РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И КЛИНИЧЕСКИХ ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Резюме

Материал и методы. В данной работе приведены результаты по оценке эффективности обучения студентов медицинского университета на примере кафедры внутренних болезней до и во время карантинных мер, связанных с COVID-19. Сравнение рейтинговых баллов осуществлено на основании анализа листов промежуточной аттестации по преподаваемым терапевтическим дисциплинам на педиатрическом, стоматологическом и медико-профилактическом факультетах.

Результаты. В режиме офлайн и онлайн были получены рейтинговые баллы промежуточной аттестации: по факультетской терапии у студентов IV курса педиатрического факультета средний балл в 2018/2019 г. составил 3,5, а в 2019/2020 - 3,82 балла. По дисциплине "внутренние болезни" у студентов медико-профилактического факультета в 2018/2019 учебном году средний балл был 3,6, а в 2019/2020 - 3,84 балла, для студентов стоматологического факультета - 3,83 и 4,1 балла соответственно. Рассмотрены аспекты внедрения в учебный процесс ряда дистанционных технологий и информационных систем.

Заключение. В сложившихся эпидемиологических условиях сложно ориентироваться исключительно на контактную работу обучающихся с преподавателем, более уместно искать новые варианты формирования профессиональных компетенций. Для большей эффективности усвоения материала следует использовать различные формы самостоятельной работы (аудио- и видеоматериал, тексты, гиперссылки) в дозированных объемах. Наряду с реальным общением с пациентами актуально включать в учебный процесс более совершенные онлайн-тренажеры.

Ключевые слова:дистанционное образование, коронавирусная инфекция, промежуточная аттестация, практические навыки, информационные технологии

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Пальмова Л.Ю., Ишмурзин Г.П. Реализация терапевтических дисциплин и клинических практик в условиях эпидемии новой коронавирусной инфекции // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 102-107. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-102-107

Современное высшее образование в настоящее время испытывает немалые трудности, вызванные растущей заболеваемостью новой коронавирусной инфекцией. В создавшейся эпидемиологической обстановке неуклонно возрастает роль цифровых технологий и увеличивается доля дистанционного обучения. Эти аспекты заставляют менять форму взаимодействия с обучающимися и предъявляют новые требования к учебно-методическим подходам. Сложности медицинского высшего образования определяются тем, что большинство формируемых клинических компетенций будущего врача неразрывно связано с формами обучения, требующими личного присутствия. Это касается главным образом освоения практических манипуляций и необходимых коммуникативных навыков. В обзоре "12 советов по быстрому переходу на онлайн-обучение в период пандемии COVID-19" [1-3] авторы приводят ряд мер, которые помогают быстрее адаптироваться к дистанционному формату.

Весна 2020 г. и настигшая нас пандемия новой коронавирусной инфекции стали, с одной стороны, причиной проверки уже сформированных и отработанных технологий в системе образования, а с другой - катализатором для дальнейшего их совершенствования и развития. Следует отметить, что в ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России и на кафедре внутренних болезней преподаватели и студенты в целом оказались готовы к быстрому переходу на полное обучение в формате онлайн. Этому способствовало внедрение в образовательный процесс еще до наступления карантинного периода дистанционных информационных ресурсов на платформе Moodle, где студенты могли подготовиться по теме занятий, отработать пропущенные занятия, при необходимости пройти тестирование. Благодаря обстоятельствам действующие с 2015 г. дистанционные курсы раскрылись в большей мере, приобретя активность через новостные форумы, обмен сообщениями, вебинары и видеолекции. Организацию видеоконференций удобнее было осуществлять через такие ресурсы, как Zoom, Microsoft Teams, Telegram-каналы и др.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В данной работе приведены результаты по оценке эффективности обучения студентов медицинского университета на примере кафедры внутренних болезней до и во время карантинных мер, связанных с COVID-19. Сравнение рейтинговых баллов осуществлялось на основании анализа листов промежуточной аттестации по преподаваемым терапевтическим дисциплинам на педиатрическом, стоматологическом и медико-профилактическом факультетах. Итоговая оценка за дисциплину складывалась из средней оценки за цикл (за 2 семестра), модулей компьютерного тестирования, работы на образовательном портале и собственно оценки на экзамене. Также были проанализированы итоги клинической практики "Помощник врача стационара (терапевтического профиля)" на педиатрическом факультете.

В период пандемии промежуточная аттестация проводилась в индивидуальном порядке по видеосвязи на платформе ZOOM. Данный процесс оказался непростым, так как номер экзаменационного билета определялся методом генерации случайных чисел, после чего обучающийся получал его по электронной почте. Под контролем видеосвязи студенты в течение 30 мин готовились к ответу и далее в порядке очередности связывались с экзаменатором, проходя по соответствующей ссылке. В зависимости от числа присутствующих членов экзаменационной комиссии одновременно осуществлялся прием у 3-4 студентов. Не скроем, что первые дни сессии отличались некими изъянами и повышенным эмоциональным фоном. Однако через пару дней система организации процесса промежуточной аттестации была полностью отрегулирована и в последующем не вызывала особых затруднений.

Статистическая обработка анализируемых данных осуществлялась в программе Microsoft Office Excel (2013).

РЕЗУЛЬТАТЫ

В режиме офлайн и онлайн были получены следующие рейтинговые баллы промежуточной аттестации: по факультетской терапии у студентов IV курса педиатрического факультета средний балл в 2018/2019 г. составил 3,5, а в 2019/2020 - 3,82 балла. По дисциплине "внутренние болезни" у студентов медико-профилактического факультета в 2018/2019 учебном году средний балл был 3,6, а в 2019/2020 - 3,84, у студентов стоматологического факультета 3,83 и 4,1 балла соответственно. Как видно, просматривалась тенденция к более высоким средним оценкам за дисциплины, но эта разница не была статистически значимой. Это указывает на то, что методологии, заложенные на протяжении долгих десятилетий плеядой преподавателей кафедры, эффективны и мало подвержены влиянию каких-либо внешних факторов. Отметим, что мы постарались максимально сохранить разнообразие учебно-методических подходов в течение карантинного периода, о которых мы делились в своих предыдущих работах [4]. Следует отметить, что средние баллы по внутренним болезням достоверно отличались от более высоких средних рейтинговых оценок по другим клиническим дисциплинам. Это оказалось вполне прогнозируемо и объяснимо. Дело в том, что программы терапевтического профиля являются одними из самых трудных в категории "клинических дисциплин" и априори на всем курсе не могут быть приближены к оценке "отлично". Таким образом, у студентов перечисленных факультетов на экзаменах мы получили ожидаемые результаты и еще раз убедились в своем неформальном подходе как преподавания, так и контроля освоения дисциплин.

В самом начале введения ограничительных мер более болезненным оказался вопрос организации производственной практики "Помощник врача стационара". В условиях карантинных мероприятий, связанных с борьбой против распространения новой коронавирусной инфекции, значительная часть студентов оказалась вне клинических баз (исключением стали официально трудоустроенные студенты и представители студенческих волонтерских организаций). Для будущих врачей это стало существенной модификацией в освоении практических навыков и умений, часть из которых по объективным причинам оказалась мало возможна или невозможна к исполнению. На кафедре проводилась клиническая практика у студентов IV курса педиатрического факультета "Помощник врача стационара (терапевтического профиля)". В срочном порядке на платформе Moodle пришлось усовершенствовать дистанционный курс, наводняя его современными видеолекциями, клиническими разборами и наблюдениями из реальной врачебной практики. Не стало исключением активное внедрение методик контроля со своевременным выполнением ежедневных разноплановых заданий. Понятные критерии оценки и алгоритмы ответов стали необходимым условием для успешного освоения дистанционного курса. Следует отметить, что регулярно на образовательном портале проводились 2-3-часовые встречи с руководителем практики для обсуждения прикладных вопросов, клинических ситуаций на основе презентаций и просмотренных вебинаров. Согласно рабочей программе часть практических приемов и навыков вполне могла быть реализована самостоятельно с последующим контролем и реализацией обратной связи с преподавателем. В частности, это касалось практических умений по интерпретации данных лабораторных и инструментальных методов обследования, расчетных формул, навыков по формулированию клинических диагнозов. В целом можно положительно решить вопрос по ознакомлению с процедурами проведения тех или иных диагностических методов (коронароангиографии, фибробронхоскопии, компьютерной томографии, радионуклидной диагностики и др.). Что касается немалого спектра навыков, связанных с непосредственным общением с пациентом, то это, конечно, явилось существенной проблемой. Отметим, что ранее у нас был небольшой опыт использования тренажера "Виртуальный симулятор пациента", однако он не лишен ряда объективных минусов и не наделен живыми реакциями и когнитивными функциями.

Проанализировав рейтинговые оценки по данному виду практики, проведенной в обычном формате в 2018/2019 учебном году и в онлайн-формате 2019/2020, мы получили в последнем случае несколько завышенные оценки. Они составили 89,23±0,67 в сравнении с 83,1±0,51 балла (р<0,001). Таким образом, в целом по IV курсу педиатрического факультета балл за производственную практику повысился, а качество освоения

практических навыков и умений по объективным причинам - нет. Однако уже с начала 2020/2021 учебного года начали воплощаться в жизнь новые организационные подходы. В ответ на запрос Министерства здравоохранения Республики Татарстан о помощи практическому здравоохранению студенты были направлены туда, где их навыки оказались более востребованы. В рамках организации практической подготовки обучающихся они трудятся в условиях стационаров или поликлиник (конкретное количество студентов определяется потребностью баз). В этой связи в 2020/2021 учебном году мы надеемся получить более объективные результаты по освоению практических навыков и умений.

Следует отметить, что в настоящее время дистанционный формат практических занятий возможен только в отдельных группах при верифицированных случаях COVID-19. Для успешной реализации дисциплины "Факультетская терапия" в случае практической подготовки студентов в условиях поликлиники приходится в той или иной мере прибегать к комбинированной очно-заочной форме обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в период пандемии новой коронавирусной инфекции в процессе реализации образовательных программ и промежуточной аттестации по терапевтическим дисциплинам выявилось несколько ключевых моментов.

1. В сложившихся эпидемиологических условиях сложно ориентироваться исключительно на контактную работу обучающихся с преподавателем, а уместно искать новые формы формирования профессиональных компетенций.

2. По итогам промежуточной аттестации мы убедились, что для большей эффективности усвоения материала лучше использовать различные формы самостоятельной работы (аудио- и видеоматериал, тексты, гиперссылки) в дозированных объемах.

3. Наряду с реальным общением с пациентами актуально включать в учебный процесс более совершенные онлайн-тренажеры с учетом различного уровня подготовки обучающихся.

Завершая анализ преподавания и результатов обучения студентов до и во время пандемии новой коронавирусной инфекции, мы хотели бы пригласить уважаемых коллег по подготовке специалистов в сфере медицинского образования к активному обсуждению данной проблемы на страницах авторитетного журнала. Надеемся, что эта тема найдет живой отклик в виде дальнейшей дискуссии и представления собственных методологических разработок и инновационных технологий в реализации образовательного процесса в условиях текущей пандемии.

Литература

1. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID-19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12001

2. Шмурыгина О.В. Образовательный процесс в условиях пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 51-52. DOI: https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10210

3. Fawns T., Jones D., Aitken G. Challenging assumptions about "moving online" in response to COVID-19, and some practical advice // MedEdPublish. 2020. Vol. 9, N 1. P. 83. DOI: https://doi.org/10.15694/mep.2020.000083.1

4. Пальмова Л.Ю., Ишмурзин Г.П., Хамитов Р.Ф. К вопросам обучения студентов на клинической кафедре: обмен опытом // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 107-113. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-11009

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»