МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Резюме

В работе рассматривается реализация проекта по модернизации медицинского образования Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино через изменение стратегии развития вуза и повышение потенциала профессорско-преподавательского состава. В модернизации образовательного процесса ТГМУ принимали участие ведущие тренеры медицинского университета Караганды (Казахстан). Было проведено исследование по определению влияния результатов Проекта на повышение потенциала профессорско-преподавательского состава ТГМУ.

Ключевые слова:медицинское образование, профессорско-преподавательский состав, инновации, компетентность, повышение потенциала, стратегия

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кемелова Г.С., Досмагамбетова Р.С., Риклефс В.П., Гулзода М.К., Махмудзода Х.Р., Абдуллозода С.М. Модернизация высшего медицинского образования через повышение потенциала преподавателей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 92-100. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-92-100

Современные требования медицинского образования рассматривают умения преподавателя как своего рода "коктейль навыков", сочетающийся с квалификацией для организации образовательного процесса, способного работать с коллективом, проявляющего инициативность и обладающего высокой ответственностью за конечные результаты. Для подготовки специалистов здравоохранения нового формата соответственно требуются преподаватели с передовыми знаниями, умениями и навыками. С целью модернизации высшего медицинского образования рассматриваются уровень профессиональной компетентности, педагогическое мастерство преподавателей, формы и методы повышения их профессионализма. В настоящее время требования к преподавателю медицинского образования не только повышаются, но и кардинально изменяются, поэтому преподаватель должен быть способен реализовать современные тренды медицинского образования, применяя наилучшие технологии преподавания и обучения. Практическое здравоохранение ожидает получить квалифицированного специалиста с развитыми практическими навыками, соответственно формирование такого специалиста возложено на преподавателя медицинского университета. В подготовке будущих врачей участвуют медицинские специалисты, которые, в свою очередь, не имели специальной подготовки по основам педагогики. В связи с этим медицинским преподавателям необходимо пройти специальную подготовку по современным обучающим технологиям для улучшения педагогического мастерства в соответствии с международными требованиями высшего медицинского образования. Так, в рамках проекта Всемирного банка "Модернизация высшего медицинского образования на основе Болонского процесса в Таджикском государственном медицинском университете им. Абуали ибни Сино" (2018-2020) была разработана стратегия по наращиванию потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС) с учетом наилучшей международной практики. Разработанная стратегия должна быть оценена на эффективность проводимых мероприятий, что и стало отправной точкой для исследования эффективности программы повышения потенциала преподавателей Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино (ТГМУ). Консультантом по модернизации медицинского образования ТГМУ является Медицинский университет Караганды - один из лидеров высшего медицинского образования Казахстана, имеющий 15-летний опыт по реформированию и развитию медицинского образования в Казахстане. Так, в рамках реализации одного из принципов Болонского процесса ("академическая мобильность") унифицированные подходы к обучению в вузах будут способствовать эффективной интернационализации медицинского образования. Также, учитывая общее советское прошлое в системе медицинского образования и здравоохранения обоих университетов, совместное обсуждение и реализация внедрений, адаптация инновационных подходов преподавания и обучения в медицинском образовании будут способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов здравоохранения в обеих странах. Для дальнейшего повышения потенциала ППС ТГМУ был получен новый грант "Улучшение качества медицинского образования в ТГМУ им. Абуали Ибни Сино" (2019 - 2021), цели и задачи которого направлены на укрепление материально-технической базы симуляционного центра и внедрение инновационных подходов обучения, основанных на разработке виртуальных клинических случаев. Полученный опыт совместной реализации задач проектов высшего медицинского образования в ТГМУ стал предметом изучения эффективности мероприятий, направленных на наращивание потенциала ППС ТГМУ.

Цель - оценить влияние современных методик преподавания и обучения на потенциал ППС ТГМУ.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Материалом для исследования послужили отчеты по проекту компонента 2 "Повышение профессиональных компетенций преподавания профессорско-преподавательского состава и развития практических навыков студентов", обратная связь слушателей в виде рефлексивного эссе ППС и анкетирования по изучению влияния проектов на повышение потенциала преподавателей.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В целях трансформации системы повышения потенциала ППС ТГМУ был проведен анализ международного опыта и текущей ситуации программ развития ППС в Таджикистане с изучением потребностей ППС. Демографическая характеристика ППС ТГМУ показала, что количество сотрудников с педагогическим стажем работы до 1 года - 47 преподавателей, что составляет 6,3%, от 1 года до 10 лет - 150 (20,5%) преподавателей, от 10 до 20 лет - 279 (38,2%) преподавателей, свыше 20 лет - 254 (34,8%) преподавателя. Средний возраст ППС - 48 лет. Треть ППС составляют преподаватели, имеющие стаж работы в медицинском образовании более 20 лет, которые являются экспертами в своей предметной области и в то же время остаются приверженцами традиционных подходов к обучению и преподаванию. С целью определения потребности и приоритизации направлений развития ППС ТГМУ был проведен опрос для дальнейшего выбора содержания программы повышения потенциала преподавателей. В интервью для проведения количественного и качественного анализа был использован полуструктурированный опрос представителей администрации и ППС, включающий следующие темы: интересы и проблемы ППС, приоритеты по управлению и организации образовательного процесса, неотложные вопросы в области медицинского образования (табл. 1).

Таблица 1. Категории и индикаторы опросника для интервью сотрудников ТГМУ

Примечание. ППС - профессорско-преподавательский состав.

Анализ ответов ППС по основным проблемам программ развития ППС ТГМУ показал, что преподаватели имеют похожие проблемы, какие описываются в литературных источниках до пересмотра системы повышения потенциала преподавателей. Основные потребности ППС ТГМУ были определены в 4 основных категориях: профессиональное развитие, педагогические навыки, лидерство и личностное развитие (табл. 2).

Таблица 2. Основные потребности профессорско-преподавателького состава (ППС), определенные по результатам опроса

C целью повышения потенциала и статуса преподавателей, формирования национального корпуса ППС была определена стратегическая цель по созданию системы повышения потенциала преподавателей с интеграцией 3 направлений: медицина, педагогика и наука. При разработке стратегии повышения потенциала преподавателей ТГМУ были приняты во внимание основные положения и требования, продиктованные национальными нормативно-правовыми актами. Для достижения конечных результатов стратегии повышения потенциала ППС ТГМУ были разработаны и реализованы следующие мероприятия:

1) разработана национальная программа повышения потенциала преподавателей, основанная на компетентностном подходе;

2) внедрены инновационные педагогические технологии в медицинское образование, основанные на наилучшей международной практике;

3) создан центр педагогического мастерства;

4) разработаны и внедрены эффективные механизмы мотивации преподавателей и оценка деятельности преподавателей. Данная стратегия направлена на повышение потенциала преподавателей через укрепление статуса преподавателя, способного производить продукцию нового формата (знания, учебно-методическую литературу, навыки обучающегося), совершенствование навыков преподавания и влияние на повышение качества подготовки специалистов здравоохранения, повышение ответственности руководства вуза за профессиональный рост преподавателей и создание условий для их дальнейшего развития, повышение ответственности преподавателей за результаты обучения, а также повышение публикационной активности преподавателей, в том числе по исследованиям в области медицинского образования. Для поэтапного повышения потенциала ППС ТГМУ были разработаны следующие документы: план мероприятий по повышению потенциала ППС ТГМУ, рабочая учебная программа и учебные материалы по модулю "Эффективный преподаватель", рабочая учебная программа и учебные материалы по методологии составления клинических сценариев виртуального пациента на Open Labyrinth.

В рамках проекта в Центре педагогического мастерства в ТГМУ разработаны основные направления деятельности в соответствии со стратегией вуза (рис. 1) путем организации программ повышения потенциала ППС, внедрения инновационных технологий преподавания и обучения, проведения научных исследований, в том числе в области медицинского образования, развития взаимодействия со студенческими активами и другими структурными подразделениям ТГМУ.

Рис. 1. Стратегия повышения потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС) ТГМУ

В рамках проекта сотрудниками НАО "МУК" было проведено обучение 94 сотрудников из ППС ТГМУ по модулям "Эффективный преподаватель", "Продвинутый курс тренеров по организации симуляционного обучения", "Исследователь и ученый" и "Профессионал", "CBL (Community-based learning) как образовательная стратегия", "Фасилитация как метод обучения", которые в дальнейшем "каскадным" методом осуществляли трансфер передовых образовательных технологий своим коллегам. Программа подготовки тренеров ТГМУ основана на эффективном использовании практических навыков преподавания по современным аспектам образования.

Внедрение единых подходов преподавания и обучения в вузах-партнерах будет способствовать интернационализации образовательных программ, эффективной академической мобильности и обмену опытом в области внедрения и применения инновационных методов преподавания. По завершению программ обучения ППС ТГМУ представили рефлексию в виде эссе, которые были проанализированы на предмет влияния и улучшения знаний, умений и навыков преподавателей.

По модулю "Эффективный преподаватель" тренерами ТГМУ были обучены 50% сотрудников ППС, которые начали поэтапное внедрение активных методов обучения на кафедрах. С целью мониторинга результативности стратегической цели "по развитию кадрового потенциала университета и улучшению его деятельности" было проведено анкетирование сотрудников и ППС ТГМУ, из них 40% респондентов имеют стаж педагогической деятельности более 20 лет, 30% - от 5 до 10 лет, 30% - до 5 лет. При этом среди респондентов 20% составили преподаватели с высшей врачебной категорией, 1-й - 10%, 2-й - 20%, без категории - 50%, с ученой степенью кандидата наук - 60%, доктора наук - 10%, без ученой степени - 30%. По мнению респондентов, наиболее распространенной инновационной технологией обучения является работа в малых группах, которую применяют 90% респондентов. Такие активные методы обучения, как TBL (Team Based Learning), CBL, ролевая игра, применяют 50% ППС, а 10% респондентов не применяют активные методы обучения и продолжают обучаться по традиционной методике. Тем не менее 100% респондентов ТГМУ считают, что "наиболее важные, на их взгляд, педагогические и психологические требования к организации процесса обучения в медицинском вузе" - это "применение активных форм обучения", практико-ориентированность (70%), организация коммуникативной деятельности (60%). Также респонденты считают, что для успешной педагогической деятельности необходимы знания в области педагогики и психологии (100%), знания в области IT-технологий (75%), умения по применению различных обучающих технологий (100%), развитие коммуникативных навыков (75%). По мнению респондентов ТГМУ, преподаватели должны обладать такими личностными качествами, как энтузиазм (100%) и терпимость (50%). На вопрос "Насколько, по вашему мнению, изменился образовательный климат в ТГМУ после внедрения проекта?" 25% респондентов ответили "частично изменилось", 60% - "произошли существенные изменения", 15% - "затрудняюсь ответить". По мнению респондентов, молодые преподаватели со стажем деятельности менее 5 лет не всегда могут реализовать обучение на послевузовском уровне образования. Соответственно они должны пройти дополнительное обучение в Центре педагогического мастерства для формирования личности как медицинский преподаватель (рис. 2).

Рис. 2. Обучение преподавателей ТГМУ по программе повышения педагогический квалификации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мероприятия по модернизации высшего медицинского образования в ТГМУ оказали влияние как на институциональном, так и на индивидуальном уровне. Была укреплена материально-техническая база Центра практических навыков, созданы условия для обучения студентов в безопасной и надежной среде, близкой к потребностям реальной клинической практики, преподаватели приобрели новые знания и компетенции в области новых образовательных технологий и создания электронных учебных ресурсов и материалов. На институциональном уровне сотрудники ТГМУ получили бесценный опыт в координации собственных проектов международного уровня, внедрении инновационных технологий в процесс обучения и укрепление потенциала преподавателей. Проведена реформа медицинской учебной программы по разным медицинским специальностям в соответствии с Болонским процессом. В результате проводимых мероприятий в ТГМУ в обучении преподавателей произошли существенные изменения, влияние проекта достигло ожидаемых результатов, разработаны компетенции преподавателя медицинского вуза и критерии оценки уровня их достижения, подготовлены тренеры для непрерывного профессионального развития педагогических кадров для внедрения инноваций в образовательный процесс и повышения публикационной активности преподавателей.

Литература

- Steinert Y., Mann K. et al. A systematic review of faculty development initiatives designed to enhance teaching effectiveness: a 10-year update: BEME Guide No. 40 // Med. Teach. 2016. Vol. 38, N 8. P. 769-786.

- Dath D., Jobst W.; for the International CBME Collaborators. The importance of faculty development in the transition to competency-based medical education // Med. Teach. 2010. Vol. 32. P. 683-686.

- McAlearney A.S., Fisher D., Heiser K., Robbins D., Kelleher K. Developing effective physician leaders: changing cultures and transforming organizations // Hosp. Top. Res. Perspect. Healthc. 2005. Vol. 83, N 2. P. 11-18.

- Albanese M.A., Mejicano G., Anderson W.M., Gruppen L. Building a competency-based curriculum: the agony and the ecstasy // Adv. Health Sci. Educ. 2010. Vol. 15. P. 439-454.

- McLean M., Cilliers F. Faculty development: yesterday, today and tomorrow // Med. Teach. 2008. Vol. 30, N 6. P. 555-584. DOI: https://doi.org/10.1080/01421590802109834

- Педагогической процесс в медицинском образовании / под ред. Р.С. Досмагамбетовой. Алматы : Эверо, 2013. 308 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»