентами в медицинском вузе, которые возникают между ними в процессе изучения дисциплин. Выявлены как отрицательные, так и положительные паттерны, которые влияют на образовательный процесс студента в медицинском вузе и формирование будущего специалиста.

Ключевые слова:взаимодействие, студенты, паттерны, преподаватель, образовательный процесс

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Новый подход к взаимодействию преподавателя и студентов в образовательном процессе медицинского вуза через паттерны // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 8-14. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-8-14

Одна из приоритетных задач образовательной политики государства России - повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни [1, 2]. Кроме того, в нормативных документах высшего образования обозначены новые требования, которые значительно повышают ответственность преподавателей, особенно медицинских вузов, по обеспечению максимального соответствия процесса обучения профессиональным потребностям будущих специалистов-медиков [3, 4].

Тем не менее образовательный процесс в очень многих российских вузах являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но для самого обучающегося это отношение остается не выявленным. В результате окончивший обучение специалист хоть и изучил очень много предметов, связать их между собой не может [5, 6]. Поэтому возникающие проблемы у студентов в процессе обучения должны включать постоянные взаимодействия студентов с преподавателями.

Взаимодействие - главное звено в общении, но что первично или вторично, до настоящего момента не могут определить в научном мире педагогики. Основой педагогического взаимодействия является выбор задачи и определение путей и методов ее решения [7].

Кроме того, успешность взаимодействия зависит не только от выполнения преподавателем профессиональных обязанностей, но и от умения психологически грамотно решать многочисленные ситуации взаимодействия: устанавливать доверительный контакт со студентом, мотивировать его на изучение предмета и овладение манипуляциями, выстраивать отношения с коллегами и т.д. [8]. Все указанные умения предполагают определенный уровень развития личностных качеств будущего врача-специалиста и паттерны поведения в профессиональной среде [9].

Спектр деятельности медицинского преподавателя (МП) хорошо разработан и представлен в работе Р.М. Хардена, Дж. Кросби "Руководство AMEE № 20", где определены 12 ролей, выполняемых МП, которые в представленной модели сгруппированы в 6 категорий: обеспечение информацией; формирование ролевой модели; посредническая роль; оценка полученных результатов; планирование процесса обучения; разработка учебных материалов [10]. Однако глубокое проникновение гаджетов и Интернета в повседневную жизнь, растущая популярность дистанционного обучения и набирающий обороты формат смешанного обучения меняют традиционную модель взаимодействия между педагогом и обучаемым. Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников, и поэтому, наверное, студентам начальных курсов медицинских вузов комфортнее обучаться удаленно, хотя это лишает их личностного взаимодействия с преподавателем. Поэтому изменяются действия преподавателя и моделирование его роли в образовательном процессе [11, 12].

Преподаватели в XXI в. становятся помощниками в обучении учащихся и создателями продуктивной учебной среды, в которой студенты развивают навыки, которые могут им понадобиться в настоящее время или в будущем. Отсюда важным для преподавателя в наше время будет выбор эффективных навыков взаимодействия со студентами, а также знание современных технологий, применяемых сейчас в образовательном процессе [13, 14].

В настоящее время в научном мире педагогики исследователи создают новые роли педагогов: контролер, побудитель к действию, "толкач", учитель-ресурс, экзаменатор, организатор, участник, наставник. Эти роли у педагога никогда не бывают статичными. По нашему мнению, новые роли перекликаются с представленными в работе Р.М. Хардена, Дж. Кросби, хотя определены они были в прошлом веке. Мы полагаем, что на данном этапе совершенствования образования большее значение должно уделяться процессу моделирования взаимодействия преподавателя со студентами при обучении для достижения главной цели - формирования профессионала.

В этой работе нас заинтересовала категория формирования ролевой модели, которая включает контакт МП со студентами и состоит из 2 подпунктов: модели обучения на рабочем месте и ролевой модели преподавания. Считается, что ролевое моделирование - одно из наиболее действенных средств передачи студентам: ценностей, установок, паттернов мышления и поведения, а также влияния на выбор ими карьеры [15].

Однако влияние паттернов мышления и поведения недостаточно изучено, хотя многие качества и паттерны взаимодействия с окружающими будущий профессионал формирует во время своей учебы, опираясь на опыт преподавателей-медиков. Определений термина "паттерн" много в зависимости от среды его применения. "Паттерн" в психологии - это модели (образы) поведения, формирующиеся у человека на основании практического опыта взаимодействия.

Мы собрали известные паттерны (образы, модели) взаимодействия в единую схему 1, чтобы отразить вариативность влияния преподавателя на студента.

Схема 1. Паттерны взаимодействия преподавателя и студента

Каждый паттерн (модель) включает определенную структуру, например:

- модератор - педагог, который учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать, формировать профессиональные качества;

- фасилитатор - педагог, помогающий, облегчающий, способствующий усвоению обучения. Другие термины паттернов также имеют определенную структуру, которую могут использовать преподаватели при взаимодействии со студентами в процессе обучения по одной или нескольким моделям, представленным в схеме. Однако каждый преподаватель придерживается собственного образа взаимодействия со студентами и может изменить его в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Цель исследования - определить специфику паттернов взаимодействия преподавателя со студентами в медицинском вузе и их взаимосвязь с определенной ролью преподавателя.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Анкетирование (n=24), интервьюирование (n=12), анализ полученных данных. Критерии отбора респондентов: обучение на лечебном факультете, клиническая дисциплина, средняя успеваемость не менее 4 баллов, изучение дисциплины "психология", определенный возраст. В анкетировании приняли участие 24 студента V курса и 12 студентов V курса в интервьюировании по специальности "Лечебное дело", возраст студентов - 22-26 лет.

Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1. Результаты исследования

Из представленных данных видно, что преподаватель медицинского вуза должен использовать такие паттерны, как модератор, консультант, фасилитатор, мотиватор, и иногда, в зависимости от условий, пользоваться другими паттернами. Тем не менее используют паттерны взаимодействия чаще неосознанно, механически, что иногда приводит к потере гибкости поведения преподавателя при взаимодействии со студентами, например грубости в общении. В результате устанавливается негативное взаимодействие между ними, которое способствует невосприятию преподавателя и той дисциплины, которую он преподает, что, в свою очередь, сопровождается в дальнейшем прогулами и даже уходом студента из вуза.

Интерес к дисциплине и ее усвоение в первую очередь зависят от преподавателя (100%), но немаловажную роль играет окружающая среда (больница или учебное помещение) - 79 и 91,6%, а также содержание предмета - 83,3%.

Учитывая, что студенты отдают предпочтение ролевой модели преподавателя, а также изменениям, происходящим в технологии преподавания (дистанционное обучение), мы считаем уместным добавить девятый паттерн, который представлен термином - "трендсеттер". Модель трендсеттера объединяет в себе деятельность инноватора, креативщика, идеолога, родоначальника, т.е. представляет своеобразный эталон для подражания.

Разнонаправленность преподавателя в медицинском вузе, кроме исключительно педагогических знаний, имеет и четкую медицинскую профессиональную направленность, особенно на клинических кафедрах. Поэтому здесь педагоги должны выступать в качестве эталонов, образцов взаимодействия, ориентиров, задающих будущий облик личности врача.

Следует отметить, что паттерны взаимодействия преподавателя и студента зависят как от профессионализма преподавателей, организующих и регулирующих процесс обучения, так и от высокой мотивационной активности студента, его способностей и личных качеств.

ВЫВОДЫ

1. Основные паттерны (модели) взаимодействия преподавателя со студентами были выделены в схему в количестве 8, обозначен новый 9-й паттерн в ролевом моделировании в связи с внедрением новых технологий в образовательный процесс - трендсеттера.

2. Новый подход к взаимодействию преподавателя и студента в образовательном процессе медицинского вуза позволил определить основные паттерны их действия: модератор, консультант, фасилитатор, мотиватор.

3. При взаимодействии преподавателя со студентами, как показали данные, большое значение имеет ролевое моделирование деятельности педагога, которое может реализоваться в различных паттернах. Нами использовано иностранное слово "паттерн", для того чтобы еще раз обратить внимание педагогов на значение профессионального взаимодействия со студентами в образовательном процессе, которое должно способствовать развитию способностей и умений как преподавателей, так и студентов.

Литература

1. Князева Л.И., Князева Л.А., Горяйнов И.И. и др. Значимость приемов педагогического мастерства преподавателя при обучении клиническим дисциплинам в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 2. С. 149-153.

2. Гришнова Е.Е. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 2011. № 8-9. С. 41-45.

3. Куршев В.В. Новое образовательное медицинское пространство - важнейший фактор подготовки компетентного специалиста // Медицинское образование : сборник тезисов. Москва, 2013. С. 280-282.

4. Кондратьев С.В. Типические особенности педагогического взаимодействия // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 130-137.

5. Николаева Л.В., Саввинова Р.В. Взаимодействие преподавателя и студента как условие эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 351-354. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35270

6. Князева А.С. Структурный состав педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса // Педагогические науки. 2018. № 2 (27). С. 84-88.

7. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя вуза в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11, ч. 2. С. 47-52.

8. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 2005. 531с.

9. Мудрова Л.А., Зорина Е.В., Бахшиева С.А., Шибанова Н.С. Новые направления совершенствования профессионально-педагогической деятельности преподавателей в КрасГМУ // Педагогика и медицина в служении человеку [Электронный ресурс] : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Красноярск, 29 ноября. 2017 г.). Красноярск : КрасГМУ, 2017. С. 293-300.

10. Харден Р.М., Кросби Дж. Руководство AMEE № 20: Хороший преподаватель - больше чем лектор. 12 ролей преподавателя / пер. с англ. под ред. И.Г. Никитина // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 10. С. 27-51.

11. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/6005a3b89a79474c66a5407b

12. Яворская С.Д., Николаева М.Г., Болгова Т.А., Горбачева Т.И. Инновационные методы обучения студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 17-21.

13. Роботова А.С. Об особенностях современного научно-педагогического дискурса // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 9-19.

14. Okuda Y., Bond W., Bonfante G. et al. National growth in simulation training within emergency medicine residency programs, 2003-2008 // Acad. Emerg. Med. 2008. Vol. 15. Р. 1113-1116.

15. Лесин С.М. Организация сетевого взаимодействия педагогических сообществ как фактор совершенствования системы повышения квалификации в вузе // Профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров в московском мегаполисе. Москва, 2014. С. 111-114.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии №1 ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, генеральный директор ООО "ГЭОТАР-Мед", генеральный представитель AMEE (Ассоциация по медицинскому образованию в Европе), председатель Оргкомитета форума "РОСМЕДОБР", член Европейского симуляционного общества (SESAM) и Международного медицинского симуляционного сообщества (SSH), Москва, Российская Федерация
РОСМЕДОБР 2021
Вскрытие
Медицина сегодня
III Конгресс "Психическое здоровье человека XXI века"

ДЕТИ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ. III Конгресс "Психическое здоровье человека XXI века" Более 10 тысяч медицинских и немедицинских специалистов в сфере охраны психического здоровья, а также представителей социально-ориентированных НКО, деловых кругов, СМИ из 37 стран стали...

II Национальный междисциплинарный конгресс "Времена года. Женское здоровье от юного до серебряного и золотого возраста".

Пресс-релиз 21 и 22 октября 2021 года состоится II Национальный междисциплинарный конгресс "Времена года. Женское здоровье от юного до серебряного и золотого возраста" . Конгресс будет посвящен 20-летию Российской Ассоциации Маммологов и 15-летию первой кафедры клинической...

VIII Байкальские офтальмологические чтения "Визуализация в офтальмологии. Настоящее и будущее"

VIII Байкальские офтальмологические чтения "Визуализация в офтальмологии. Настоящее и будущее" 4-5 декабря 2021 года состоится Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием VIII Байкальские офтальмологические чтения "Визуализация в офтальмологии....


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»