БЛОГ РОНАЛЬДА ХАРДЕНА

Влияние экзаменов на поведение студентов, преимущества иммерсивного обучения для студентов-медиков и др.

Опубликовано 03.09.2020

Экзамены меняют поведение студента

Хорошая оценка, как подчеркивается в Оттавском консенсусном заявлении J. Norcini и соавт. (2018), положительно влияет на подход студента к обучению.

Было обнаружено, что в Швейцарии на национальном экзамене, когда упор делался на тестовые вопросы, студенты готовились только к теории (Huwendiek et al., 2020). Когда был введен элемент клинических навыков, студенты в большей степени вовлеклись в изучение практических и коммуникативных навыков.

Великобритания недавно ввела национальный лицензионный экзамен, продвигаемый GMC, к сожалению, данный централизованный экзамен проводится в формате тестовых вопросов.

MacDougal и соавт. (2020) отметили "контраст между запланированным запуском национального лицензионного экзамена в Великобритании и выпуском 2020 г., когда многие студенты заканчивали обучение по значительно более сокращенной программе с упором на текущую оценку". В более ранней статье MacDougal (2010) отмечал, что "взвешивание свиньи не делает ее тяжелее" (усложнение процесса оценки не изменит ее результат).

Norcini J. et al. 2018 Consensus framework for good assessment. Med Teach. 2018; 40 (11): 1102-9. URL: www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/0142159X.2018.1500016.

Huwendiek S. et al. The introduction of a standardised national licensing exam as a driver of change in medical education: A qualitative study from Switzerland. Med Teach. 2020. Epub ahead of print. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/0142159X.2020.1798911

MacDougall C. et al. The impact of COVID-19 on Medical education and Medical Students. How and when can they return to placements? MedEdPublish. 2020; 9 (1). URL: https://www.mededpublish.org/manuscripts/3207.

MacDougall C.F. Evaluation - the educational context. Archives of Disease in Childhood-Education and Practice Edition. 2010; 95 (1): 28-32. URL: https://doi.org/10.1136/adc.2008.142240.

Обучение для студентов-медиков с погружением (иммерсивное обучение)

Увеличивается вовлеченность студентов в медицинское образование. Мне было интересно узнать, как Alexander и соавт. (2020), будучи студентами, воспринимали пандемию COVID-19 и какие уроки должны быть усвоены медицинским образованием. В своей статье "Все наготове: ранние выпуски старшекурсников-медиков во время пандемии COVID-19" они сделали 3 важных сообщения. Во-первых, есть такие вопросы, которые необходимо решить, когда студенты работают в клинике. Во-вторых, пандемия не должна быть временем застоя в образовании. В-третьих, они утверждали, что в будущем в медицинском образовании следует делать больший упор на погружение студентов в клиническую командную работу.

Sue Ross, создавшая во время работы в Центре медицинского образования в Данди инструмент DREEM (Dundee Ready Education Environment Measure) для оценки учебной среды, недавно поделилась со мной письмом в журнал "BMJ"; в письме подчеркивается важность для студентов интенсивных периодов практического клинического иммерсив-ного обучения, которое может включать в себя ряд компетенций, которые должны стать частью основной учебной программы.

Alexander L. et al. All hands on deck: Early graduation of senior medical students in the COVID-19 pandemic. MedEdPublish. 2020; 9 (1). URL: https://www.mededpublish.org/manuscripts/3129.

Проведение объективного структурированного клинического экзамена в условиях COVID-19

Ряд статей, опубликованных на "MedEdPublish", содержат полезные примеры того, как можно эффективно организовать ОСКЭ в нынешних сложных обстоятельствах. Статья "Проведение ОСКЭ высокой значимости в условиях COVID-19" была одной из самых скачиваемых, с более чем 5000 просмотров.

Boursicot K. et al. Conducting a high-stakes OSCE in a COVID-19 environment. MedEdPublish. 2020; 9 (1). URL: https://www.mededpublish.org/manuscripts/2939.

Skype или Zoom

Похоже, что произошел переход от использования Skype к Zoom, и большую часть своего времени каждый день я трачу на звонки или собрания в Zoom. Я был удивлен, прочитав в журнале "Which? Computing", август 2020 г., что был рекомендован Skype, а не Zoom, Skype имел рейтинг 73% по сравнению с 59% для Zoom. Сбои в видео и плохой звук были проблемой для Zoom при слабом соединении, но я с этим не сталкивался.



Мозг официантки, и как быть более интересным; недооцененное преимущество работы в офисе и профессор, который публикует статью каждые 2 дня

Опубликовано 13.11.2020

Мозг официантки, и как быть более интересным

Во время утомительной конференции в Zoom мой взгляд упал на книжную полку позади и прямо над монитором моего компьютера. Внимание привлекли 2 книги.

Странно, но я не мог припомнить, чтобы покупал или читал их, и позже в тот же день их просмотрел. "Мозг официантки" - это сборник эссе, посвященных странному и удивительному миру научных исследований и некоторым малоизвестным особенностям человеческого поведения. Одно эссе посвящено мозгу официантки. В нем сообщается о проверке способности официанток запоминать заказы на напитки. Была изготовлена миниатюрная модель коктейль-бара с куклами, одетыми как клиенты, которые голосами, записанными на пленку, делали заказы. Официанток проверяли на их способность запоминать заказы на напитки (кто что заказывал). 6 официанток из 40 запомнили и правильно разместили все 33 заказанных напитка. Чем быстрее работают официантки, тем лучше у них память. Интересно сравнить это исследование с часто высказываемым представлением о том, что большинству из нас удается удерживать только около 7 "порций" информации в своей краткосрочной памяти.

Во время ужина в ресторане меня беспокоит, если официант не записывает мой заказ. Возможно, в свете этого эксперимента, в будущем мне не стоит волноваться, но я не уверен!

В одной из многих книг Edward De Bono описывает, как быть более интересным. У людей есть определенные области, в которых они могут преуспеть, но, как он описывает, даже обычные люди могут быть невероятно интересными. Нет необходимости быть исключительно умным, делать необычные вещи или иметь глубокие познания в необычном предмете. Ключ, как он утверждает, заключается в развитии богатого, живого ума, полного возможностей и размышлений обо всем, с чем мы сталкиваемся. Чтобы проиллюстрировать ключевые принципы, De Bono собрал более 70 сложных открытых упражнений с примерами ответов. Например, "Как бы вы связали слова "головная боль" и "озеро"?", "Что интересного в лягушке?", "Что вы думаете о налоге на лишний вес?", "В чем польза от отсутствия просмотра телевизора по четвергам?".

Третья книга, которую я заметил, была "Тайны за пять минут", 37 сложных дел об убийствах и кровопролитиях, которые вам предлагают раскрыть. Автор Ken Waver, профессор специального образования Университета Торонто.

Я продолжаю думать об отборе студентов, поступающих в медицинские вузы, и о том, что не стоит полагаться только на показатели академической успеваемости. В недавнем блоге я отметил аргумент Diane Wayne, что пандемия COVID-19 привела к пересмотру атрибутов, необходимых врачу, с большим упором на устойчивость, стойкость, терпимость к неопределенности и реакцию на неожиданные события. Она утверждает, что, если эти критерии важны, мы должны искать доказательства их наличия у абитуриентов. Хотя с этим можно поспорить, возможно, в свете размышлений David Powis, если такие атрибуты полностью отсутствуют, мы должны подумать, следует ли принимать такого человека в медицинский вуз.

Прочитав 37 историй, я задался вопросом, можно ли их использовать в качестве этапа отбора, так как они действительно оценивают процессы наблюдения и анализа доказательств, поиска улик, логического мышления и решения проблем. Некоторые MMI (Multiple mini-interview, множественные мини-интервью), которые описаны в нашей книге "Полное руководство по ОСКЭ" (пример - Университеты Данди), двигались именно в этом направлении.

Недооцененное преимущество работы в офисе

Работа на дому стала чуть ли не новой нормой во время пандемии COVID-19. В этом есть очевидные преимущества. Однако недостатки часто игнорируются. В статье для газеты "Sunday Times" Matthew Syed описал, как в более успешных компаниях сотрудники встречаются и делятся опытом в неформальной обстановке, например за кофе. Такой неформальный обмен информацией и мнениями может сыграть решающую роль в инновациях. Он рассказал, как Steve Wozniak пришел к идее создания компьютера AppleMac при неформальных дискуссиях за кружкой пива. Банальные беседы на лестнице и в коридорах могут оказаться совсем не банальными. Они могут вызвать поток идей, который невозможно получить на онлайн-собрании. Без таких неформальных дискуссий страдает не только производительность, но и гораздо более серьезная область - инновации.

Профессор, который публикует статью каждые два дня

Журнал "Times Higher Education" (октябрь 2020 г.) описывает, как Mark Griffiths, профессор поведенческой зависимости в Университете Ноттингем Трент, опубликовал 161 статью в 2020 г. Возможно, это приуменьшает его производительность, так как Google Scholar приписывает его имени как минимум 1200 публикаций. Вопрос в том, как он создает столько статей. Одна из указанных причин - большое количество соисследователей. Однако он настаивает, что внес личный вклад в каждую опубликованную статью, и сообщает, что тратит 5 или 6 ч на черновую версию каждой статьи. Когда его спросили, как можно опубликовать столь много, он ответил, что работает 50-60 ч в неделю. Я не уверен, даже с учетом вклада других, что такая производительность возможна.



Парадокс нашего времени, рейтинги университетов нуждаются в переосмыслении и др.

Опубликовано 10.12.2020

Парадокс нашего времени

Это был трудный год, бросивший вызов многим нашим практикам и ценностям.

В 2008 г., после смерти своей жены George Carlin, известный комик, написал: "Парадокс нашего времени в истории состоит в том, что у нас выше здания, но ниже выдержка, шире автострады, но уже точки зрения. Мы тратим больше, но имеем меньше, покупаем больше, но получаем меньше удовольствия. У нас дома больше, но семьи меньше. У нас больше степеней, но меньше здравого смысла, больше знаний, но меньше суждений, больше экспертов, но еще больше проблем, больше медицины, но меньше здоровья.

Мы узнали, как выживать, но не жить. Мы добавили годы к жизни, но не жизни к годам. Мы проделали весь путь до Луны и обратно, но нам трудно перейти улицу, чтобы познакомиться с новым соседом. Мы покорили космическое пространство, но не внутреннее. Мы добились большего, но не лучшего".

Он пришел к выводу: не забывайте проводить больше времени со своими близкими, потому что они не будут рядом вечно.

Рейтинги университетов нуждаются в переосмыслении

Trudie Roberts прислала мне статью из журнала "Nature" (26.11.2020, с. 523): "Рейтинги университетов нуждаются в переосмыслении". Elizabeth Gadd, возглавляющая Рабочую группу по оценке исследований Международной сети сообществ по менеджменту исследовательских проектов, утверждает, что таблицы мировых рейтингов высшего образования ошибочны, плохо используются и усугубляют неравенство. В рейтингах используется комбинация показателей, которые могут не отражать конкретную миссию университета и часто не учитывают влияние на общество и качество обучения.

Книга под редакцией Ellen Hazelkorn в рамках серии "Международные исследования в области высшего образования" описывает разработку рейтингов и их влияние на высшее образование, а также определяет связанные с этим проблемы. Проблемы состояли в том, что некоторые университеты вынуждены сокращать свои расходы в некоторых областях, таких как обучение, чтобы финансировать свою деятельность по увеличению рейтинга, как отмечено в книге "Глобальные рейтинги и геополитика высшего образования: понимание влияния и воздействия рейтингов на высшее образование, политику и общество".

В качестве конструктивного ответа на эту критику рейтингов и средства для получения более качественной и полезной информации об эффективности высшего образования описывается сопоставительный анализ. В области медицинского образования премия ASPIRE-to-Excellence (www.aspire-to-excellence.org) дает такой сопоставительный анализ.

К чему мы пришли с "перевернутым классом"?

Остается предметом предположений, насколько мы должны перейти к модели "перевернутого класса", где то, что обычно представляется на лекции, будет изучаться студентами в их свободное время, а время, обычно запланированное на лекции, используется для решения проблем и обсуждения. Одно из критических замечаний заключалось в том, что записи и материалы, предоставленные студентам, просто закрепляют плохой опыт лекций.

В связи с пандемией COVID-19 большая часть обучения была перенесена из очного формата в онлайн. Однако модель "перевернутого класса" по-прежнему может работать с групповыми обсуждениями и решением задач, организованными через платформу Zoom.

Еще обсуждается, насколько обучение пострадало в результате пандемии COVID-19. В мае 2020 г. журнал "Times Higher Education" провел опрос 200 престижных университетов по всему миру. Более 100 из них перевели все обучение в онлайн. 30-70% респондентов выразили мнение, что качество преподавания было не таким хорошим, как предшествующее очное обучение.

Насколько эффективно мы используем имеющееся время?

Существует повышенный спрос на учебные программы, вызванный давлением растущих ожиданий общественности и развития медицинских знаний, когда объем информации в этой сфере удваивается каждые 73 дня. Время, отведенное на учебную программу, бесценно. Считается, что лучшие преподаватели эффективно используют имеющееся время и дают обучающимся подлинный и актуальный опыт обучения, основываясь на мысли: то, что изучает студент, является необходимым и важным. В книге "Учите, как чемпион" Doug Lemov предполагает, что в образовании "время - это вода в пустыне, самый ценный ресурс преподавателя, который берегут, охраняют и сохраняют, важна каждая минута".

Кит готов (Whale done)!

Ken Blanchard, более известный своей книгой "Менеджер за одну минуту", описывает в книге "Кит готов!" ("Whale done!"), как обучают касаток в парке "SeaWorld", акцентируя внимание на положительном и перенаправляя отрицательное поведение. Слишком часто мы концентрируемся на обнаружении слабых сторон или пробелов в знаниях нашего студента или ученика, но не опираемся на его достижения и способности. Помню, мне пришлось беседовать со студентом, который постоянно плохо сдавал экзамены. Предыдущие попытки исправить его успеваемость были неудачными. При разговоре с ним я узнал, что он талантливый иллюстратор. В то время студентам в рамках курса по изучению органов дыхания было поручено подготовить обучающие материалы для больных астмой. Когда ему предложили применить свои навыки художника для решения этой задачи, он не только подготовил первоклассный учебный материал по теме, но также стал более активно участвовать в изучении системы органов дыхания, а затем и других систем. Этот сработавший прием был основан на его сильных сторонах, а не на выявлении слабых.

Рональд Харден

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»