СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ В ОРДИНАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ИХ МОТИВАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Резюме

Введение. Проводимая в нашей стране модернизация медицинского образования предусматривает совершенствование учебно-воспитательного процесса с различными категориями обучаемых, особое внимание при этом уделяется подготовке ординаторов. Целью настоящего исследования стало обоснование эффективных направлений мотивации врачей-стоматологов к образовательной деятельности в ординатуре.

Материал и методы. Исследование проведено на базе ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) с использованием методов аналитического, логического, статистического и анкетного опроса. К анкетному опросу методом случайной выборки были привлечены 107 респондентов из числа ординаторов и преподавательского состава.

Результаты и обсуждение. Установлено, что приоритетная роль в мотивации ординаторов принадлежит повышению качества отбора абитуриентов на обучение, активизации внутренних мотивов врачей-стоматологов к освоению программы подготовки в ординатуре, совершенствованию профессиональных качеств преподавательского состава, прикреплению ординатора к наставнику, проведению занятий преподавателями с высокой эмоциональной энергией и созданию необходимых условий для проведения образовательного процесса.

Заключение. Проведенное исследование позволило установить, что мотивация врачей-стоматологов к образовательной деятельности является эффективным направлением, обеспечивающим качественное освоение ими программы ординатуры.

Ключевые слова:мотивация, врач-стоматолог, ординатура, обучение, образовательная деятельность

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Трегубов В.Н., Кузнецова М.Ю., Дорофеев А.Е. Совершенствование подготовки врачей-стоматологов в ординатуре посредством их мотивации к образовательной деятельности // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 81-90. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-81-90

Основные направления развития системы российского образования концептуально сформулированы и отражены в национальном проекте "Образование", выполнение которого направлено на совершенствование его методической базы, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовку соответствующих профессиональных кадров, их переподготовку и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления данной отраслью [1].

Реализация указанных направлений в системе медицинского образования будет способствовать подготовке врачей, обладающих высоким профессионализмом, клиническим мышлением, коммуникативными навыками, творческим складом ума, современной мировоззренческой культурой и высокой социальной ответственностью. Для достижения данных критериев осуществляется: качественный подбор, расстановка и профессиональное совершенствование педагогического мастерства преподавателей; разработка и своевременная актуализация с учетом требований федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, программ подготовки медицинских специалистов; внедрение в образовательный процесс сетевого, модульного и компетентного подходов, методов активного обучения; обеспечение обучаемых учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами, симуляционным оборудованием; совершенствование их самостоятельной работы; применение дистанционных образовательных технологий; внедрение рейтинговой системы оценки результатов обучения; прохождение выпускниками образовательных организаций и практическими врачами процедуры аккредитации специалистов с последующим их участием в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования и др. [2-4].

Несмотря на реализуемый комплекс мероприятий, еще не удалось достичь ожидаемых результатов в подготовке медицинских кадров. В частности, остается нерешенным вопрос мотивации образовательной деятельности врачей-стоматологов в ординатуре, несмотря на имеющиеся многочисленные труды на данную тему в других областях педагогики, которые убедительно доказывают роль мотивации в повышении успеваемости обучаемых [5-7].

Учитывая актуальность данной темы, целью исследования было обоснование эффективных направлений мотивации врачей-стоматологов к образовательной деятельности в ординатуре.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Для достижения цели исследования использовали методы аналитический, логический, статистический и анкетного опроса. Исследование проводили в течение 2019 и 2020 гг. на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана и на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний Института стоматологии им. Е.В. Боровского ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет).

На I этапе был проведен анализ доступной научной литературы по вопросам мотивации и оптимизации образовательной деятельности ординаторов. Это позволило с помощью логического метода разработать специальные карты анкетного опроса для ординаторов и преподавательского состава. В последующем методом случайной выборки к исследованию были привлечены 107 респондентов, из них 43 ординатора из числа врачей-стоматологов и 64 преподавателя ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет).

При обосновании выводов использовали результаты исследования, рассчитанные с помощью описательной статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ качественной характеристики респондентов, участвующих в анкетном опросе, показал, что основную долю ординаторов составили лица женского пола - 58,2%, мужского - 41,8%. Их средний возраст - 23,6 года. Ординаторов 1-го года обучения было 33,0%, 2-го года - 67,0%. По бюджету среди них проходили подготовку - 49,0% и по договору -51,0% обучаемых. Средний возраст преподавательского состава - 43,4 года, среди них в качестве респондентов выступили 31,0% мужчин и 69,0% женщин, продолжительность общего стажа их работы в здравоохранении в среднем составляет 19,4 года, а педагогического стажа - 16,9 года. Ученую степень доктора медицинских наук имеют 17,2%, кандидата медицинских наук - 59,4% респондентов. Ученое звание профессор присвоено 6,3%, доцент - 23,4% опрошенных лиц.

Установлено, что у большинства опрошенных врачей-стоматологов первые мотивы, побудившие их поступить в ординатуру, появились в студенческие годы - 88,4%. Среди них 48,9% респондентов данный выбор сделали на выпускном курсе, остальные 39,5% практически равномерно с I по IV курс обучения. В школе определились с будущей специальностью только 11,6% опрошенных лиц.

Мотивированный выбор будущей специальности и подготовка к поступлению в ординатуру по стоматологии способствовали повышению у студентов образовательной и трудовой активности в процессе освоения ими программы специалитета. Так, средний балл успеваемости у опрошенных респондентов с I по V курс в среднем составлял 4,85, что на 20% выше по сравнению с другими обучаемыми. В студенческие годы научной работой занимались 39,5% респондентов, все они опубликовали тезисы в сборниках научно-практических конференций, а 9,3% опрошенных лиц уже имели статьи в научных журналах. До поступления в ординатуру 54,0% респондентов в среднем по 2 года работали на должностях среднего медицинского персонала, а 12,0% после успешного прохождения первичной аккредитации специалиста трудились на врачебных должностях до 1 года.

Основными мотивами выбора респондентами ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) для поступления в ординатуру по стоматологии стали: высокий имидж и сложившиеся традиции образовательной организации - 44,2%; профессиональные характеристики преподавательского состава - 32,5%; возможность получения качественного образования - 23,3%.

После поступления в ординатуру стремление успешно завершить обучение и трудоустроиться по выбранной специальности сохранилось у 81,4% респондентов, стать специалистом в области организации здравоохранения планируют 9,3%, освоить другую врачебную специальность - 4,4%, затруднились ответить на данный вопрос - 4,9% опрошенных лиц. После завершения обучения в ординатуре и трудоустройства 32,5% планируют по выбранной медицинской специальности поступить в аспирантуру и 4,4% стать соискателем ученой степени.

Несмотря на положительный настрой большинства врачей-стоматологов в качественном освоении программы ординатуры, результаты исследования свидетельствуют об имеющихся резервах в мотивационной деятельности. Только 30,3% респондентов указали, что занимаются в ординатуре по выбранной специальности с энтузиазмом, еще 46,5% нравится обучаться в ординатуре, 10,9% осваивают программу подготовки с незначительным интересом и 12,3% затруднились ответить на данный вопрос. В процессе анкетного опроса установлено, что под понятием "обучаться с энтузиазмом" (самоотдачей, увлеченно, страстно) 72,1% респондентов подразумевают неподдельный интерес к выбранной специальности; 41,8% - работу, выполняемую в радость; 25,6% - перспективное дело; 13,9% - хобби; 11,6% - обучение на "отлично"; 4,6% - затруднились ответить на данный вопрос.

Полученные результаты совпадают с мнением опрошенных преподавателей, которые утверждают, что 32,8% врачей-стоматологов с момента поступления в ординатуру относятся к обучению с энтузиазмом и мотивированы на качественное освоение образовательной программы, еще у 29,7% врачей-стоматологов активность в обучении повышается на II курсе ординатуры, остальные 37,5% врачей-стоматологов достаточно инертно осваивают программу ординатуры весь период обучения. При этом на снижение активности в обучении, благодаря профессионализму преподавательского состава, ни один респондент не указал.

Не исключено, что имеющиеся резервы в повышении положительного настроя врачей-стоматологов качественно осваивать программу ординатуры изначально связаны с методикой их отбора для обучения, ориентированной не на мотивированных абитуриентов, а на лиц с высокой теоретической подготовкой. Об этом свидетельствует мнение ординаторов о целесообразности приоритетного использования в процессе конкурсного отбора результатов тестового контроля, которую считают объективной, обеспечивающей качественный отбор в ординатуру, 23,3% опрошенных лиц, 58,6% респондентов оценили ее отрицательно и еще 18,1% затруднились с ответом на данный вопрос.

Об имеющихся резервах в мотивационной деятельности также свидетельствует достаточно низкий уровень участия ординаторов в научной работе, которой занимаются только 34,9% респондентов, еще 25,6% указали, что планируют ее выполнять в последующем, остальные 39,5% затруднились ответить на данный вопрос. Несколько лучше выглядит показатель освоения ординаторами современных лечебно-диагностических методик, к которым приобщены 44,2% врачей-стоматологов, еще 11,6% планируют их осваивать более активно, 27,9% осваивают их по мере возможности в объеме программы подготовки в ординатуре, 16,3% опрошенных лиц затруднились ответить на данный вопрос.

Установлено, что для опрошенных врачей-стоматологов наиболее значимой является внешняя оценка их успешной деятельности со стороны пациентов, коллег и преподавателей - 58,1%, внутренняя самооценка своего профессионализма приоритетна только для 39,6% респондентов, еще 2,3% ординаторов затруднились ответить на данный вопрос. По мнению 65,6% преподавательского состава, для врачей-стоматологов наиболее значимой также является внешняя оценка их деятельности в ординатуре, 31,3% преподавателей указали на значимость внутренней самооценки для врачей-стоматологов в ординатуре и 3,1% преподавателей затруднились ответить на данный вопрос.

Факторы, влияющие на мотивы врачей-стоматологов по эффективному освоению учебного материала в ординатуре

Как следует из таблицы, наиболее значимыми факторами, влияющими на мотивы врачей-стоматологов по эффективному освоению учебного материала в ординатуре, являются:

- по мнению ординаторов - высокий профессионализм преподавателей (58,1%), проведение занятий преподавателями с высокой эмоциональной энергией (46,5%) и прикрепление ординатора к наставнику (39,5%);

- по мнению преподавателей - прикрепление ординатора к наставнику (81,2%), высокий профессионализм преподавателей (65,6%), предоставление возможности врачам-стоматологам трудоустроиться после ординатуры в ведущий отечественный медицинский центр (59,4%), создание необходимых условий для обучения (50,0%);

- респонденты обеих групп указали, что на мотивацию образовательной деятельности врачей-стоматологов в ординатуре в меньшей степени влияют использование симуляционного обучения и методов активного обучения.

ОБСУЖДЕНИЕ

Мотивация является одной из функций управления и во взаимодействии с планированием, организацией и контролем обеспечивает успешное выполнение решаемых задач [8, 9]. Наиболее часто мотивация рассматривается как процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации [10].

Учебная мотивация подразделяется на профессиональную - наличие устойчивого желания получить профессию; познавательную - стремление получить новые знания; прагматическую - совпадает с желанием иметь высокий заработок; личностного престижа - движимая желанием самоутвердиться и занять более высокое положение в обществе; социальную - характеризуется стремлением принести пользу обществу и т.д. [11].

До настоящего времени менеджерами, педагогами, психологами и другими специалистами ведется дискуссия о механизме влияния мотивации на активность деятельности человека. Простая модель мотивации связывает повышение эффективности в деятельности с влиянием на потребности человека посредством внутренних и внешних факторов. Согласно теории ожиданий, не только потребность является необходимым условием мотивации человека для успешного достижения цели, но и выбранный тип поведения людей с учетом их восприятия и сознания ожидаемого результата и вознаграждения за счет затраченных усилий [12]. Теория дуалистической страсти обосновывает изменение в поведении человека по гармоничной или навязчивой форме. Гармоничная страсть побуждает людей выбирать занятие, которое они любят, что приводит к более адаптивным результатам. И наоборот, навязчивая страсть приводит к неконтролируемым действиям, которые дают менее адаптивные результаты [13, 14].

Несмотря на различные взгляды ученых на механизм влияния мотивации на деятельность человека, накопленный практический опыт и полученные результаты исследований по данному вопросу позволяют обосновать ряд закономерностей, которые уже в настоящее время можно применять на практике для повышения у людей активности, интереса, самоотдачи, страсти, увлеченности, энтузиазма и т.д. к выполняемой деятельности.

В современных условиях роль мотивации в повышении эффективности получаемого человеком образования уже не вызывает сомнения. Учитывая выбор молодыми людьми будущей специальности в школьный период (11,6%) и в студенческие годы на различных курсах (88,4%), становится очевидным необходимость проведения мотивации их образовательной деятельности на всех этапах обучения, что способствует повышению у них учебной и трудовой активности в ординатуре.

Качественный профессиональный отбор врачей-стоматологов для обучения в ординатуре не должен основываться только на оценке уровня результатов их тестового контроля, о чем свидетельствует мнение 58,6% респондентов из числа ординаторов. Важное место в данном процессе принадлежит анализу ранее достигнутых абитуриентом результатов и изучению мотивационной составляющей их поступления в ординатуру.

Как свидетельствуют результаты предыдущих исследований, наибольших успехов можно достичь при развитии у людей внутренних мотивов, связанных с самим процессом обучения или их деятельности [10, 15, 16]. Внутренняя мотивация способствует повышению активности обучаемых, вовлечению их в самостоятельную познавательную деятельность, развивает у них стремление к интеллектуальному успеху, желание качественно выполнять свои обязанности, обеспечивает их личностную самореализацию и др. [15, 17].

Выявленная в процессе исследования приоритетная роль внешних мотивов в качественном освоении врачами-стоматологами программы ординатуры свидетельствует о прагматичном их настрое на конечный результат, заключающийся в получении диплома специалиста и свидетельства об аккредитации, успешном трудоустройстве, получении высокого дохода от трудовой деятельности, создании достойного личного имиджа среди коллег и пациентов и др. Данные обстоятельства указывают на необходимость повышения работы по профессиональному воспитанию среди этой категории обучаемых, в том числе с помощью использования дистанционных образовательных технологий [18].

Важные направления мотивационной работы с ординаторами - их привлечение к научно-исследовательской работе, участию в научно-практических конференциях и олимпиадах, межвузовскому сотрудничеству, что способствует росту их личностного авторитета и повышению авторитета образовательных организаций, которые они представляют. В данном направлении следует приоритетно использовать индивидуальный подход к обучаемым и личностно-ориентированные педагогические технологии [19].

Эффективными направлениями мотивации образовательной деятельности врачей-стоматологов в ординатуре являются совершенствование профессиональных качеств преподавательского состава, проведение ими занятий с высокой эмоциональной энергией, использование современного учебного оборудования. Максимальное погружение ординаторов в профессиональную сферу здравоохранения успешно достигается посредством наставничества, которое обеспечивает освоение врачами-стоматологами необходимых компетенций образовательных стандартов и трудовых функций профессиональных стандартов [1, 20].

Как свидетельствуют результаты проведенного исследования высокий профессионализм преподавательского состава, имидж и сложившиеся традиции в образовательной организации, возможность получения обучаемыми качественного образования способствуют выбору врачами-стоматологами медицинской образовательной организации для поступления в ординатуру.

ВЫВОДЫ

1. Мотивация образовательной деятельности врачей-стоматологов является эффективным направлением, обеспечивающим качественное освоение ими программы ординатуры.

2. При отборе врачей-стоматологов для обучения в ординатуре, помимо оценки уровня их теоретической подготовки с помощью тестирования, целесообразно анализировать ранее достигнутые абитуриентами результаты и изучать мотивационную составляющую их поступления в ординатуру.

3. Приоритетная роль внутренней мотивации в подготовке врачей-стоматологов, связанных с самим процессом обучения, обеспечивающим повышение активности ординаторов, вовлечение их в самостоятельную познавательную деятельность, развитие у них стремления к интеллектуальному успеху и желание качественно выполнять свои обязанности.

4. Эффективными направлениями мотивации образовательной деятельности врачей-стоматологов в ординатуре являются: совершенствование профессиональных качеств преподавательского состава, прикрепление ординатора к наставнику, проведение занятий преподавателями с высокой эмоциональной энергией и создание необходимых условий для проведения образовательного процесса.

Литература

1. Ложкина Т.Ю. Интеграционные процессы в профессиональной подготовке медицинских специалистов через систему наставничества // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. Т. 205, № 8. С. 61-70. DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2019-8-61-70

2. Алимова И.Л., Ибатулин А.Г., Каландия М.Р. и др. Удовлетворенность потребителей образовательных услугой как инструмент улучшения качества подготовки кадров высшей квалификации по специальностям неонатология и педиатрия // Смоленский медицинский альманах. 2017. № 2. С. 54-57.

3. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А. и др. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 134-142.

4. Сизова Ж.М., Трегубов В.Н., Малахова Т.Н. Актуальные вопросы подготовки врачей-стоматологов к аккредитации специалистов // Стоматология. 2017. Т. 96, № 2. С. 66-69. DOI: https://doi.org/10.17116/stomat201796266-69

5. Гижов В.А., Капичников А.И., Поздникин А.А. и др. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества трехступенчатого высшего образования // Качество. Инновации. Образование. 2016. Т. 139, № 12. С. 24-27.

6. Кузнецов В.В., Кузина И.Г., Косилов К.В. и др. Взаимосвязь успеваемости, академической мотивации и профессионального выгорания с самооценкой качества жизни у студентов старших курсов медицинских специальностей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 52-65.

7. Мороз О.Н., Нитяго И.В., Кочетова Е.А. и др. Мотивация к образованию в вузе // Актуальные вопросы образования. 2017. № 1-2. С. 198-202.

8. Надреева Л.Л., Ахметова И.А., Афанасьев А.А. Мотивация труда как функция управления образованием // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 358.

9. Трегубов В.Н., Шаповалова М.А. Годовое планирование работы кафедр медицинской образовательной организации // Сеченовский вестник. 2015. Т. 22, № 4. С. 41-44.

10. Блохин А.Л. Мотивация студента, как одна из составляющих формирования человеческого капитала // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Т. 53, № 3. С. 37-43.

11. Демина А.В., Крюкова А.В. Роль мотивации в развитии творческой индивидуальности студента социального вуза в процессе профессионального образования // Социальные науки. 2015. Т. 7, № 4. С. 18-26.

12. Богданов Ю.В. Мотивация студента к обучению: Теория и практика // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 4-3. С. 253-257.

13. Stoeber J., Childs J.H., Hayward J.A. et al. Passion and motivation for studying: Predicting academic engagement and burnout in university students // Educ. Psychol. 2011. Vol. 31. Р. 513-528.

14. Vallerand R.J. On the psychology of passion: In search of what makes people’s lives most worth living // Can. Psychol. 2008. Vol. 49. Р. 1-13.

15. Курденкова О.П. Образование длиною в жизнь: внешние и внутренние конструкторы личностной мотивации // Вестник МГИМО-Университета. 2015. Т. 40, № 1. С. 237-242.

16. Эдильсултанова З.Х. Представление о роли учебной мотивации в образовании // Профессиональные представления. 2017. Т. 9, № 1. С. 105-109.

17. Глебова Г.В. Профессиональная мотивация и самореализация в процессе непрерывного образования // Профессиональное образование и общество. 2019. Т. 32, № 4. С. 81-91.

18. Трегубов В.Н. Особенности проведения воспитательной работы при обучении врачей с использованием дистанционных образовательных технологий // Сеченовский вестник. 2015. Т. 22, № 4. С. 49-52.

19. Андреев А.Л., Новохатько И.М., Осипова А.С. Исследование мотивации научной деятельности в университете как корпорации в рамках институционального подхода // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 20, № 4. С. 27-45.

20. Бузыкина О.В., Рузавина А.С. К вопросу о правовом статусе наставника в трудовых отношениях // Бизнес. Образование. Право. 2020. Т. 51, № 2. С. 256-259. DOI: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.51.270

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»