ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Резюме

В настоящее время в условиях массового распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19 основной формой обучения в университетах стало дистанционное.

Материал и методы. У 60 студентов медицинского университета в период дистанционного обучения в весеннем семестре 2020 г. проведена оценка уровня тревожности и связанных с ней негативных эмоциональных переживаний, стресса и стрессоустойчивости с последующим сравнением у этих же студентов данных, которые были получены в период традиционного обучения в университете, в осеннем семестре 2019 г.

Результаты. Проведенный сравнительный анализ данных анкетирования студентов медицинского университета в период дистанционного обучения (весна 2020 г.) и традиционного обучения (осень 2019 г.) показал, что в период пандемии увеличилось число студентов с высоким уровнем тревожности в 1,9 раза, с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний в 1,7 раза, а также отмечено увеличение в 2,1 раза студентов, имеющих высокий уровень стресса.

Обсуждение. Полученные данные свидетельствуют о возможности формирования рисков снижения академической успеваемости обучающихся и требуют разработки системы мониторинга психического состояния студентов и его коррекции, а также совершенствования режима и форм учебного процесса в условиях новой цифровой среды.

Заключение. Полученный опыт реализации дистанционного обучения в медицинском образовании свидетельствует о некоторых негативных явлениях, которые характеризовались увеличением уровня стресса, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, что требует от учебного заведения высшего медицинского профессионального образования не только решать задачи учебного плана при таком формате обучения, но и создавать условия для профилактики формирования психоэмоционального дискомфорта у обучающихся.

Ключевые слова:дистанционное обучение, студенты, тревожность, стресс, коронавирусная инфекция COVID-19

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Сетко Н.П., Булычева Е.В. Особенности психоэмоционального состояния у студентов медицинского университета в условиях дистанционного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 109-115. DOI: https://doi.org/10.33029/222Q-84.53-2021-12-1-109-115

В условиях самоизоляции, связанной с коронавирусной инфекцией, удаленный формат взаимодействия активно стал использоваться и в образовательном секторе [1]. Необходимость соблюдения безопасности участников образовательного процесса медицинских университетов - преподавателей и студентов при их активном участии в борьбе с инфекцией определила актуальность организации учебного процесса в дистанционном формате [2]. Современные интернет-ресурсы стали технической основой обеспечения интерактивности и мультимедийности поддержки учебного процесса, контроля оценки познавательной деятельности обучающихся [3]. В то же время, согласно данным недавно проведенных исследований, от 11,2 до 38,7% студентов-медиков категорически против дистанционной формы обучения, ведущими недостатками такой формы обучения от 13,5 до 38,6% студентов отметили невозможность получения практических навыков. Важной проблемой при переходе к дистанционному обучению стало формирование тревожности и стресса у обучающихся. Это связано с резкой сменой предметной образовательной среды на информационную как совокупности технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации [4]. Исследование степени повышения уровня тревожности и стресса в период дистанционного обучения является необходимым мероприятиям для разработки управленческих решений по их профилактике в связи с тем, что психоэмоциональное напряжение в условиях самоизоляции существенно может снижать работоспособность студента и, как следствие, качество и эффективность обучения.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

У 60 студентов медицинского университета в период проведения дистанционного обучения в весеннем семестре 2020 г. проведена оценка уровня тревожности и связанных с ней негативных эмоциональных переживаний с помощью опросника Ч.Д. Спилбергера (1972) в модификации Л.Д. Андреевой (1988) [5]; стресса и стрессоустойчивости - по опроснику "Прогноз-2" (В.Ю. Рыбникова) [6]. Полученные данные сравнивали с результатами анкетирования этих же студентов в период традиционного обучения в университете, проводимого в осеннем семестре 2019 г.

Исследование среди учащихся проведено с соблюдением принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции, в том числе от участников анкетирования получены информированные согласия, где были разъяснены цель и процедуры проведения исследования. Статистическую обработку результатов проводили с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 и Microsoft Excel 2007. Оценка достоверности проводилась по t-критерию Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Тревожность и негативные эмоциональные переживания являются факторами, формирующими интенсивность переживания стресса [6]. Показано, что в период дистанционного обучения у студентов достоверно увеличивался уровень негативных эмоциональных переживаний как в учебной деятельности (с 16,1±0,48 до 18,4±0,43 балла, р≤0,05), так и в повседневной жизни (с 10,1±0,23 до 18,5±0,38 балла, р≤0,05). Уровень тревожности у студентов также повышался во всех сферах жизнедеятельности с 15,8±0,37 до 18,6±0,44 балла (р≤0,05) на учебных занятиях и с 11,2±0,44 до 19,2±0,24 балла (р≤0,05) в повседневной жизни (см. таблицу).

Показатели выраженности негативных эмоциональных переживаний и тревожности у студентов (в баллах)

Примечание. * - р<0,05 при сравнении данных студентов в различные периоды обучения; **- р<0,05 при сравнении показателей на учебных занятиях и в повседневной жизни.

В этой связи в период дистанционного обучения отмечалось увеличение в 2,7 раза числа студентов с высоким уровнем тревожности и в 2,3 раза студентов с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний на учебных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Распределение студентов в зависимости от уровня тревожности и негативных эмоциональных переживаний при традиционной системе обучения и в период дистанционного обучения

НЭП - негативные эмоциональные переживания; Т - тревожность; пждо - показатель в повседневной жизни при дистанционном обучении; пжто - показатель в повседневной жизни при традиционной системе обучения; уздо - показатель на учебных занятиях при дистанционном обучении; узто - показатель на учебных занятиях при традиционной системе обучения.

Аналогичная ситуация определена и при анализе данных распределения студентов в зависимости от уровня тревожности и негативных эмоциональных переживаний в повседневной жизни. Так, в период дистанционного обучения число студентов с высоким уровнем тревожности увеличилось в 1,9 раза, а с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний соответственно в 1,7 раза.

Установлено, что уровень стресса у студентов в период дистанционного обучения был в 1,4 раза выше, чем в период традиционного обучения, и в среднем составил соответственно 113,5±15,2 и 182±11,8 балла (р≤0,05). Отмечено, что в период дистанционного обучения увеличилось в 2,1 раза число студентов, имеющих высокий уровень стресса, - с 18,2 до 38,5% обследованных и уменьшилось в 3,3 раза студентов с низким уровнем стресса - с 48,6 до 14,9% обследованных (рис. 2).

Рис. 2. Распределение студентов в зависимости от уровня стресса, %

А - высокий уровень стресса, Б - средний уровень стресса, В - низкий уровень стресса.

ОБСУЖДЕНИЕ

В данный момент дистанционные образовательные технологии (ДОТ) являются одним из актуальных нововведений в российском образовании, внедряются на всех его уровнях и стали особо востребованными в условиях сложившейся пандемии COVID-19 и необходимости соблюдения режима самоизоляции. Психологи отмечают, преобладающее большинство участников дистанционных учебных курсов оказываются неподготовленными к инновационной форме учебной деятельности [7]. Существенное влияние на психологическое здоровье студенческой молодежи в рамках электронного образовательного пространства вуза оказывает интенсивность взаимодействия с информационно-компьютерными технологиями и средствами их реализации [8, 9]. В этой связи является актуальным и своевременным исследование особенностей формирования уровня стресса и факторов, его формирующих, у студентов, обучающихся в условиях электронного образовательного пространства вуза. Публикации исследований в последнее время на эту тему свидетельствуют о существенном изменении условий и образа жизни обучающихся, а также о формировании новых рисков здоровья в условиях цифрового образовательного пространства. Так, на примере школьников В.Р. Кучма и соавт. установили, что дистанционное обучение (ДО) детей и подростков в условиях самоизоляции в период эпидемии COVID-19 внесло существенные изменения в жизнедеятельность и повлияло на их самочувствие, указывающее на проблемы в состоянии здоровья [10]. В период 27 апреля - 26 мая 2020 г. проведенный анонимный опрос с использованием онлайн-конструктора Google Forms 29 779 обучающихся 5-11-х классов из 79 регионов России показал, что современная школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения, включая электронные устройства для доставки учебной информации с учетом возраста и состояния здоровья школьников. В период самоизоляции обучающиеся подвергаются таким неблагоприятным факторам, как значительно возросшая продолжительность "школьных учебных занятий" и выполнения домашних заданий (29,8 и 59,7% соответственно); у 46,7% увеличилось время работы с гаджетами; время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами, в течение 4 ч и более отметили 77,2% респондентов; снижение продолжительности прогулок - 68,3% и физической активности - 55,2% детей. Основным средством ежедневного использования детьми был смартфон; 73,1% указали, что смартфон использовался для ДО. У 30,7% опрошенных отмечены признаки компьютерного зрительного синдрома и у 4,2% - карпально-туннельного синдрома, характерных для лиц, использующих персональные компьютеры. Стрессовая ситуация в условиях самоизоляции и ДО сказалась на психосоматическом состоянии школьников: у 83,8% отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня, лишь 13,4% школьников адаптировались к условиям самоизоляции и ДО. Установлено, что в период эпидемии COVID-19 отсутствовало должное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, что указывает на необходимость гигиенического регламентирования ДО и разработки программы действий в подобных условиях с целью снижения риска нарушения здоровья всех участников образовательного процесса в условиях самоизоляции и ДО.

Учитывая изложенное выше, становится очевидным необходимость проведения таких же масштабных исследований и среди студенческой среды для уточнения всех рисков здоровью в условиях цифрового информационного пространства, отработки системы мониторинга состояния здоровья студентов, в том числе их уровня тревожности и стресса, связанных с дистанционным образованием, а также разработки эффективных мер по профилактике формирования отклонений в психическом здоровье, связанных с постоянным психоэмоциональным напряжением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период дистанционного обучения у студентов увеличивается уровень стресса, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, что может создавать риски снижения академической успеваемости обучающихся на фоне ухудшения общего самочувствия в результате чрезмерного и бесконтрольного использования технических средств обучения, применяемых при дистанционном обучении.

Литература

1. Цирюльник А.Ю. Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6 (96). С. 92-95.

2. Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б. и др. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 176-185.

3. Воробьёва Е.И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы: монография. Архангельск : Поморский ун-т, 2011. 123 с.

4. Григорян Н.А., Колмакова Т.С., Галустян Л.К. Степень роста тревожности обучающихся дистанционно на первом курсе РостГМУ в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 31-37.

5. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. Москва : АПН СССР, 1988. 166 с.

6. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса : практикум / М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. Казань : КНИТУ, 2012. 212 с.

7. Леонова И.И. Влияние информационных технологий на психологическое здоровье студентов // Перспективы науки. 2013. № 9 (50). С. 45-58.

8. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко А.Г., Пархета К.А. Гигиеническая характеристика факторов риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского образовательного учреждения высшего образования // Оренбургский медицинский вестник. 2019. № 2 (26). С. 68-72.

9. Дружилов С.А. Гигиенические аспекты информационно-технологической зависимости человека в новой реальности // Гигиена и санитария. 2019. № 98 (7). С. 748-753.

10. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И. и др. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4-23.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии №1 ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, генеральный директор ООО "ГЭОТАР-Мед", генеральный представитель AMEE (Ассоциация по медицинскому образованию в Европе), председатель Оргкомитета форума "РОСМЕДОБР", член Европейского симуляционного общества (SESAM) и Международного медицинского симуляционного сообщества (SSH), Москва, Российская Федерация
РОСМЕДОБР 2021
Медицина сегодня
IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии.

IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии 28-30 апреля 2022 г. в Екатеринбурге состоится IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии (ЕАКО). Свое название конференция получила неслучайно, ведь именно в городе, расположенном на границе Европы и Азии, раз в два...

III Съезд онкологов Московской области.

III Съезд онкологов Московской области 22 октября 2021 года состоится III Съезд онкологов Московской области. Специалисты Подмосковья, занимающиеся лечением злокачественных новообразований разных локализаций, снова встретятся, чтобы обсудить проблемы, новые тренды в...

Образовательная сессия "Амбулаторный приём"

Самые актуальные данные по фармакотерапии для вас! Приглашаем врачей поликлиник 14 сентября в 09:00 (мск) присоединиться к научно-образовательной сессии "Амбулаторный приём". Доступен очный и заочный формат мероприятия. ВАС ЖДУТ: насыщенная научная и культурная программа,...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»