СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ В ОРДИНАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ИХ МОТИВАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Резюме

Введение. Проводимая в нашей стране модернизация медицинского образования предусматривает совершенствование учебно-воспитательного процесса с различными категориями обучаемых, особое внимание при этом уделяется подготовке ординаторов. Целью настоящего исследования стало обоснование эффективных направлений мотивации врачей-стоматологов к образовательной деятельности в ординатуре.

Материал и методы. Исследование проведено на базе ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) с использованием методов аналитического, логического, статистического и анкетного опроса. К анкетному опросу методом случайной выборки были привлечены 107 респондентов из числа ординаторов и преподавательского состава.

Результаты и обсуждение. Установлено, что приоритетная роль в мотивации ординаторов принадлежит повышению качества отбора абитуриентов на обучение, активизации внутренних мотивов врачей-стоматологов к освоению программы подготовки в ординатуре, совершенствованию профессиональных качеств преподавательского состава, прикреплению ординатора к наставнику, проведению занятий преподавателями с высокой эмоциональной энергией и созданию необходимых условий для проведения образовательного процесса.

Заключение. Проведенное исследование позволило установить, что мотивация врачей-стоматологов к образовательной деятельности является эффективным направлением, обеспечивающим качественное освоение ими программы ординатуры.

Ключевые слова:мотивация, врач-стоматолог, ординатура, обучение, образовательная деятельность

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Трегубов В.Н., Кузнецова М.Ю., Дорофеев А.Е. Совершенствование подготовки врачей-стоматологов в ординатуре посредством их мотивации к образовательной деятельности // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 1. С. 81-90. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-81-90

Основные направления развития системы российского образования концептуально сформулированы и отражены в национальном проекте "Образование", выполнение которого направлено на совершенствование его методической базы, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовку соответствующих профессиональных кадров, их переподготовку и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления данной отраслью [1].

Реализация указанных направлений в системе медицинского образования будет способствовать подготовке врачей, обладающих высоким профессионализмом, клиническим мышлением, коммуникативными навыками, творческим складом ума, современной мировоззренческой культурой и высокой социальной ответственностью. Для достижения данных критериев осуществляется: качественный подбор, расстановка и профессиональное совершенствование педагогического мастерства преподавателей; разработка и своевременная актуализация с учетом требований федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, программ подготовки медицинских специалистов; внедрение в образовательный процесс сетевого, модульного и компетентного подходов, методов активного обучения; обеспечение обучаемых учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами, симуляционным оборудованием; совершенствование их самостоятельной работы; применение дистанционных образовательных технологий; внедрение рейтинговой системы оценки результатов обучения; прохождение выпускниками образовательных организаций и практическими врачами процедуры аккредитации специалистов с последующим их участием в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования и др. [2-4].

Несмотря на реализуемый комплекс мероприятий, еще не удалось достичь ожидаемых результатов в подготовке медицинских кадров. В частности, остается нерешенным вопрос мотивации образовательной деятельности врачей-стоматологов в ординатуре, несмотря на имеющиеся многочисленные труды на данную тему в других областях педагогики, которые убедительно доказывают роль мотивации в повышении успеваемости обучаемых [5-7].

Учитывая актуальность данной темы, целью исследования было обоснование эффективных направлений мотивации врачей-стоматологов к образовательной деятельности в ординатуре.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Для достижения цели исследования использовали методы аналитический, логический, статистический и анкетного опроса. Исследование проводили в течение 2019 и 2020 гг. на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко Института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана и на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний Института стоматологии им. Е.В. Боровского ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет).

На I этапе был проведен анализ доступной научной литературы по вопросам мотивации и оптимизации образовательной деятельности ординаторов. Это позволило с помощью логического метода разработать специальные карты анкетного опроса для ординаторов и преподавательского состава. В последующем методом случайной выборки к исследованию были привлечены 107 респондентов, из них 43 ординатора из числа врачей-стоматологов и 64 преподавателя ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет).

При обосновании выводов использовали результаты исследования, рассчитанные с помощью описательной статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ качественной характеристики респондентов, участвующих в анкетном опросе, показал, что основную долю ординаторов составили лица женского пола - 58,2%, мужского - 41,8%. Их средний возраст - 23,6 года. Ординаторов 1-го года обучения было 33,0%, 2-го года - 67,0%. По бюджету среди них проходили подготовку - 49,0% и по договору -51,0% обучаемых. Средний возраст преподавательского состава - 43,4 года, среди них в качестве респондентов выступили 31,0% мужчин и 69,0% женщин, продолжительность общего стажа их работы в здравоохранении в среднем составляет 19,4 года, а педагогического стажа - 16,9 года. Ученую степень доктора медицинских наук имеют 17,2%, кандидата медицинских наук - 59,4% респондентов. Ученое звание профессор присвоено 6,3%, доцент - 23,4% опрошенных лиц.

Установлено, что у большинства опрошенных врачей-стоматологов первые мотивы, побудившие их поступить в ординатуру, появились в студенческие годы - 88,4%. Среди них 48,9% респондентов данный выбор сделали на выпускном курсе, остальные 39,5% практически равномерно с I по IV курс обучения. В школе определились с будущей специальностью только 11,6% опрошенных лиц.

Мотивированный выбор будущей специальности и подготовка к поступлению в ординатуру по стоматологии способствовали повышению у студентов образовательной и трудовой активности в процессе освоения ими программы специалитета. Так, средний балл успеваемости у опрошенных респондентов с I по V курс в среднем составлял 4,85, что на 20% выше по сравнению с другими обучаемыми. В студенческие годы научной работой занимались 39,5% респондентов, все они опубликовали тезисы в сборниках научно-практических конференций, а 9,3% опрошенных лиц уже имели статьи в научных журналах. До поступления в ординатуру 54,0% респондентов в среднем по 2 года работали на должностях среднего медицинского персонала, а 12,0% после успешного прохождения первичной аккредитации специалиста трудились на врачебных должностях до 1 года.

Основными мотивами выбора респондентами ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) для поступления в ординатуру по стоматологии стали: высокий имидж и сложившиеся традиции образовательной организации - 44,2%; профессиональные характеристики преподавательского состава - 32,5%; возможность получения качественного образования - 23,3%.

После поступления в ординатуру стремление успешно завершить обучение и трудоустроиться по выбранной специальности сохранилось у 81,4% респондентов, стать специалистом в области организации здравоохранения планируют 9,3%, освоить другую врачебную специальность - 4,4%, затруднились ответить на данный вопрос - 4,9% опрошенных лиц. После завершения обучения в ординатуре и трудоустройства 32,5% планируют по выбранной медицинской специальности поступить в аспирантуру и 4,4% стать соискателем ученой степени.

Несмотря на положительный настрой большинства врачей-стоматологов в качественном освоении программы ординатуры, результаты исследования свидетельствуют об имеющихся резервах в мотивационной деятельности. Только 30,3% респондентов указали, что занимаются в ординатуре по выбранной специальности с энтузиазмом, еще 46,5% нравится обучаться в ординатуре, 10,9% осваивают программу подготовки с незначительным интересом и 12,3% затруднились ответить на данный вопрос. В процессе анкетного опроса установлено, что под понятием "обучаться с энтузиазмом" (самоотдачей, увлеченно, страстно) 72,1% респондентов подразумевают неподдельный интерес к выбранной специальности; 41,8% - работу, выполняемую в радость; 25,6% - перспективное дело; 13,9% - хобби; 11,6% - обучение на "отлично"; 4,6% - затруднились ответить на данный вопрос.

Полученные результаты совпадают с мнением опрошенных преподавателей, которые утверждают, что 32,8% врачей-стоматологов с момента поступления в ординатуру относятся к обучению с энтузиазмом и мотивированы на качественное освоение образовательной программы, еще у 29,7% врачей-стоматологов активность в обучении повышается на II курсе ординатуры, остальные 37,5% врачей-стоматологов достаточно инертно осваивают программу ординатуры весь период обучения. При этом на снижение активности в обучении, благодаря профессионализму преподавательского состава, ни один респондент не указал.

Не исключено, что имеющиеся резервы в повышении положительного настроя врачей-стоматологов качественно осваивать программу ординатуры изначально связаны с методикой их отбора для обучения, ориентированной не на мотивированных абитуриентов, а на лиц с высокой теоретической подготовкой. Об этом свидетельствует мнение ординаторов о целесообразности приоритетного использования в процессе конкурсного отбора результатов тестового контроля, которую считают объективной, обеспечивающей качественный отбор в ординатуру, 23,3% опрошенных лиц, 58,6% респондентов оценили ее отрицательно и еще 18,1% затруднились с ответом на данный вопрос.

Об имеющихся резервах в мотивационной деятельности также свидетельствует достаточно низкий уровень участия ординаторов в научной работе, которой занимаются только 34,9% респондентов, еще 25,6% указали, что планируют ее выполнять в последующем, остальные 39,5% затруднились ответить на данный вопрос. Несколько лучше выглядит показатель освоения ординаторами современных лечебно-диагностических методик, к которым приобщены 44,2% врачей-стоматологов, еще 11,6% планируют их осваивать более активно, 27,9% осваивают их по мере возможности в объеме программы подготовки в ординатуре, 16,3% опрошенных лиц затруднились ответить на данный вопрос.

Установлено, что для опрошенных врачей-стоматологов наиболее значимой является внешняя оценка их успешной деятельности со стороны пациентов, коллег и преподавателей - 58,1%, внутренняя самооценка своего профессионализма приоритетна только для 39,6% респондентов, еще 2,3% ординаторов затруднились ответить на данный вопрос. По мнению 65,6% преподавательского состава, для врачей-стоматологов наиболее значимой также является внешняя оценка их деятельности в ординатуре, 31,3% преподавателей указали на значимость внутренней самооценки для врачей-стоматологов в ординатуре и 3,1% преподавателей затруднились ответить на данный вопрос.

Факторы, влияющие на мотивы врачей-стоматологов по эффективному освоению учебного материала в ординатуре

Как следует из таблицы, наиболее значимыми факторами, влияющими на мотивы врачей-стоматологов по эффективному освоению учебного материала в ординатуре, являются:

- по мнению ординаторов - высокий профессионализм преподавателей (58,1%), проведение занятий преподавателями с высокой эмоциональной энергией (46,5%) и прикрепление ординатора к наставнику (39,5%);

- по мнению преподавателей - прикрепление ординатора к наставнику (81,2%), высокий профессионализм преподавателей (65,6%), предоставление возможности врачам-стоматологам трудоустроиться после ординатуры в ведущий отечественный медицинский центр (59,4%), создание необходимых условий для обучения (50,0%);

- респонденты обеих групп указали, что на мотивацию образовательной деятельности врачей-стоматологов в ординатуре в меньшей степени влияют использование симуляционного обучения и методов активного обучения.

ОБСУЖДЕНИЕ

Мотивация является одной из функций управления и во взаимодействии с планированием, организацией и контролем обеспечивает успешное выполнение решаемых задач [8, 9]. Наиболее часто мотивация рассматривается как процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей или целей организации [10].

Учебная мотивация подразделяется на профессиональную - наличие устойчивого желания получить профессию; познавательную - стремление получить новые знания; прагматическую - совпадает с желанием иметь высокий заработок; личностного престижа - движимая желанием самоутвердиться и занять более высокое положение в обществе; социальную - характеризуется стремлением принести пользу обществу и т.д. [11].

До настоящего времени менеджерами, педагогами, психологами и другими специалистами ведется дискуссия о механизме влияния мотивации на активность деятельности человека. Простая модель мотивации связывает повышение эффективности в деятельности с влиянием на потребности человека посредством внутренних и внешних факторов. Согласно теории ожиданий, не только потребность является необходимым условием мотивации человека для успешного достижения цели, но и выбранный тип поведения людей с учетом их восприятия и сознания ожидаемого результата и вознаграждения за счет затраченных усилий [12]. Теория дуалистической страсти обосновывает изменение в поведении человека по гармоничной или навязчивой форме. Гармоничная страсть побуждает людей выбирать занятие, которое они любят, что приводит к более адаптивным результатам. И наоборот, навязчивая страсть приводит к неконтролируемым действиям, которые дают менее адаптивные результаты [13, 14].

Несмотря на различные взгляды ученых на механизм влияния мотивации на деятельность человека, накопленный практический опыт и полученные результаты исследований по данному вопросу позволяют обосновать ряд закономерностей, которые уже в настоящее время можно применять на практике для повышения у людей активности, интереса, самоотдачи, страсти, увлеченности, энтузиазма и т.д. к выполняемой деятельности.

В современных условиях роль мотивации в повышении эффективности получаемого человеком образования уже не вызывает сомнения. Учитывая выбор молодыми людьми будущей специальности в школьный период (11,6%) и в студенческие годы на различных курсах (88,4%), становится очевидным необходимость проведения мотивации их образовательной деятельности на всех этапах обучения, что способствует повышению у них учебной и трудовой активности в ординатуре.

Качественный профессиональный отбор врачей-стоматологов для обучения в ординатуре не должен основываться только на оценке уровня результатов их тестового контроля, о чем свидетельствует мнение 58,6% респондентов из числа ординаторов. Важное место в данном процессе принадлежит анализу ранее достигнутых абитуриентом результатов и изучению мотивационной составляющей их поступления в ординатуру.

Как свидетельствуют результаты предыдущих исследований, наибольших успехов можно достичь при развитии у людей внутренних мотивов, связанных с самим процессом обучения или их деятельности [10, 15, 16]. Внутренняя мотивация способствует повышению активности обучаемых, вовлечению их в самостоятельную познавательную деятельность, развивает у них стремление к интеллектуальному успеху, желание качественно выполнять свои обязанности, обеспечивает их личностную самореализацию и др. [15, 17].

Выявленная в процессе исследования приоритетная роль внешних мотивов в качественном освоении врачами-стоматологами программы ординатуры свидетельствует о прагматичном их настрое на конечный результат, заключающийся в получении диплома специалиста и свидетельства об аккредитации, успешном трудоустройстве, получении высокого дохода от трудовой деятельности, создании достойного личного имиджа среди коллег и пациентов и др. Данные обстоятельства указывают на необходимость повышения работы по профессиональному воспитанию среди этой категории обучаемых, в том числе с помощью использования дистанционных образовательных технологий [18].

Важные направления мотивационной работы с ординаторами - их привлечение к научно-исследовательской работе, участию в научно-практических конференциях и олимпиадах, межвузовскому сотрудничеству, что способствует росту их личностного авторитета и повышению авторитета образовательных организаций, которые они представляют. В данном направлении следует приоритетно использовать индивидуальный подход к обучаемым и личностно-ориентированные педагогические технологии [19].

Эффективными направлениями мотивации образовательной деятельности врачей-стоматологов в ординатуре являются совершенствование профессиональных качеств преподавательского состава, проведение ими занятий с высокой эмоциональной энергией, использование современного учебного оборудования. Максимальное погружение ординаторов в профессиональную сферу здравоохранения успешно достигается посредством наставничества, которое обеспечивает освоение врачами-стоматологами необходимых компетенций образовательных стандартов и трудовых функций профессиональных стандартов [1, 20].

Как свидетельствуют результаты проведенного исследования высокий профессионализм преподавательского состава, имидж и сложившиеся традиции в образовательной организации, возможность получения обучаемыми качественного образования способствуют выбору врачами-стоматологами медицинской образовательной организации для поступления в ординатуру.

ВЫВОДЫ

1. Мотивация образовательной деятельности врачей-стоматологов является эффективным направлением, обеспечивающим качественное освоение ими программы ординатуры.

2. При отборе врачей-стоматологов для обучения в ординатуре, помимо оценки уровня их теоретической подготовки с помощью тестирования, целесообразно анализировать ранее достигнутые абитуриентами результаты и изучать мотивационную составляющую их поступления в ординатуру.

3. Приоритетная роль внутренней мотивации в подготовке врачей-стоматологов, связанных с самим процессом обучения, обеспечивающим повышение активности ординаторов, вовлечение их в самостоятельную познавательную деятельность, развитие у них стремления к интеллектуальному успеху и желание качественно выполнять свои обязанности.

4. Эффективными направлениями мотивации образовательной деятельности врачей-стоматологов в ординатуре являются: совершенствование профессиональных качеств преподавательского состава, прикрепление ординатора к наставнику, проведение занятий преподавателями с высокой эмоциональной энергией и создание необходимых условий для проведения образовательного процесса.

Литература

1. Ложкина Т.Ю. Интеграционные процессы в профессиональной подготовке медицинских специалистов через систему наставничества // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. Т. 205, № 8. С. 61-70. DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2019-8-61-70

2. Алимова И.Л., Ибатулин А.Г., Каландия М.Р. и др. Удовлетворенность потребителей образовательных услугой как инструмент улучшения качества подготовки кадров высшей квалификации по специальностям неонатология и педиатрия // Смоленский медицинский альманах. 2017. № 2. С. 54-57.

3. Амлаев К.Р., Койчуева С.М., Хрипунова А.А. и др. Сравнительный анализ профессиональной мотивации и карьерных установок студентов медицинских и многопрофильных вузов по данным анкетирования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 134-142.

4. Сизова Ж.М., Трегубов В.Н., Малахова Т.Н. Актуальные вопросы подготовки врачей-стоматологов к аккредитации специалистов // Стоматология. 2017. Т. 96, № 2. С. 66-69. DOI: https://doi.org/10.17116/stomat201796266-69

5. Гижов В.А., Капичников А.И., Поздникин А.А. и др. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества трехступенчатого высшего образования // Качество. Инновации. Образование. 2016. Т. 139, № 12. С. 24-27.

6. Кузнецов В.В., Кузина И.Г., Косилов К.В. и др. Взаимосвязь успеваемости, академической мотивации и профессионального выгорания с самооценкой качества жизни у студентов старших курсов медицинских специальностей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 52-65.

7. Мороз О.Н., Нитяго И.В., Кочетова Е.А. и др. Мотивация к образованию в вузе // Актуальные вопросы образования. 2017. № 1-2. С. 198-202.

8. Надреева Л.Л., Ахметова И.А., Афанасьев А.А. Мотивация труда как функция управления образованием // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 358.

9. Трегубов В.Н., Шаповалова М.А. Годовое планирование работы кафедр медицинской образовательной организации // Сеченовский вестник. 2015. Т. 22, № 4. С. 41-44.

10. Блохин А.Л. Мотивация студента, как одна из составляющих формирования человеческого капитала // Проблемы современного педагогического образования. 2016. Т. 53, № 3. С. 37-43.

11. Демина А.В., Крюкова А.В. Роль мотивации в развитии творческой индивидуальности студента социального вуза в процессе профессионального образования // Социальные науки. 2015. Т. 7, № 4. С. 18-26.

12. Богданов Ю.В. Мотивация студента к обучению: Теория и практика // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 4-3. С. 253-257.

13. Stoeber J., Childs J.H., Hayward J.A. et al. Passion and motivation for studying: Predicting academic engagement and burnout in university students // Educ. Psychol. 2011. Vol. 31. Р. 513-528.

14. Vallerand R.J. On the psychology of passion: In search of what makes people’s lives most worth living // Can. Psychol. 2008. Vol. 49. Р. 1-13.

15. Курденкова О.П. Образование длиною в жизнь: внешние и внутренние конструкторы личностной мотивации // Вестник МГИМО-Университета. 2015. Т. 40, № 1. С. 237-242.

16. Эдильсултанова З.Х. Представление о роли учебной мотивации в образовании // Профессиональные представления. 2017. Т. 9, № 1. С. 105-109.

17. Глебова Г.В. Профессиональная мотивация и самореализация в процессе непрерывного образования // Профессиональное образование и общество. 2019. Т. 32, № 4. С. 81-91.

18. Трегубов В.Н. Особенности проведения воспитательной работы при обучении врачей с использованием дистанционных образовательных технологий // Сеченовский вестник. 2015. Т. 22, № 4. С. 49-52.

19. Андреев А.Л., Новохатько И.М., Осипова А.С. Исследование мотивации научной деятельности в университете как корпорации в рамках институционального подхода // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 20, № 4. С. 27-45.

20. Бузыкина О.В., Рузавина А.С. К вопросу о правовом статусе наставника в трудовых отношениях // Бизнес. Образование. Право. 2020. Т. 51, № 2. С. 256-259. DOI: https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.51.270

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной хирургии №1 ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, генеральный директор ООО "ГЭОТАР-Мед", генеральный представитель AMEE (Ассоциация по медицинскому образованию в Европе), председатель Оргкомитета форума "РОСМЕДОБР", член Европейского симуляционного общества (SESAM) и Международного медицинского симуляционного сообщества (SSH), Москва, Российская Федерация
РОСМЕДОБР 2021
Медицина сегодня
IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии.

IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии 28-30 апреля 2022 г. в Екатеринбурге состоится IX Евро-Азиатская конференция по офтальмохирургии (ЕАКО). Свое название конференция получила неслучайно, ведь именно в городе, расположенном на границе Европы и Азии, раз в два...

III Съезд онкологов Московской области.

III Съезд онкологов Московской области 22 октября 2021 года состоится III Съезд онкологов Московской области. Специалисты Подмосковья, занимающиеся лечением злокачественных новообразований разных локализаций, снова встретятся, чтобы обсудить проблемы, новые тренды в...

Образовательная сессия "Амбулаторный приём"

Самые актуальные данные по фармакотерапии для вас! Приглашаем врачей поликлиник 14 сентября в 09:00 (мск) присоединиться к научно-образовательной сессии "Амбулаторный приём". Доступен очный и заочный формат мероприятия. ВАС ЖДУТ: насыщенная научная и культурная программа,...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»